система управления тягой газотурбинного двигателя

Классы МПК:F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Нечаев Сергей Александрович (RU),
Иванов Михаил Николаевич (RU),
Нечаева Тамара Петровна (RU),
Луценко Геннадий Алексеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Технический результат изобретения - повышение точности регулирования. Сущность изобретения заключается в наличии в системе блока измерения тяги двух лазерных анемометров, один из которых измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а второй - скорость полета. Микропроцессор с блоком памяти рассчитывает значение тяги по формуле R=f(Gв, cc, V п). Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок измерения тяги, блок дозирования топлива, сумматор, анемометр для измерения скорости истечения газов из сопла двигателя, анемометр для измерения скорости полета, микропроцессор с блоком памяти. 1 ил.

система управления тягой газотурбинного двигателя, патент № 2367808

Формула изобретения

Система управления тягой газотурбинного двигателя, содержащая блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, отличающаяся тем, что блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет тягу по формуле R=f(Gв, сс, Vп ), где Gв - расход воздуха через двигатель, с c - скорость истечения газов из сопла двигателя, V п - скорость полета самолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей (ГТД) летательных аппаратов (ЛА).

Известно устройство, реализующее способ регулирования авиационного турбовинтового двигателя (RU 2023897 от 10.11.1994), содержащее регулятор расхода топлива, регулятор частоты вращения, два исполнительных механизма, датчик значения частоты вращения ротора, датчик значения тяги, элементы сравнения, сумматор, датчик значений текущего расхода топлива и блок оптимизации.

Недостатком описанного устройства является то, что управление тягой в описанной системе осуществляется косвенно за счет поддержания заданными других параметров двигателя, что не обеспечивает требуемой точности управления тягой в широком диапазоне изменения условий полета и режимов работы двигателя.

Технической задачей заявляемого устройства является повышение точности управления двигателем по тяге.

Решение технической задачи изобретения состоит в том, что в системе управления тягой газотурбинного двигателя, содержащей блок измерения тяги, блок дозирования топлива и сумматор, блок измерения тяги содержит два лазерных анемометра и микропроцессор с блоком памяти, при этом один анемометр измеряет скорость истечения (струи) газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(G B, сс, Vп), где GB - расход воздуха через двигатель, сс - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета.

Измерение скорости струи газов описано, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985. с.21-22, 415, 419.

Техническим результатом изобретения является повышение точности регулирования, причем повышение точности поддержания тяги за счет ее измерения стало возможным благодаря применению в системе управления тягой газотурбинного двигателя блока измерения тяги, содержащего два лазерных анемометра, измеряющих скорость газового потока бесконтактным методом.

На чертеже представлена структурная схема системы управления тягой газотурбинного двигателя.

Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок 1 измерения тяги, блок 2 дозирования топлива и сумматор 3, при этом блок 1 измерения тяги содержит два лазерных анемометра (4 и 5) и микропроцессор 6 с блоком памяти, при этом один анемометр 4 измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а с помощью второго анемометра 5 измеряют скорость полета, микропроцессор вычисляет величину тяги по формуле R=f(GB, сс, Vп ), где Gв - расход воздуха через двигатель, с с - скорость истечения газов из сопла двигателя, V п - скорость полета самолета.

Система работает следующим образом.

В зависимости от заданного режима полета самолета (высота и скорость полета) на первом входе сумматора 3 формируется требуемое значение тяги двигателя R зад. Одновременно в блоке 1 измерения тяги происходит определение фактической величины текущего значении тяги Rтек двигателя по формуле R= GBс-Vп), где Gв - расход воздуха через двигатель, сc - скорость истечения газов из сопла двигателя, Vп - скорость полета самолета, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.48. Значения скоростей сс и Vп определяют с помощью лазерных анемометров, см. Клочков В.П., Козлов Л.Ф., Потыкевич И.В., Соскин М.С. Лазерная анемометрия, дистанционная спектроскопия и интерферометрия. Киев. Наукова думка, 1985, с.21-22, 415, 419. Значение Gв определяется через частоту вращения турбины, см. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. А.В.Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с.219 и Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей: Учебник по специальности «Авиационные двигатели», 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988. С.9.

Если заданное значение тяги Rзад не соответствует текущему значению тяги Rтек, то в сумматоре 3 формируется сигнал система управления тягой газотурбинного двигателя, патент № 2367808 R=Rзад-Rтек, не равный нулю. В соответствии с полученным сигналом управления система управления тягой газотурбинного двигателя, патент № 2367808 R блок 2 дозирования топлива изменяет расход топлива в ГТД.

Изменение расхода топлива вызывает изменение параметров двигателя. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выполнится равенство Rзад=Rтек.

Предложенная система для управления газотурбинным двигателем по тяге может быть легко реализована с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).

Класс F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора

способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для газотурбинной электростанции -  патент 2501965 (20.12.2013)
система теплообменника, контур циркуляции топлива турбомашины и турбомашина -  патент 2498099 (10.11.2013)
устройство контроля насоса высокого давления в контуре питания топливом газотурбинного двигателя -  патент 2495265 (10.10.2013)
способ отладки газотурбинного двигателя после восстановительного ремонта при стендовых испытаниях -  патент 2493391 (20.09.2013)
способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2488009 (20.07.2013)
способ снижения заброса частоты вращения вала нагнетателя газоперекачивающего агрегата при помпаже нагнетателя -  патент 2484274 (10.06.2013)
способ запуска авиационного газотурбинного двигателя -  патент 2472958 (20.01.2013)
способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления -  патент 2466287 (10.11.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2457347 (27.07.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2453980 (20.06.2012)
Наверх