способ посадки летательного аппарата
Классы МПК: | B64D45/04 средства обеспечения посадки; средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей |
Автор(ы): | Анцев Георгий Владимирович (RU), Турнецкий Леонид Сергеевич (RU), Тупиков Владимир Алексеевич (RU), Барабанов Алексей Дмитриевич (RU), Осипов Владимир Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радар ммс" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-09-17 публикация патента:
27.04.2009 |
Изобретение относится к технике посадки летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для использования в автономных бортовых системах посадки на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности. При развертывании ВПП определяют географические координаты двух точек на продольной оси симметрии ВПП по ее краям и передают координаты этих точек на совершающий посадку ЛА, где их запоминают. На борту ЛА определяют географические координаты местоположения ЛА, северную и восточную составляющие скорости, курс, угол тангажа, угол крена, высоту полета и вертикальную скорость. Основываясь на этих данных, на борту вычисляют курсовой угол ВПП, курсовой угол ЛА, угол наклона глиссады и скорости изменения этих углов. В результате формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Технический результат - повышение надежности и безопасности посадки ЛА на ВПП, а также повышение оперативности развертывания ВПП за счет упрощения системы посадки. Возможность посадки ЛА обеспечивается независимо от дальности ЛА до ВПП и высоты полета, в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, в том числе при слепой посадке. 2 ил.
Формула изобретения
Способ посадки летательного аппарата (ЛА), заключающийся в том, что задают две точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, определяют их координаты, определяют курсовой угол ВПП ВПП, передают на совершающий посадку ЛА полученные значения координат заданных точек ВПП, где их запоминают, на борту ЛА определяют дальности от ЛА до заданных точек ВПП, измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ЛА, угол тангажа ЛА ЛА, угол крена ЛА ЛА, вычисляют курсовой угол ЛА К - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют угол наклона глиссады Г - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют скорости изменения углов , , по вычисленным значениям К, Г, , , измеренным значениям ЛА, ЛА, ЛА и курсовому углу ВПП в системе автоматического управления ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки, отличающийся тем, что определяют географические координаты двух заданных точек ВПП - широту ВПП1 и долготу ВПП1 первой точки, широту ВПП2 и долготу ВПП2 второй точки, на борту ЛА по запомненным значениям географических координат ВПП1, ВПП1, ВПП2, ВПП2 вычисляют курсовой угол ВПП ВПП по формуле
где
LВПП =( ВПП1- ВПП2)·Rз,
Rз - радиус Земли,
определяют географические координаты местоположения ЛА - широту ЛА и долготу ЛА, северную VN и восточную V E составляющие скорости ЛА, по полученным значениям географических координат ЛА ЛА, ЛА и запомненным значениям географических координат двух заданных точек ВПП ВПП1, ВПП1, ВПП2, ВПП2 вычисляют горизонтальные дальности d i от ЛА до этих точек и пеленги Пi на эти точки по формулам
где
определяют центр начала ВПП по наименьшей из дальностей от ЛА d=di min и определяют пеленг П на центр начала ВПП при d=di min, по полученным значениям курсового угла ВПП ВПП, дальности d и пеленга П, составляющих скорости ЛА VN, VE, а также измеренным значениям высоты полета ЛА НЛА и вертикальной скорости ЛА вычисляют углы К, Г и скорости изменения углов , по формулам
К=П- ВПП,
где ХЛА=dcos К,
где
где
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА), используемым в автономных бортовых системах посадки (СП), на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ посадки летательного аппарата по патенту РФ № 2214943, опубликованному 27.10.2003, который выбран в качестве прототипа. Способ-прототип предусматривает выполнение следующих действий: оснащают ВПП четырьмя наземными ориентирами (НО), например пассивными радиолокационными уголковыми отражателями или маяками-ответчиками, которые размещают на продольной и поперечной осях симметрии ВПП по ее краям; измеряют координаты четырех НО относительно центра начала ВПП и полученные значения координат НО, а также значение курсового угла ВПП впп и рекомендуемое направление посадки передают на совершающий посадку ЛА, где их запоминают. На борту ЛА измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ла, угол тангажа ЛА ЛА, угол крена ЛА ЛА и, используя бортовую радиолокационную станцию (БРЛС), измеряют дальности до каждого HO и скорости изменения этих дальностей. По измеренным значениям дальностей до НО и скоростей изменения этих дальностей, высоты полета ЛА НЛА, вертикальной скорости ЛА и запомненным координатам НО вычисляют курсовой угол ЛА К - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, угол наклона глиссады Г - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, скорости изменения углов По вычислительным значениям измеренным значениям курса
ЛА, углов ЛА, ЛА и запомненному значению курсового угла ВПП впп в системе автоматического управления (САУ) ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки.
Недостатками прототипа являются:
- необходимость оборудования ВПП четырьмя НО, определение на земле курсового угла ВПП впп и направления посадки ЛА;
- наличие на борту ЛА весьма сложной и дорогостоящей БРЛС для работы с НО, имеющей ограничение работы по дальности, а также зависимость точности измерений от дальности ЛА до НО и высоты полета, от эффективной площади рассеяния (ЭПР) уголковых радиолокационных отражателей НО, а также от сложности метеоусловий.
Все это усложняет систему посадки ЛА на ВПП, снижает надежность и безопасность посадки ЛА, а также оперативность развертывания ВПП, что особенно важно в военное время.
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении надежности и безопасности посадки ЛА на ВПП, а также в повышении оперативности развертывания ВПП за счет упрощения системы посадки. При этом возможность посадки ЛА обеспечивается независимо от дальности ЛА до ВПП и высоты полета, в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, в том числе при слепой посадке.
Сущность изобретения заключается в том, что в предлагаемом способе посадки ЛА так же, как и в прототипе, задают две точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, определяют их координаты, определяют курсовой угол ВПП впп, передают на совершающий посадку ЛА полученные значения координат заданных точек ВПП, где их запоминают, на борту ЛА определяют дальности от ЛА до заданных точек ВПП, измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ЛА, угол тангажа ЛА ЛА, угол крена ЛА ЛА, вычисляют курсовой угол ЛА К - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют угол наклона глиссады Г - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют скорости изменения углов вычисленным значениям измеренным значениям
ЛА, ЛА, ЛА и курсовому углу впп в системе автоматического управления ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки, в отличие от прототипа, определяют географические координаты двух заданных точек ВПП - широту ВПП1 и долготу ВПП1 первой точки, широту ВПП2 и долготу ВПП2 второй точки, на борту ЛА по запомненным значениям географических координат ВПП1, ВПП1, ВПП2, ВПП2 вычисляют курсовой угол ВПП ВПП по формуле
где
LВПП =( ВПП1- ВПП2)·Rз,
R з - радиус Земли;
определяют географические координаты местоположения ЛА широту ЛА и долготу ЛА, северную VN и восточную V E составляющие скорости ЛА, по полученным значениям географических координат ЛА ЛА, ЛА и запомненным значениям географических координат двух заданных точек ВПП ВПП1, ВПП1, ВПП2, ВПП2 вычисляют горизонтальные дальности d i от ЛА до этих точек и пеленги Пi на эти точки по формулам
где L i=( ЛА- ВППi)·Rз,
определяют центр начала ВПП по наименьшей дальности d=di min от ЛА до двух заданных точек и определяют пеленг на центр начала ВПП П при d=di min , по полученным значениям курсового угла ВПП ВПП, дальности d и пеленга П, составляющих скорости VN, VE, а также измеренным значениям высоты полета
ЛА НЛА и вертикальной скорости ЛА вычисляют углы К, Г и скорости изменения углов по формулам
где ХЛА=dcos К;
где
где
В формулах (1)-(6) обозначены:
LВПП , LВППw - составляющие расстояния между двумя заданными точками ВПП в географической системе координат;
- составляющие горизонтальной дальности di от ЛА до двух заданных точек ВПП в географической системе координат;
L , LW - составляющие дальности d от ЛА до центра начала ВПП в географической системе координат;
ХЛА - составляющая дальности d на продольной оси симметрии ВПП;
- скорость изменений составляющей ХЛА дальности d на продольной оси симметрии ВПП;
- скорость изменения дальности d от ЛА до центра начала ВПП.
Следует отметить, что при определении географических координат двух точек ВПП, расположенных на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, нумерация этих точек - произвольная. В случае равенства рассчитанных дальностей до заданных точек ВПП d 1=d2 центром начала ВПП, который по существу является и точкой захода ЛА на посадку, может быть любая точка ВПП, например первая, выбрав которую ЛА делает маневр в направлении захода на посадку.
На фиг.1 показаны:
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
О1(2) , О2(1) - точки ВПП, расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, имеющие географические координаты широту ВПП1, ВПП2 и долготу ВПП1, ВПП2;
NO1, EO 1 - горизонтальные оси географической системы координат NO1E; ось NO1 - направление на север, ось EO1 - направление на восток;
Х 3О1Z3 - горизонтальная невращающаяся земная прямоугольная система координат, ось Х3О 1 - направление по продольной оси симметрии ВПП, ось Z 3O1 - направление по поперечной оси вправо;
ВПП - курсовой угол ВПП;
О ЛА - положение ЛА в горизонтальной плоскости при заходе ЛА на посадку;
d1, d2 - горизонтальные дальности от ЛА (ОЛА) соответственно до точек О1, O2;
L 1, Lw1 - составляющие дальности d 1 до центра начала ВПП по осям системы координат NO 1E, соответственно, на север и на восток;
ХЛА, ZЛА - составляющие дальности d 1 до центра начала ВПП по осям системы координат Х 3О1Z3 соответственно по продольной оси симметрии ВПП и поперечной оси;
LВПП , LВППw - составляющие расстояния между двумя заданными точками ВПП по осям системы координат NO 1E;
VN, VE - составляющие скорости ЛА в системе координат NO1E;
П1, П2 - пеленги с ЛА на точки О1 , О2;
хОЛА - продольная ось ЛА;
ЛА - курс ЛА;
К - курсовой угол ЛА при заходе на посадку.
На фиг.2 показана структурная схема системы посадки ЛА, где:
1 - средство связи (любая связная радиостанция или система передачи данных);
2 - радиовысотомер;
3 - инерциально-спутниковая навигационная система (ИСНС) - инерциальная навигационная система (ИНС), скомплексированная со спутниковой навигационной системой (СНС);
4 - вычислитель, в состав которого входит запоминающее устройство (ЗУ);
5 - система автоматического управления (САУ) ЛА;
6 - ЛА.
Система посадки ЛА (фиг.2) работает следующим образом.
Определяют географические координаты двух точек ВПП, расположенных на продольной оси симметрии ВПП по ее краям ВППi, ВППi (i=1, 2) (точки O1, О2 на фиг.1) и являющихся центрами начала ВПП и точками захода ЛА на посадку. Наиболее оперативно определение географических координат точек O1, O2 ВПП можно произвести, устанавливая в эти точки на время определения координат аппаратуру потребителей спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.
Эти географические координаты с помощью средства связи 1 передают на борт ЛА 6 заранее до вылета ЛА в точку назначения или при заходе ЛА на посадку, где они хранятся в ЗУ вычислителя 4.
По запомненным значениям географических координат ВППi, ВППi (i=1, 2) в вычислителе 4 вычисляют курсовой угол ВПП ВПП по формуле (1).
С помощью ИСНС 3 определяют географические координаты местоположения ЛА ЛА, ЛА и составляющие скорости VN, V E, измеряют курс ЛА ЛА, угол тангажа ЛА
ЛА и угол крена ЛА ЛА, а с помощью радиовысотомера 2 - высоту полета ЛА НЛА и вертикальную скорость ЛА .
По полученным значениям географических координат ЛА ЛА, ЛА и запомненным значениям географических координат заданных точек ВПП ВППi, ВППi (i=1, 2) в вычислителе 4 вычисляют горизонтальные дальности di от ЛА до двух точек ВПП и пеленги П i (i=1, 2) по формулам (2), определяют центр начала ВПП по наименьшей дальности от ЛА до одной из заданных точек ВПП d=di min и определяют пеленг на центр начала ВПП П при di min.
На фиг 1 центром начала ВПП для захода ЛА на посадку является точка O1 с горизонтальной дальностью от ЛА d1 и пеленгом с ЛА на центр начала ВПП П1.
По полученным значениям V N, VE, вычисленным значениям угла ВПП, дальности d и пеленга П и измеренным значениям НЛА, в вычислителе 4 вычисляют углы К, Г и скорости изменения углов по формулам (3)-(6).
По вычисленным значениям ВПП и измеренным значениям углов
ЛА, ЛА, ЛА в системе автоматического управления (САУ) 5 так же, как и в прототипе, формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА 6 на этапах снижения и посадки на ВПП.
Предложенный способ посадки ЛА по сравнению с прототипом позволяет:
- создать систему посадки менее сложной и, следовательно, более надежной за счет исключения из состава системы посадки четырех наземных ориентиров на ВПП, а также за счет исключения на борту ЛА сложной и дорогостоящей БРЛС;
- создать систему посадки на необорудованные в радиотехническом отношении ВПП, в том числе ровные участки дорог и земной поверхности, обеспечивающую автономную посадку ЛА на ВПП в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, независимо от дальности ЛА до центра начала ВПП (точки захода ЛА на посадку);
- повысить безопасность посадки, реализовав в системе посадки комплексную обработку информации, вырабатываемой в ИСНС, что позволит при пропадании от СНС информации о координатах, скорости и курсе ЛА вырабатывать эти навигационные параметры в ИНС на время пропадания информации от СНС;
- более оперативно осуществлять развертывание ВПП, что особенно важно в военное время, за счет применения на время определения географических координат задаваемых точек ВПП аппаратуры потребителей СНС ГЛОНАСС/GPS.
Класс B64D45/04 средства обеспечения посадки; средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей