заряд твердого ракетного топлива
Классы МПК: | F02K9/10 форма и конструкция твердотопливных зарядов C08L23/16 сополимеры этен-пропена или этен-пропен-диена |
Автор(ы): | Валеев Наиль Сабирзянович (RU), Косихина Ольга Александровна (RU), Бажина Марина Геннадьевна (RU), Красильников Федор Сергеевич (RU), Энкин Эдуард Абрамович (RU), Ощепков Валерий Юрьевич (RU), Куценко Геннадий Васильевич (RU), Амарантов Георгий Николаевич (RU), Поваров Сергей Александрович (RU), Мельник Геннадий Иванович (RU), Хорев Николай Акимович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU), Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-14 публикация патента:
20.09.2009 |
Изобретение относится к зарядам твердого ракетного топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит корпус и скрепленный с ним топливный заряд посредством защитно-крепящего слоя. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал на основе этиленпропилендиенового каучука, содержащий асбест хризотиловый в качестве наполнителя, диоктилсебацинат в качестве пластификатора и n-динитрозобензол в качестве адгезионной добавки. Причем поверхность защитно-крепящего слоя на границе контакта с топливным зарядом подвергнута химической модификации термообработанным 4,4'-дифенилметандиизоцианатом в количестве 5-20 г/м2. Изобретение направлено на повышение прочности скрепления топлива с корпусом двигателя и позволяет увеличить срок службы заряда твердого ракетного топлива. 1 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива, содержащий корпус и скрепленный с ним топливный заряд посредством защитно-крепящего слоя, представляющего собой листовой каландрованный материал на основе этиленпропилендиенового каучука, содержащий асбест хризотиловый в качестве наполнителя, диоктилсебацинат в качестве пластификатора и n-динитрозобензол в качестве адгезионной добавки, отличающийся тем, что поверхность защитно-крепящего слоя на границе контакта с топливным зарядом подвергнута химической модификации термообработанным 4,4'-дифенилметандиизоцианатом в количестве 5-20 г/м2.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военной технике, и в частности к ракетным двигателям (РД) с зарядами из смесевых твердых топлив, прочноскрепленных с корпусом РД с помощью защитно-крепящих слоев (ЗКС).
Объект изобретения представляет собой прочноскрепленный с корпусом ракетного двигателя заряд из смесевого твердого топлива, предназначенный для эксплуатации в широком диапазоне температур (от минус 60 до 60°С).
Одним из наиболее сложных вопросов разработки РД является обеспечение надежного скрепления заряда твердого топлива с корпусом ракетного двигателя. Надежность скрепления во многом зависит от схемы защитно-крепящего слоя и способа скрепления заряда с корпусом, а также применяемых при этом материалов.
В зарубежной и отечественной практике широко используются заряды ракетного твердого топлива, содержащие корпус, жестко скрепленный с ним топливный заряд, защитно-крепящий слой со следующей схемой крепления зарядов твердого топлива к стенкам ракетного двигателя: в начале на внутреннюю поверхность корпуса наносится теплозащитное покрытие, а затем на это покрытие наносится крепящий слой, обеспечивающий прочное крепление заряда к корпусу двигателя в процессе отверждения топлива патент (США № 4601862, кл. С06В 21/00, 1987 г., патент Японии № 49-25324, кл. С06Д 1/04, 1975 г.). Данные технические решения предусматривают двухслойный защитно-крепящий состав: это теплозащитное покрытие (ТЗП), которым выложена внутренняя поверхность корпуса, и нанесенный на поверхность ТЗП адгезионный слой, предназначенный для крепления заряда ракетного топлива к стенкам корпуса двигателя.
Выполнение ЗКС из двух слоев усложняет конструкцию двигателя и технологию изготовления зарядов ракетного твердого топлива, а также повышает стоимость производства.
Общими признаками с предлагаемым авторами зарядом ракетного твердого топлива является наличие в составе заряда корпуса, жестко скрепленного с ним топливного заряда, защитно-крепящего слоя.
Значительный технико-экономический эффект достигается при выполнении защитно-крепящего покрытия из одного материала, выполняющего функции теплозащитного покрытия и крепящего слоя. В этом случае материал покрытия должен обладать высокой эрозионной стойкостью к действию продуктов сгорания металлизированного твердого топлива и достаточно высокую адгезионную способность по отношению к материалу топлива.
Наиболее близким по технической сути к заявляемому техническому решению является конструкция заряда ракетного твердого топлива по патенту России № 2216641, кл.7 F02К 9/32, 2002 г., принятая авторами за прототип. Заряд содержит корпус, жестко скрепленный с ним топливный заряд. Скрепление заряда с корпусом осуществляется защитно-крепящим слоем, представляющим собой листовой каландрованный материал на основе этиленпропилендиенового каучука. Повышенная эрозионная стойкость материала ЗКС достигнута за счет использования в качестве полимерной основы тройного этиленпропилендиенового сополимера (каучук СКЭПТ), который не содержит в основной цепи двойных связей и отличается высокой теплостойкостью, а также введения в состав резины специальных наполнителей (асбест хризотиловый). Адгезионная способность ЗКС по отношению к топливам на основе каучука ПДИ-ЗА достигается благодаря введению в материал ЗКС бифункционального соединения n-динитрозобензола (n-ДНБ), который обеспечивает создание дополнительных химических связей между материалом ЗКС и топливом. Введение в состав ЗКС пластификатора диоктилсебацината (ДОС) позволяет в значительной степени подавить миграцию пластификатора из топлива в ЗКС, а также повысить эластические свойства последнего в области низких температур.
Общими признаками с предлагаемой авторами конструкцией заряда ракетного топлива являются наличие корпуса, заряда твердого ракетного топлива, а также одинаковая схема крепления топливного заряда с корпусами РД с помощью защитно-крепящего слоя, выполняющего одновременно функции теплозащиты корпуса и крепящего состава.
Однако в связи с особенностями формования зарядов смесевого ракетного твердого топлива, при отверждении которого давление в заряде повышается до 50-60 кгс/см2, на границе контакта топлива с ЗКС происходит отжим связующего топлива, вызывающий снижение прочности пограничных слоев топлива и, соответственно, прочности крепления заряда с корпусом. Снижению прочности скрепления заряда с корпусом способствует также и влага, поглощаемая материалом ЗКС при разгерметизации корпуса в процессе сборки его с формообразующей оснасткой. Отрицательное влияние на прочность крепления заряда с корпусом отжима связующего и влаги на границе контакта ЗКС с топливом особенно проявляется на зарядах из высоконаполненных топлив, отличающихся повышенной чувствительностью к влаге и технологическим факторам. В конечном итоге снижение прочности крепления заряда с корпусом, вызванное отрицательным влиянием влаги и перераспределением компонентов топлива на границе контакта в процессе формования заряда может привести к сокращению сроков служебной пригодности прочноскрепленных с корпусом зарядов вплоть до потери работоспособности их непосредственно после изготовления.
Задачей заявляемого технического решения является разработка конструкции заряда ракетного топлива, обладающего повышенной прочностью скрепления с корпусом двигателя и увеличенным сроком службы.
Технический результат достигается за счет того, что защитно-крепящий слой, представляющий собой листовой каландрованный материал на основе этилепропилендиенового каучука с введенными в его состав наполнителем асбестом хризотиловым, адгезионной добавкой n-динитрозобензолом и пластификатором диоктилсебацинатом, подвергается химической модификации его поверхности перед заполнением топливной массой термообработанным 4,4'-дифенилметандиизоцианатом (ДФМДИ) в количестве 5-20 г/м2.
Сущность изобретения заключается в том, что заряд твердого ракетного топлива, изображенный на чертеже, состоит из металлического корпуса (1), жестко скрепленного с ним топливного заряда (2), защитно-крепящего слоя (3), поверхность которого перед заполнением топливной массой подвергается химической модификации термообработанным 4,4'-дифенилметандиизоцианатом в количестве 5-20 г/м2 (4).
Выбор из ряда алифатических и ароматических диизоцианатов ДФМДИ обусловлен особенностями поведения его на поверхности резины, подлежащей модификации. Эта особенность заключается в способности ДФМДИ образовывать реакционноспособные ароматического строения ассоциаты, связанные с поверхностью резины. Образовавшиеся ассоциаты замедляют процессы диффузии и испарения с поверхности и, тем самым, способствуют более глубокой и эффективной реакции изоцианатных групп с реакционноактивными группами поверхностного слоя резины. Кроме того, выбранный вид диизоцианата отличается низкой летучестью и, вследствие этого, обладает пониженной токсичностью по сравнению с другими модификациями диизоцианатов.
Технология модификации поверхности ЗКС на корпусах не приводит к существенному усложнению и удлинению технологического процесса подготовки корпусов.
В таблице приведены значения прочности адгезионного соединения ЗКС-топливо в зависимости от количества ДФМДИ, используемого для модификации ЗКС из этиленпропилендиеновой резины.
Расход ДФМДИ, г/м2 | Прочность адгезионного соединения ЗКС-топливо на отрыв при температуре 20°С, кгс/см2 | |||
Прототип | Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | |
0 | 10,4 | |||
5 | 11,1 | - | ||
10 | - | 12,3 | ||
20 | - | - | 10,9 |
Как видно из приведенных данных, обработка термообработанным 4,4'-дифенилметандиизоцианатом (ДФМДИ) позволяет повысить прочность и надежность крепления топлива с ЗКС по сравнению с прототипом.
Таким образом, модификация поверхности ЗКС из этиленпропилендиеновой резины путем обработки ее раствором термообработанного ДФМДИ позволяет создать на границе контакта с топливом дополнительные химические связи и, благодаря этому, компенсировать снижение прочности адгезионного шва ЗКС-топливо, вызываемое отжимом связующего на границе контакта и отрицательным действием влаги.
Отмеченный положительный эффект подтвержден испытаниями образцов и модельных изделий, проведенных в соответствии с предлагаемым изобретением в лабораторных условиях ФГУП «НИИПМ».
Таким образом, указанные преимущества заявляемой конструкции заряда твердого ракетного топлива с модифицированной поверхностью ЗКС позволяют обеспечить его высокую надежность и увеличенный срок службы.
Класс F02K9/10 форма и конструкция твердотопливных зарядов
Класс C08L23/16 сополимеры этен-пропена или этен-пропен-диена