устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Классы МПК:B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения
G07C5/08 контроль и регистрация показателей работы, отличных от времени передвижения и ожидания, рабочего времени и времени холостого пробега с регистрацией или без регистрации этого времени 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-19
публикация патента:

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. Предложенное устройство содержит размещенную на кузове автотранспортного средства под бампером металлическую трубку, закрепленную на кронштейнах. Открытые концы трубки обращены к обочинам дороги в обе стороны от дорожного полотна. В центре трубки с помощью упругой втулки закреплена герметично закрытая стеклянная ампула с избыточным давлением внутри, в ампуле выполнено углубление, введенное в контакт с заостренным концом упора. Бампер закреплен на держателях, а внутрь ампулы свободно вставлены круглые пластинки (диски), на которых выбиты номерные знаки транспортного средства и которые покрыты люминесцирующим веществом. Предложенное устройство характеризуется высокой информативностью и обеспечивает повышенную эффективность розыскных работ по обнаружению виновников дорожно-транспортных происшествий. 1 ил.

устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2375231

Формула изобретения

Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающее размещенную на кузове автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, отличающееся тем, что упомянутая структура выполнена в виде установленной между кузовом и передним бампером, параллельно последнему, металлической трубки с обращенными к обочинам в обе стороны от дорожного полотна открытыми концами, при этом в полости центральной части трубки концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки закреплена герметично закрытая с созданием внутреннего избыточного давления стеклянная ампула, введенная выполненным в ее средней части углублением в контакт с заострением концом плотно вставленного в стенку трубки упора, прижатого другим концом к внутренней поверхности бампера, а полость ампулы с обеих сторон от углубления заполнена свободно и концентрично вставленными круглыми пластинками с нанесенным на поверхность каждой номерным знаком автотранспортного средства и покрытыми люминесцирующим веществом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области организации и управления движением автотранспорта, в частности к устройствам для опознания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств.

Известны устройства для идентификации автотранспортных средств, состоящие из носителей их номерных знаков, размещенных на узлах и деталях автотранспортного средства путем специальной обработки их поверхностей, а также в специальном корпусе, помещенном внутрь маркируемой части автотранспортного средства, либо выполненные в виде накладных элементов из полимерной пленки с адгезионным материалом на тыльной стороне с фрагментами изображений цифр, букв и символов /см., например, патент РФ на полезную модель № 32059, кл. B60R 25/00, 2003 [1]; патент РФ на полезную модель № 51574, кл. B60R 13/00, 2005 [2]; патент РФ на полезную модель № 29015, кл. B60R 13/10, 2002 [3]/.

Недостатками известных устройств являются низкие информативность и эффективность при проведении розыскных работ для опознания участников дорожно-транспортных происшествий /ДТП/.

Известна также система для фиксации обстоятельств ДТП, установленная на автотранспортном средстве и содержащая видеозаписывающее устройство с цифровой широкоугольной видеокамерой и устройство хранения записанной видеоинформации с энергонезависимой камерой, а также датчики аварийной ситуации /см., например, патент РФ на полезную модель № 55702, кл. B60R 1/00, 2006 [4]/.

Недостатками известной системы являются ее значительная стоимость при массовом оснащении автотранспортных средства, а главное - низкая информативность в отношении возможности обнаружения виновника ДТП, практически невозможное обнаружение виновника в случаях наезда на пешехода и малая вероятность обнаружения виновника в случаях столкновения автотранспортных средств.

Известно также устройство для обнаружения участников ДТП, включающее легкоразрушаемую от удара поверхность, содержащую информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, на котором он установлен /см. заявку ФРГ № 2935786, кл. B62D 41/00, 1981 [5]/.

Недостатком известного устройства является низкая информативная ценность и, соответственно, эффективность розыскных работ, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна виновником ДТП частей разрушенной поверхности с фрагментами номерных знаков перед самовольным покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по отдельным фрагментам поверхности при ее значительных разрушениях.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является устройство для обнаружения участников ДТП, включающее легко разрушаемую от удара поверхность, содержащую информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, выполненную в виде двух соосно установленных стеклянных стержней, удаленных друг от друга, концы которых закреплены в оправах кузова, открытых с нижней стороны, а близлежащие концы включены в электрическую цепь звукового сигнала и системы зажигания /см. а.с. СССР № 1516415, кл. B62D 41/00, 19871 [6]/ (прототип).

Недостатком устройства-прототипа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ по опознанию виновника ДТП. Это объясняется легкостью уничтожения или сбора непосредственно с дорожного полотна виновником ДТП фрагментов разрушенной стекленной поверхности с информацией о номерном знаке автотранспортного средства перед покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по найденным фрагментам поверхности в случаях ее значительных разрушений при серьезных ДТП. Включение же в момент совершения ДТП звукового сигнала при одновременном выключении системы зажигания практически не влияет на эффективность розыска, так как водитель-виновник ДТП даже при минимальной квалификации сразу же после совершения ДТП быстро устранит вышеуказанные мешающие ему факторы и покинет место совершения ДТП.

Сущность изобретения заключается в создании достаточно простого и надежного устройства, обладающего высокой информативностью и позволяющего резко повысить эффективность розыскных работ по обнаружению виновника ДТП, что объясняется, с одной стороны, практически отсутствием возможности обнаружения и уничтожения виновником ДТП разбросанных вблизи места совершения ДТП на обочине дорожного полотна самостоятельных элементов с номерными знаками автотранспортного средства на каждом, а, с другой, легкостью обнаружения указанных элементов сотрудниками розыскных служб, оснащенных специальными датчиками, реагирующими на конкретные физические свойства элементов, сохранением указанными самостоятельными элементами с полной информацией о номерном знаке своей целостности в процессе совершения ДТП.

Технический результат - повышение информативной ценности устройства и эффективности розыскных работ.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в устройстве для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающем размещенную на кузове автотранспортного средства специальную структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, в отличие от известного специальная структура выполнена в виде установленной между кузовом и передним бампером, параллельно последнему, металлической трубки с обращенными к обочинам в обе стороны от дорогого полотна открытыми концами, при этом в центральной части трубки в ее полости концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки закреплена герметично закрытая с созданием внутреннего избыточного давления стеклянная ампула, введенная выполненным в ее средней части углублением в контакт с заостренным концом плотно вставленного в стенку трубки упора, прижатого другим концом в внутренней поверхности бампера, а полость ампулы с обеих сторон от углубления заполнена свободно и концентрично вставленными в последнюю круглыми пластинками с нанесенным на поверхность каждой номерным знаком автотранспортного средства и покрытыми /обработанными/ люминесцирующим веществом.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично на виде сверху изображено автотранспортное средство с предлагаемым устройством.

Устройство для обнаружения участников ДТП содержит размещенную на кузове 1 автотранспортного средства 2 специальную структуру, разделяющуюся в процессе совершения ДТП на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, при этом данная специальная структура выполнена в виде установленной между кузовом 1 и передним бампером 3 автотранспортного средства 2 параллельно бамперу 3 металлической трубки 4, причем крепление трубки 4 к кузову 1 осуществлено с помощью кронштейнов 5, продольные оси трубки 4 и автотранспортного средства 2 перпендикулярны, то есть открытые концы трубки 4 обращены к обочинам 6 дороги в обе стороны от дорожного полотна 7. При конструкциях передних бамперов 3 с далеко загнутыми краями /см. чертеж/ в последних выполнены отверстия для прохождения трубки 4 или просто сделаны вырезы для освобождения пространства между концами трубки 4 и обочинами 6 дорожного полотна 7. В центральной части трубки 4 в ее полости концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки 8 /из эластичной резины/ закреплена герметично закрытая с созданием избыточного давления внутри ампула 9 из толстого стекла. В средней части ампулы 9 с обращенной к бамперу 3 стороны /ампула 9 повернута и закреплена таким образом/ выполнено углубление 10, через которое ампула 9 введена в контакт с заостренным концом упора 11. Последний плотно вставлен в стенку трубки 4 напротив углубления 10 в ампуле 9, а другим концом прижат к внутренней поверхности бампера 3, установленного в передней части кузова 1 с помощью держателей 12. Полость ампулы 9 с обеих сторон от углубления 10 в ней заполнена отдельными самостоятельными элементами, а именно свободно и концентрично вставленными в полость ампулы 9 круглыми пластинками /дисками/ 13, на одну из плоскостей каждого из которых нанесен /выцарапан/ номерной знак автотранспортного средства. При этом пластинкам /дискам/ 13 преданы специфические опознавательные физические свойства для облегчения их поиска, для чего поверхность последних покрыта /обработана/ люминесцирующим веществом, то есть веществом, способным люминесцировать определенным цветом /свойство освещения невидимой части спектра/ под действием в частности ультрафиолетового освещения. В качестве такого люминесцирующего вещества был использован мазут, дающий при его облучении ультрафиолетом ярко-голубой цвет свечения. В качестве других возможных вариантов может быть использовано покрытие крахмальным клеем - голубой цвет свечения, медом - фиолетовый цвет свечения, керосином - голубой цвет свечения.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При столкновении автотранспортного средства с препятствием или с другим автотранспортным средством своей передней частью происходит деформация бампера 3, при этом упор 11 разрушает стеклянную ампулу 9. 3а счет избыточного по сравнению с атмосферным давления в последней такой процесс разрушения сопровождается взрывом, в результате которого пластинки /диски/ 13 интенсивно разлетаются в обе стороны от дорожного полотна 7 на обе обочины 6. В случае боковых или задних ударов при столкновениях автотранспортного средства бампер 3 не деформируется, однако процесс происходит аналогично. За счет возникающих при ударном взаимодействии инерционных сил, действующих на ампулу 9 с пластинками 13, последняя производит местное смятие упругой втулки 8 и разрушается за счет силового контакта с острием упора 11. Каждый из разлетевшихся на обочины 6 дисков 13, с одной стороны, несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, а, с другой, ему приданы специфические опознавательные физические свойства, позволяющие легко обнаружить данные диски 13 на обочинах 6 в процессе розыскных работ с помощью специального оборудования, то есть датчиков, реагирующих именно на данные физические свойства. В данном случае сотрудники службы розыска оснащены ультрафиолетовыми осветителями, способными обнаруживать вещества, люминесцирующие под действием ультрафиолетовых лучей, а именно: аппараты типа УЛД-4, портативные аппараты типа УК-1, портативный аппарат типа "Таран". С помощью данных датчиков обеспечивается быстрый поиск в любое время суток и практически в любой среде на обочине дорожного полотна: в грунте, воде, траве, гравии и т.п.

Очевидно, что предложенное устройство отличается повышенной информативной ценностью и эффективностью розыскных работ. В отличие от ближайших устройств-аналогов виновник ДТП здесь - особенно это относится к случаям сбития пешехода - при отсутствии свидетелей - не может быстро собрать элементы разрушенной при ударе поверхности с фрагментами номерного знака и покинуть место совершения ДТП. В данном случае отдельные элементы - диски с номерным знаком на каждом элементе - разбрасываются по обочинам дороги (в кусты, траву, гравий, воду и т.п.), то есть быстро их собрать без оснащения специальным оборудованием невозможно. В известных устройствах даже если часть фрагментов разрушенной поверхности и будут обнаружены на дорожном полотне, если виновник ДТП не успел их все собрать, то имеется большая вероятность того, что именно по этим фрагментам поверхности номерной знак не удасться восстановить. В предлагаемом устройстве достаточно обнаружение хотя бы одного элемента /пластинки 13 с номером автотранспортного средства/, после чего процесс поиска можно прекращать. Кроме того, в известном устройстве возможен вариант, когда в результате сильного разрушения поверхности с номерным знаком /при серьезных ДТП/ последний не удается восстановить по фрагментам поверхности, даже если виновник ДТП не будет их уничтожать и собирать с места совершения ДТП.

Класс B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения

способ автоматизированного составления схемы дорожно-транспортного происшествия -  патент 2507101 (20.02.2014)
устройство и способ обеспечения целостности данных транспортного средства в реальном масштабе времени и система чёрного ящика транспортного средства с их использованием -  патент 2500027 (27.11.2013)
бортовое устройство и способ контроля параметров движения транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии -  патент 2480834 (27.04.2013)
способ и мобильный стенд для определения скорости столкновения или наезда автотранспортных средств -  патент 2457140 (27.07.2012)
способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия -  патент 2375232 (10.12.2009)
способ управления системой видеонаблюдения транспортного средства и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2370822 (20.10.2009)
способ определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях -  патент 2276404 (10.05.2006)
идентификационная лента безопасности транспортного средства -  патент 2256565 (20.07.2005)
способ восстановления скорости и траектории движения транспортного средства по зарегистрированным данным при дорожно-транспортном происшествии и устройство для его осуществления -  патент 2232097 (10.07.2004)
способ определения факторов дорожно-транспортных происшествий -  патент 2196697 (20.01.2003)

Класс G07C5/08 контроль и регистрация показателей работы, отличных от времени передвижения и ожидания, рабочего времени и времени холостого пробега с регистрацией или без регистрации этого времени 

тахограф, бортовой блок для сбора за пользование дорогой (maut-on-board-unit), индикаторный прибор и система -  патент 2506642 (10.02.2014)
устройство контроля и регистрации расхода топлива на транспортном средстве -  патент 2505861 (27.01.2014)
система поддержки водителя для автомобиля и соответствующий способ эксплуатации -  патент 2501682 (20.12.2013)
контрольный прибор -  патент 2491639 (27.08.2013)
система обратной связи для использования в коробке передач транспортного средства -  патент 2482361 (20.05.2013)
устройство контроля параметров движения транспортного средства -  патент 2481641 (10.05.2013)
бортовое устройство и способ контроля параметров движения транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии -  патент 2480834 (27.04.2013)
моделирование дистанционной диагностики -  патент 2479042 (10.04.2013)
устройство обратной связи об уклоне -  патент 2477690 (20.03.2013)
способ контроля эксплуатации транспортных средств -  патент 2474879 (10.02.2013)
Наверх