способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты

Классы МПК:F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов
F42B15/01 средства наведения или управления для них
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-19
публикация патента:

Изобретение относится к области разработки систем наведения ракет и может быть использовано в комплексах ПТУР и ЗУР. Технический результат - повышение точности наведения вращающихся по углу крена ракет. Согласно способу определяют величину фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, выбирают величину угла перекоса между осями раскладчика команд гироскопического координатора и осями вращения рулей, соответствующую величине фазового запаздывания блока рулевых приводов. При этом позиционируют оси раскладчика команд гироскопического координатора и оси вращения рулей таким образом, чтобы угол между указанными осями составлял величину, равную выбранной величине угла перекоса. Величину угла перекоса обеспечивают за счет разворота отсека управления с блоком рулевых приводов относительно осей раскладчика команд гироскопического координатора в направлении, противоположном собственному вращению ракеты вокруг продольной оси.

Формула изобретения

Способ компенсации вносимого блоком рулевых приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты фазового запаздывания, включающий определение величины фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, выбор величины угла перекоса между осями раскладчика команд гироскопического координатора и осями вращения рулей, соответствующей величине фазового запаздывания блока рулевых приводов, позиционирование оси раскладчика команд гироскопического координатора и оси вращения рулей таким образом, чтобы угол между указанными осями составлял величину, равную выбранной величине угла перекоса, отличающийся тем, что величину угла перекоса обеспечивают за счет разворота отсека управления с блоком рулевых приводов относительно осей раскладчика команд гироскопического координатора в направлении, противоположном собственному вращению ракеты вокруг продольной оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области разработки систем наведения ракет и может быть использовано в комплексах ПТУР и ЗУР.

Известен способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в контур управления (КУ) вращающейся по углу крена ракеты, выбранный в качестве прототипа (Кузовков Н.Т. Системы стабилизации летательных аппаратов (баллистических и зенитных ракет). М.: Высшая школа, 1976, с.246, 247, 258), в котором определяют величину фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты, выбирают величину угла перекоса между осями обмоток статора вращающегося трансформатора, выполняющего функцию раскладчика команд гироскопического координатора (ГК), и осями вращения рулей, соответствующую величине фазового запаздывания блока рулевых приводов, позиционируют оси раскладчика команд ГК и оси вращения рулей таким образом, чтобы угол между указанными осями составлял величину, равную выбранной величине угла перекоса.

Недостатком изложенного способа является ограничение по практически реализуемой величине угла перекоса, вызванное конструктивными особенностями ГК, в частности предельно допустимой величиной угла, на который возможно развернуть раскладчик команд ГК, соединенный с внешней рамкой гироскопа крена, относительно осей вращения рулей в направлении, противоположном собственному вращению ракеты вокруг продольной оси, что, в свою очередь, ограничивает диапазон эффективной компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты. Это вызывает спиралеобразное движение ракеты вокруг линии визирования цели (ЛВЦ) вследствие уменьшения запаса устойчивости КУ по фазе и приводит к возникновению связи между каналами управления, что снижает точность наведения вращающихся по углу крена ракет. Указанный недостаток усиливается при управлении ракетами, характеризующимися повышенной инерционностью блока рулевых приводов.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение диапазона эффективной компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты и, как следствие, повышение точности наведения вращающихся по углу крена ракет.

Для решения поставленной задачи предлагается способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты, в котором определяют величину фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты, выбирают величину угла перекоса между осями раскладчика команд ГК и осями вращения рулей, соответствующую величине фазового запаздывания блока рулевых приводов, позиционируют оси раскладчика команд ГК и оси вращения рулей таким образом, чтобы угол между указанными осями составлял величину, равную выбранной величине угла перекоса, причем величину угла перекоса обеспечивают за счет разворота отсека управления с блоком рулевых приводов относительно осей раскладчика команд ГК в направлении, противоположном собственному вращению ракеты вокруг продольной оси.

Величину фазового запаздывания способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракеты:, определяют по следующей зависимости:

способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП=arctg(способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 Э·способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 ),

где способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 э, с - время эквивалентного запаздывания блока рулевых приводов, определяемое в результате расчетно-экспериментальных работ при проектировании рулевого привода,

способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 , рад/с - угловая скорость вращения ракеты по углу крена, соответствующая требованиям технического задания (ТЗ) на ракету (комплекс) и обеспечиваемая разработчиками ракеты (комплекса).

Величину угла перекоса способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 между осями раскладчика команд ГК и осями вращения рулей, соответствующую величине фазового запаздывания Фрп блока рулевых приводов, выбирают таким образом, чтобы в течение всего времени полета на полную дальность стрельбы во всем температурном диапазоне применения комплекса величина расфазирования способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 КУ, вычисляемая в соответствии с зависимостью

способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 =способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП+способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203

была минимальна (то есть способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 должна, по возможности, стремиться к нулю, что обеспечивается при способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 |способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП|, так как способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП<0). Такой выбор величины угла перекоса способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 является наиболее рациональным, хотя в некоторых случаях возможен иной подход при выборе способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 , например, исходя из требования выполнения условия: способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 |способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РП| во всем диапазоне применения (при этом обычно обеспечивают способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 =|способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 РПmax|)

Взаимное позиционирование осей раскладчика команд ГК и осей вращения рулей осуществляют на этапе сборки ракеты (до размещения ракеты в пусковом контейнере) таким образом, чтобы угол между указанными осями составлял величину, равную выбранной величине угла перекоса способ компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых   приводов в контур управления вращающейся по углу крена ракеты, патент № 2359203 , причем величину угла перекоса обеспечивают за счет разворота отсека управления с блоком рулевых приводов относительно осей раскладчика команд ГК в направлении, противоположном собственному вращению ракеты вокруг продольной оси.

Положительный эффект (повышение точности наведения) от применения предлагаемого способа достигается за счет:

- расширения диапазона эффективной компенсации фазового запаздывания, вносимого блоком рулевых приводов в КУ вращающейся по углу крена ракета, по сравнению с известным способом;

- возможности использования предлагаемого способа для обеспечения величины угла перекоса как автономно, так и в сочетании с известным способом;

- обеспечения эффективной компенсации фазового запаздывания при управлении ракетами с повышенной инерционностью блока рулевых приводов.

Преимуществами предлагаемого способа являются:

- обеспечение требуемого запаса устойчивости КУ по фазе;

- уменьшение взаимной связи между каналами управления;

- повышение качества процесса наведения в части уменьшения ошибок наведения вследствие устранения (либо обеспечения быстрого затухания) спиралеобразного движения ракеты вокруг ЛВЦ;

- отсутствие необходимости разработки нового (либо доработки штатного) ГК при модификации ракеты (например, при замене блока рулевых приводов).

Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить точность наведения вращающихся по углу крена ракет.

Класс F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов

способ стрельбы управляемой ракетой -  патент 2529828 (27.09.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ формирования сигнала компенсации фазовых искажений принимаемых сигналов, отраженных от облучаемого объекта визирования, с одновременным его инерциальным пеленгованием и инерциальным автосопровождением и система для его осуществления -  патент 2526790 (27.08.2014)
способ наведения летательных аппаратов на наземные объекты -  патент 2525650 (20.08.2014)
способ приведения летательного аппарата к наземному объекту -  патент 2521890 (10.07.2014)
способ стрельбы ракетой, управляемой по лучу лазера -  патент 2516383 (20.05.2014)
устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия -  патент 2516206 (20.05.2014)
способ наведения беспилотного летательного аппарата -  патент 2515106 (10.05.2014)
система определения размотанной/оставшейся длины оптического волокна в катушке, установленной, в частности, в подводном боевом средстве -  патент 2514156 (27.04.2014)
способ формирования сигналов управления вращающейся вокруг продольной оси двухканальной ракетой -  патент 2511610 (10.04.2014)

Класс F42B15/01 средства наведения или управления для них

боеприпас -  патент 2529236 (27.09.2014)
способ управления траекторией полета тела -  патент 2528503 (20.09.2014)
управляемый артиллерийский снаряд -  патент 2527609 (10.09.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
устройство управления ракетой или реактивным снарядом -  патент 2526407 (20.08.2014)
способ подрыва осколочно-фугасной боевой части управляемого боеприпаса -  патент 2525348 (10.08.2014)
стелс-снаряд -  патент 2522342 (10.07.2014)
реактивный боеприпас с оптическим датчиком цели -  патент 2516938 (20.05.2014)
способ формирования команд управления на ракете, вращающейся по углу крена, система управления ракетой, способ измерения угла крена на ракете, гироскопический измеритель угла крена, способ формирования синусного и косинусного сигналов на ракете, вращающейся по углу крена, и синус-косинусный формирователь системы управления ракетой -  патент 2514606 (27.04.2014)
Наверх