рельсовая сталь

Классы МПК:C22C38/58 с более 1,5 % марганца по массе
C22C38/54 с бором
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-21
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к производству стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, молибден, ванадий, ниобий, бор, никель, алюминий, азот, кальций, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,85-1,30, кремний 0,10-1,20, марганец 0,20-1,60, хром 0,10-1,10, молибден 0,001-0,30, ванадий 0,03-0,15, ниобий 0,0001-0,005, бор 0,0003-0,002, никель 0,05-0,30, алюминий не более 0,005, азот 0,007-0,02, кальций 0,0005-0,005, железо и примеси остальное. В качестве примесей сталь содержит серу не более 0,015 мас.%, фосфор не более 0,020 мас.% и медь не более 0,20 мас.%. Повышается комплекс физико-механических свойств, износостойкость и контактно-усталостная прочность рельсов. 2 табл.

Формула изобретения

Рельсовая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, ванадий, ниобий, бор, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит никель, алюминий, азот и кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод0,85-1,30
кремний 0,10-1,20
марганец0,20-1,60
хром 0,10-1,10
молибден0,001-0,30
ванадий 0,03-0,15
ниобий0,0001-0,005
бор 0,0003-0,002
никель0,05-0,30
алюминий не более 0,005
азот 0,007-0,02
кальций0,0005-0,005
железо и примеси остальное


при этом количество примесей ограничено в следующем соотношении, мас.%:

серане более 0,015
фосфор не более 0,020
медьне более 0,20

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали для железнодорожных рельсов, обладающих улучшенным комплексом свойств, включающих повышенную износостойкость и контактно-усталостную прочность.

Известна сталь [1], содержащая (мас.%): 0,6-1,20 С; 0,1-1,2 Si; 0,4-1,4 Mn; 0,005-0,030 N; 0,005-0,050 Аl; 015-0,070 Mo; 0,1-1,0 Cr; 0,005-0,070 V; 0,01-1,50 Ni; 0,004-0,050 Nb; 0,01-1,50 Cu; 0,0001-0,0100 Ti; 0,002-0,050 S; 0,0001-0,0050 B; 0,0005-0,020 Mg; Fe - ост.

Существенными недостатками указанной стали являются низкая ударная вязкость и контактно-усталостная прочность рельсов, обусловленные высоким содержанием алюминия в стали, который приводит к загрязнению ее грубыми строчечными включениями глинозема.

Известная также рельсовая сталь [2], содержащая (мас.%): 0,83-0,95 С; 0,3-0,7 Si; 0,6-1,1 Mn; 0,08-0,15 V; не более 0,005 Аl; 0,012-0,020 N; 0,0005-0,005 Са; 0,05-0,5 Сr; 0,11-0,3 Мо; 0,05-0,3 Ni; 0,0005-0,005 Zr; 0,0005-0,005 РЗМ; не более 0,015 S; 0,020 Р; 0,020 Сu; Fe - ост.

Основным недостатком стали является недостаточная износостойкость рельсов, обусловленная сравнительно низким содержанием углерода, марганца, кремния, хрома и молибдена.

Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [3], содержащая (мас.%): 0,85-1,20 С; 0,10-1,00 Si; 0,20-1,50 Mn; 0,50-1,00 Сr или 0,85-1,20 С; 0,40-1,00 Si; 0,20-0,40 Mn; 0,35-0,50 Сr, причем величина суммы показателей содержания Si/4+Mn/2+Cr составляет 0,8-1,8%; а также один или по меньшей мере два элемента, выбранных из группы, включающей Mo, V, Nb и В, примеси и Fe - ост.

Существенным недостатком данной стали является повышенная склонность к хрупкому разрушению и пониженная эксплуатационная стойкость.

Желаемым техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств, износостойкости и контактно-усталостной прочности рельсов.

Для достижения этого сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, ванадий, ниобий, бор и железо, отличается тем, что она дополнительно содержит никель, алюминий, азот, кальций при следующем соотношении компонентов (мас.%):

углерод0,85-1,30
кремний 0,10-1,20
марганец0,20-1,60
хром 0,10-1,10
молибден0,001-0,30
ванадий 0,03-0,15
ниобий0,0001-0,005
бор 0,0003-0,002
никель0,05-0,30
алюминий не более0,005
азот 0,007-0,02
кальций0,0005-0,005
железо и примеси остальное,

при этом количество примесей ограничено в следующем соотношении (мас.%):

серане более 0,015
фосфор не более 0,020
медьне более 0,20

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Выбранное содержание углерода обеспечивает повышение предела текучести, временного сопротивления разрыву, твердости и износостойкости рельсовой стали. Переход к заэвтектоидным сталям приводит к уменьшению роста зерна аустенита по сравнению с доэвтектоидными сталями.

При содержании углерода более 1,3% значительно возрастает хрупкость рельсов.

Повышение содержания Si, Mn, Сr по сравнению с прототипом связано также с необходимостью повышения износостойкости заэвтектоидной стали при рабочем контакте колесо-рельс.

Повышение содержания кремния до 1,20% связано с необходимостью увеличения раскисленности стали при уменьшении содержания алюминия в ней, обеспечивающем повышение чистоты стали по включениям пластичных силикатов, которые снижают ударную вязкость.

Увеличение концентрации марганца до 1,60% способствует повышению прокаливаемости стали, уменьшает критическую скорость охлаждения.

Молибден в указанных пределах обеспечивает получение дисперсной закаленной структуры, увеличивает прочностные свойства, твердость, ударную вязкость и сопротивление износу. Введение молибдена усиливает действие алюминия, снижение содержания которого не приведет к уменьшению сопротивления хрупкому разрушению.

В целом выбранное соотношение Mn, Si, Сr, Мо, В в стали, содержащей 0,85-1,30% С, обеспечивает снижение температуры превращения аустенита и получение более дисперсной структуры троостита по сравнению с сорбитом закалки.

Введение никеля в заявляемых пределах обеспечивает повышение пластичности и ударной вязкости стали. Его содержание до 0,05% не оказывает положительного влияния на свойства стали, а при концентрации более 0,3% эта характеристика не превышает определяемых величин.

Совместное введение V, Nb, N в сталь приводит за счет образования дисперсных частиц карбонитридов ванадия и ниобия к повышению прочностных свойств и сопротивлению хрупкому разрушению. При концентрации ванадия менее 0,03%, ниобия менее 0,0001%, азота менее 0,007% не обеспечивается повышение выносливости стали. При увеличении содержания ванадия, ниобия и азота в стали более заявляемых пределов возрастает количество карбонитридов в ней, обеспечивающих нежелательное повышение прочностных свойств. При повышении азота более 0,02% возможны случаи пятнистой ликвации и "азотного кипения" (пузыри в стали).

Снижение содержания алюминия до 0,005% и модифицирование стали кальцием от 0,0005 до 0,005% обеспечивают получение высокочистого металла по включениям алюминатов, приводят к образованию глобулярных неметаллических включений, к уменьшению их размеров и количества. Однако введение кальция более 0,005% приводит к загрязнению ее глобулями больших размеров и удорожает производство стали. Кальций при концентрации менее 0,0005% практически не оказывает влияние на модифицирование включений.

Ограничение содержания меди, серы и фосфора выбрано с целью улучшения качества поверхности и повышения пластичности и вязкости стали. Кроме того, концентрация серы определяет красноломкость, фосфорахладноломкость стали.

Заявляемый химический состав рельсовой стали обеспечивает получение рельсов повышенной контактно-усталостной прочности и износостойкости при охлаждении их сжатым воздухом.

Серия опытных плавок была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. Металл разливали на МНЛЗ. Полученные заготовки нагревали и прокатывали по обычной технологии на рельсы типа Р65, которые подвергали дифференцированной закалке сжатым воздухом. Приведенные в таблице 2 данные показывают, что механические свойства, твердость рельсов из заявляемой стали значительно выше, чем рельсов из стали Э83Ф [4]. Повышение твердости и прочностных свойств рельсов увеличивает повышение их износостойкости и контактно-усталостной прочности.

Список источников, принятых во внимание

1. Патент JP 2004-076112 А, МПК С22С 38/00; 38/06; 38/5-1, 2004 г.

2. Патент RU 2259416 С2, МПК С22С 38/24, 38/28; 38/46; 38/50, 2005 г.

3. Патент RU 2139946 С1, МПК С21С С 21D 9/04; С22С 38/04, 1996 г.

4. ТУ 0921-125-2001 "Рельсы железнодорожные повышенной износостойкости и контактной выносливости".

Таблица 1
Химический состав стали
Состав Массовая доля элементов, %
СМn SiV АlN СаNb СrМо Ni
1 0,85 1,201,10 0,030,005 0,0120,0005 0,0005 0,600,005 0,0005
20,87 0,301,20 0,090,005 0,0140,0008 0,0008 0,100,001 0,005
3 0,85 0,850,30 0,120,004 0,0170,0020 0,0015 1,100,15 0,0007
40,88 1,000,60 0,140,005 0,0150,0010 0,0016 0,800,20 0,0001
50,94 0,950,50 0,110,005 0,0200,0030 0,003 0,300,26 0,004
6 0,95 1,100,69 0,150,005 0,0180,0049 0,005 0,500,30 0,001
7 1,00 0,610,30 0,080,005 0,0070,0006 0,0005 0,700,12 0,004
8 1,20 0,750,45 0,110,003 0,0100,0015 0,0007 0,900,19 0,005
9 1,25 0,960,61 0,130,002 0,0180,0034 0,003 0,500,20 0,0006
101,30 1,090,70 0,150,005 0,0090,0051 0,005 1,000,30 0,001
ТУ-0921-125-2001 Сталь Э83Ф0,78-0,88 0,75-1,05 0,25-0,450,03-0,15 не более 0,02 -- -рельсовая сталь, патент № 2368694 0,15- рельсовая сталь, патент № 2368694 0,15

Таблица 2
Механические свойства дифференцированно-упрочненных рельсов
Вариантрельсовая сталь, патент № 2368694 т рельсовая сталь, патент № 2368694 в рельсовая сталь, патент № 2368694 5 рельсовая сталь, патент № 2368694 Твердость
Н/мм2 %НВ10 НВ22 НВпкг
1 10301413 1225 401388 415
2 990 135212 33388 363388
3 9901363 1233 388388 388
4 1029 139111 32388 375388
5 10391372 1031 388388 401
6 1049 141210 31388 388415
7 10601423 1224 415401 430
8 1080 144311 23415 415430
9 10901452 1022 415415 430
10 1090 14629 20410 415440
ТУ-0921-125-2001 Сталь Э83Ф880 1274 726 рельсовая сталь, патент № 2368694 352рельсовая сталь, патент № 2368694 341рельсовая сталь, патент № 2368694 363
Примечание: НВпгк - твердость на поверхности катания головки рельса;
НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм.

Класс C22C38/58 с более 1,5 % марганца по массе

термостойкая аустенитная сталь, обладающая стойкостью к растрескиванию при снятии напряжений -  патент 2528606 (20.09.2014)
трубная сталь -  патент 2525874 (20.08.2014)
холоднодеформируемая сталь повышенной прочности и состоящее из нее плоское изделие -  патент 2524027 (27.07.2014)
листовая конструкционная нержавеющая сталь, обладающая превосходной коррозионной устойчивостью в сварном шве, и способ ее производства -  патент 2522065 (10.07.2014)
коррозионностойкая высокопрочная сталь -  патент 2519337 (10.06.2014)
способ получения металлоизделия с заданным структурным состоянием -  патент 2516213 (20.05.2014)
малоактивируемая жаропрочная радиационностойкая сталь -  патент 2515716 (20.05.2014)
сталь -  патент 2514901 (10.05.2014)
высокопрочная среднеуглеродистая комплекснолегированная сталь -  патент 2510424 (27.03.2014)
высокопрочная гальванизированная листовая сталь и способ ее изготовления -  патент 2510423 (27.03.2014)

Класс C22C38/54 с бором

термостойкая аустенитная сталь, обладающая стойкостью к растрескиванию при снятии напряжений -  патент 2528606 (20.09.2014)
жаропрочная сталь мартенситного класса -  патент 2524465 (27.07.2014)
коррозионно-стойкая легированная нейтронно-поглощающая сталь для изготовления шестигранных чехловых труб для уплотненного хранения в бассейнах выдержки и транспортировки ядерного топлива -  патент 2519064 (10.06.2014)
малоактивируемая жаропрочная радиационностойкая сталь -  патент 2515716 (20.05.2014)
сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций -  патент 2506339 (10.02.2014)
сталь -  патент 2502822 (27.12.2013)
коррозионно-стойкая аустенитная сталь -  патент 2499075 (20.11.2013)
закаленная мартенситная сталь с низким содержанием кобальта, способ получения детали из этой стали и деталь, полученная этим способом -  патент 2497974 (10.11.2013)
высокопрочная хладостойкая свариваемая сталь -  патент 2495149 (10.10.2013)
высокотвердые, с высокой ударной вязкостью сплавы на основе железа и способы их изготовления -  патент 2481417 (10.05.2013)
Наверх