система управления продольным движением самолета

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА (RU),
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "СОКОЛ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-08-28
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления продольным движением летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата система управления продольным движением самолета содержит датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета, гировертикаль, блок вычисления модуля, суммирующие усилители, блок формирования заданного значения угла тангажа, датчик высоты, задатчик высоты, блок формирования заданного значения угла тангажа и др. При этом система управления продольным движением самолета обеспечивает оптимальные показатели переходных процессов самолета по высоте во всем эксплуатационном диапазоне изменений скоростей и высот полета. Эффективность предлагаемой системы, реализованной в пилотажно-навигационном комплексе, подтверждена в ходе летных испытаний воздушной мишени, созданной в ОАО «ОКБ «СОКОЛ». 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

Формула изобретения

1. Система управления продольным движением самолета, реализующая закон управления вида

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 З - заданное значение угла тангажа,

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение угла тангажа;

|система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 | - модуль текущего значения угла крена;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z - угловая скорость относительно поперечной оси летательного аппарата;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ;

Н - текущее значение высоты полета;

НЗ - заданное значение высоты полета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение вертикальной скорости;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - передаточные коэффициенты по тангажу, по углу крена в канале тангажа, угловой скорости относительно поперечной оси, высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте соответственно, содержащая датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета, выход которого соединен с первым входом первого суммирующего усилителя, гировертикаль, первый выход которой через блок вычисления модуля соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, а второй выход соединен с первым входом первого сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом блока формирования заданного значения угла тангажа, выход первого сумматора соединен с третьим входом первого суммирующего усилителя, датчик высоты, соединен с первым входом второго сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом задатчика высоты, выход которого соединен с первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, второй, входы которого соединен с выходом датчика вертикальной скорости, выходом системы управления продольным движением самолета является выход привода руля высоты, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя, отличающаяся тем, что дополнительно введены датчик скоростного напора и датчик истинной воздушной скорости, выходы которых соединены соответственно с третьим и четвертым входами блока формирования заданного значения угла тангажа и блок формирования заданного значения угла тангажа содержит интегратор, вход которого, соединенный с первым входом первого блока умножения, является первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, третий блок умножения, второй вход которого является вторым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, а выход соединен с третьим входом третьего сумматора, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами первого блока умножения и второго блока умножения, вычислитель, формирующий в процессе полета передаточные коэффициенты по высоте, вертикальной скорости, и интегралу по высоте, обеспечивающие оптимальные переходные процессы самолета по высоте на различных режимах полета в соответствии с минимумом интегрально-квадратичного критерия качества

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 1, система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 2 - весовые коэффициенты, задающие требуемый вид и длительность переходного процесса по высоте,

в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

m - масса самолета;

q - значение скоростного напора;

V - значение истинной воздушной скорости;

S - площадь крыла самолета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - производная по углу атаки от коэффициента подъемной силы;

a1, а2 и а3 - коэффициенты характеристического полинома передаточной функции замкнутой системы по высоте при заданном значении высоты полета НЗ,

первый и второй входы которого являются соответственно третьим и четвертым входами блока формирования заданного значения угла тангажа, а первой и второй выходы соединены соответственно с вторыми входами первого блока умножения и второго блока умножения, третий выход вычислителя соединен с первым входом третьего блока умножения, выход интегратора соединен с первым входом второго блока умножения, выходом блока формирования заданного значения угла тангажа является выход третьего сумматора.

2. Система управления продольным движением самолета по п.1, отличающаяся тем, что вычислитель блока формирования заданного значения угла тангажа для случая переходного процесса по высоте с перерегулированием, не превышающим пяти процентов от заданного значения высоты полета НЗ, коэффициенты характеристического полинома передаточной функции замкнутой системы по высоте при заданного значения высоты полета НЗ формирует в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - положительная константа, назначаемая по соображениям конструктивности передаточных чисел;

tp - желаемое время регулирования самолета по высоте.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета и может быть использовано для управления продольным движением летательных аппаратов.

Известна система управления продольным движением самолета (Система автоматического управления САУ-23А серия 2. Назначение, принцип действия, законы управления. Техническое описание 6А2.550.045-4ТО (в четырех частях. Часть первая). Редакция I-77) - [1, с.20], реализующая закон управления стабилизатором вида

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

T13, T11 - постоянные времени фильтров, p - оператор Лапласа, iсистема управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , iсистема управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , iH, iny - постоянные коэффициенты пропорциональности; µZ(q), µZ1 (q) - коэффициенты пропорциональности, изменяющиеся в зависимости от скоростного напора q; система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ,

содержащая датчик нормальной перегрузки ny, датчик угловой скорости относительно поперечной оси система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z, датчик угла атаки система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , датчик угла тангажа система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , датчик текущего значения высоты H, датчик скоростного напора q и задатчик требуемого значения высоты HЗ, а также фильтры и блоки вычисления коэффициентов пропорциональности.

Недостатком данной системы является невозможность получения одинаковых показателей переходных процессов по высоте в широком диапазоне изменений скоростей и высот в зависимости от режима полета летательного аппарата ввиду коррекции только лишь сигнала по угловой скорости относительно поперечной оси.

Известна система управления продольным движением самолета (Бортовые системы управления полетом. Под ред. Ю.В.Байбородина - М.: Транспорт, 1975) - [2], реализующая закон управления вида

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

где

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 З - заданное значение угла тангажа

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение угла тангажа;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - модуль текущего значения угла крена;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z - угловая скорость относительно поперечной оси летательного аппарата;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ;

H - текущее значение высоты полета;

HЗ - заданное значение высоты полета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение вертикальной скорости;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - передаточные коэффициенты по тангажу, по углу крена в канале тангажа, угловой скорости относительно поперечной оси, высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте соответственно,

содержащая датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета, выход которого соединен с первым входом первого суммирующего усилителя, гировертикаль, первый выход которой через блок вычисления модуля соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, а второй выход соединен с первым входом первого сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом блока формирования заданного значения угла тангажа, выход первого сумматора соединен с третьим входом первого суммирующего усилителя, датчик высоты соединен с первым входом второго сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом задатчика высоты, выход которого соединен с первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, второй вход которого соединен с выходом датчика вертикальной скорости, выходом системы управления продольным движением самолета является выход привода руля высоты, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя.

Данная система не позволяет получить оптимальные показатели переходных процессов по высоте в широком диапазоне изменений скоростей и высот полета вследствие использования постоянных значений передаточных коэффициентов. Неизменная настройка значений передаточных коэффициентов позволяет обеспечить оптимальные показатели переходных процессов самолета лишь в узком диапазоне скоростей и высот полета, что неприемлемо для современных многорежимных летательных аппаратов.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является обеспечение оптимальных показателей переходных процессов самолета по высоте во всем эксплуатационном диапазоне изменений скоростей и высот полета.

Технический результат достигается тем, что в систему управления продольным движением самолета, реализующую закон управления вида

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

где

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 З - заданное значение угла тангажа

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение угла тангажа;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - модуль текущего значения угла крена;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z - угловая скорость относительно поперечной оси летательного аппарата;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ;

H - текущее значение высоты полета;

HЗ - заданное значение высоты полета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение вертикальной скорости;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 , система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - передаточные коэффициенты по тангажу, по углу крена в канале тангажа, угловой скорости относительно поперечной оси, высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте соответственно,

содержащую датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета, выход которого соединен с первым входом первого суммирующего усилителя, гировертикаль, первый выход которой через блок вычисления модуля соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, а второй выход соединен с первым входом первого сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом блока формирования заданного значения угла тангажа, выход первого сумматора соединен с третьим входом первого суммирующего усилителя, датчик высоты соединен с первым входом второго сумматора, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом задатчика высоты, выход которого соединен с первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, второй вход которого соединен с выходом датчика вертикальной скорости, выходом системы управления продольным движением самолета является выход привода руля высоты, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя,

дополнительно введены датчик скоростного напора и датчик истинной воздушной скорости, выходы которых соединены соответственно с третьим и четвертым входами блока формирования заданного значения угла тангажа, а блок формирования заданного значения угла тангажа содержит интегратор, вход которого, соединенный с первым входом первого блока умножения, является первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, третий блок умножения, второй вход которого является вторым входом блока формирования заданного значения угла тангажа, а выход соединен с третьим входом третьего сумматора, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами первого блока умножения и второго блока умножения, вычислитель, формирующий в процессе полета передаточные коэффициенты по высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте, обеспечивающие оптимальные переходные процессы самолета по высоте на различных режимах полета в соответствии с минимумом интегрально-квадратичного критерия качества

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 1, система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 2 - весовые коэффициенты, задающие требуемый вид и длительность переходного процесса по высоте,

в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

m - масса самолета;

q - значение скоростного напора;

V - значение истинной воздушной скорости;

S - площадь крыла самолета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - производная по углу атаки от коэффициента подъемной силы;

a1, a2, a3 - коэффициенты характеристического полинома передаточной функции замкнутой системы по высоте при заданном значении высоты полета HЗ, для случая переходного процесса по высоте с перерегулированием, не превышающим пяти процентов от заданного значения высоты полета НЗ, вычисляются в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - положительная константа, назначаемая по соображения конструктивности передаточных чисел;

tp - желаемое время регулирования самолета по высоте,

первый и второй входы которого являются соответственно третьим и четвертым входами блока формирования заданного значения угла тангажа, а первой и второй выходы соединены соответственно с вторыми входами первого блока умножения и второго блока умножения, третий выход вычислителя соединен с первым входом третьего блока умножения, выход интегратора соединен с первым входом второго блока умножения, выходом блока формирования заданного значения угла тангажа является выход третьего сумматора.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1-2.

Фиг.1 - блок-схема системы управления полетом самолета, реализующей предложенный способ управления полетом самолета.

Фиг.2 - блок-схема блока формирования заданного значения угла тангажа.

Система управления полетом самолета содержит

1 - датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета;

2 - гировертикаль;

3 - блок вычисления модуля;

4 - первый сумматор;

5 - первый суммирующий усилитель;

6 - привод руля высоты;

7 - датчик высоты;

8 - задатчик высоты;

9 - второй сумматор;

10 - блок формирования заданного значения угла тангажа;

11 - датчик вертикальной скорости;

12 - датчик скоростного напора;

13 - датчик истинной воздушной скорости.

Приняты следующие обозначения:

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z - угловая скорость относительно поперечной оси самолета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение угла крена;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение угла тангажа;

H - текущее значение высоты полета;

HЗ - заданное значение высоты полета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 З - заданное значение угла тангажа;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - текущее значение вертикальной скорости;

q - значение скоростного напора;

V - значение истинной воздушной скорости;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 B - угол отклонения руля высоты.

Система управления полетом самолета содержит датчик угловой скорости относительно поперечной оси самолета 1, выход которого соединен с первым входом первого суммирующего усилителя 5, гировертикаль 2, первый выход которой через блок вычисления модуля 3 соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя 5, а второй выход соединен с первым входом первого сумматора 4, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом блока формирования заданного значения угла тангажа 10, выход первого сумматора 4 соединен с третьим входом первого суммирующего усилителя 5, датчик высоты 7 соединен с первым входом второго сумматора 9, второй, инвертирующий, вход которого соединен с выходом задатчика высоты 8, выход которого соединен с первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа 10, второй, третий и четвертый входы которого соединены соответственно с выходами датчика вертикальной скорости 11, датчика скоростного напора 12 и датчика истинной воздушной скорости 13, выходом системы управления полетом самолета является выход привода руля высоты 6, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя 5.

Блок формирования заданного значения угла тангажа 10 содержит

14 - интегратор;

15 - первый блок умножения;

16 - второй блок умножения;

17 - третий сумматор;

18 - вычислитель;

19 - третий блок умножения.

Блок формирования заданного значения угла тангажа 10 содержит интегратор 14, вход которого, соединенный с первым входом первого блока умножения 15, является первым входом блока формирования заданного значения угла тангажа 10, третий блок умножения 19, второй вход которого является вторым входом блока формирования заданного значения угла тангажа 10, а выход соединен с третьим входом третьего сумматора 17, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами первого блока умножения 15 и второго блока умножения 16, вычислитель 18, первый и второй входы которого являются соответственно третьим и четвертым входами блока формирования заданного значения угла тангажа 10, а первой и второй выходы соединены соответственно со вторыми входами первого блока умножения 15 и второго блока умножения 16, третий выход вычислителя 18 соединен с первым входом третьего блока умножения 19, выход интегратора 14 соединен с первым входом второго блока умножения 16, выходом блока формирования заданного значения угла тангажа 10 является выход третьего сумматора 17.

Работа системы происходит следующим образом. Производят измерение угловой скорости относительно поперечной оси летательного аппарата, угла крена и текущего значения угла тангажа. Для этого с выхода датчика угловой скорости относительно поперечной оси самолета 1 сигнал система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 Z поступает на первый вход первого суммирующего усилителя 5. С первого выхода гировертикали 2 сигнал текущего значения угла крена система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 поступает на первый вход блока вычисления модуля 3, а затем на второй вход первого суммирующего усилителя 5. Данный сигнал предупреждает потерю высоты вследствие уменьшения вертикальной составляющей подъемной силы самолета при крене самолета. Со второго выхода гировертикали 2 сигнал текущего значения угла тангажа поступает на первый вход первого сумматора 4.

Производят измерение текущей высоты полета и вертикальной скорости. С выхода датчика высоты 7 сигнал текущего значения высоты полета H поступает на первый вход второго сумматора 9, на второй, инвертирующий, вход которого поступает сигнал заданного значения высоты полета HЗ с выхода задатчика высоты 8. На выходе второго сумматора 9 формируется сигнал разности заданного и текущего значения высоты полета система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ, который поступает на первый вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10. С выхода датчика вертикальной скорости 11 сигнал текущего значения вертикальной скорости система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 поступает на второй вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10.

Измеряют скоростной напор и истинную воздушную скорость. С выхода датчика скоростного напора 12 значение скоростного напора q поступает на третий вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10. С выхода датчика истинной воздушной скорости 13 значение истинной воздушной скорости V поступает на четвертый вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10.

Сигнал заданного значения угла тангажа система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 З, формируемый в блоке формирования заданного значения угла тангажа 10, обеспечивает стабилизацию заданной высоты полета в соответствии с алгоритмом:

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

Для этого, подаваемый на первый вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10 сигнал разности заданного и текущего значения высоты полета система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 H=H-HЗ поступает на первый вход первого блока умножения 15, а также на вход интегратора 14, на выходе которого формируется сигнал

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

поступающий на первый вход второго блока умножения 16. Подаваемый на второй вход блока формирования заданного значения угла тангажа 10 сигнал текущего значения вертикальной скорости система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 поступает на второй вход третьего блока умножения 19. Сигналы скоростного напора q и истинной воздушной скорости V, поступающие на третий и четвертый входы блока формирования заданного значения угла тангажа 10 поступают на первый и второй входы вычислителя 18 соответственно.

Вычислитель 18 производит вычисление передаточных коэффициентов по высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте, обеспечивающих минимум интегрально-квадратичного критерия качества

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 1, система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 2 - весовые коэффициенты, задающие требуемый вид и длительность переходного процесса по высоте.

Работа вычислителя 18 происходит в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

где

a1, a 2, a3 - коэффициенты характеристического полинома передаточной функции замкнутой системы по высоте при управляющем воздействии HЗ, минимизирующие интегрально-квадратичный критерий качества

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

m - масса самолета;

q - значение скоростного напора;

V - значение истинной воздушной скорости;

S - площадь крыла самолета;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - производная по углу атаки от коэффициента подъемной силы.

Значения скоростного напора и истинной воздушной скорости, изменяющиеся в процессе полета самолета, поступают с соответствующих датчиков. Остальные параметры, входящие в алгоритмы, являются неизменяемыми в процессе полета и заданы заранее.

Задавая весовые коэффициенты система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 1, система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 2 можно получить переходные процессы по высоте самолета разного вида и длительности. Одним из наиболее распространенных вариантов являются переходные процессы с относительным коэффициентом затухания система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 . Для этого значения относительного коэффициента затухания переходной процесс самолета по высоте протекает с перерегулированием, не превышающим пяти процентов от заданного значения. Однако используемый интегрально-квадратичный критерий качества позволяет реализовать переходные процессы по высоте и с другими неотрицательными значениями относительного коэффициента затухания в соответствии с задачами пилотирования.

Меняющиеся в процессе полета значения передаточных коэффициентов по высоте, вертикальной скорости и интегралу по высоте, доставляющие минимум интегрально-квадратичному критерию качества, позволяют обеспечить оптимальные показатели переходных процессов самолета по высоте во всем эксплуатационном диапазоне изменений скоростей и высот полета.

Для случая переходного процесса по высоте с перерегулированием, не превышающим пяти процентов от заданного значения, коэффициенты характеристического полинома передаточной функции замкнутой системы по высоте при заданном значении высоты полета HЗ, минимизирующие интегрально-квадратичный критерий качества, вычисляются в вычислителе 18 в соответствии с алгоритмом

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ;

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 ,

система управления продольным движением самолета, патент № 2379738 - положительная константа, назначаемая по соображениям конструктивности передаточных чисел.

tp - желаемое время регулирования самолета по высоте.

Найденные значения передаточных коэффициентов по высоте, интегралу по высоте и вертикальной скорости с первого, второго и третьего выхода вычислителя 18 поступают соответственно на второй вход первого блока умножения 15, второй вход второго блока умножения 16 и первый вход третьего блока умножения 19, где происходит их перемножение с соответствующими сигналами. С выходов первого, второго и третьего блоков умножения сигналы поступают на усилитель 17, где происходит их суммирование и формирование сигнала заданного значения угла тангажа.

Выход блока суммирования 17 является выходом блока формирования заданного значения угла тангажа 10.

С выхода блока формирования заданного значения угла тангажа 10 сформированный сигнал поступает на второй, инвертирующий, вход первого сумматора 4, с выхода которого сигнал поступает на третий вход первого суммирующего усилителя 5. Суммирующий усилитель 5 производит суммирование поступающих на его входы сигналов с соответствующими постоянными передаточными коэффициентами по тангажу, по углу крена в канале тангажа и угловой скорости относительно поперечной оси.

Сформированный на выходе первого суммирующего усилителя 5 сигнал управления поступает на привод руля высоты 6, вызывающего непосредственное отклонение руля высоты.

Предлагаемая система обеспечивает оптимальные показатели переходных процессов самолета по высоте во всем эксплуатационном диапазоне изменений скоростей и высот полета. Эффективность предлагаемой системы, реализованной в пилотажно-навигационном комплексе, подтверждена в ходе летных испытаний воздушной мишени, созданной в ОАО «ОКБ «СОКОЛ».

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх