система пуска газопоршневого агрегата мини-тэц

Классы МПК:F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей
F01M5/02 обработка смазочного материала для облегчения пуска машины или двигателя, например подогрев 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-03-17
публикация патента:

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к эксплуатации мини-ТЭЦ с поршневыми двигателями внутреннего сгорания для пуска газопоршневого агрегата. Система пуска газопоршневого агрегата мини-ТЭЦ содержит стартер в виде шестеренного гидромотора, имеющего механическую связь с коленчатым валом двигателя, систему подачи масла для предпусковой прокачки и смазки двигателя, включающую запорные клапаны и трубопроводы: всасывающий, нагнетательный, обратный и сливной, в качестве стартера использован штатный насос системы смазки двигателя, а для привода стартера - гидронасос, в качестве которого использован штатный насос предпусковой прокачки двигателя с электроприводом, установленный на всасывающем трубопроводе, соединенном с нагнетательным трубопроводом, между всасывающим и обратным трубопроводами на входе в гидромотор и гидронасос расположен байпасный трубопровод с запорным клапаном, выход сливного трубопровода расположен перед входом байпасного трубопровода в гидромотор, а запорные клапаны установлены на обратном и нагнетательном трубопроводах по два последовательно перед и за гидромотором с включением между ними соответственно сливного и всасывающего трубопроводов, и на всасывающем трубопроводе - за гидронасосом и перед ним после выхода байпасного трубопровода. Изобретение обеспечивает повышение безопасности эксплуатации мини-ТЭЦ, снижение ее массогабаритных показателей. 1 ил.

система пуска газопоршневого агрегата мини-тэц, патент № 2366826

Формула изобретения

Система пуска газопоршневого агрегата мини-ТЭЦ, содержащая стартер в виде шестеренного гидромотора, имеющего механическую связь с коленчатым валом двигателя, систему подачи масла для предпусковой прокачки и смазки двигателя, включающую запорные клапаны и трубопроводы: всасывающий, нагнетательный, обратный и сливной, отличающаяся тем, что в качестве стартера использован штатный насос системы смазки двигателя, а для привода стартера - гидронасос, в качестве которого использован штатный насос предпусковой прокачки двигателя с электроприводом, установленный на всасывающем трубопроводе, соединенном с нагнетательным трубопроводом, между всасывающим и обратным трубопроводами на входе в гидромотор и гидронасос расположен байпасный трубопровод с запорным клапаном, выход сливного трубопровода расположен перед входом байпасного трубопровода в гидромотор, а запорные клапаны установлены на обратном и нагнетательном трубопроводах по два последовательно перед и за гидромотором с включением между ними соответственно сливного и всасывающего трубопроводов и на всасывающем трубопроводе - за гидронасосом и перед ним после выхода байпасного трубопровода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области теплоэнергетики - эксплуатации мини-ТЭЦ с поршневыми двигателями внутреннего сгорания и предназначено для пуска газопоршневого агрегата.

Известно устройство для облегчения пуска двигателя внутреннего сгорания, описанное патентом РФ № 2151906, F02N 17/04, F01M 5/02, опуб. 2000.06.27, содержащее масляный насос, имеющий привод от пускового двигателя, всасывающий и нагнетающий маслопроводы, имеющие выход в масляный поддон, переключатель, соединяющий нагнетающий и подводящий маслопроводы, тепловой аккумулятор, установленный во всасывающем маслопроводе. Хотя он близок по конструкции, но его функция ограничена лишь предпусковой прокачкой и смазкой.

Известна система пуска газопоршневого агрегата мини-ТЭЦ, содержащая стартер в виде шестеренного гидромотора, имеющего механическую связь с коленчатым валом двигателя, систему подачи масла для предпусковой прокачки и смазки двигателя, включающую запорные клапаны и трубопроводы - всасывающий, нагнетательный, обратный и сливной. Система гидрозапуска двигателя состоит из стартера - гидромотора и гидропневматического аккумулятора давления, при этом в качестве последнего используется герметичный резервуар, заполняемый рабочей жидкостью и воздухом с установкой упругой мембраны между ними // Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование. / В.Н.Луканин, И.В.Алексеев, М.Г.Шатров и др. - М.: Высш. шк., 1995, стр.287. - прототип.

В качестве гидромотора могут использоваться шестеренные, винтовые, шиберные (пластинчатые) и поршневые (радиальные и аксиальные) насосы.

При этом требуется дополнительный источник сжатого воздуха для заполнения и подкачки воздушной полости резервуара, что приводит к увеличению массогабаритных показателей мини-ТЭЦ и снижению безопасности эксплуатации (пневмососуды под давлением подконтрольны органам Ростехнадзора).

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача - повышение безопасности эксплуатации мини-ТЭЦ, уменьшение травматизма обслуживающего персонала, улучшение условий труда и снижение ее массогабаритных показателей.

Технический результат - исключение применения сжатого воздуха, использование штатного оборудования двигателя для пуска, т.е. универсализация системы.

Этот технический результат достигается тем, что в системе пуска газопоршневого агрегата мини-ТЭЦ, содержащей стартер в виде шестеренного гидромотора, имеющего механическую связь с коленчатым валом двигателя, систему подачи масла для предпусковой прокачки и смазки двигателя, включающую запорные клапаны и трубопроводы - всасывающий, нагнетательный, обратный и сливной, в качестве стартера использован штатный насос системы смазки двигателя, а для привода стартера - гидронасос, в качестве которого использован штатный насос предпусковой прокачки двигателя с электроприводом, установленный на всасывающем трубопроводе, соединенном с нагнетательным трубопроводом, между всасывающим и обратным трубопроводами на входе в гидромотор и гидронасос расположен байпасный трубопровод с запорным клапаном, выход сливного трубопровода расположен перед входом байпасного трубопровода в гидромотор, а запорные клапаны установлены на обратном и нагнетательном трубопроводах по два последовательно перед и за гидромотором с включением между ними соответственно сливного и всасывающего трубопроводов, и на всасывающем трубопроводе - за гидронасосом и перед ним после выхода байпасного трубопровода.

В предлагаемом решении при пуске двигателя при помощи гидромотора - штатного масляного насоса системы смазки - отпадает необходимость устанавливать дополнительный гидропневматический аккумулятор давления, что улучшает условия эксплуатации, а при использовании пускового гидронасоса одновременно в качестве насоса предпусковой прокачки масла снижаются массогабаритные показатели установки. Система подключения трубопроводов с запорной арматурой обеспечивает надежную работу системы. Универсализация системы достигается за счет использования штатного оборудования.

Предлагаемая система пуска двигателя приведена на чертеже. Она включает гидромотор 1, в качестве которого использован штатный шестеренный насос системы смазки двигателя, соединенный механической связью 2 (системой шестерен) с коленчатым валом двигателя, обратный 3 и нагнетательный 4 трубопроводы системы смазки с установленными на них последовательно запорными клапанами 5, 6 и 7, 8 соответственно, гидронасос 9, в качестве которого использован штатный шестеренный насос предпусковой прокачки масла двигателя, соединенный механической связью 10 (муфтовое быстроразъемное соединение) с приводным электродвигателем, всасывающий трубопровод 11 подачи масла из картера двигателя к гидронасосу 9 с установленными перед и за гидронасосом 9 запорными клапанами 12 и 13, трубопровод 14 слива масла в картер двигателя, байпасный трубопровод 15 с установленным запорным клапаном 16. Трубопровод 11 соединен с трубопроводом 4 в точке между клапанами 7 и 8, трубопровод 14 соединен с трубопроводом 3 в точке между клапанами 5 и 6, трубопровод 15 соединен с трубопроводом 11 в точке перед клапаном 12, а с трубопроводом 3 в точке между гидромотором 1 и клапаном 6.

Система пуска двигателя работает следующим образом.

При предпусковой прокачке масла клапаны 6, 7 и 16 закрыты, остальные открыты. Гидронасос 9, приводимый в движение через механическую связь 10 приводным электродвигателем, подает масло из картера двигателя через трубопровод 11 в трубопровод 4, при этом осуществляется смазка узлов трения неработающего двигателя. Масло с двигателя по трубопроводам 3 и 14 сливается обратно в картер.

При пуске двигателя клапаны 5, 8 и 16 закрыты, остальные открыты. Гидронасос 9 подает масло из картера двигателя на гидромотор 1, который при этом приводится во вращение давлением масла, и через механическую связь 2 раскручивает коленчатый вал двигателя, и запускает последний, масло после гидромотора 1 сливается по трубопроводу 14 в картер двигателя. После пуска гидронасос 9 отсоединяется механической связью 2 от отключаемого электродвигателя, клапаны 6, 12 и 13 закрываются, остальные клапаны должны быть открыты. Масло с картера через трубопроводы 11 и 15 засасывается насосом 1, по трубопроводу 4 прокачивается через узлы смазки двигателя и сливается обратно в картер по трубопроводам 3 и 14.

Проверка технического решения по известным источникам информации показывает, что предложение соответствует критерию «новизна».

Обеспечение нового технического результата новой совокупностью признаков свидетельствует об изобретательском уровне.

Технический анализ говорит о промышленной применимости системы.

Класс F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей

система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2350775 (27.03.2009)
устройство для предварительного подогрева дизельного топлива -  патент 2342557 (27.12.2008)
автоматизированная система прогрева тепловозов при горячем простое -  патент 2324826 (20.05.2008)
способ и система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2293207 (10.02.2007)
тепловой аккумулятор для автотракторных двс -  патент 2287711 (20.11.2006)
устройство для подвода тепла к охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания -  патент 2282050 (20.08.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2268393 (20.01.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267645 (10.01.2006)
впускной коллектор силовой установки транспортного средства -  патент 2227224 (20.04.2004)
система управления предпусковым жидкостным подогревателем двигателя внутреннего сгорания -  патент 2213251 (27.09.2003)

Класс F01M5/02 обработка смазочного материала для облегчения пуска машины или двигателя, например подогрев 

устройство для автоматической подготовки силовой установки военной гусеничной машины к пуску -  патент 2519623 (20.06.2014)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2514798 (10.05.2014)
устройство пуска двигателя внутреннего сгорания с сухим картером при отрицательных температурах окружающего воздуха и машины -  патент 2503845 (10.01.2014)
способ автоматизированного управления синхронным дизель-генератором -  патент 2488708 (27.07.2013)
устройство предпускового подогрева масла -  патент 2446318 (27.03.2012)
система смазки двигателя -  патент 2415281 (27.03.2011)
устройство для облегчения холодного пуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2391520 (10.06.2010)
способ и система предпускового прогрева двигателя внутреннего сгорания -  патент 2386820 (20.04.2010)
автоматизированная система прогрева тепловозов при горячем простое -  патент 2324826 (20.05.2008)
устройство для ускоренного прогрева масла двигателя внутреннего сгорания -  патент 2322591 (20.04.2008)
Наверх