фиксаторный узел контактной сети

Классы МПК:B60M1/00 Линии энергоснабжения, контактирующие с токоприемниками транспортных средств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (УрГУПС) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-25
публикация патента:

Изобретение относится к линиям электроснабжения железнодорожного транспорта, в частности к опорным и подвесным устройствам для крепления контактных проводов. Основной стержень фиксаторного узла выполнен в виде пустотелого цилиндра, на одном конце которого выполнена продольная прорезь длиной не более 800 мм. Пустотелый цилиндр снабжен заглушкой с отверстием в центральной части. На другом конце пустотелого цилиндра закреплен фланец, соединенный болтами с корпусом червячного редуктора, вал которого имеет полость в форме усеченной пирамиды. Внутри пустотелого цилиндра размещен металлический стержень, поддерживаемый запрессованными в пустотелый цилиндр втулками и жестко соединенный с шестерней червячного редуктора, причем металлический стержень имеет резьбу длиной, равной продольной прорези пустотелого цилиндра, при этом по резьбе стержня перемещается втулка, имеющая резьбу внутри и соединительное ребро на поверхности, которое перемещается в продольной прорези пустотелого цилиндра, причем внешняя втулка жестко соединена с фиксаторной стойкой, а в полость вала червячного редуктора вставлен наконечник изолирующей регулировочной штанги, также имеющий форму усеченной пирамиды. Технический результат заключается в уменьшении затрат на регулировку зигзагов контактных проводов. 3 ил.

фиксаторный узел контактной сети, патент № 2369493 фиксаторный узел контактной сети, патент № 2369493 фиксаторный узел контактной сети, патент № 2369493

Формула изобретения

Фиксаторный узел контактной сети, включающий основной стержень, дополнительный стержень, фиксаторную стойку, отличающийся тем, что основной стержень фиксаторного узла выполнен в виде пустотелого цилиндра, на одном конце которого выполнена продольная прорезь длиной не более 800 мм, пустотелый цилиндр снабжен заглушкой с отверстием в центральной части, на другом конце пустотелого цилиндра закреплен фланец, соединенный болтами с корпусом червячного редуктора, вал которого имеет полость в форме усеченной пирамиды, внутри пустотелого цилиндра размещен металлический стержень, поддерживаемый запрессованными в пустотелый цилиндр втулками и жестко соединенный с шестерней червячного редуктора, причем металлический стержень имеет резьбу длиной, равной продольной прорези пустотелого цилиндра, при этом по резьбе стержня размещена с возможностью перемещения втулка, имеющая резьбу внутри и соединительное ребро на поверхности, перемещающееся в продольной прорези пустотелого цилиндра и жестко связанное с внешней втулкой, размещенной на поверхности пустотелого цилиндра с возможностью перемещения вдоль последнего в пределах продольной прорези пустотелого цилиндра, причем внешняя втулка жестко соединена с фиксаторной стойкой, а в полость вала червячного редуктора вставлен наконечник изолирующей регулировочной штанги, также имеющий форму усеченной пирамиды.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к линиям электроснабжения железнодорожного транспорта, в частности к опорным и подвесным устройствам для крепления контактных проводов.

Известен фиксаторный узел контактной сети (А.В.Фрайфельд, Н.А.Бондарев, А.С.Марков. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий. - М.: Транспорт, 1987. - С.84-91), включающий основной и дополнительный стержни, а также фиксаторную стойку. Недостатком данного устройства является повышенный местный износ контактных проводов.

Известна также конструкция фиксаторного узла контактной сети (ОТУ 32-4524. Узлы контактной подвески переменного тока на прямых неизолированных наклонных консолях. - М.: Трансэлектропроект.- 1995.; ОТУ 32-4521. Узлы контактной подвески постоянного тока на прямых неизолированных наклонных консолях. - М.: Трансэлектропроект.- 1995), - прототип, состоящий из стержней - основного и дополнительного, а также фиксаторной стойки. Такая конструкция называется сочлененной, что по замыслу разработчиков должно обеспечивать такие условия работы фиксаторного узла, при которых дополнительный стержень всегда работает на растяжение и обеспечивает направленную вверх вертикальную силу, вызванную некомпенсированной составляющей натяжения контактного провода, что снижает местный износ контактных проводов. Однако недостатком данного устройства являются значительные эксплуатационные расходы на регулировку зигзагов контактных проводов, отклонение от нормы которых обусловлено изменением парметров пути: сдвижка пути в плане, изменение уровня головки одного рельса относительно другого. Для регулировки зигзагов контактных проводов с рабочей площадки автомотрисы необходимо снимать напряжение с контактной сети, а для регулировки зигзагов с изолирующей съемной вышки под напряжением необходимо привлечение бригады электромонтеров, включая сигналистов, причем работы по регулировке зигзагов контактных проводов при неизолированных консолях производить под напряжением запрещено из-за близкого расположения (менее 0,8 м) опасных элементов. Бригаду и изолирующую съемную вышку необходимо вывозить на перегон автомотрисой и забирать после выполнения работы.

Целью изобретения является уменьшение расходов на регулировку зигзагов контактных проводов. Указанная цель достигается изменением конструкции фиксаторного узла.

Сущностью изобретения является то, что основной стержень фиксаторного узла выполнен в виде пустотелого цилиндра, на одном конце которого выполнена продольная прорезь длиной не более 800 мм, а пустотелый цилиндр снабжен заглушкой с отверстием в центральной части, на другом конце пустотелого цилиндра закреплен фланец, соединенный болтами с корпусом червячного редуктора, вал которого имеет полость в форме усеченной пирамиды, внутри пустотелого цилиндра размещен металлический стержень, поддерживаемый запрессованными в пустотелый цилиндр втулками и жестко соединенный с шестерней червячного редуктора, причем металлический стержень имеет резьбу длиной, равной продольной прорези пустотелого цилиндра, при этом по резьбе стержня перемещается втулка, имеющая резьбу внутри и соединительное ребром на поверхности, которое перемещается в продольной прорези пустотелого цилиндра и жестко связано с внешней втулкой, размещенной на поверхности пустотелого цилиндра с возможностью перемещения вдоль последнего в пределах продольной прорези пустотелого цилиндра, причем внешняя втулка жестко соединена с фиксаторной стойкой, а в полость вала червячного редуктора вставляют наконечник изолирующей регулировочной штанги, также имеющий форму усеченной пирамиды.

На фиг.1 представлена схема расположения предлагаемого фиксаторного узла 1 контактной сети, прикрепленного одним концом к контактным проводам 3, а другим концом к консоли 2 через редуктор 4. В червячный редуктор 4 вставляют регулировочную штангу 5. На противоположном от редуктора 4 конце фиксаторного узла 1 расположена внешняя втулка 6 с фиксаторной стойкой 7. На фиг.2 представлена схема устройства основного стержня фиксаторного узла 1, включающего пустотелый цилиндр 8, имеющий на поверхности продольную прорезь 9, заглушку 10 со сквозным отверстием 11, в которое вставлен один конец металлического стержня 12, размещенного внутри пустотелого цилиндра 8, другим концом жестко соединенного с шестерней 13 червячного редуктора 4, прикрепленного к пустотелому цилиндру 8 с помощью фланца 14, а металлический стержень 12 поддерживается внутри пустотелого цилиндра 8 запрессованными внутрь последнего втулками 15, и имеет резьбу 16 длиной, равной длине продольной прорези 9, при этом по резьбе металлического стержня 12 перемещается втулка с внутренней резьбой 17, на внешней поверхности которой жестко закреплено соединительное ребро 18, выступающее через продольную прорезь 9 над поверхностью пустотелого цилиндра 8, а на поверхности пустотелого цилиндра 8 размещена внешняя втулка 19 с возможностью ее перемещения вдоль поверхности пустотелого цилиндра 8 в пределах продольной прорези 9, причем соединительное ребро 18 втулки с внутренней резьбой 17 жестко соединено с внутренней поверхностью внешней втулки 19, а к наружной поверхности внешней втулки 19 жестко прикреплена фиксаторная стойка 7. На фиг.3 представлена схема червячного редуктора 4 в сборке, включающая вал червячного редуктора 20 со стопорным кольцом 21, с внутренней полостью 22, выполненной в форме усеченной пирамиды, шестерню 13, соединенную с металлическим стержнем 12 посредством шпонки 23.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Фиксаторный узел 1 стационарно устанавливают на опоре контактной сети, прикрепляют к консоли 2 и контактным проводам 3. С помощью регулировочной штанги 5 с наконечником в виде усеченной пирамиды, вручную вставляемой во внутреннюю полость 22 вала 20 червячного редуктора 4, приводится во вращение шестерня 13, которая жестко связана с металлическим стержнем 12. При повороте вала 20 червячного редуктора 4 втулка с внутренней резьбой 17 перемещается вдоль продольной прорези 9 по резьбе 16, нарезанной на металлическом стержне 12. Одновременно в продольной прорези 9 перемещается соединительное ребро 18, а внешняя втулка 19 - по поверхности пустотелого цилиндра 8. Вместе с внешней втулкой 19 перемещается жестко соединенная с ней фиксаторная стойка 7. Прикрепленные к фиксаторной стойке 7 одним концом дополнительные стержни 24 фиксаторного узла 1 (при одном контактном проводе - один стержень), вторым концом прикреплены к контактным проводам 3. При перемещении фиксаторной стойки 7 и дополнительных стержней 24 вдоль основного стержня 8 фиксаторного узла 1 изменяется положение - зигзаг контактных проводов 3 относительно оси железнодорожного пути. Контроль положения контактных проводов относительно оси пути осуществляется с помощью ультразвукового или лазерного приборов, устанавливаемых в процессе контроля на шаблон рельсовой колеи, расположенный на головках рельсов (на фиг.1 не представлены).

Таким образом, регулировку зигзагов контактных проводов осуществляют вручную с земли изолирующей штангой без снятия напряжения с контактной сети, привлечения бригады рабочих и использования изолирующей съемной вышки, что значительно снижает затраты на регулировку зигзагов контактных проводов.

Класс B60M1/00 Линии энергоснабжения, контактирующие с токоприемниками транспортных средств

устройство компенсации натяжения с тормозной функцией -  патент 2529093 (27.09.2014)
токопроводящая арматура контактной сети электрифицированных железных дорог и способ ее изготовления -  патент 2529086 (27.09.2014)
пружинный жидкостно-газовый компенсатор натяжения проводов и тросов контактной сети пжг-1 -  патент 2525618 (20.08.2014)
компенсационное устройство храпового колеса с косыми зубьями -  патент 2520627 (27.06.2014)
способ измерения контактного усилия и устройство измерения контактного усилия -  патент 2519589 (20.06.2014)
система воздушной контактной сети -  патент 2518116 (10.06.2014)
несущий трос контактной сети железной дороги -  патент 2509666 (20.03.2014)
контактный провод, токосъемник и контактно-проводная система -  патент 2497698 (10.11.2013)
способ монтажа консоли на опоре контактной сети железных дорог -  патент 2493029 (20.09.2013)
способ вертикальной регулировки цепной контактной подвески железной дороги -  патент 2492073 (10.09.2013)
Наверх