способ оценки и прогноза функционального состояния работников транспортных профессий

Классы МПК:A61B5/00 Измерение для диагностических целей
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-08-14
публикация патента:

Изобретение относится к области медицинской диагностики и позволяет оценить функциональное психофизиологическое состояние человека, получить заключение о состоянии работника, о необходимости очередного обследования или реабилитационных процедур. Осуществляют регистрацию в динамике значений 3-х групп показателей: физиологических, отражающих состояние сердечно-сосудистой системы, психофизиологических, отражающих состояние нервно-анализаторной системы, и психологических, характеризующих уровень тревожности и психической адаптации организма. Оценивают их по популяционным нормам в соответствии с четырьмя градациями: 1 - плохое состояние, 2 - пониженное, 3 - удовлетворительное, 4 - хорошее. Определяют средние оценки для выделенных групп показателей, среднюю оценку для всех показателей - общая оценка функционального состояния, округляют их и оценивают в соответствии с теми же 4 градациями. По результатам оценок текущих значений отдельных показателей, средних оценок групповых показателей и общей оценки функционального состояния, а также по результатам их сопоставления с данными предыдущих исследований дают прогноз о характере и выраженности изменений отдельных показателей, групп показателей и общего функционального состояния, обосновываются рекомендации: отсутствие изменений - при наличии изменений показателя в пределах одной градации; улучшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значения показателя на одну более высокую градацию; значительное улучшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значения показателя на две и более высокие градации; ухудшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значений показателя на одну более низкую градацию; значительное ухудшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значений показателя на две и более низкие градации; необходимость внеочередного расширенного психофизиологического обследования работника - при снижении средней оценки одной из групп показателей на одну градацию или оценки одного из отдельных показателей на две градации или оценки двух и более отдельных показателей на одну градацию; необходимость разработки и назначения профессионально ориентированного комплекса профилактических, коррекционных, восстановительных и реабилитационных мероприятий - при снижении общей оценки функционального состояния на одну градацию, или средней оценки одной из групп показателей на две градации, или снижении средней оценки двух и более групп показателей на одну градацию. Способ позволяет за короткий отрезок времени (30-35 минут) получить комплексную оценку текущего функционального состояния работников транспортных профессий, дать прогноз по его изменению, определить необходимость назначения углубленного психофизиологического обследования, проведения реабилитационных процедур, оценить их эффективность. 13 табл.

Формула изобретения

Способ оценки и прогноза функционального состояния работников транспортных профессий, заключающийся в регистрации в динамике значений 3-х групп показателей: физиологических, отражающих состояние сердечно-сосудистой системы, психофизиологических, отражающих состояние нервно-анализаторной системы, и психологических, характеризующих уровень тревожности и психической адаптации организма, их оценке по популяционным нормам в соответствии с четырьмя градациями: 1 - плохое состояние, 2 - пониженное, 3 - удовлетворительное, 4 - хорошее, определении средних оценок для выделенных групп показателей, определении средней оценки для всех показателей - общая оценка функционального состояния, их округлении и оценки в соответствии с теми же 4 градациями, отличающийся тем, что по результатам оценок текущих значений отдельных показателей, средних оценок групповых показателей и общей оценки функционального состояния, а также по результатам их сопоставления с данными предыдущих исследований дается прогноз о характере и выраженности изменений отдельных показателей, групп показателей и общего функционального состояния, обосновываются рекомендации: отсутствие изменений - при наличии изменений показателя в пределах одной градации; улучшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значения показателя на одну более высокую градацию; значительное улучшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значения показателя на две и более высоких градации; ухудшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значений показателя на одну более низкую градацию; значительное ухудшение функционального состояния по данному показателю - при переходе значений показателя на две и более низких градации; необходимость внеочередного расширенного психофизиологического обследования работника - при снижении средней оценки одной из групп показателей на одну градацию или оценки одного из отдельных показателей на две градации, или оценки двух и более отдельных показателей на одну градацию; необходимость разработки и назначения профессионально ориентированного комплекса профилактических, коррекционных, восстановительных и реабилитационных мероприятий - при снижении общей оценки функционального состояния на одну градацию или средней оценки одной из групп показателей на две градации, или снижении средней оценки двух и более групп показателей на одну градацию.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицинской диагностики и позволяет оценить функциональное психофизиологическое состояние человека. Способ пригоден для проведения автоматизированного психофизиологического обследования работников транспортных профессий.

О функциональном состоянии человека можно судить по совокупности психофизиологических показателей. Известен способ оценки по показателю активности регуляторных систем, рассчитанному по спектральным и математико-статистическим характеристикам сердечного ритма (Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979). Развитие этого способа - патент РФ № 2028078, МПК А61В 5/04 «Устройство для контроля и коррекции функционального состояния человека», которое позволяет предъявлять физиологические параметры и интегральную балльную оценку состояния человека как исследователю, так и обследуемому для экспресс-контроля и самоконтроля. Способ позволяет оценить интегральный показатель сердечно-сосудистой системы ПАРС. Недостатком его является оценка лишь одной из составляющих функционального состояния человека - состояния сердечно-сосудистой системы.

Известен «Способ оценки функционального состояния центральной нервной системы человека» по патенту РФ № 2289297, МПК А61В 5/00, включающий измерение подобранных физиологических показателей. Способ применим для предрейсового или предсменного контроля оперативного персонала специализированных служб и не предназначен для долговременной оценки и прогноза состояния.

Для работников транспортных профессий необходим как предрейсовый контроль физиологического состояния, так и оценка дезадаптационных расстройств функционального состояния работников, прогноз их работоспособности и уровня здоровья. Своевременное выявление нарушений функционального состояния и их последующая коррекция необходимы для поддержания профессиональной работоспособности, повышения профессиональной надежности и сохранения здоровья работников.

В настоящее время общепринятым является положение о том, что переход от состояния профессиональной пригодности к состоянию неудовлетворительной профессиональной работоспособности является скачкообразным процессом неизбежного снижения способности человека приспосабливаться к эффективному выполнению профессионально-производственной деятельности.

При таком подходе рассматривается два уровня профессиональной пригодности: человек годен или не годен к выполнению работы по профессии.

Предлагается иной подход к оценке и прогнозу профессиональной пригодности, который основан на следующих теоретических положениях.

Уровень профессионально важных качеств в большей степени обусловлен врожденными свойствами нервной системы индивидуума, но может существенно изменяться - улучшаться или ухудшаться при созревании или старении организма, применении специальных упражнений или вследствие перенесенных заболеваний.

В динамике показателей профессионально важных качеств и отдельных показателей функционального состояния нервно-анализаторных системы наблюдается выраженная корреляционная зависимость.

Значимым изменениям показателей профессионально важных качеств предшествуют значимые изменения показателей функционального состояния.

Переход к состоянию неудовлетворительной профессиональной работоспособности проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям существования путем изменения уровня функционирования и напряжения регуляторных механизмов.

Известно, что в основе успешной реализации профессионально важных качеств лежит эффективное функционирование производственно важных систем организма. В свою очередь высокий уровень профессионально важных качеств, при прочих равных условиях, обеспечивает необходимую профессиональную работоспособность и, что особенно важно для работодателя, - профессиональную надежность. Прогноз динамики функционального состояния организма работника дает возможность специалистам медицинского и психофизиологического сопровождения выстроить для работодателя прогноз профессиональной работоспособности и надежности машиниста, принять своевременные меры для предотвращения негативного развития событий.

Именно эти подходы и использованы для оценки и прогноза профессионально важных качеств работников железнодорожного транспорта на основе динамического контроля функционального состояния.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение, - создание способа оценки и прогноза функционального состояния работников транспортных профессий. Для этого в процессе динамического контроля функционального состояния у человека определяют текущие значения физиологических, психофизиологических и психологических показателей с последующим сопоставлением как с популяционными нормами для оценки текущего функционального состояния, так и с результатами предыдущих исследований для прогноза функционального состояния.

Данный способ реализован в аппаратно-программном комплексе «ЭКСПРОМ» - экспертиза и прогноз машиниста, который обладает следующими отличительными особенностями:

комплекс позволяет получать информацию разного уровня детализации, что позволяет его использовать специалистами разной степени подготовки и квалификации (фельдшер, психолог, врач);

по результатам исследований производятся оценка и прогноз как общего уровня функционального состояния организма человека, так и его соматической, психосоматической и психической составляющих;

в ходе оценки отдельных показателей проводится определение систем организма с пониженным уровнем функционирования;

оценка уровня функционирования дается на основании определения трех групп показателей: физиологических, отражающих состояние сердечно-сосудистой системы; психофизиологических, отражающих состояние нервно-анализаторной системы, и психологических, характеризующих уровень тревожности и психической адаптации организма;

при детальном анализе отдельных показателей систем организма выявляются те из них, значения которых указывают на отклонения от популяционных норм и результатов предыдущих исследований;

при сопоставлении текущих значений как отдельных показателей с популяционными нормами, так и группы показателей и средних значений всех показателей (общего функционального состояния) с установленными средними значениями дается оценка каждому из них;

при сопоставлении текущих значений как отдельных показателей, так и средних значений группы показателей и общего функционального состояния с результатами предыдущих исследований дается прогноз для каждого из них;

в зависимости от характера и выраженности изменения как отдельных показателей, так и средних значений группы показателей и общей оценки функционального состояния назначается проведение внеочередного расширенного психофизиологического обследования или разрабатывается профессионально ориентированный комплекс профилактических, коррекционных, восстановительных и реабилитационных мероприятий с последующей оценкой их эффективности.

Предлагаемый способ оценки и прогноза функционального состояния человека, реализованный в аппаратно-программном комплексе «ЭКСПРОМ», - экспертиза состояния и прогноз машиниста, может быть использован в качестве средства диагностики функционального состояния и прогноза профессиональной работоспособности при проведении пролонгированного психофизиологического профессионального отбора в профессии железнодорожного транспорта, в первую очередь, связанных с безопасностью движения поездов, а также в лечебно-профилактических и санаторно-оздоровительных учреждениях для диагностики выраженности функциональных нарушений, оценки эффективности профилактических, коррекционных, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

В разработанном аппаратно-программном комплексе «ЭКСПРОМ» реализованы следующие методики и тесты (табл.).

Физиологические показатели:

частота сердечных сокращений в покое;

индекс напряжения сердечного ритма по Баевскому;

индекс Руфье-Диксона.

Психофизиологические показатели:

теппинг-тест;

время простой зрительно-моторной реакции;

время сложной зрительно-моторной реакции;

символо-цифровой тест Векслера.

Психологические показатели:

общее состояние здоровья по Голдбергу;

личностная тревожность по Тейлору;

ситуативная тревожность по Спилбергеру-Ханину;

коэффициент вегетативного баланса по цветовому тесту Люшера-Шипоша;

субъективная минута по Халбергеру-Моисеевой.

Измеряемые показатели оцениваются по следующим критериям:

Табл. 1
Частота сердечных сокращений
Значения (уд./мин) УровеньСостояние Оценка
от 60 до 70 ОптимальныйХорошее 4
от 70 до 80Нормальный Удовлетворительное 3
от 50 до 60 и от 80 до 90 Умеренная брадикардия и тахикардия Пониженное2
менее 50 и более 90Выраженная брадикардия и тахикардия Плохое1

Табл. 2
Индекс напряжения сердечного ритма
Значения (условные единицы) Уровень Состояние Оценка
до 270Низкий Хорошее 4
от 270 до 385Средний Удовлетворительное 3
от 385 до 500Повышенный Пониженное 2
500 и болееВысокий Плохое 1
способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
Табл. 3
Индекс Руфье-Диксона
Значения (условные единицы) Уровень работоспособности СостояниеОценка
до 40 Высокий Хорошее4
от 40 до 60 Средний Удовлетворительное 3
от 60 до 80 Недостаточный Пониженное2
80 и более Низкий Плохое1

Табл. 4
Теппинг-тест
Характер изменения работоспособности Тип измененияСостояние Оценка
Нарастание темпа при минимальных значениях 70 уд./цикл ПоложительныйХорошее 4
Незначительные колебания от средней линии или снижение темпа при минимальных значениях 60-70 уд./цикл СтабильныйУдовлетворительное 3
Выраженный колебательный характер при минимальных значениях 50-60 уд./циклГруппа рискаПониженное 2
Устойчивое снижение результатов при минимальных значениях до 50 уд./циклОтрицательный Плохое 1

Табл. 5
Простая зрительно-моторная реакция
Значения (мс)Уровень выполненияСостояние Оценка
до 210 ВысокийХорошее 4
от 210 до 250Средний Удовлетворительное 3
от 250 до 290Ниже среднегоПониженное 2
290 и болееНизкий Плохое 1

Табл. 6
Сложная зрительно-моторная реакция
Значения (мс)Уровень выполненияСостояние Оценка
до 400 ВысокийХорошее 4
от 400 до 470Средний Удовлетворительное 3
от 470 до 530Ниже среднегоПониженное 2
530 и болееНизкий Плохое 1

Табл. 7
Символо-цифровой тест Векслера
Количество перекодированных знаков Уровень работоспособности СостояниеОценка
37 и более Высокий Хорошее4
26-36 СреднийУдовлетворительное 3
21-25Ниже среднего Пониженное 2
20 и менееНизкий Плохое 1

Табл. 8
Общее состояние здоровья по Голдбергу
Количество баллов СостояниеОценка
S<=30 Хорошее 4
30<S<=45 Удовлетворительное 3
45<S<=60Пониженное 2
>60Плохое 1

Табл. 9
Личностная тревожность по Тейлору
Количество баллов Уровень тревожности СостояниеОценка
до 5 НизкийХорошее 4
6-15Средний Удовлетворительное 3
16-25Высокий Пониженное 2
26 и болееПовышенный Плохое 1

Табл. 10
Ситуативная тревожность по Спилбергеру-Ханину
Количество баллов Уровень тревожности СостояниеОценка
до 30 НизкийХорошее 4
31-35Средний Удовлетворительное 3
36-45Высокий Пониженное 2
46 и болееВысокий Плохое 1

Табл. 11
Коэффициент вегетативного баланса
Количество баллов Уровень функционирования СостояниеОценка
3,0-5,0 Эрготропия Хорошее4
1,0-2,0 ЭрготропияУдовлетворительное 3
0,5-0,9Трофотропия Пониженное 2
0,2-0,4 Трофотропия Плохое1

Табл. 12
Субъективная минута Халберга-Моисеевой
Время оценки (сек) Уровень адаптации СостояниеОценка
от 60 до 70 Высокий Хорошее4
от 50 до 60 или более 70Средний Удовлетворительное 3
от 40 до 50Ниже среднегоПониженное 2
40 и менееНизкий Плохое 1

Оценка отдельных показателей, группы показателей и общего функционального состояния производится в соответствии с таблицей 13:

Табл. 13
Показатели Оценка состояния
ПлохоеУдовлет. Понижен. Хорошее
Физиологические показатели способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
Частота сердечных сокращений 12 34
Индекс напряжения 1 23 4
Индекс Руфье-Диксона1 2 34
Сумма оценок 36 912
Оценка физиологических показателей3-4 5-7 8-1011-12
Среднее значение 1.00-1.33 1.66-2.332.66-3.33 3.66-4.00
Оценка 12 34
Психофизиологические показателиспособ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
Теппинг-тест1 2 34
Простая реакция 1 23 4
Сложная реакция1 23 4
Тест Векслера1 23 4
Сумма оценок4 812 16
Оценка психофизиологических показателей 4-67-10 11-1415-16
Среднее значение 1.00-1.50 1.75-2.502.75-3.50 3.37-4.00
Оценка 12 34
Психологические показатели способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
Общая оценка состояния здоровья 12 34
Личностная тревожность 1 23 4
Ситуативная тревожность1 2 34
Коэффициент вегетативного баланса1 23 4
Субъективная минута1 23 4
Сумма оценок5 1015 20
Оценка психологических показателей 5-78-12 13-1718-20
Среднее значение 1.00-1.40 1.6-2.402.60-3.50 3.60-4.00
Оценка 12 34
Сумма оценок всех показателей 12 2436 48
Общая оценка функционального состояния 12-1617-30 31-42 43-48
Среднее значение1.00-1.33 1.41-2.50 2.58-3.503.58-4.00
Оценка 1 23 4

По данным популяционных норм отдельных показателей, отдельных групп показателей и общего функционального состояния выделяются 4 градации состояний, которые располагают по нарастанию значимого свойства с присвоением им следующих оценок: 1 - плохое состояние, 2 - пониженное, 3 - удовлетворительное и 4 - хорошее.

По результатам сопоставления текущих значений отдельных показателей с популяционными нормами, а также группы показателей и общего функционального состояния с установленными средними значениями, каждому из них дается одна из выделенных оценок.

Регистрация всех показателей производится в динамике, что позволяет, сопоставляя результаты текущих и предшествующих замеров, определить характер и выраженность изменений для каждого показателя, для группы показателей, для всех показателей, тем самым осуществить прогноз развития функционального состояния работника, разработать рекомендации по предотвращению негативного развития процесса.

По результатам динамического наблюдения и оценок значений как отдельных, так и группы показателей компьютерной программой дается следующее заключение:

при наличии изменений показателя в пределах одной градации - отсутствие изменений;

при переходе значения показателя на одну более высокую градацию - улучшение функционального состояния по данному показателю;

при переходе значения показателя на две и более высокие градации - значительное улучшение функционального состояния по данному показателю;

при переходе значений показателя на одну более низкую градацию - ухудшение функционального состояния по данному показателю;

при переходе значений показателя на две и более низкие градации - значительное ухудшение функционального состояния по данному показателю.

Решение о назначении внеочередного расширенного психофизиологического обследования работника принимается при снижении оценки одной из групп показателей на одну градацию, или оценки одного показателя на две градации, или оценки двух и более отдельных показателей на одну градацию.

Решение о необходимости разработки и назначении профессионально ориентированного комплекса профилактических, коррекционных, восстановительных и реабилитационных мероприятий принимается при снижении общей оценки функционального состояния на одну градацию, или оценки одной из групп показателей на две градации, или оценки двух или трех групп показателей на одну градацию.

Пример. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ на приборном комплексе «ЭКСПРОМ»

ФИО Иванов Иван Иванович Должность - машинист МВПС
Возраст (полных лет) - 49 Стаж работы по профессии (годы) - 17
Дата обследования - 02.03.09 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979
Результаты обследования
Показатели ФСТекущее значение Индивидуальная норма СостояниеДинамика
Физиологические показатели
ЧП72 67удовлет. без изменений
ВСР 96 87хорошее улучшение
Индекс Р-Д74 44пониженное ухудшение
Средняя оценка способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 удовлет. без изменений
Психофизиологические показатели
Теппинг-тест331 318удовлет. без изменений
ПЗМР 208 220хорошее без изменений
СЗМР 378 364хорошее без изменений
Тест Векслера 11 36неудовлет. без изменений
Средняя оценка способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 удовлет. без изменений
Психологические показатели
СОСЗ43 25удовлет. без изменений
ЛТ 22 23пониженное без изменений
СТ 56 59пониженное без изменений
КВБ 83 135пониженное без изменений
Тест минута 49 66пониженное ухудшение
Средняя оценка способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 способ оценки и прогноза функционального состояния работников   транспортных профессий, патент № 2378979 пониженное без изменений
Средняя оценка всех показателей удовлет.без изменений
Рекомендации: учитывая среднюю оценку психологических показателей - «пониженное», требуется проведение беседы специалистом-психологом с целью выяснения причин такого состояния
Примечание:

Класс A61B5/00 Измерение для диагностических целей

устройство для контроля состояния здоровья -  патент 2529808 (27.09.2014)
способ профилактики профессиональной потери слуха -  патент 2529700 (27.09.2014)
способ прогнозирования эффективности лечения у больных с гипертензионно-гидроцефальным синдромом после перенесенной легкой боевой черепно-мозговой травмы без психопатологической симптоматики -  патент 2529698 (27.09.2014)
способ диагностики увеличения щитовидной железы у мужчин и женщин -  патент 2529630 (27.09.2014)
способ прогнозирования ухудшения клинического течения идиопатической саркомы капоши, перехода хронической формы в подострую, затем в острую форму заболевания -  патент 2529628 (27.09.2014)
способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
система получения изображений с кардио-и/или дыхательной синхронизацией и способ 2-мерной визуализации в реальном времени с дополнением виртуальными анатомическими структурами во время процедур интервенционной абляции или установки кардиостимулятора -  патент 2529481 (27.09.2014)
устройство и способ для сбора данных с лица и языка -  патент 2529479 (27.09.2014)
способ подготовки полиграфолога -  патент 2529418 (27.09.2014)
способ дистанционной регистрации и обработки электрокардиограммы и дыхания человека и животных -  патент 2529406 (27.09.2014)
Наверх