битумная эмульсия

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ООО НПЦ "Инвента" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-10-16
публикация патента:

Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в дорожном строительстве. Изобретение касается битумной эмульсии, включающей битум, эмульгатор на основе ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов или четвертичных аммониевых солей, соляную кислоту в качестве реагента для нейтрализации эмульгатора, воду и дополнительный компонент, в качестве дополнительного компонента она содержит водорастворимый полимер - карбоксиметилцеллюлозу при следующем содержании компонентов, мас.%: битум 30-40, эмульгатор 0,2-0,5, реагент для нейтрализации эмульгатора 0,5-1,0, карбоксиметилцеллюлоза 0,75-1,75, вода - остальное. Изобретение позволяет повысить устойчивость к расслаиванию эмульсии при хранении, экономить битум и повысить экологичность состава при сохранении высоких значений показателя сцепления вяжущего с минеральным материалом. 2 табл.

Формула изобретения

Битумная эмульсия, включающая битум, эмульгатор на основе ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов или четвертичных аммониевых солей, соляную кислоту в качестве реагента для нейтрализации эмульгатора, воду и дополнительный компонент, отличающаяся тем, что в качестве дополнительного компонента она содержит водорастворимый полимер - карбоксиметилцеллюлозу при следующем содержании компонентов, мас.%:

Битум30-40
Эмульгатор 0,2-0,5
Реагент для нейтрализации эмульгатора 0,5-1,0
Карбоксиметилцеллюлоза 0,75-1,75
Вода остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных покрытий.

Известна битумная эмульсия для дорожных работ, включающая битум, катионную адгезионную присадку, соляную кислоту и воду [Методические рекомендации по приготовлению и применению в дорожном строительстве катионных эмульсий. М., СоюздорНИИ, 1973, с.3-24].

Недостатками этой эмульсии являются невысокие стабильность эмульсии и сцепляемость битума с минеральным наполнителем.

Наиболее близкой предлагаемому изобретению является битумная эмульсия [патент RU № 2176652, МПК7 С08L 95/00, 2001], включающая битум, эмульгатор на основе ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов или четвертичных аммониевых солей, соляную кислоту в качестве реагента для нейтрализации эмульгатора и воду. Причем она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу (ТПС) при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

Битум20,0-70,0
Эмульгатор 0,1-5,0
Реагент для нейтрализации эмульгатора0,5-3,0
ТПС 0,4-8,0
Вода остальное

Рецепт эмульсии позволяет регулировать скорость ее распада при одном и том же содержании эмульгатора, повышает ее стабильность и сцепляемость с минеральным наполнителем, а также способствует экономии битума.

Недостатком эмульсии является недостаточная устойчивость к процессам окислительного старения. Изменения значений глубины проникания иглы и растяжимости битума, выделенного из эмульсии, относительно значений соответствующих показателей исходного битума, использованного для приготовления эмульсии, не соответствуют требованиям ГОСТ 18659-81 на эмульсии битумные дорожные, согласно которым эти изменения не должны превышать 15%, в то время как для прототипа эти изменения достигают 19%. Указанный недостаток, по всей вероятности, вызван наличием в ТПС (согласно результатам анализов методами ЯМР и ИК-спектроскопии), непредельных олефиновых структур и ненасыщенных алифатических альдегидов. Указанный недостаток может привести к сокращению срока службы дорожных покрытий.

Задачей изобретения является улучшение показателя сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом (адгезии), повышение устойчивости к расслаиванию и коалесценции эмульсии при хранении, экономия битума и эмульгатора, повышение экологичности состава.

Поставленная задача решается разработкой битумной эмульсии для дорожного строительства, включающей битум, эмульгатор на основе ПАВ типа аминов, диаминов или четвертичных аммониевых солей, соляную кислоту в качестве реагента для нейтрализации эмульгатора, воду и дополнительный компонент. Причем в качестве дополнительного компонента она содержит водорастворимый полимер - карбоксиметилцеллюлозу при следующих соотношениях компонентов, % мас.:

Битум30-40
Эмульгатор 0,2-0,5
Реагент для нейтрализации эмульгатора 0,5-1,0
Карбоксиметилцеллюлоза 0,75-1,75
Вода остальное

Для приготовления эмульсии используют нефтяные дорожные битумы марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

В качестве карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) использовали КМЦ по ТУ 2231-017-32957739-02, основные физико-химические характеристики которой приведены в табл.1.

В качестве эмульгатора используют ПАВ Induline W-5 по ISO 14001 или Redicote Е-4875 по DIN EN ISO 9001.

В качестве реагента для нейтрализации эмульгатора используют концентрированную соляную кислоту по ГОСТ 857-95.

Вода должна соответствовать требованиям на оборотную воду для предприятий и дополнительно содержать солей жесткости не более 6,0 мг·экв/л.

Битумную эмульсию готовят по следующей методике: предварительно вода и КМЦ смешиваются до полного растворения последнего при комнатной температуре; затем в полученную подобным образом дисперсную систему вводят ПАВ и заданное количество соляной кислоты. Приготовленная таким образом водная система, называемая далее водной фазой, разогретая до 70-75°С, вводится в коллоидную мельницу (фрезерную мешалку) с регулируемым числом оборотов. Затем разогретый до 120-125°С битум смешивается с водной фазой до однородного состояния.

Образцы битумных эмульсий были приготовлены в соответствии с приведенными примерами.

Пример 1. К смеси из 116,875 г воды, 0,85 г эмульгатора, 2 г кислоты и 1,275 г КМЦ, нагретой до 75°С, при постоянном перемешивании добавляют 51 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 30, эмульгатор - 0,5, кислота - 1, КМЦ - 0,75, вода - 68,75.

Пример 2. К смеси из 116,45 г воды, 0,85 г эмульгатора, 2 г кислоты и 1,7 г КМЦ, нагретой до 75°С, при постоянном перемешивании добавляют 51 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 30, эмульгатор - 0,5, кислота - 1, КМЦ - 1, вода - 68,5.

Пример 3. К смеси из 107,525 г воды, 0,85 г эмульгатора, 2 г кислоты и 2,125 г КМЦ, нагретой до 75°С, при постоянном перемешивании добавляют 59,5 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 35, эмульгатор - 0,5, кислота - 1, КМЦ - 1,25, вода - 63,25.

Пример 4. К смеси из 107,1 г воды, 0,85 г эмульгатора, 2 г кислоты и 2,55 г КМЦ, нагретой до 75°С, при постоянном перемешивании добавляют 59,5 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 35, эмульгатор - 0,5, кислота - 1, КМЦ - 1,5, вода - 63.

Пример 5. К смеси из 98,175 г воды, 0,85 г эмульгатора, 2 г кислоты и 2,975 г КМЦ, нагретой до 75°С, при постоянном перемешивании добавляют 68 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 40, эмульгатор - 0,5, кислота - 1, КМЦ - 1,75, вода - 57,75.

Пример 6. К смеси из 117,3 г воды, 0,425 г эмульгатора, 1 г кислоты и 1,275 г КМЦ, нагретой до 70°С, при постоянном перемешивании добавляют 51 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 125°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 30, эмульгатор - 0,25, кислота - 0,5, КМЦ - 0,75, вода - 69.

Пример 7. К смеси из 116,875 г воды, 0,425 г эмульгатора, 1 г кислоты и 1,7 г КМЦ, нагретой до 70°С, при постоянном перемешивании добавляют 51 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 120°С дорожного битума БНД 60/90 по и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 30, эмульгатор - 0,25, кислота - 0,5, КМЦ - 1, вода - 68,75.

Пример 8. К смеси из 107,95 г воды, 0,425 г эмульгатора, 1 г кислоты и2,125 г КМЦ, нагретой до 70°С, при постоянном перемешивании добавляют 59,5 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 120°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 35, эмульгатор - 0,25, кислота - 0,5, КМЦ - 1,25, вода - 63,5.

Пример 9. К смеси из 99,025 г воды, 0,425 г эмульгатора, 1 г кислоты и 2,55 г КМЦ, нагретой до 70°С, при постоянном перемешивании добавляют 68 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 120°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 40, эмульгатор - 0,25, кислота- 0,5, КМЦ - 1,5, вода - 58,25.

Пример 10. К смеси из 98,6 г воды, 0,425 г эмульгатора, 1 г кислоты и 2,975 г КМЦ, нагретой до 70°С, при постоянном перемешивании добавляют 68 г предварительно разогретого в отдельной емкости до 120°С дорожного битума БНД 60/90 и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 40, эмульгатор - 0,25, кислота - 0,5, КМЦ - 1,75, вода - 58.

Для сравнения предлагаемых образцов эмульсий с прототипом были приготовлены 2 образца эмульсий согласно прототипу (примеры 11-12).

Пример 11. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110°С, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 48,5 г воды добавляют при перемешивании 0,5 г безводной тяжелой пиролизной смолы (ТПС) и 1,0 г соляной кислоты, затем нагревают при перемешивании до 85°С, затем добавляют смесь битума с эмульгатором, имеющую температуру 110°С, и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1,0, ТПС - 0,5, вода - 48,5.

Пример 12. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110°С, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора и 2,0 г безводной ТПС. Водную фазу готовят следующим образом: в 47,0 г воды добавляют 1,0 г соляной кислоты, тщательно перемешивают, нагревают этот раствор до температуры 85°С, затем добавляют нагретую до 110°С смесь битума, эмульгатора и тяжелой пиролизной смолы. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (% мас.): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1,0, ТПС - 2,0, вода - 47,0.

Физико-механические свойства битумных эмульсий, приготовленных согласно примерам 1-12, приведены в табл.2.

Экспериментальные данные показывают, что разработанные эмульсии в заявляемых пределах обладают высокими показателями сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами (до 100% площади), в то время как для прототипа этот показатель не превышает 95-97% площади. При этом разработанные эмульсии обладают повышенной устойчивостью к расслаиванию и коалесценции при хранении с одновременной экономией битума и эмульгатора и не уступают по указанным показателям прототипу, а наоборот, превышают их. Заявляемые составы могут иметь различное время распада, что существенно для их дальнейшего использования.

Необходимо отметить, что сдерживающим фактором использования ТПС является их канцерогенность в отношении окружающей среды и организма человека в виду значительного содержания ароматических углеводородов. В техническом плане содержащие непредельные углеводороды ТПС проявляют свойства самополимеризации и вызывают это явление в составе битумного вяжущего, тем самым происходит уплотнение материала, существенно снижается эластичность и адгезионная способность.

Таблица 1
Физико-химические свойства карбоксиметилцеллюлозы ЗАО «Эфиры Целлюлозы» (ТУ 2231-017-32957739-02)
Наименование показателей Значения
КМЦ-9НКМЦ-7Н
1 23
1. Внешний вид Волокнистый или порошкообразный материал от беловатого до кремового цвета
2. Массовая доля воды, %, не более 1010
3. Степень замещения по карбоксиметильным группам, в пределах 0,8-1,00,6-0,8
4. Массовая доля основного вещества в абсолютно сухом техническом продукте, %, не менее (стандартный тип 7/тип 7А или тип 9) 5050/57
5. Динамическая вязкость водного раствора с массовой долей КМЦ 2% при температуре 25°С, мПа·с, в пределах 10-4010-40
6. Растворимость в воде в пересчете на абсолютно сухой технический продукт, %, не менее98 98
7. Водородный показатель (рН) водного раствора с массовой долей КМЦ 1%, в пределах 6-96-9

Таблица 2
Эксплуатационные характеристики битумных эмульсий
Показатели эмульсий Номер примера
12 3 45 6 78 9 10 Прототип*
1112
1.Содержание в эмульсии, мас.% 30.00 30.00 35.00 35.00 40.00 30.00 30.00 35.00 40.00 40.00 49.70 49.70
Битума
эмульгатора 0.50 0.500.50 0.500.50 0.250.25 0.250.25 0.250.30 0.30
Воды 68.75 68.5063.25 63.00 57.7569.00 68.75 63.5058.25 58.00 48.5047.00
КМЦ 0.751.00 1.251.50 1.750.75 1.001.25 1.501.75 --
ТПС -- -- -- -- -битумная эмульсия, патент № 2361894 0.50 2.00
Реагента для нейтрализации эмульгатора 1.001.00 1.001.00 1.000.50 0.500.50 0.500.50 1.001.00
2. Однородность Неэмульгированных капель битума не наблюдается
3. Устойчивость при хранении в течение Расслаивания не наблюдается Расслаивания не наблюдается
7 суток
30 суток
60 суток Расслаивается
4. Способность эмульсии обрабатывать влажный минеральный материал Поверхность каменного материала покрыта сплошной пленкой вяжущего
5. Водоустойчивость пленки Водоустойчивость пленки хорошая
* Образцы приготовлены согласно прототипу

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
Наверх