карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя

Классы МПК:C06B21/00 Способы или устройства для обработки взрывчатых веществ, например формование, резка, сушка
F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-27
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетной техники. Предложен карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя. Корпус ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом устанавливают радиально на вращающейся платформе карусели с использованием фиксирующей тарели с 3-12 равномерно расположенными отверстиями диаметром, не превышающим величину зазора между зарядом и корпусом. Зазор между зарядом и корпусом заполняют заливочным акрилатным бронесоставом под действием центробежной силы, направленной вдоль зазора, через отверстия в фиксирующей тарели при скорости вращения платформы 80-150 об/мин. Затем проводят полимеризацию бронесостава. Изобретение позволяет повысить качество бронирования зарядов из баллиститного топлива. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 ил. карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного   топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного   двигателя, патент № 2360895

карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного   топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного   двигателя, патент № 2360895

Формула изобретения

1. Карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя, включающий установку корпуса ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом радиально на вращающейся платформе карусели, заполнение зазора между зарядом и корпусом заливочным бронесоставом под действием центробежной силы, направленной вдоль зазора, полимеризацию бронесостава, отличающийся тем, что корпус ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом устанавливают радиально на вращающейся платформе карусели с использованием фиксирующей тарели с 3-12 равномерно расположенными отверстиями диаметром, не превышающим величину зазора между зарядом и корпусом, заполнение зазора между зарядом и корпусом заливочным бронесоставом производят через отверстия в фиксирующей тарели при скорости вращения платформы 80-150 об/мин, причем в качестве заливочного бронесостава используют заливочный акрилатный бронесостав, полимеризующийся при температуре 75-80°С в течение 1,5-2 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при заполнении зазора между зарядом и корпусом заливочный бронесостав подают в фиксирующую тарель по желобам, имеющим полуцилиндрический или треугольный профиль.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники и касается способа бронирования и скрепления заряда из баллиститного топлива с корпусом ракетного двигателя.

В настоящее время для бронирования заряда используются такие методы, как экструзия - патент № 2259919 от 21.01.2004 г., обмотка - патент № 2215723 от 11.01.2002 г., литье под давлением с применением термопластавтомата - патент № 2209135 от 18.10.2001 г. Данные методы не пригодны для бронирования зарядов и одновременного скрепления их с корпусами ракетных двигателей, поскольку эти способы пригодны только для реализации процессов бронирования вкладных зарядов либо только по цилиндрической поверхности (методы обмотки и экструзии), либо по всей поверхности заряда, имеющего сложную конфигурацию (метод литья под давлением).

В связи с этим интерес представляет бронирование зарядов методом свободной заливки краткий энциклопедический словарь «Энергетические конденсированные системы» под редакцией Б.П.Жукова, М.: «Янус-К», 2000 г., стр.263. Но данный способ не пригоден для бронирования зарядов заливочными акрилатными бронесоставами, имеющими большую полимеризационную усадку (10% и более), поскольку бронепокрытие данных зарядов, изготовленных таким способом, имеют многочисленные дефекты в виде раковин, воздушных включений, утонений в виде занижения толщины бокового бронепокрытия, обусловленные усадочными явлениями.

Известен способ бронирования шашки твердотопливного заряда ракетного двигателя по патенту № 2261237, заяв. 22.12.2003 г. и оп. 27.09.2005 г., МПК С06В 21/00, С06D 5/00, взятый нами за прототип.

Согласно данному способу форму с установленным в ней зарядом закрепляют радиально на вращающейся платформе и далее проводят заливку бронесостава из расходной емкости в зазор между формой и зарядом под воздействием центробежной силы, создающейся при вращении платформы и направленной вдоль зазора.

После этого осуществляют полимеризацию бронесостава при повышенной температуре и воздействии центробежной силы. После полимеризации бронесостава формы охлаждают, забронированные заряды распрессовывают из формы и разбраковывают. Недостатками данного способа являются потребность в специальной форме для бронирования, операции по ее подготовке к использованию, необходимость распрессовки забронированного заряда из формы, его разбраковки, мехобработки и скрепления с корпусом ракетного двигателя.

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка способа бронирования заряда из баллиститного топлива заливочным акрилатным бронесоставом с одновременным скреплением одного его торца с корпусом ракетного двигателя и с раскрепленной по боковой бронируемой поверхности относительно корпуса, что позволяет многократно сократить трудоемкость и время изготовления ракетного двигателя, повысить качество и надежность его работы.

Технический результат достигается за счет карусельно-центробежного способа бронирования заряда из баллиститного топлива в корпусе ракетного двигателя заливочным акрилатным бронесоставом.

Скрепление заряда с корпусом по одному из его торцов осуществляется в процессе бронирования боковой поверхности заряда, которая раскреплена с корпусом ракетного двигателя. При этом исключается потребность в специальной форме и технологической оснастке для бронирования заряда, а также операции подготовки их к использованию, распрессовки забронированного заряда из формы, их мехобработки и дальнейшего скрепления заряда с корпусом ракетного двигателя. Карусельно-центробежный способ бронирования позволяет одновременно изготавливать несколько забронированных зарядов из баллиститного топлива со скреплением их по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя.

На чертеже представлена установка карусельно-центробежного способа бронирования: 1 - корпус ракетного двигателя, 2 - заряд, 3 - фиксирующая тарель, 4 - платформа карусели, 5 - дозатор, 6 - распределительное устройство, 7 - желоб, 8 - камера обогрева.

Сущность изобретения заключается в следующем: в корпус ракетного двигателя (1) устанавливается заряд (2) и фиксирующая его тарель (3). Корпус с зарядом и фиксирующей тарелью устанавливается на вращающуюся платформу карусели (4) радиально, а при бронировании нескольких зарядов - радиально с равномерным угловым расстоянием. Подача бронесостава из дозатора (5) производится на распределительное устройство (6), с которого по желобу (7), расположенному соосно с корпусом и имеющему полуцилиндрический или треугольный профиль, заливочный акрилатный бронесостав под действием центробежной силы, возникающей при вращении платформы карусели со скоростью 80-150 об/мин и направленной вдоль зазора через 3-12 равномерно расположенных отверстий в фиксирующей тарели, заполняет зазор между корпусом и зарядом. При этом диаметр отверстий должен быть не более величины зазора для исключений перелива бронесостава из фиксирующей тарели. Полимеризация заливочного акрилатного бронесостава проводится при вращении платформы карусели в течение 1,5-2 ч при температуре воздуха в камере обогрева (8) 75-80°С. По завершении полимеризации корпуса ракетных двигателей с забронированными по боковой поверхности зарядами из баллиститного топлива, скрепленными с ними по одному из торцев и раскрепленными по боковой поверхности, охлаждаются, затем снимаются с платформы карусели.

Пределы значений температуры и времени полимеризации заливочного акрилатного бронесостава, скорости вращения платформы карусели, числа отверстий в фиксирующей тарели определялись экспериментально и являются оптимальными для получения качественных зарядов.

Для проведения экспериментального бронирования и скрепления заряда с корпусом ракетного двигателя карусельно-центробежным способом использовались корпуса ракетного двигателя, макетные и натурные изделия «АС», заливочный акрилатный бронесостав на основе олигоуретанакрилата Д-10ТМ, метилметакрилата, полиэфира ТГМ-3 с системой отверждения, состоящей из перекиси бензоила, ацетилацетоната марганца и дипиридила.

Значения температуры и времени полимеризации заливочного акрилатного бронесостава, а также скорость вращения платформы и число отверстий в фиксирующей тарели, диаметр которых не превышал величину зазора между зарядом и корпусом, при которых проводилось экспериментальное бронирование, приведены в таблицах 1, 2 соответственно с указанием качества изготовленных зарядов, определенного визуально после их расснаряжения.

Таблица 1
Время полимеризации (вращения платформы), ч Температура полимеризации (воздуха в камере обогрева карусели), °С
70-7475-80
1 Бронепокрытие мягкое, недополимеризованное Бронепокрытие мягкое, недоотвержденное
1,5-2Бронепокрытие мягкое, недоотвержденное. Качество бронепокрытия и скрепления неудовлетворительное. Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее.
3Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее. Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее.

Дальнейшее увеличение времени полимеризации при температуре 70-74°С, а также в течение 3 ч при температуре 75-80°С нецелесообразно, так как увеличиваются время изготовления зарядов и энергозатраты. Проведение процесса полимеризации заливочного акрилатного бронесостава при температуре выше 80°С снижает термостабильность спецпродукта заряда.

Качественное бронепокрытие и скрепление заряда с корпусом ракетного двигателя получается при полимеризации в течение 1,5-2 ч при температуре 75-80°С.

Таблица 2
Число отверстий в фиксирующей тарели Скорость вращения платформы, об/мин
5080 100150
1-2 Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии). Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии).
3-12 Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии). Бронепокрытие

сплошное без пропусков.
Бронепокрытие сплошное без пропусков.

Из таблицы 2 видно, что сплошность бронепокрытия на изделиях обеспечивается при вращении платформы карусели со скоростью 80-150 об/мин и при наличии в фиксирующей тарели от 3 до 12 отверстий. При этом визуальный осмотр макетных и натурных изделий «АС» показал, что бронепокрытие удовлетворительного качества, не имеет раковин, воздушных включений и других видов дефектов, торец бронированного заряда прочно скреплен с торцом ракетного двигателя и раскреплен с ним по боковой поверхности.

Изготовление фиксирующей тарели с числом отверстий более 12 нецелесообразно, а увеличение скорости вращения платформы увеличит энергозатраты и повысит опасность производства.

Карусельно-центробежным способом была изготовлена опытная партия забронированных зарядов из баллиститного топлива со скреплением их по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя изделия «АС» на опытном химическом заводе ФГУП «НИИПМ».

Режимы изготовления приведены в таблице 3.

Таблица 3
№ п/пВремя полимеризации, ч Температура полимеризации, °С Скорость вращения платформы карусели, об/мин Число отверстий в фиксирующей тарели, шт. Профиль желоба
12 34 56
1 1,575 1503 треугольный
21,5 8080 12треугольный
3 275 806 полуцилиндрический
42 8080 12полуцилиндрический

Таким образом, карусельно-центробежным способом были изготовлены натурные изделия «АС» с применением заливочного акрилатного бронесостава по установленным режимам - время полимеризации (вращения платформы карусели) 1,5-2 ч, температура воздуха в камере обогрева 75-80°С, скорость вращения платформы карусели 80-150 об/мин, при этом использовались тарели с числом отверстий от 3 до 12, диаметр которых не превышал величину зазора между зарядом и корпусом.

Непосредственно в процессе бронирования заряды одним из торцов скреплялись с корпусами ракетного двигателя тем же заливочным акрилатным составом. После бронирования и скрепления зарядов с корпусами последние охлаждались и расснаряжались для оценки качества бронирования и скрепления. Визуальный осмотр изготовленных изделий показал, что бронепокрытие удовлетворительного качества, не имеет раковин, воздушных включений и других видов дефектов, торец бронированного заряда прочно скреплен с торцом корпуса ракетного двигателя и раскреплен с ним по боковой бронированной поверхности.

Таким образом, изготовление ракетных двигателей по предлагаемому способу позволяет:

- осуществлять скрепление заряда по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя в процессе бронирования и раскрепление по боковой поверхности относительно корпуса;

- многократно сократить трудоемкость и время изготовления ракетного двигателя, повысить качество и надежность его работы.

Предлагаемый способ реализован с положительными результатами при изготовлении ракетных двигателей противоградовых ракет «АС» в условиях опытного химического завода ФГУП «НИИПМ».

Класс C06B21/00 Способы или устройства для обработки взрывчатых веществ, например формование, резка, сушка

блочный метательный заряд (варианты) и способ его изготовления -  патент 2528984 (20.09.2014)
способ получения пироксилинового сферического пороха для 7,62 мм спортивного патрона -  патент 2527781 (10.09.2014)
способ получения сферического пороха для стрелкового спортивного оружия -  патент 2527233 (27.08.2014)
способ получения сферического пороха для стрелкового оружия -  патент 2525544 (20.08.2014)
способ изготовления смеси фракций окислителя из класса перхлоратов -  патент 2521584 (27.06.2014)
устройство для снаряжения боеприпасов порошкообразными взрывчатыми составами -  патент 2520585 (27.06.2014)
способ получения сферического пороха -  патент 2516516 (20.05.2014)
флегматизированное взрывчатое вещество и способ его сухой флегматизации -  патент 2514946 (10.05.2014)
способ получения дискообразного тонкосводного пороха -  патент 2512446 (10.04.2014)
способ получения сферического пороха для стрелкового оружия -  патент 2505513 (27.01.2014)

Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами

способ изготовления зарядов стт и формообразующая оснастка для его осуществления -  патент 2508464 (27.02.2014)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления заряда смесевого твердого ракетного топлива -  патент 2451817 (27.05.2012)
способ бронирования заряда баллиститного твердого ракетного топлива торцевыми бронировками -  патент 2447309 (10.04.2012)
способ дожигания продуктов неполного сгорания при утилизации ракетных двигателей твердого топлива -  патент 2428578 (10.09.2011)
устройство для формования канального заряда из смесевого ракетного твердого топлива -  патент 2426000 (10.08.2011)
устройство для защиты секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397353 (20.08.2010)
устройство подачи воды в секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397352 (20.08.2010)
способ снижения воздействия параметров ударной волны и смешанного парогазового потока в камере локализации, охлаждения и нейтрализации и газоприемнике, включающем газоход, при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе и устройство для его осуществления -  патент 2383765 (10.03.2010)
способ изготовления сферической накладки резинотканевого чехла -  патент 2365778 (27.08.2009)
Наверх