способ болтового соединения деталей
Классы МПК: | F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами |
Автор(ы): | Хисамов Рафаиль Ибрагимович (RU), Николаев Анатолий Иванович (RU), Гафаров Марс Зайнеевич (RU), Закиров Тимур Дамирович (RU) |
Патентообладатель(и): | ФГОУ ВПО Казанский государственный архитектурно-строительный университет (ФГОУ ВПО КазГАСУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-14 публикация патента:
10.08.2009 |
Изобретение может быть использовано в строительстве и машиностроении для крепления тонколистового материала к несущей конструкции. Способ болтового соединения деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия нагрузок, включает установку болта в отверстия соединяемых деталей и соединение его с гайкой. Болт устанавливают со стороны толстого листа, а гайку выполняют с выступами, расположенными равномерно на ее опорной поверхности, и устанавливают обращенной этой поверхностью в сторону тонкого листа. При стягивании болтового соединения гайку удерживают от вращения, а вращают болт. Поверхность гайки со стороны ее опорной поверхности выполняют с выступами в форме крестиков или конусов, или полусфер, или вкраплений из корундовой крошки. В результате достигается повышение несущей способности соединения. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Способ болтового соединения деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия нагрузок, включающий установку болта в отверстия соединяемых деталей и соединение его с гайкой, отличающийся тем, что болт устанавливают со стороны толстого листа, а гайку выполняют с выступами, расположенными равномерно на ее опорной поверхности, и устанавливают обращенной этой поверхностью в сторону тонкого листа, причем при стягивании болтового соединения гайку удерживают от вращения, а вращают болт.
2. Способ болтового соединения деталей по п.1, отличающийся тем, что поверхность гайки выполняют с выступами в форме крестиков.
3. Способ болтового соединения деталей по п.1, отличающийся тем, что поверхность гайки выполняют с выступами в форме конусов.
4. Способ болтового соединения деталей по п.1, отличающийся тем, что поверхность гайки выполняют с выступами в форме полусфер.
5. Способ болтового соединения деталей по п.1, отличающийся тем, что поверхность гайки выполняют с выступами в форме вкраплений из корундовой крошки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства и машиностроения и может быть использовано в соединениях деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия постоянных нагрузок.
Известен способ болтового соединения деталей с помощью болта, гайки и промежуточного элемента, размещенного между соединяемыми деталями, повышающего устойчивость соединения к сдвигу (см. авторские свидетельства СССР № 536335, кл. F16В 5/02, 04.05.75 и № 817341, кл. 16 В 5/02, 05.12.77).
Такой способ трудоемок в изготовлении и монтаже, а в строительстве, например, для крепления профнастила к конструкциям, работающим на сдвиг, трудно выполним.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ болтового соединения деталей, содержащий болт, установленный в отверстия соединяемых деталей, между которыми прокладывают промежуточный проволочный элемент, а последний при натяжении болта вминается в соединяемые детали (см. авторское свидетельство SU № 1027441 А, F16В, 5/02, 04.02.82).
Такой способ соединения деталей трудоемок в сборе, так как требует предварительного рассверливания соединяемых деталей и последующего прокладывания проволочных элементов, которые потом будут вминаться в соединяемые детали, а при выполнении деталей из разномодульных материалов способ соединения технически нереализуем, так как промежуточный элемент будет вминаться только в деталь из низкомодульного материала.
Изобретение направлено на повышение несущей способности болтового соединеня деталей.
Результат достигается тем, что в способе болтового соединения деталей разной толщины из листового конструкционного материала, работающих на сдвиг от воздействия нагрузок, включающем установку болта в отверстия соединяемых деталей и соединения его с гайкой, согласно изобретению, болт устанавливают со стороны толстого листа, а гайку выполняют с выступами, расположенными равномерно на ее опорной поверхности, и устанавливают обращенной этой поверхностью в сторону тонкого листа, причем при стягивании болтового соединения гайку удерживают от вращения, а вращают болт.
Результат также достигается тем, что поверхность гайки выполняют с выступами в форме или крестиков, или конусов, или полусфер, или вкраплений из корундовой крошки.
На фиг.1 изображено болтовое соединение; на фиг.2, 3, 4 и 5 - аксономертия гаек с выступами, выполненными на их опорных поверхностях в форме или крестиков, или конусов, или полусфер, или вкраплений из корундовой крошки.
Способ болтового соединения деталей содержит болт 1, который устанавливают в отверстия соединяемых деталей 2 и 3 преимущественно из листового конструкционного материала любых марок и толщин, работающих на сдвиг от воздействия нагрузок N, и гайку 4. Болт 1 устанавливают со стороны толстого листа 2 (фиг.1). Поверхность гайки 4 выполняют с выступами в форме крестиков 5 (фиг.2), или в форме конусов 6 (фиг.3), или в форме полусфер 7 (фиг.4), или в форме вкраплений из корундовой крошки 8 (фиг.5) и устанавливают этой поверхностью в сторону тонкого листа 3 (фиг.1).
Способ болтового соединения деталей осуществляется следующим способом.
При стягивании болтового соединения гайку 4 удерживают от вращения, а болт 1 вращают. При этом выступы гаек 4 впиваются в тонкий листовой материал 3. При действии сдвигового усилия N в тонком листовом материале 3 оно через выступы гаек 4 передается на болт 1 и далее на толстый листовой материал 2. Этим достигается снижение податливости соединения и повышается его несущая способность.
Предлагаемый способ болтового соединения деталей наиболее эффективно может быть использован в областях строительства и машиностроения. В строительстве оно может найти применение, например, для изготовления плит из профнастила, подкрепленного снизу шпренгельными системами. Пролет таких плит может достигать до 12 и более метров. В машиностроении такое болтовое соединение может найти применение, например, при изготовлении преимущественно крупногабаритного оборудования, имеющего съемную защитную обшивку из тонкого листового материала.
Класс F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами