колесная пара локомотива

Классы МПК:B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-21
публикация патента:

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях магистральных и промышленных тепловозов и электровозов. Колесная пара локомотива состоит из оси, на которой жестко закреплены колесные центры с бандажами, снабженные гребнями. На предподступичной части осей закреплены диски с магнитными шлицами, взаимодействующими со шлицами шестерен, которые находятся в зацеплении с зубчатыми колесами, передающими вращающий момент насосам объемного действия, подающим смазочный материал на гребни бандажей при входе локомотива в кривую пути. Технический результат: повышение долговечности гребней колес колесных пар рельсовых транспортных средств. 2 ил. колесная пара локомотива, патент № 2372231

колесная пара локомотива, патент № 2372231 колесная пара локомотива, патент № 2372231

Формула изобретения

Колесная пара локомотива, состоящая из оси с предподступичной и подступичной частями, на которой жестко закреплены колесные центры с бандажами, снабженными гребнями, а ее буксовые шейки расположены в буксах, взаимосвязанных с рамой тележки локомотива, отличающаяся тем, что на предступичных частях оси колесной пары жестко закреплены диски, снабженные магнитными шлицами, контактирующими через воздушный зазор, при входе тележки локомотива в кривую пути, с ответными шлицами, выполненными на торцевых поверхностях шестерен подвижно размещенных на задних крышках букс, причем последние взаимосвязаны с зубчатыми колесами, установленными на валах насосов объемного действия, подключенных к накопительной емкости со смазочным материалом, смонтированной на раме тележки локомотива.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях магистральных и промышленных тепловозов и электровозов.

Известны колесные пары локомотивов. Так, в книге «Конструкция и динамика тепловозов», Изд. 2-е, доп., под ред. Иванова В.И., М.: Транспорт, 1974 г., на стр.157-159 описана и на рис.105 показана колесная пара тепловоза ТЭЗ. Такая колесная пара включает в себя колесные центры с бандажами, снабженными гребнями, напрессованными на подступичные части оси, которая по своим концам снабжена буксовыми шейками. Описанная колесная пара имеет простую конструкцию и достаточно эффективна в эксплуатации. Однако ей присущ весьма важный недостаток, заключающийся в том, что при входе локомотива в кривые пути происходит повышенный износ гребней колес за счет наличия сил трения скольжения, возникающих в зоне контакта гребня колеса с головкой рельса и, естественно, по причине отсутствия смазки в ней. Такая ситуация и способствующие ей причины, например, описаны в вышеуказанной книге Иванова В.Н. на стр.303-307, а также в газете «Гудок» от 18.03.89 г. в статье «Злоключение рельса и колеса».

Известна также колесная пара, например, локомотива 2ТЭI16, описанная и показанная в книге «Конструкция, расчет и проектирование локомотивов.» Учебник для студентов вузов. / А.А.Камаев и др.; / под ред. А.А.Камаева. - М.: Машиностроение, 1981, на стр.65-66, рис.43. Конструкция такой колесной пары в целом аналогична вышеописанной, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение долговечности гребней колес локомотивов за счет подачи смазки в зону контакта гребня колеса с головкой рельса.

Поставленная цель достигается тем, что на предступичных частях оси колесной пары жестко закреплены диски, снабженные радиально расположенными магнитными шлицами, контактирующими через воздушный зазор, при входе тележки локомотива в кривую пути, с ответными шлицами, выполненными на торцевых поверхностях шестерен, подвижно размещенных на задних крышках букс, при чем последние взаимосвязаны с зубчатыми колесами, установленными на валах насосов объемного действия, подключенных к накопительной емкости со смазочным материалом, смонтированной на раме тележки локомотива.

На фиг.1 показан общий вид колесной пары локомотива и на фиг.2 - укрепненная ее часть в зоне расположения одной из букс.

Колесная пара локомотива состоит из оси 1, на которой жестко закреплены колесные центры 2 с бандажами 3, снабженными гребнями 4. На предподступичных частях 5 оси 1 жестко установлены диски 6, снабженные магнитными шлицами 7. Ось 1 снабжена буксами 8 с передними 9 и задними кромками 10 и на последних закреплены направляющие 11 с подвижно в них размещенными шестернями 12. На торцевой поверхности шестерен 12 выполнены шлицы 13. Шестерни 12 входят в зацепление с зубчатыми колесами 14, жестко присоединенными к валам 15 насосов объемного действия 16, расположенных в раме 17 тележки локомотива. Насосы объемного действия 16 снабжены нагнетательным трубопроводом 18 и всасывающим трубопроводом 19, присоединенным к емкости 20 со смазочным материалом 21. Емкость 20 снабжена заправочной пробкой 22. Бандажи 3 взаимодействуют с рельсовым путем 23.

Работа колесной пары локомотива происходит следующим образом. При движении локомотива по прямому участку рельсового пути 23 детали колесной пары находятся в таком положении, как это показано на фиг.1 и фиг.2. Как только локомотив выйдет в кривую, ось 1 колесной пары совместно с колесными центрами 2, бандажами 3 и гребнями 4 перемещается в осевом направлении, например, по стрелке А влево, прижимаясь гребнем 4 к левому рельсу рельсового пути 23. Совместно с осью 1 в этом же направлении перемещается и диск 6, который вращается с колесным центром 2, так как он жестко соединен с ним. По мере уменьшения зазора «колесная пара локомотива, патент № 2372231 » между магнитными шлицами 7 диска 6 и шлицами 13 (букса 8 не получает перемещение по стрелке А, так как она связана с рамой 17 тележки локомотива) шестерня 12 за счет силы магнитного притяжения, создаваемой магнитными шлицами 7 диска 6, начинает вращаться, а так как она находится в зацеплении с зубчатым колесом 14, то и оно получает вращение, передовая вращающий момент через вал 15 насосу объемного действия 16. На чертежах конструкция насоса не показана, так как такие гидромашины широко известны практике. В этом случае насос объемного действия 16 создаст избыточное давление смазочного материала 21 в нагнетательном трубопроводе 18 и последний будет поступать из емкости 20 (работа насосов объемного действия подробно описана в различных источниках и хорошо известна практике) и наноситься на гребень 4 бандажа 3. В итоге смазочный материал 21 поступит в зону трения гребня 4 и головки рельса, что позволит в дальнейшем снизить износ гребня 4 и рельса рельсового пути 21. После прохода локомотивом кривого участка пути, колесная пара начнет перемещаться в направлении, противоположном стрелке А, и магнитная связь между шлицами 7 и 13 исчезнет, а с этим прекратится работа насоса объемного действия 16. При входе локомотива в кривую пути противоположной направленности, т.е. вправо, описанные процессы будут подобны вышеописанным только для деталей устройства, расположенных со стороны правой буксы (фиг.1). В дальнейшем процесс нанесения смазочного материала 21 на гребни 4 будет неоднократно повторяться. В тех случаях, когда локомотив по тем или иным причинам остановится в кривой пути расхода смазочного материала 21 не будет ввиду того, что насос объемного действия 16 находится в состоянии покоя.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как использование его в конструкциях локомотивов позволит повысить долговечность гребней колес колесных пар.

Класс B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 

способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения -  патент 2525499 (20.08.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2523868 (27.07.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2519311 (10.06.2014)
способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства -  патент 2509670 (20.03.2014)
рельсосмазыватель ручной для консистентной смазки -  патент 2509018 (10.03.2014)
способ управления смазкой рельсов в кривых участках железнодорожного пути и устройство для его осуществления -  патент 2492087 (10.09.2013)
способ рельсосмазывания -  патент 2479455 (20.04.2013)
система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе -  патент 2478506 (10.04.2013)
смазывающий стержень -  патент 2466894 (20.11.2012)
устройство для нанесения смазки на рельсы -  патент 2465162 (27.10.2012)
Наверх