способ формирования радиолокационного изображения в бортовых системах радиовидения

Классы МПК:G01S13/89 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для картографрования или отображения
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный радиотехнический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-14
публикация патента:

Изобретение относится к системам активной и пассивной радиолокации наблюдения за наземной и воздушной обстановкой на базе радиолокационных и теплолокационных станций (РЛС, РТЛС) миллиметрового диапазона. Достигаемый технический результат заключается в повышении качества радиолокационных и радиотеплолокационных изображений в РЛС и РТЛС. Заявленный способ заключается в формировании в каждый дискретный момент времени обзора участка поверхности или воздушного пространства матрицы амплитудного изображения зоны обзора и матрицы дальностей в элементах дискретизации угла места и азимута, отсчитываемых в прямоугольной антенной системе координат, при этом операции формирования матриц повторяют в каждый дискретный момент времени обзора и осуществляют пространственно-временную обработку полученных матриц, основанную на преобразовании координат, совмещении и усреднении кадров изображения.

Формула изобретения

Способ формирования радиолокационного изображения в бортовых системах радиовидения, заключающийся в формировании в каждый дискретный µ-й момент времени tµ обзора участка поверхности или воздушного пространства матрицы амплитудного изображения зоны обзора A(tµ,i,j) и матрицы дальностей R(tµ,i,j) в i, j-x элементах дискретизации угла места и азимута, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 I×J - размер зоны обзора, отсчитываемых в прямоугольной антенной системе координат, отличающийся тем, что операции формирования матриц A(tµ,i,j) и R(tµ,i,j) повторяют в каждый дискретный момент времени обзора tµ , µ=1,2,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 ,L, при этом матрицы A(tµ-1,i,j) и R(t µ-1,i,j), полученные в предыдущий (µ-1)-й момент времени, экстраполируют на момент времени tµ с помощью преобразования координат: поворота осей и параллельного переноса по данным навигационной системы, и экстраполированные матрицы AЭ(tµ,i,j), RЭ(t µ,i,j) ставят в соответствие текущим матрицам A(t µ,i,j), R(tµ,i,j) и затем сравнивают амплитуды и дальности элементов в центральной области изображений, между которыми установлено соответствие, затем это соответствие уточняют корреляционно-экстремальным методом совмещения кадров и тем самым уменьшают ошибки навигационных измерений, далее указанные операции повторяют в последовательности моментов времени t µ, µ=1,2,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 ,L, а найденные значения A(tµ,i,j) и R(t µ,i,j) усредняют во времени t, что компенсирует ошибки измерения и округления до элементов дискретизации, в результате к моменту tL формируют две усредненные матрицы: способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 относительно каждого i,j-го элемента которых строится плавающее окно малого размера M1×N1 =(2m1+1)×(2n1+1), которое меняет свое положение, смещаясь построчно на один элемент дискретизации, и значения способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 элементов, взятые в этом окне, суммируют по i1 и j1 с весовыми коэффициентами h(i1,j 1), расчет которых осуществляют заранее, в результате получают оценки амплитуд

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

и аналогично получают оценки дальностей способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 восстановленного изображения в центральном элементе окна, затем полученные по совокупности i,j-x элементов оценки способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

располагают в составе (I-2m1)×(J-2n 1)-матриц А и R, которые представляют трехмерное изображение наземной и воздушной обстановки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам активной и пассивной радиолокации наблюдения за наземной и воздушной обстановкой на базе бортовых многоканальных (с антенными решетками), а также сканирующих радиолокационных и теплолокационных станций (РЛС, РТЛС) миллиметрового диапазона и может быть отнесено также к системам оптической локации.

При наблюдении за наземной и воздушной обстановкой во времени t на базе бортовых радиолокационных и радиотеплолокационных станций (РЛС, РТЛС) миллиметрового диапазона формируется матрица амплитудного радиолокационного или радиотеплолокационного изображения (РЛИ, РТЛИ) в элементах дискретизации угловых координат (угла места и азимута) с привязкой к текущему дискретному моменту времени обзора tµ , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , например, [1]. Для трехмерных РЛИ формируется совокупность таких матриц в элементах разрешения дальности или две матрицы: матрица амплитуд и матрица третьей координаты (дальности) в элементах дискретизации угловых координат. Данные матрицы с помощью алгоритмов отображения выводятся на экран индикатора, и пилот носителя РЛС или РТЛС имеет возможность наблюдать последовательность кадров. Однако качество таких изображений снижено наличием шумовых (зернистых) пятен на изображениях из-за недостаточно высокого отношения сигнал-шум, а также смазыванием изображения из-за вибрации летательного аппарата. Возникает проблема повышения качества изображения за счет совместной обработки кадров РЛИ (РТЛИ) во времени t и устранения смазываний.

Известны способы устранения смазываний отдельных кадров изображения, основанные на методах восстановления (реконструкции) изображений (например, [2]), искаженных измерительным прибором или диаграммой направленности антенны ДНА) с известной аппаратной функцией искажения (смазывания), например, функция равномерного смазывания. Однако вибрации носителя с привязкой к одному дискретному моменту времени tµ приводят к смазыванию изображения в случайном направлении, которое не поддается описанию. Следовательно, проблема устранения смазывания может быть решена в последовательности моментов времени tµ одновременно с решением задачи совмещения кадров.

Наиболее близким по технической сущности является способ формирования двумерного и трехмерного РЛИ поверхности с повышенной разрешающей способностью по угловым координатам [1] с привязкой к одному моменту времени обзора, который заключается в восстановлении матрицы изображения в элементе разрешения дальности и сводится к следующим операциям.

1. В q-x приемных элементах антенной решетки РЛС или q-x каналах сканирующей по углу места (по i) и азимуту (по j) антенны РЛС с привязкой к текущему моменту времени обзора tµ измеряются амплитуды отраженных сигналов Sq(t µ,i,j), способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 в k-x элементах дальности способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , где I×J - размер зоны обзора, K - число элементов разрешения дальности.

2. Эти амплитуды обрабатывают, умножая их на весовые коэффициенты, расчет которых осуществляют заранее по определенной методике.

3. В результате получают оценки способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , представляющие восстановленное амплитудное изображение наземной или воздушной обстановки с повышенным в несколько раз разрешением по угловым координатам в момент времени tµ .

4. Найденные оценки помещают в две матрицы: матрицу A(tµ,i,j) амплитудного изображения зоны обзора в i,j-x элементах дискретизации угла места и азимута и матрицу дальностей R(tµ,i,j) до i,j-го элемента наблюдаемой поверхности или объекта, которые с помощью алгоритмов отображения выводят на экран индикатора. Предусмотрен пересчет матриц в прямоугольную систему координат.

5. Способ применим также для РТЛС. Применительно к РТЛС под элементом дальности понимается диапазон дальности в зоне обзора (K=1). Поэтому РТЛИ, в отличие от РЛИ, для фиксированного положения РТЛС в пространстве получается двумерным: A(tµ,i,j).

Однако данный способ обладает следующими недостатками.

1. Способ не предусматривает совместной (пространственно-временной) обработки кадров РЛИ (РТЛИ), полученных в разные периоды обзора в дискретные моменты времени tµ, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , повышающей отношение сигнал-шум.

2. Способ не учитывает и соответственно не устраняет смазываний изображений из-за вибрации носителя РТЛ (РТЛС).

Указанные недостатки приводят к снижению качества изображений, что выражается в появлении шумовых (зернистых) пятен на изображении из-за недостаточного отношения сигнал-шум, а также размывании контуров объектов на изображении из-за смазываний.

Технический результат направлен на устранение указанных недостатков, то есть на повышение качества изображения в РЛС и РТЛС.

Технический результат предлагаемого технического решения достигается тем, что способ формирования радиолокационного изображения в бортовых системах радиовидения заключается в формировании в каждый дискретный µ-й момент времени tµ обзора участка поверхности или воздушного пространства матрицы амплитудного изображения зоны обзора A(tµ,i,j) и матрицы дальностей R(t µ,i,j) в i,j-x элементах дискретизации угла места и азимута, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 I×J - размер зоны обзора, отсчитываемых в прямоугольной антенной системе координат, отличающийся тем, что операции формирования матриц A(tµ,i,j) и R(tµ,i,j) повторяют в каждый дискретный момент времени обзора tµ , µ=1,2,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 ,L, при этом матрицы A(tµ-1,i,j) и R(t µ-1,i,j), полученные в предыдущий (µ-1)-й момент времени, экстраполируют на момент времени tµ с помощью преобразования координат: поворота осей и параллельного переноса по данным навигационной системы, и экстраполированные матрицы АЭ(tµ,i,j), RЭ(t µ,i,j) ставят в соответствие текущим матрицам A(t µ,i,j), R(tµ,i,j) и затем сравнивают амплитуды и дальности элементов в центральной области изображений, между которыми установлено соответствие, затем это соответствие уточняют корреляционно-экстремальным методом совмещения кадров и тем самым уменьшают ошибки навигационных измерений, далее указанные операции повторяют в последовательности моментов времени t µ, µ=1,2,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 ,L, а найденные значения A(tµ,i,j) и R µ(tµ,i,j) усредняют во времени t, что компенсирует ошибки измерения и округления до элементов дискретизации, в результате к моменту tL формируют две усредненные матрицы: способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , относительно каждого i,j-го элемента которых строится плавающее окно малого размера M1×N1 =(2m1+1)×(2n1+1), которое меняет свое положение, смещаясь построчно на один элемент дискретизации, и значения способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 элементов, взятые в этом окне, суммируют по i1 и j1 с весовыми коэффициентами h(i1,j 1), расчет которых осуществляют заранее, в результате получают оценки амплитуд

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

и аналогично (1) получают оценки дальностей способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 восстановленного изображения в центральном элементе окна, затем полученные по совокупности i,j-x элементов оценки способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 располагают в составе (I-2m1)×(J-2n 1)-матриц А и R, которые представляют трехмерное изображение наземной или воздушной обстановки.

Способ осуществляется следующим образом.

1. В каждый дискретный момент времени tµ, µ=1,2,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 ,L, формируются двумерные A(tµ,i,j) или трехмерные: A(tµ,i,j) и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 изображения в соответствии с известными способами восстановления изображений.

2. Координаты х1, y 1 центра каждого i,j-го элемента матриц A(tµ-1 ,i,j) и R(tµ-1,i,j), взятые в антенной системе координат o, x, y, z, на основе навигационных данных об углах поворота осей ox, oy, oz и параллельном смещении носителя РЛС или РТЛС способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 x, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 y, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z экстраполируются на момент времени tµ в координаты способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и округляются до ближайших элементов дискретизации i', j'.

3. Если i', j' попадают в поле матриц A(tµ,i,j), R(tµ,i,j), то значения i,j-x элементов матриц A(tµ-1,i,j), R(tµ-1,i,j) переписываются в соответствующие i',j'-e элементы экстраполированных матриц AЭ (tµ,i,j), RЭ(tµ,i,j). Установленное соответствие между i, j и i', j' запоминается. В противном случае фиксируется непопадание i', j'.

4. Для компенсации ошибок измерения навигационной системы положение матриц AЭ(tµ,i,j), RЭ(tµ,i,j) относительно A(tµ ,i,j), R(tµ,i,j) корректируется корреляционно-экстремальным методом, и устанавливается соответствие между элементами матриц. Изменения запоминаются.

5. Операции п.п.1-4 повторяются в последовательности моментов времени tµ, а найденные значения А(tµ,i,j) и Rµ(t µ,i,j) усредняются во времени t. В результате к моменту tL формируются две матрицы: способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 .

6. Относительно каждого i,j-го элемента матриц способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 строится плавающее окно размера M1×N 1=(2m1+1)×(2n1+1), меньшего, чем ширина диаграммы направленности антенны (ДНА на уровне 0,5 мощности) M×N=(2m+1)×(2n+1) в числе элементов дискретизации угла места по i и азимута по j: m1<m, n1 <n.

7. Окно меняет свое положение, смещаясь построчно на один элемент дискретизации, и значения способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 элементов, взятые в этом окне, суммируются по i1 и j1 с весовыми коэффициентами hk(i 1,j1), расчет которых осуществляется по методике восстановления изображений, указанной ниже, в результате получаются оценки

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

восстановленного изображения в центральном элементе окна.

8. Полученные по совокупности i,j-x элементов оценки способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , R(i,j), способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 располагают в составе (I-2m1)×(J-2n 1)-матриц А и R, которые представляют улучшенное трехмерное изображение. В частном случае двумерного изображения формируется только одна матрица А.

Математические расчеты, положенные в основу способа, сводятся к следующему.

Носитель РЛС или РТЛС находится в самолетной прямоугольной системе координат, центр которой совмещен с центром носителя, ось OY совпадает с вектором скорости способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 движения носителя, а ось ОХ расположена в плоскости правого крыла. Антенна в момент времени tµ-1 находится в прямоугольной системе координат O1X1Y 1Z1, а в момент tµ - в системе O2X2Y2Z2, которые расположены определенным образом относительно самолетной системы. Оси O1Z1 и O2Z2 представляют линию визирования антенны. Так как между самолетной и антенной системами существует известная связь, то ограничимся рассмотрением одной антенной системы во времени t. При движении объекта носителя РТЛС на промежутке [tµ-1, tµ] осуществляется поворот осей О1Х1, O 1Y1 и O1Z1 на углы способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 (тангаж, крен, курс), а точка O1 получает приращения параллельного переноса способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 х, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 y, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z.

Координаты центральной точки M(x 1,y1,z1), z1=0, i,j-го элемента матрицы двумерного изображения, взятой в системе O 1X1Y1Z1, пересчитываются в координаты способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 системы O2X2Y2Z2 в соответствии с формулами поворота осей и параллельного переноса:

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

причем способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 для двумерных матриц A(tµ,i,j) и R(t µ,i,j) не используется.

В вычислительном плане при малых углах поворота способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 формула (3) упрощается:

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

Полученные по формулам (3) или (4) координаты способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 округляются до ближайшего элемента дискретизации i', j'. Для снижения влияния ошибок измерения навигационной системы и округления корректируется соответствие между элементами матриц изображения, полученных в моменты времени tµ-1 и tµ. Для этого используется пространственно-временная обработка на основе корреляционно-экстремального метода совмещения и осреднения кадров изображения [3], который покажем на примере одной матрицы амплитудного изображения.

1. Пусть в момент tµ-1 получена матрица Аµ-1 =(A(tµ-1,i,j)), которая ставится в соответствие матрице Aµ=(A(tµ,i,j)). На основе данных навигационной системы о движении объекта носителя РЛС или РТЛС (измерений углов поворота способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и смещений способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 x, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 y, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z) координаты центра х1, y1 каждого i,j-го элемента матрицы Аµ в соответствии с формулами (3) или (4) пересчитываются на момент tµ, то есть находятся экстраполированные значения координат способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и соответствующие им номера i', j', при этом z 1 в (3), (4) полагается равным нулю (плоское изображение), а координата способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 не используется. Значения элементов матрицы Аµ-1 =(A(tµ-1,i,j)) переписываются в матрицу экстраполированного изображения способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 по всем элементам i', j', координаты которых попадают в поле 2-го кадра Аµ, в противном случае для i', j' фиксируются пропуски.

2. Рассматривается центральная часть матрицы способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 - область D, в которой пропуски заведомо отсутствуют. Даются приращения координатам i, j по всем элементам матрицы способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 в области D на малое число элементов дискретизации способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 i, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 j, а также дополнительное приращение смещению способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z в формулах (3) или (4). Оптимальные значения способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 i, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 j, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z определяются критерием близости двух изображений: способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 и

Аµ, например:

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

3. На основе найденных значений способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 i, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 j, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 z корректируются экстраполированные номера i', j'. Тем самым устанавливается более точное соответствие между элементами соседних матриц РЛИ (РТЛИ) в смысле принадлежности каждой пары этих элементов одному и тому же элементу поверхности или наблюдаемого наземного (воздушного) объекта и, как следствие, уменьшается влияние ошибок измерения и округления на пересчет координат, вследствие чего повышается точность формирования РЛИ (РТЛИ).

4. Амплитуды соответствующих элементов соседних кадров усредняются во времени t с помощью известных рекуррентных фильтров [3]. При усреднении сглаживаются ошибки измерения и повышается отношение сигнал-шум, что приводит к повышению разрешающей способности РТИ по угловым координатам. Одновременно сглаживаются шумовые (зернистые) пятна на изображении. Как следствие, повышается качество изображения.

5. В случае формирования трехмерного изображения выполняются аналогичные операции со второй матрицей R(tµ,i,j), а критерий (5) принимает комплексный вид (члены суммы (5) для матриц амплитуд и дальностей берутся с весовыми коэффициентами).

Для снижения влияния вибраций на качество изображения предлагается следующее. К вибрациям можно отнести как физическое "дрожание" носителя РЛС (РТЛС), так и накапливающиеся случайные ошибки измерения и округления до элементов дискретизации. При длительном осреднении кадров указанные ошибки, а также помехи суммируются, и к моменту времени tL получается равномерно смазанное изображение с повышенным отношением сигнал-шум. Для частичного устранения влияния вибраций рассматривается модель равномерного смазывания матриц в малой окрестности каждого i,j-го элемента, которую рассмотрим на примере амплитудного изображения:

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

где способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 - амплитудное изображение, смазанное за счет вибраций; A(j,j) - искомое изображение как функция двух переменных i, j; P(i,j) - центрированные гауссовские помехи; m1<m, n1<n (например, m1=n1=1).

Модель (6) отличается от более общих моделей тем, что коэффициенты смазывания (аппаратная функция g) тождественно равны единице: g(i,j)=1,способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 i,j. В модели (6) число измерений меньше числа оцениваемых параметров. Решение такой некорректной задачи заключается в нахождении псевдо-оптимальных МНК-оценок A(i,j) с введением процедур регуляризации [2]. Алгоритм восстановления сводится к следующему.

1. Относительно каждого i,j-го элемента, способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , искомой матрицы изображения А строится плавающее окно ограниченного размера M1×N1=(2m 1+1)×(2n1+1), которое меняет свое положение, смещаясь построчно на один элемент дискретизации.

2. Амплитуды А(i+i1,j+j1), взятые в этом окне, суммируются по i1 и j1 с весовыми коэффициентами hk(i1,j1), расчет которых осуществляется заранее по методу наименьших квадратов (МНК) [2]. В результате получается оценка

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

восстановленного изображения в центральном элементе окна.

3. Полученные по совокупности i,j-x элементов оценки способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 , располагаются в составе (I-2m1)×(J-2n 1)-матрицы А, которая представляет улучшенное изображение.

Для расчета весовых коэффициентов в (7) модель (6) представляется в векторно-матричной форме:

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

где способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

- M1N1 - вектор-столбец смазанных оценок (7), взятых в окрестности i,j-го элемента; G - M1N1×(M1+2m1 )(N1+2n1) - матрица ленточного типа с единичными элементами; способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 - вектор-столбец искомых оценок; способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 - вектор-столбец помех.

Оценивание вектора (8) осуществляется в соответствии со стандартной процедурой МНК (например, [2]):

способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552

где Н - матрица весовых коэффициентов; Е - единичная матрица; способ формирования радиолокационного изображения в бортовых   системах радиовидения, патент № 2373552 - параметр регуляризации, необходимый для обращения матрицы GT G в тех случаях, когда число измерений меньше числа оцениваемых параметров; Е - символ транспонирования.

В качестве оценки (7) берется центральный элемент вектора (9) с наименьшей дисперсией ошибки оценивания. Весовые коэффициенты h(i,j) в (7) - это элементы центральной строки матрицы весовых коэффициентов Н, найденной в (9).

Предложенный способ позволяет повысить качество двумерных или трехмерных изображений поверхности, наземной или воздушной обстановки за счет пространственно-временной обработки последовательности кадров изображения и устранения влияния вибраций носителя РЛС или РТЛС. Способ может найти применение в бортовых системах активной и пассивной радиолокации, а также в оптических системах.

Литература

1. Патент RU 2292060 С1. Способ наблюдения за воздушными объектами и поверхностью на базе бортовой РЛС / В.К.Клочко. МПК: G01S 13/02. Приоритет 28.06.2005. Опубл.: 20.01.2007. Бюл. № 2.

2. Клочко В.К. Методы оптимального восстановления радиолокационных изображений поверхности // Автометрия. 2005. Т.41. № 6. С.62-73.

3. Баклицкий В.К., Юрьев А.Н. Корреляционно-экстремальные методы навигации. М.: Радио и связь, 1982, 256 с.

Класс G01S13/89 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для картографрования или отображения

способ картографирования земной поверхности бортовой радиолокационной станцией (брлс) -  патент 2529523 (27.09.2014)
способ формирования радиолокационного изображения поверхности бортовой рлс, установленной на движущемся летательном аппарате -  патент 2528169 (10.09.2014)
система и способ трехмерной визуализации яркостной радиолокационной карты местности -  патент 2513122 (20.04.2014)
способ формирования изображения поверхности в радиолокационной станции с синтезированием апертуры антенны -  патент 2511216 (10.04.2014)
межобзорное устройство картографирования пассивных помех при использовании лчм сигналов -  патент 2510863 (10.04.2014)
способ и устройство определения координат источников радиоизлучений -  патент 2510044 (20.03.2014)
способ формирования радиопортрета объекта методом параллельной обработки с частотным разделением -  патент 2504800 (20.01.2014)
способ создания локационного изображения повышенной яркости и контрастности и устройство для его реализации -  патент 2483323 (27.05.2013)
устройство радиолокационного контроля -  патент 2469350 (10.12.2012)
способ ускоренного выделения устойчивых внутрипольных контуров почвенного плодородия на сельскохозяйственных полях -  патент 2455660 (10.07.2012)
Наверх