присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Классы МПК:C10L1/10 содержащее присадки 
C10L1/22 содержащие азот 
Патентообладатель(и):Гришина Ирина Николаевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-06-20
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку. Предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С320)нитрат, алкил(С125)сукцинимид, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты и сульфонат кальция. Кроме вышеперечисленных компонентов присадка дополнительно содержит сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером. Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее эту присадку в количестве 0,001-1,0% мас. В качестве базового топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо, летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения. Предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики и повысить смазывающие свойства дизельных топлив. Предлагаемое дизельное топливо полностью соответствует требованиям, предъявляемым к дизельным топливам Европейским Стандартом (ЕН 590) и новым ГОСТ Р 52368-2005. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С320)нитрат, алкил(С125)сукцинимид, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит сульфонат кальция при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алкил(С320)нитрат до 40
алкил(С 125)сукцинимид 0,1-10
сульфонат кальциядо 20
непредельная жирная кислота или ее амид до 100

2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером в количестве до 20 мас.%.

3. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,001-1,0 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного (ДТ) или газоконденсатного происхождения (ГКДТ), содержащему эту присадку.

Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства ДТ, на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатов, где алкил содержит 6-16 атомов углерода. (Патент США № 4175926, С10L 1/18, 1979 г.)

Известна депрессорная присадка к ДТ, содержащая сополимер на основе этилена с молекулярной массой 3.000-7.000 и амид янтарной кислоты. (Заявка Японии № 59-8790, С10L 1/22, 1984 г.)

Однако эти присадки недостаточно эффективны в ДТ, используемых в зимних условиях Крайнего Севера. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств ДТ при низких температурах.

Известна присадка к ДТ, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с молекулярной массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1 -C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°C.

Там же указано, что присадка вводится в ДТ, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков. (Патент США № 4365973, С10L 1/22, 1982 г.)

Известна присадка к ДТ, содержащая в % мас.:

Оксипропилированный жирный спирт присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
C 6-C16 с молекулярной массой 300-2.000 5-15
Сульфонат щелочноземельного металла 5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
C 8-C24 с винилацетатом с молекулярной присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
массой 1.000-10.00010-25
Алкил(C3 -C18)нитрат до 100

(Патент РФ № 2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.)

Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе ДТ, например в ГКДТ расширенного фракционного состава.

Известна также присадка к ДТ, содержащая в % мас.:

Сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой илиприсадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
мономером до 90
Сульфонат щелочноземельного металла не более 10
Сополимер этилена с альфа-олефинами присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
молекулярной массыприсадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
1.000-20.000 до 100

Дополнительно присадка содержит алкил(C3-C18)нитрат в количестве 1-30% мас.

Там же описано ДТ, полученное на основе летней или зимней марок ДТ, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (Патент РФ № 2119528, С10L 1/18, 1/22, 1998 г.)

Однако известная присадка недостаточно эффективно влияет на низкотемпературные характеристики ДТ.

Известна присадка к ДТ, содержащая в % мас.:

Алкил(C3-C20)нитрат до 55
Алкилсукцинимид, где алкил C1-C25 0,1-15
Сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
мономером до 100

Там же описано ДТ на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8% мас.

При этом в качестве базового ДТ содержит ГКДТ расширенного фракционного состава или ДТ нефтяного происхождения. (Патент РФ № 2280069, С10L 1/18, 1/22, 2005 г.)

Однако эта присадка при использовании ее в составах малосернистых ДТ не обеспечивает им требуемых смазывающих свойств.

Наиболее близкой к заявляемой является присадка, содержащая алкил(C 3-C20)нитрат, алкил(C1-C25 )сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты при следующем соотношении компонентов, % мас.:

Алкил(C3-C20)нитрат до 55
Алкил(C 1-C25)сукцинимид 0,1-15,0
Сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой илиприсадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323
метакриловой кислот с этиленненасыщенным мономером до 60
Ненасыщенная жирная кислота или ее амид до 100

Известно также ДТ на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0% мас.

Причем в качестве базового топливо содержит ГКДТ расширенного фракционного состава или ДТ нефтяного происхождения. (Патент РФ № 2320706, С10L 1/188, 1/196, 1/224, 1/23, 2006 г.)

Недостатком известной присадки является то, что она не позволяет улучшить экологию воздушного бассейна, уменьшая содержание в воздухе вредных выбросов (присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323 BB), образующихся в том числе и от работы автомобильного транспорта на дизельных двигателях.

В настоящее время в Странах ЕС в рамках осуществления мер по охране окружающей среды качество ДТ регламентируется Европейским Стандартом EN 590, согласно которому предусмотрено использование только малосернистых ДТ 3-х видов. Содержание сернистых соединений в ДТ вида 1 должно быть не более 350 мг/кг, в ДТ вида 2 не более 50 мг/кг и ДТ вида 3 не более 10 мг/кг. Однако, несмотря на то что при работе дизелей на малосернистых ДТ выбросы вредных оксидов серы будут снижены, что, безусловно, приведет к улучшению экологических показателей работы дизеля, малосернистое ДТ обладает плохими противоизносными (смазывающими) свойствами, по сравнению с высокосернистыми топливами. Для контроля и обеспечения смазывающих свойств ДТ в ЕН 590 введен показатель «диаметр пятна износа», значение которого не должно превышать 460 мкм. Норма на показатель «ЦЧ» в Странах ЕС составляет, не ниже 51 ед. Наконец, по низкотемпературным свойствам, согласно ЕН 590, ДТ классифицируют на 6 сортов (A, B, C, D, E, F), отличающихся по показателю «предельная температура фильтруемости», которая изменяется от плюс 5°C для сорта А до минус 20°C для сорта F, с интервалом между сортами в 5°C. Удовлетворить требованиям, предъявляемым к ДТ в Европе, можно, используя соответствующие присадки. В России, начиная с 2008 года, Постановлением Правительства РФ № 118 от 27.02.08 введен новый ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) «Топливо дизельное Евро. Технические условия». Новый ГОСТ, в отличие от действующего до настоящего времени ГОСТ 305-82, полностью соответствует Европейскому Стандарту, ЕН 590.

Задачей настоящего изобретения является разработка присадки к ДТ и ДТ, содержащего эту присадку, обладающего улучшенными пусковыми, низкотемпературными, смазывающими свойствами и обеспечивающего улучшение экологических показателей работы дизельных двигателей.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к ДТ, содержащая алкил(C3-C20)нитрат, алкил(C 1-C25)сукцинимид, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты и сульфонат кальция при следующем соотношении компонентов, % мас.:

Алкил(C3-C20)нитрат до 40
Алкил(C 1-C25)сукцинимид 0,1-10,0
Сульфонат кальция до 20
Ненасыщенная жирная кислота или ее амид до 100

Кроме вышеперечисленных компонентов присадка дополнительно содержит сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером в количестве до 20% мас.

Предлагается также ДТ на основе базового топлива, содержащее эту присадку в количестве 0,001-1,0% мас.

В качестве базового топливо содержит ГКДТ, летнее или зимнее ДТ нефтяного происхождения.

Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки сульфоната кальция и в соотношении компонентов.

Несмотря на то что все компоненты, входящие в состав присадки, являются известными, промышленными продуктами, в заявляемом соотношении и сочетании их предлагается использовать впервые. Подобранное экспериментальным путем соотношение компонентов позволило получить присадку, обладающую комплексом требуемых свойств.

Использование предлагаемой присадки в составе ДТ, как летних, так и зимних марок, позволит увеличить производство высококачественных топлив, соответствующих современным требованиям европейских стандартов. Для производства высококачественных ДТ зимних марок на базе летних в их составе целесообразно использовать присадку, содержащую сополимер высших эфиров C6-C 28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, ответственный за улучшение низкотемпературных свойств ДТ.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 ч.

Присадку вводят в состав ДТ в виде 5%, 10%, 35% и 50%-ного концентрата в ДТ или другом углеводородном растворителе. В приготовленных образцах присадка вводилась в топливо в виде 35%-ного концентрата в ДТ.

Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.

Компонент А - алкил(C 3-C20)нитрат, например циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б - алкил(C1-C25)сукцинимид. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил(C16-C18 )сукцинимид.

Компонент В - олеиновая, линолевая или линоленовая кислоты. Для приготовления образцов присадки была использована олеиновая кислота (пример 1) и линолевая кислота (пример 2), использование линоленовой кислоты приводит к аналогичному результату.

Компонент Г - в качестве амида непредельной жирной кислоты могут быть использованы алкил(C1-C 9)амиды, алкилол(C1-C12)амиды и т.д. В приготовленных образцах предлагаемой присадки были использованы этиламид (C2) линоленовой кислоты (пример 3) и октиламид (C8) олеиновой кислоты (пример 4). Использование других указанных амидов позволит расширить ассортимент выпускаемых присадок, обладающих улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.

Компонент Д - сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к ДТ, типа ПДП, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.

Компонент Е - сульфонат кальция - присадка C-150, или C-300. При приготовлении образцов присадки использована присадка C-150. Выбор в качестве компонента Е именно сульфоната кальция обусловлен тем, что сульфонаты других щелочноземельных металлов, например бария или магния, при использовании их в ДТ добавляют в состав вредных выбросов, образующихся при сжигании ДТ, еще и токсичные оксиды бария или магния. В то же время образующийся при использовании сульфоната кальция оксид кальция не является токсичным продуктом. Об эффективности улучшения экологических показателей работы дизельного двигателя судили по показателю «количество ВВ», который измеряли с помощью переносного прибора «БОШ», присоединенного к выхлопной трубе двигателя, работающего на ДТ без присадки и в присутствии присадки. По уменьшению значений «количество ВВ» в присутствии присадки (присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323 BB) можно сделать вывод о ее эффективности, в частности, по показателю «улучшение экологических показателей работы дизеля».

Вышеуказанным способом было приготовлено 6 образцов предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.

Кроме того, были приготовлены образцы предлагаемого ДТ, содержащие 0,1% мас., присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов ДТ и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.

В качестве базового топлива было использовано ГКДТ широкого фракционного состава, утяжеленное кубовыми остатками стабильного конденсата (ГКДТ «ГШЗ»), ДТ летнее, марки «Л» (ДТ «Л») и ДТ зимнее, марки «З-35» (ДТ З-35) нефтяного происхождения.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики и повысить смазывающие свойства ДТ. Предлагаемое ДТ полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ДТ Евро ЕН 590 и новому ГОСТ Р 52368-2005.

Таблица 1

Состав образцов присадок
№ п.пА, % мас.Б, % мас. В, % мас. Г, % мас.Д, % мас. Е, % мас.
1. 10,00,1 79,90,0 5,05,0
2. 20,00,5 62,50,0 7,010,0
3. 25,01,0 0,064,0 10,00,0
4. 30,05,0 0,035,0 15,015,0
5. 35,07,0 41,00,0 17,00,0
6. 40,010,0 10,00,0 20,020,0
7. 40,00,1 39,90,0 0,020,0

Таблица 2

Результаты испытаний ДТ с образцами присадок, состав которых приведен в таблице 1
№ п.пДТ/ДТ с присадкойЦЧ, ед.Т-ра помутнения

Тп, °C
Т-ра застывания Tз, °C Предельная т-ра фильтруемости Tф, °C присадка к дизельному топливу, дизельное топливо, патент № 2378323 BB (по сравнению с базовым топливом), % Диаметр пятна износа, мкм
1.ГКДТ «ГШЗ» 41 -31-42 -32- 530
2. ГКДТ «ГШЗ» + № 151 -35-48 -4060 460
3. ГКДТ «ГШЗ» + № 655 -37-50 -2270 400
4. ДТ «Л» 45 -5-10 -6- 620
5. ДТ «Л» + № 248 -5-35 -1760 420
6. ДТ «Л» + № 5 (сравнит.) 51-5 -35-16 -540
7. ДТ «Л» + № 653 -5-43 -2275 380
8. ДТ «Л» + № 7 (сравнит.) 53-5 -10-6 75390
9. ДТ «З-35» 45-25 -35-27 -540
10. ДТ «З-35» + № 3 (сравнит.) 47-27 -40-35 -420
11. ДТ «З-35» + № 451 -32-50 -4860 400
*) Образцы присадок представляли собой 35% концентрат в ДТ;

**) Концентрация образцов присадок в ДТ - 0,1% мас.

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх