способ обучения

Классы МПК:G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке
G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет" (ГОУ ИрГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к области образования. Маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения. Фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, передвигаясь по горизонтали и по вертикали. Осуществляют сопоставительный анализ признаков и быстрое выявление сходства и различия в признаках изучаемых объектов. Техническим результатом изобретения является повышение усвояемости информации и оперативности в обучении актуальным дисциплинам обучающихся без базовой подготовки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 8 табл.

способ обучения, патент № 2355038 способ обучения, патент № 2355038 способ обучения, патент № 2355038 способ обучения, патент № 2355038 способ обучения, патент № 2355038

Формула изобретения

1. Способ обучения, включающий подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, отличающийся тем, что на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения на разных ступенях обучения детский сад-школа-вуз проводят в режиме - несерьезно о серьезном, при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют смысловой информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют структуры-скелеты изучаемых объектов, образы, персонажи и комиксы с национальным колоритом и/или региональными компонентами.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения отдельных ступеней обучения проводят в режиме экспресс-обучения.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно на стадии обучения используют наложение на образ, и/или персонаж, и/или комикс музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения основам наук, имеющим многообразие сложных терминов и определений и требующим быстрого их усвоения, например интеллектуальной собственности. Может быть использовано на всех ступенях обучения и самообразования людьми разного возраста и социального статуса.

Известен способ обучения детей дошкольного возраста предпринимательской деятельности с помощью персонажа Маленькой Красной Курочки и других сказочных персонажей, введенных в сюжетную линию сказки (Little Tales for Little Folk. The Little Red Hen. Stories adapted from the originals by Anne McKie. Illustrations by Ken McKie. London, GRANDREAMS LIMITED, 1992, c.1-20).

С одной стороны, образ трудолюбивой Маленькой Красной Курочки, которая засеяла свое поле и получила хлеб, учит детей труду. С другой стороны, используемый сюжет учит проявлять предприимчивость: у Маленькой Красной Курочки не было зерна, но она попросила зерно у Фермера и осуществила свою идею - засадила свое поле. Кроме этого, сюжет позволяет усвоить детьми этапы получения жизненно важного продукта для человека - хлеба.

Общими признаками с известным способом являются наличие образов, конкретных персонажей с характерными чертами и сюжетной линии, через которую получаются знания.

На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако способ предусматривает использование образов, соответствующих определенной возрастной группе, и не предусматривает их использование на последующих ступенях обучения.

Известен способ обучения маркетингу студентов колледжей и вузов с использованием комиксов, при котором основные понятия маркетинга, процесс маркетингового планирования, планирование ценообразования и распределения товаров подается обучающимся в доступной сжатой форме с участием комичных персонажей и приведением резюме после каждой главы (Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104).

Общими признаками с известным способом являются наличие комиксов и сюжетной линии, через которую получаются знания.

На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако он рассчитан на определенную возрастную группу и требует от обучающихся достаточной подготовки и первоначальных знаний об основных понятиях маркетинга, чтобы использовать его практически. Персонажи, используемые в пособии, не пригодны для обучения младших возрастных групп маркетингу.

За прототип принят наиболее близкий по технической сущности способ обучения (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004), охарактеризованный в п.15 формулы группы изобретений. Способ обучения по прототипу характеризуется тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают изучаемую информацию и управляющие сигналы, которые формируют путем расчленения визуально изучаемой информации на формы одинакового или различного размера по типу "схемы для вышивания" с использованием цветовых комбинаций форм для последующего их использования на стадии обучения. В качестве визуально изучаемой информации используют словесно-численно-геометрические формы разных цветов по типу "кроссворда" или "сканворда".

Общими признаками с прототипом у заявляемого способа являются: проведение подготовительной стадии, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и проведение стадии обучения с использованием полученных форм.

Недостатком способа является то, что он не предусматривает возможности многоступенчатости обучения и развития образа - от характерных черт персонажа до смысловой наполненности структур скелета, возможности перехода от одной сюжетной линии к другой при переходе на высшую ступень обучения.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении усвояемости информации и возможности оперативного, «прорывного» обучения актуальным знаниям широкого круга лиц без базовой подготовки за счет быстрого выявления сходства и различия изучаемых понятий и объектов.

Технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что в способе обучения, включающем подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, согласно изобретению на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

В заявляемом способе на подготовительной стадии использован прием расчленения визуально изучаемой информации об объекте, ее ранжирование и распределение в ячейках структур, ассоциирующихся обучающимися со скелетом персонажа («человечка»), идентифицирующего изучаемый объект и соответствующую ему структуру-скелет со смысловой информацией.

Стадию обучения на разных ступенях обучения «детский сад-школа-вуз» проводят в режиме «несерьезно о серьезном», при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Образы, персонажи, комиксы обучающих материалов ранних ступеней обучения используют на следующих ступенях обучения для маркировки структур-скелетов со смысловой информацией.

Структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов, а маркировочные образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

Использование структур-скелетов изучаемых объектов, образов, персонажей и комиксов с национальным колоритом и/или региональными компонентами обеспечивает произвольность среды обучения и позволяет проводить стадию обучения отдельных ступеней в режиме «экспресс-обучения» и с наложением музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры, что позволяет достичь технического результата наилучшим образом.

Достижение технического результата обусловлено также благодаря тому, что процесс обучения строят циклично, обеспечивая постепенное расширение объема знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине и в том числе общеучебных, развивая креативность мышления обучающегося.

Доказательство изобретательского уровня

Известен способ, содержащий признаки, частично совпадающие с отличительными признаками заявляемого способа, а именно создание на подготовительной стадии визуальных форм изучаемой информации, например, в виде мультфильмов, фильмов и компьютерных игр, охарактеризованный в п.14 формулы группы изобретений (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004). Действительно, в известном способе использование такой визуальной изучаемой информации за счет наличия управляющих сигналов, представленных раздражителем оптимального межполушарного взаимодействия, способствует развитию не только интегративных функций мозга, но и активации его резервных возможностей, развитию эквипотенциальности полушарий за счет формирования оптимального соотношения процессов обработки вербальной и образной информации полушариями мозга.

Однако в заявляемом способе формирование изучаемой информации в структуры-скелеты обеспечивает в отличие от известного возможность их смыслового наполнения и создания на их основе образов, доступных пониманию младшей возрастной категории обучающихся, а заполненных смысловой информацией структур-скелетов - более старшей. Именно этот прием обеспечивает возможность ступенчатого обучения путем узнавания образов с переходом на высшую ступень обучения. Это позволяет путем подбора образа (персонажа или комикса) реализовать способ одновременно в группах с различным возрастным и социальным цензом.

Известен из уровня техники также прием использования комиксов и проведение процесса обучения отчасти в режиме «несерьезно о серьезном» (аналог - Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104). Однако в известном способе использованы комиксы-персонажи, которые обучающиеся видят впервые. Заявляемый способ обучения предусматривает узнавание образов по мере перехода на высшую ступень (уровень) обучения, их уточнение, развитие и благодаря этому достижение лучшего усвоения материала. Обучение на основе заявляемого способа позволяет «насаживать» на сформированные на предыдущей ступени «веточки знаний» новые знания, вписывая их в удобной, знакомой для восприятия форме. Сопоставительный анализ показывает новое влияние известных признаков на достигаемый технический результат, что доказывает соответствие заявляемого изобретения условию патентоспособности изобретательский уровень.

Изобретение поясняется табл.1-8, представленными в виде структур-скелетов, содержащих смысловую информацию для изучения объектов промышленной собственности, а также фиг. 1 -5 с образами для маркировки структур-скелетов соответствующих объектов.

Табл.1 - структура-скелет изобретения;

табл.2, 3, 4 - структуры-скелеты изобретений, представляющих собой устройство, вещество и способ соответственно;

табл.5 - структура-скелет полезной модели;

табл.6 - структура-скелет промышленного образца;

табл.7 - структура-скелет товарного знака;

табл.8 - структура-скелет наименования места происхождения товара.

На фиг.1-5 представлены образы маленьких человечков для маркировки структур-скелетов для изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака и наименования места происхождения товара соответственно;

Способ осуществляют следующим образом.

На подготовительной стадии изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации в виде структур по типу «скелета», занося ее в ячейки структур-скелетов, как в шаблоны или матрицы. Кроме того, структуры-скелеты изучаемых объектов создают с использованием характерных признаков объектов, например родовых, видовых, правовых.

Одновременно создают образы, и/или персонажи, и/или комиксы, подготовленные в соответствии с визуально изучаемой информацией и соответствующие определенным возрастным группам, и записывают на носитель информации. Эти образы имеют характерные признаки, что позволит их узнавать на любой ступени обучения. Для маркировки структур-скелетов были созданы образы (фиг.1-5) в виде сказочных персонажей. Сказочные персонажи были наделены характерными чертами соответствующего изучаемого объекта промышленной собственности.

Стадию обучения проводят с использованием полученных форм в режиме «несерьезно о серьезном» в несколько ступеней по возрастным группам, начиная с раннего детского возраста. При этом в качестве ведущих средств обучения для каждой возрастной группы используют соответствующий ее возрасту образ и соответствующую сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Кроме того, образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

На стадии обучения дополнительно используют наложение на образ музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.

Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам интеллектуальной собственности студентов технической специальности. Согласно изобретению на подготовительной стадии были подготовлены учебные материалы на бумажных носителях, содержащие структуры-скелеты со смысловой информацией в ячейках для изучения объектов промышленной собственности - информацией об охранном документе, об условиях патентоспособности и государственной регистрации, о родовых и видовых признаках, определение изучаемого объекта (табл.1-8). Структуры-скелеты были маркированы соответствующими образами маленьких человечков в верхнем углу слева и выполнены, как шаблоны, таким образом, что ячейки с информацией об однородных признаках у разных объектов были расположены на одном уровне, что позволяло бы обучающимся проводить сопоставительный анализ этих признаков.

На стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты были использованы в качестве ведущих средств обучения. Для этого структуры-скелеты располагали по горизонтали в ряд с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками. При этом на стадии обучения сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх. Например, изучая изобретение по общей структуре-скелету (табл.1), начинали с информации о том, каким охранным документом защищается изобретение, каковы условия его патентоспособности, что это техническое решение задачи, давали его определение и приводили различные виды объекта изобретения.

Затем изучали каждый вид изобретения отдельно по структурам-скелетам (табл.2-4), подготовленным для разных видов изобретений, например, для изобретения-устройства, изобретения-вещества, изобретения-способа.

При этом также сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно, и на соответствующем ему изображении маленького человечка, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх.

Располагая в ряд структуры-скелеты трех видов изобретения (устройства, способа и вещества), достигали понимания в отличии этих объектов в признаках, используемых для характеристики их технической сущности и сходства в условиях патентоспособности, охранном документе, родовом признаке.

Затем фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда следующих объектов и на изображении их маркировочных маленьких человечках, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду структур-скелетов построчно, фиксируя внимание обучающихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

Обучающимся было также предложено иллюстрированное учебное пособие с элементами комиксов, в котором материал подан через сюжетную линию и в котором в качестве ведущих средств обучения использованы образы маленьких человечков, маркированные ими структуры-скелеты и другие персонажи. Обучающимся также была предложена для просмотра электронная презентация с анимацией комиксов и «маленьких человечков», сопровождающих изучаемую информацию об изучаемых объектах интеллектуальной собственности.

Результаты опроса подтверждают быстроту усвоения изучаемых объектов.

Примером использования заявляемого способа для обучения основам интеллектуальной собственности путем знакомства с объектами промышленной собственности на уровне дошкольного возраста - «детский сад» - могут служить сказки, в сюжете которых использованы персонажи, образы и/или комиксы, задействованные и на последующих стадиях обучения. Использование образов «маленьких человечков», несущих смысловое содержание и не имеющих пола, возможно на самых разных ступенях обучения. Они адекватно будут восприниматься младшими детьми дошкольного возраста, так как известно, что у ребенка до 3-х лет нет осознания себя и своего пола.

Заявляемый способ позволяет начать знакомство с Международной патентной классификацией как системой распределения изобретений через сюжет и образы на ранних ступенях образования. Заявляемый способ позволяет также вести экспресс-обучение на разных ступенях образования, поскольку на стадии обучения достигается произвольность познавательной среды, обусловленная образными элементами с признаками узнавания и идентификации, которая и способствует быстрому запоминанию смысловых блоков, графически связанных между собой.

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

способ обучения, патент № 2355038

Класс G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке

способ изготовления учебного пособия -  патент 2460145 (27.08.2012)
способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления -  патент 2416823 (20.04.2011)
устройство отображения информации -  патент 2410755 (27.01.2011)
устройство для обучения логистике -  патент 2410754 (27.01.2011)
способ обучения детей началам грамоты и устройство для его осуществления -  патент 2404455 (20.11.2010)
предмет-трансформер -  патент 2399359 (20.09.2010)
дидактический материал -  патент 2385500 (27.03.2010)
игровая азбука холматовых -  патент 2353975 (27.04.2009)
устройство для привития практических навыков -  патент 2300810 (10.06.2007)
устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка -  патент 2281559 (10.08.2006)

Класс G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса

Наверх