газостатический подшипник

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические
F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет" (ГОУВПО "КнАГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-03
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки, например в шпинделях металлообрабатывающих станков. Газостатический подшипник состоит из корпуса, камеры, сообщающейся с подводящей магистралью с установленным внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру. Вкладыш выполнен в виде втулки из газонепроницаемого материала и пористых вставок, установленных в отверстиях втулки. Пористые вставки выполнены в виде шпонок и расположены в два ряда, при этом ширина каждой вставки равна 0,15-0,20 диаметра подшипника, длина каждой вставки равна 0,26-0,35 длины подшипника. Количество вставок в одном ряду наддува равно 10-14. Раздвижка линий наддува равна 0,5 длины подшипника и определяет расстояние между центрами вставок каждого ряда вдоль оси симметрии вставки, перпендикулярной торцам подшипника. Технический результат: повышение интенсивности работы вала и снижение времени выбега вала на рабочую частоту. 2 ил. газостатический подшипник, патент № 2357119

газостатический подшипник, патент № 2357119 газостатический подшипник, патент № 2357119

Формула изобретения

Газостатический подшипник, состоящий из корпуса, камеры, сообщающейся с подводящей магистралью с установленным внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру, при этом вкладыш выполнен в виде втулки из газонепроницаемого материала и пористых вставок, установленных в отверстиях втулки, пористые вставки выполнены в виде шпонок и расположены в два ряда, при этом ширина каждой вставки равна 0,15-0,20 диаметра подшипника, отличающийся тем, что длина каждой вставки равна 0,26-0,35 длины подшипника, количество вставок в одном ряду наддува равно 10-14, раздвижка линий наддува равна 0,5 длины подшипника и определяет расстояние между центрами вставок каждого ряда вдоль оси симметрии вставки, перпендикулярной торцам подшипника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки, например в шпинделях металлообрабатывающих станков.

Уровень техники заявляемого изобретения известен из устройства, состоящего из корпуса, камеры, сообщающейся с подводящей магистралью с установленным внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру, при этом вкладыш выполнен в виде втулки, выполненной из газонепроницаемого материала и пористых вставок, установленных в отверстиях втулки, пористые вставки выполнены в виде шпонок и расположены в два ряда, длина каждой вставки равна 0,20-0,25 длины подшипника, ширина каждой вставки равна 0,15-0,20 диаметра подшипника, количество вставок равно 6-8, а в качестве пористого материала используют термически обработанную древесину (Патент РФ № 2196926, опубл. 2003 г.).

Известный подшипник обеспечивает оптимальный режим работы, сочетающий достижение необходимой работы с возможно меньшим расходом смазочного масла. Однако, помимо указанного назначения, применение газовых подшипников направлено на уменьшение времени, затрачиваемого на обработку изделий, которое складывается из вспомогательного времени и основного времени обработки.

Недостатком известного подшипника является недостаточная интенсивность работы вала. Интенсивность работы вала определяется временем операции обработки, которое складывается из подготовительного времени, т.е. времени выбега вала на рабочую частоту, и основного времени - времени непосредственно процесса обработки изделия.

Известный недостаток обусловлен известными геометрическими параметрами, которые не позволяют уменьшить время выбега на рабочую частоту вращения вала.

Задачей заявляемого изобретения является повышение интенсивности работы вала.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в снижении времени выбега вала на рабочую частоту.

Указанный технический результат достигается за счет повышения коэффициента радиальной жесткости смазочного слоя k s, определяемого по формуле

ks =dCQ/dгазостатический подшипник, патент № 2357119 ,

где dCQ - коэффициент несущей способности подшипника, газостатический подшипник, патент № 2357119 - относительный эксцентриситет.

Существенные признаки, характеризующие газостатический подшипник: корпус, камера, сообщающаяся с подводящей магистралью с установленным внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру, при этом вкладыш выполнен в виде втулки из газонепроницаемого материала и пористых вставок, установленных в отверстиях втулки, пористые вставки выполнены в виде шпонок и расположены в два ряда, при этом ширина каждой вставки равна 0,15-0,20 диаметра подшипника.

Существенные признаки, отличающие заявляемое устройство от известного: длина каждой вставки равна 0,26-0,35 длины подшипника, количество вставок в одном ряду наддува равно 10-14, раздвижка линий наддува равна 0,5 длины подшипника и определяет расстояние между центрами вставок каждого ряда вдоль оси симметрии вставки, перпендикулярной торцам подшипника.

Снижение времени выбега вала на рабочую частоту в зависимости от заявляемого соотношения геометрических параметров и расположения вставок определено экспериментально.

Для эксперимента были изготовлены подшипники равной длины, работающие при одинаковом давлении наддува, но имеющие разное количество вставок и их длину. Проведены стендовые испытания по определению времени выбега в зависимости от конструктивного параметра Кс, определяемого по следующей формуле:

газостатический подшипник, патент № 2357119

где газостатический подшипник, патент № 2357119 =t/D - относительная длина пористой вставки;

t - длина пористой вставки;

D - диаметр подшипника;

с - средняя толщина смазочной пленки;

газостатический подшипник, патент № 2357119 - толщина пористой вставки;

kp - коэффициент проницаемости пористой вставки.

На фиг.1 представлены результаты эксперимента, где ks - коэффициент радиальной жесткости, Кс - конструктивный параметр. Для эксперимента использовались подшипники со следующими параметрами:

Параметр Обозн.1 - заявляемый подшипник2 - известный подшипник
Длина подшипника, мм L60 60
Диаметр подшипника, ммD 50 50
Раздвижка линий наддува газа, мм b30 40
Длина вставки, ммt 18 15
Ширина вставки, мма 6 6
Количество вставокn 128

Как следует из графика, кривая 1, характеризующая заявляемое устройство, имеет лучшие значения коэффициента радиальной жесткости смазочного слоя при всех значениях конструктивного параметра, зависящего от длины пористой вставки.

На фиг.2 представлена конструкция газостатического подшипника, где 1 - камера, сообщающаяся с подводящей магистралью; 2 - пористая вставка; 3 - подводящая магистраль; 4 - газонепроницаемая втулка; 5 - корпус.

Работа газостатического подшипника осуществляется следующим образом.

Через подводящую магистраль смазочный материал поступает в камеру. Через пористые вставки, установленные в отверстиях газонепроницаемой втулки, смазочный материал поступает в зазор между вкладышем подшипника и валом. В процессе вращения вала смазочный материал создает смазочный слой. Подъемная сила подшипника создается за счет разности давлений в нагруженной (нижней) и ненагруженной (верхней) частях подшипника. Расположение вставок, соотношение их параметров с параметрами втулки обеспечивают равномерное распределение давления в зазоре подшипника, что, в свою очередь, приводит к повышению коэффициента радиальной жесткости, увеличение которого значительно снижает время выбега вала на рабочую частоту, тем самым повышает интенсивность процесса обработки изделий.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)

Класс F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические

Класс F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 

Наверх