отсек летательного аппарата

Классы МПК:B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-02-29
публикация патента:

Изобретение относится к области аэродинамики летательных аппаратов и может быть использовано в ракетостроении и авиации при создании отсеков для ЛА, совершающих полет по траектории подъема и спуска ЛА. Отсек летательного аппарата содержит оболочку с дренажным отверстием, подпружиненную крышку, шарнирно установленную в дренажном отверстии оболочки. В крышке также выполнено дренажное отверстие и в нем шарнирно установлена подпружиненная створка заподлицо с поверхностью крышки. В оболочке отсека выполнен ограничитель перемещения крышки в отсек, а в крышке и створке выполнены ограничители перемещения отдельно створки в наружную среду, чем обеспечивается перемещение крышки совместно со створкой в наружную среду и отдельно створки - в отсек. Достигается обеспечение перепадов давлений, действующих на отсек при полете по траектории подъема, превышающих перепады давлений, действующие на отсек при полете по траектории спуска, упрощение конструктивно-компоновочной схемы отсека, расширение функциональных возможностей отсека. 6 ил. отсек летательного аппарата, патент № 2374129

отсек летательного аппарата, патент № 2374129 отсек летательного аппарата, патент № 2374129 отсек летательного аппарата, патент № 2374129 отсек летательного аппарата, патент № 2374129 отсек летательного аппарата, патент № 2374129

Формула изобретения

Отсек летательного аппарата, содержащий оболочку с дренажным отверстием, подпружиненную крышку, шарнирно установленную в дренажном отверстии оболочки, отличающийся тем, что в крышке также выполнено дренажное отверстие и в нем шарнирно установлена подпружиненная створка заподлицо с поверхностью крышки, при этом в оболочке отсека выполнен ограничитель перемещения крышки в отсек, а в крышке и створке выполнены ограничители перемещения отдельно створки в наружную среду, чем обеспечивается перемещение крышки совместно со створкой в наружную среду и отдельно створки - в отсек.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области аэродинамики летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в ракетостроении и авиации при создании отсеков для ЛА, совершающих полет по траекториям подъема и спуска ЛА.

Изобретение предназначено для регулирования аэродинамических давлений, действующих на отсек ЛА, его элементы (оболочку, монтажные, технологические люки и др. элементы) и изделия (объекты транспортировки, блоки автоматики системы управления и др.), размещенные в отсеке.

Известен отсек ЛА, например отсек самолета, содержащий оболочку с дренажным отверстием, выполненным в оболочке, шарнирно установленные в дренажном отверстии створки, механизм перемещения створок с рычагами, обеспечивающий перемещение створок для регулирования давлений в отсеке самолета [1].

Недостаток этого технического решения - сложность конструктивно-компоновочной схемы отсека из-за наличия в составе самолета механизма перемещения створок.

Известен отсек ЛА, например отсек орбитального корабля «Буран», содержащий оболочку, дренажные отверстия, выполненные в оболочке отсека, створки, установленные в дренажных отверстиях, приводы и систему управления створками [2].

Предназначенные для снижения перепадов давлений, действующих на оболочку отсека, створки снабжены системой управления с приводами для закрытия и открытия дренажных отверстий по траекториям подъема и спуска в соответствии с фиксированной для траекторий циклограммой работы створок. Наличие управляемых по траекториям приводов приводит к усложнению конструкции отсека, а также обуславливает необходимость привязки циклограммы системы управления приводов к расчетным траекториям. Тем самым усложняют конструктивно-компоновочную схему отсека.

Известен отсек ЛА, например, отсек ракеты-носителя, содержащий оболочку, дренажное отверстие, выполненное в оболочке отсека, подпружиненную крышку, шарнирно установленную в дренажном отверстии оболочки [3].

По этому техническому решению подпружиненная крышка, настроенная на заданный перепад давлений, не превышающий максимально допустимый из условий прочности элементов отсека, открывается за счет избыточного аэродинамического давления, действующего на отсек по траектории подъема, без применения приводов с системой их управления для открытия крышки.

Недостаток этого технического решения - не обеспечивается регулирование давления по траектории спуска ЛА. Техническое решение применимо только для ракет, совершающих полет по траекториям с увеличением высоты полета.

Техническое решение [3] наиболее близко к предлагаемому и принято авторами за прототип.

Задачей изобретения является обеспечение регулирования давлений в отсеке ЛА, совершающего полет по траекториям подъема и спуска, при упрощении конструктивной схемы отсека.

Задача решается таким образом, что в отсеке ЛА, содержащем оболочку с дренажным отверстием, подпружиненную крышку, шарнирно установленную в дренажном отверстии оболочки, согласно изобретению в крышке также выполнено дренажное отверстие и в нем шарнирно установлена подпружиненная створка заподлицо с поверхностью крышки, при этом в оболочке отсека выполнен ограничитель перемещения крышки в отсек, а в крышке и створке выполнены ограничители перемещения отдельно створки в наружную среду, чем обеспечивается перемещение крышки совместно со створкой в наружную среду и отдельно створки - в отсек.

Техническими результатами изобретения являются:

- обеспечение перепадов давлений, действующих на отсек при полете по траектории подъема, превышающих перепады давлений, действующие на отсек при полете по траектории спуска;

- упрощение конструктивно-компоновочной схемы отсека;

- расширение функциональных возможностей отсека.

Сущность изобретения поясняется конструктивной схемой отсека, иллюстрациями перемещения крышки и створки в процессе регулирования давлений в отсеке, а также графиками аэродинамических давлений, действующих на отсек по траекториям полета ЛА.

На фиг.1 приведена схема отсека, показаны основные его элементы и выделен фрагмент отсека с крышкой (узел I).

На фиг.2, 3, 4 показаны основные элементы фрагмента отсека с крышкой, соответственно в исходном положении и в процессе регулирования давлений в отсеке на траекториях подъема и спуска ЛА.

На фиг.1, 3 и 4 также иллюстрируются направления перемещения крышки со створкой (сплошными стрелками), отдельно створки (пунктирной стрелкой) и направления перетекания газовой среды при регулировании давлений в отсеке.

На этих фигурах:

1 - оболочка;

2, 5- дренажные отверстия;

3 - крышка;

4,7 - шарниры;

6 - створка;

8, 9, 13, 14 -кронштейны;

10, 11, 15, 16 - отверстия;

12, 17 - пружины;

18, 19, 20 - ограничители.

На фиг.5 и 6 приведены зависимости перепадов давлений отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р и -отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р, действующих на отсек, от времени полета t ЛА при различных значениях эффективной проходной площади крышки (µS) кр и створки (µS)ств, соответственно для траекторий подъема и спуска ЛА, где

Skp , Sств- проходная площадь крышки и створки, соответственно;

µкр, µств - коэффициент расхода проходной площади крышки и створки, соответственно.

Отсек ЛА (фиг.1) содержит оболочку 1, в которой выполнено дренажное отверстие 2 (см. также фиг.3) и в нем установлена подпружиненная крышка 3, которая может перемещаться в наружную среду на шарнирах 4 крышки 3.

В крышке 3 также выполнено дренажное отверстие 5 (см. также фиг.4) и в нем установлена подпружиненная створка 6, которая может перемещаться на шарнирах 7 створки 6 как в отсек, так и совместно с крышкой 3 на шарнирах 4 крышки 3 в наружную среду.

На внутренних поверхностях (вид А) оболочки 1 и крышки 3 установлены соответственно кронштейны 8 и 9, выполненные в виде перевернутых Т-образных профилей с отверстиями 10 и 11, обеспечивающими установку и регулирование натяжения пружин 12 крышки 3.

Аналогично на внешних поверхностях (вид В) оболочки 1 и створки 6 установлены кронштейны 13 и 14, также выполненные в виде Т-образных профилей с отверстиями 15 и 16, обеспечивающими установку и регулирование натяжения пружин 17 створки 6.

В оболочке 1 отсека выполнен ограничитель 18 перемещения крышки 3 в отсек (фиг.3), а в крышке 3 и створке 6 - ограничители 19 и 20 перемещения отдельно створки 6 в наружную среду (фиг.4). Ограничители 18, 19, 20 могут быть выполнены в виде уступов.

Для уменьшения воздействия аэродинамического потока на пружины 17 створки 6 они могут быть закрыты обтекателями или уложены в ложементы, выполненные в оболочке 1 и створке 6 (для упрощения на чертеже не показаны).

Таким образом, реализуют возможность перемещения крышки совместно со створкой в наружную среду (фиг.3) и отдельно створки - в отсек (фиг.4), чем обеспечивают эффективную проходную площадь крышки (µS)кр на участке подъема больше эффективной проходной площади створки (µS)ств на участке спуска ЛА.

Регулирование давлений в отсеке ЛА осуществляют следующим образом.

При обтекании отсека ЛА аэродинамическим потоком со скоростью V на оболочку 1 отсека действует наружное Рнар и внутреннее Р вн давления (фиг.2, 3 и 4). Величины этих давлений и их избыточные давления отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Рi зависят от параметров траектории полета ЛА и режимов работы крышки 3 совместно со створкой 6 на участке подъема и отдельно створки 6 на участке спуска.

В исходном положении давление внутри отсека равно наружному давлению

Рвннар. Крышка 3 перекрывает дренажное отверстие 2 оболочки 1 под действием пружин 12 и устанавливается заподлицо с оболочкой 1 отсека. При этом створка 6 под действием пружин 17 устанавливается заподлицо с крышкой 3 (фиг.2, узел I).

При полете ЛА по траектории подъема внутри отсека реализуется положительное избыточное давление отсек летательного аппарата, патент № 2374129 P1вн - Рнар, которое зависит от эффективной проходной площади (µS)кр крышки 3 и имеет характерный максимум (фиг.5), причем с увеличением (µS)кр избыточное давление отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р уменьшается. Оболочка 1 отсека работает на растяжение.

Уменьшение положительного избыточного давления отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р внутри отсека по траектории подъема осуществляют путем истечения газовой среды из отсека. При этом крышка 3 совместно со створкой 6 под действием положительного избыточного давления в отсеке перемещается в наружную среду (фиг.3).

Допустимое избыточное давление отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Рдоп внутри отсека (фиг.5) обеспечивают заданной эффективной проходной площадью (µS)кр крышки 3, что достигается настройкой пружин 12 крышки 3.

После сброса избыточного давления из отсека крышка 3 совместно со створкой 6 закрывается под действием пружин 12 крышки 3, преодолевая сопротивление пружин 17 створки 6, прижимающих створку 6 к крышке 3, и принимает исходное положение (фиг.2).

При полете ЛА по траектории спуска внутри отсека реализуется отрицательное избыточное давление -отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р2вн - Рнар, которое зависит от эффективной проходной площади (µS)ств створки 6 и имеет характерный минимум (фиг.6), причем с увеличением (µS)ств избыточное давление -отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р уменьшается. Оболочка 1 отсека работает на сжатие.

Уменьшение отрицательного избыточного давления -отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Р внутри отсека по траектории спуска осуществляют путем вдува газовой среды в отсек. При этом под действием положительного избыточного давления в наружной среде крышка 3 прижимается к оболочке 1 отсека, а створка 6 перемещается в отсек (фиг.4).

Допустимое отрицательное избыточное давление -отсек летательного аппарата, патент № 2374129 Рдоп внутри отсека (фиг.6) обеспечивают заданной эффективной проходной площадью (µS)ств створки 6, что достигается настройкой пружин 17 створки 6.

После наддува отсека створка 6 закрывается под действием пружин 17 и прижимается к крышке 3, которая принимает исходное положение (фиг.2).

Поскольку эффективная проходная площадь крышки (µS)кр выполнена больше эффективной проходной площади створки (µS)ств реализуют перепады давлений |отсек летательного аппарата, патент № 2374129 P1|, действующие на отсек по траектории подъема, превышающие перепады давлений |отсек летательного аппарата, патент № 2374129 P2|, действующие на отсек по траектории спуска.

Таким образом, обеспечивают регулирование аэродинамических давлений, действующих на отсек ЛА, совершающего полет по траекториям подъема и спуска, что приводит к выполнению поставленной задачи.

Вместе с тем, по сравнению с известными техническими решениями, упрощается конструктивно-компоновочная схема отсека за счет исключения управляемых по траекториям полета приводов перемещения крышки и створки. Расширяются также функциональные возможности отсека за счет эксплуатации его в составе ЛА, совершающего полет по траекториям подъема и спуска.

В настоящее время техническое предложение реализуется применительно к грузовому отсеку транспортного самолета.

Литература

1. Патент US, № 3426984 А, 11.02.1969 г.

2. Космический комплекс. Многоразовый орбитальный корабль «Буран». Под ред. Ю.П.Семенова, Г.Е.Лозино-Лозинского, В.Л.Лапыгина, В.А.Тимченко. М.: Машиностроение, 1995, стр. 148-150.

3. Патент RU, № 2145563 С1, 20.02.2002 г.

Класс B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп

узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
соединительные детали для крепления вертикального хвостового стабилизатора летательного аппарата -  патент 2524803 (10.08.2014)
модульный беспилотный летательный аппарат (варианты) и байонетное соединение для стыковки модулей -  патент 2523873 (27.07.2014)
вращающийся обтекатель антенн на самолете -  патент 2522650 (20.07.2014)
конструкция узла герметической перегородки летательного аппарата -  патент 2522538 (20.07.2014)
замок крепления носового обтекателя самолета -  патент 2521076 (27.06.2014)
шпангоут переменной жесткости -  патент 2519301 (10.06.2014)
конструкция из композиционного материала, основное крыло и фюзеляж летательного аппарата, содержащие указанную конструкцию -  патент 2518927 (10.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
Наверх