способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя

Классы МПК:G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-06-15
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и предназначено для испытаний самолетов с газотурбинными двигателями на любых режимах. Способ заключается в том, что измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель - матрицу поля полных давлений воздушного потока и матрицу пульсаций полного давления, определяют окружную неравномерность и интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют параметр неоднородности потока и запас газодинамической устойчивости двигателя. Отличается тем, что для определения интенсивности пульсаций выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций, фильтруют результат преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной при обратном преобразовании, по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления. Изобретение позволяет точно определить запас устойчивости газотурбинного двигателя при любом режиме его работы и полета. 2 ил.

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

Формула изобретения

Способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы пульсаций полного давления, по матрице поля полных давлений, высоте полета и числу Маха определяют окружную неравномерность, по матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют по окружной неравномерности и интенсивности пульсаций полного давления параметр неоднородности потока и определяют запас газодинамической устойчивости двигателя, отличающийся тем, что для определения интенсивности пульсаций полного давления выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для упомянутого двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций полного давления, выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной в результате обратного преобразования, и по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно - к определению параметров силовой установки самолета. Может быть применено при испытаниях самолетов с газотурбинными двигателями (ГТД) на всех возможных режимах полета.

Нарушение устойчивой работы газотурбинного двигателя, называемое потерей газодинамической устойчивости (ГДУ) двигателя, является одним из наиболее опасных отказов авиационной силовой установки. Поэтому в эксплуатации работа на режимах, где рабочая точка на характеристике компрессора располагается вблизи границы устойчивости, т.е. где запас устойчивости мал, недопустима.

Известен способ контроля запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя в серийном производстве (а.с. СССР № 1271213, G01M 15/00). Его недостатком является невозможность учесть влияние некоторых факторов, которые проявляются в условиях полета.

Известен также способ определения запасов устойчивости газотурбинного двигателя (патент РФ № 2024001, G01M 15/00), в котором варьируют температуру газа перед входом в компрессор, площадь выходного насадка подачи топлива, добиваются срыва и регистрируют параметры компрессора, частоту вращения, температуру воздуха и с их учетом по характеристике компрессора определяют запасы устойчивости. Его недостатком также является невозможность учесть влияние факторов, проявляющихся в условиях полета.

Известен способ определения запасов газодинамической устойчивости, описанный в [1. Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Часть 1. - М.: Машиностроение, 1977, с.153-154]. Запас газодинамической устойчивости способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу ГТД при каждом значении приведенных оборотов двигателя определяют по соотношению значений степени повышения давления компрессора способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 и приведенного расхода воздуха Gв.пр в рабочей точке и на границе устойчивости. Если способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 и Gв.пр.раб есть степень повышения давления и приведенный расход в рабочей точке, а способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 и Gв.пр.г - то же на границе устойчивости при том же значении приведенных оборотов двигателя nпр , то запас устойчивости способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу определяют выражением

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

Недостатком этого способа является необходимость измерения приведенного расхода воздуха, что в условиях летных испытаний вызывает значительные трудности.

Известен способ определения газодинамической устойчивости компрессора газотурбинного двигателя в условиях эксплуатации (публикация UA № 13488), заключающийся в том, что определяют рабочие характеристики и предел устойчивости компрессора по частоте вращения и термодинамическим параметрам, измеряют действительный расход воздуха, проходящего через компрессор, и давление воздуха на выходе компрессора. Недостатком этого способа также является необходимость измерения приведенного расхода воздуха, что в условиях летных испытаний вызывает значительные трудности.

Прототипом изобретения является способ определения запаса устойчивости по суммарному параметру неоднородности потока W [2. Ремеев Н.Х. Аэродинамика воздухозаборников сверхзвуковых самолетов, г.Жуковский. Издательский отдел ЦАГИ, 2002, с.96-106]. В этом способе на входе в двигатель измеряют поле полных давлений воздушного потока и распределение пульсаций полного давления (обе величины представляют собой наборы данных о давлении от некоторого числа датчиков и могут быть представлены как матрицы), а также измеряют высоту полета Н и число Маха М.

По высоте полета и числу Маха находят полное давление воздуха в набегающем потоке способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 . С учетом способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 по матрице поля полных давлений вычисляют окружную неравномерность способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0 следующим образом:

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ,

где способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 cp - коэффициент восстановления полного давления на входе в двигатель, который равен отношению полного среднего давления на входе в двигатель способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 , определяемого по измеренной матрице поля полных давлений воздушного потока на входе в двигатель, к полному давлению воздуха в набегающем потоке способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 [см. также 1, с.252]:

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ;

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0 - среднее значение коэффициента восстановления полного давления в секторе пониженного давления [2, с.96]:

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ,

где способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0=способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 2-способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 1 - протяженность сектора пониженного давления (способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 1 - начало сектора пониженного давления, способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 2 - конец сектора пониженного давления),

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 r - среднее значение коэффициента восстановления полного давления вдоль различных радиусов.

По измеренной матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления из соотношения

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

где D - дисперсия пульсаций полного давления, способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 - среднеквадратичное отклонение.

Суммарный параметр неоднородности потока W вычисляют через окружную неравномерность способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0 потока воздуха и интенсивность пульсаций способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 полного давления на входе в двигатель [2, с.105]:

W=способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0+способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 .

Наконец, запас газодинамической устойчивости способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Ky вычисляют по формуле

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу=Wпред-W,

где W пред - предельное значение параметра неоднородности потока.

Пульсации полного давления относятся к классу случайных процессов, имеющих широкополосный частотный спектр. Границы рабочего диапазона частот назначены в зависимости от размера объекта испытаний (двигателя) для соблюдения равных условий сравнения различных объектов между собой на основе одинаковых чисел Струхаля [2, с.104]. Диапазон рабочих частот при определении дисперсии матрицы пульсаций полного давления (или ее среднеквадратичного отклонения - СКО) ограничивается полосой от fmin=2 Гц до частоты fmax, определяемой формулой

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ,

где Vвх.max - максимальная скорость потока во входном сечении; Rвх - радиус входного сечения [2, с.102]. Обычно для двигателя fmax находится в пределах 300способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 400 Гц.

Известны две возможности определения СКО для реализации известного способа. Одна из них заключается в том, что сигналы с датчиков пульсаций регистрируют высокочастотным накопителем. В этом случае для определения СКО пульсаций давления в заданном диапазоне частот необходимо наличие спектроанализатора или специальной дорогостоящей аппаратуры, что является существенным недостатком.

Другая возможность определения СКО пульсаций давления состоит в измерении с помощью аналогового вычислителя дисперсии с последующей регистрацией как низкочастотного параметра. В этом случае СКО пульсаций измеряется в чрезмерно широком диапазоне частот (для вычислителя дисперсии 6СВД, например, СКО пульсаций измеряется в диапазоне частот 0способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 4000 Гц, при требуемом диапазоне

fmin способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 fmax Гц), что может приводить к ошибкам по определению его значений (фиг.2). При этом выборка, используемая для расчета СКО, ограничена временным интервалом осреднения (для вычислителя дисперсии 6СВД имеется только три значения временного интервала осреднения: 0,1 с, 0,5 с, 1 с), что также является недостатком.

Задачей изобретения является повышение точности определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя на всех режимах полета самолета и работы двигателя.

Задача решается с помощью способа определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, в котором измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы пульсаций полного давления, по матрице поля полных давлений, высоте полета и числу Маха определяют окружную неравномерность, по матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют по окружной неравномерности и интенсивности пульсаций полного давления параметр неоднородности потока и определяют запас газодинамической устойчивости двигателя, отличающегося тем, что для определения интенсивности пульсаций полного давления выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для упомянутого двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций полного давления, выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной в результате обратного преобразования, и по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления.

Предлагаемый способ позволяет более точно определить запас устойчивости газотурбинного двигателя при любом режиме его работы и полета за счет устранения влияния посторонних факторов.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 показаны исходная запись пульсаций полного давления P1, Р2, способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 , Рк в некотором интервале времени и соответствующая этому интервалу зависимость интенсивности пульсаций полного давления способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ф от времени, рассчитанная в результате применения предлагаемого способа.

На фиг.2 показаны результаты определения суммарного параметра неоднородности потока и запаса устойчивости известным (W и способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу) и предлагаемым (Wф и способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу.ф) способами.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

1. В процессе испытаний во время полета измеряют высоту полета Н и число Маха М и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы А поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы В пульсаций полного давления. Для измерения элементов матрицы А поля полных давлений используют наборы групповых приемников полного давления, для измерения элементов матрицы В пульсаций - наборы измерителей пульсаций полного давления [3. Летные испытания специальных устройств и систем силовых установок самолетов и вертолетов. /Под ред. Г.П.Долголенко, М.: Машиностроение, 1984, с.8].

2. По матрице А поля полных давлений, высоте полета Н и числу Маха М определяют окружную неравномерность. Более конкретно это делают таким образом. По высоте полета Н определяют атмосферное давление р [4. Государственный стандарт Союза СССР Стандартная атмосфера. Параметры. ГОСТ 4401-73. Москва, 1974, с.92-95]. По p и числу Маха М вычисляют полное давление воздуха в набегающем потоке способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 [5. Фабрикант Н.Я. Аэродинамика. Общий курс. М.: Наука, 1964, с.115]. Определяют окружную неравномерность

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

где способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ср - коэффициент восстановления полного давления на входе в двигатель,

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

где способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 - полное среднее давление на входе в двигатель, определенное по измеренной матрице А поля полных давлений воздушного потока на входе в двигатель (например, среднее арифметическое элементов матрицы А),

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 - полное давление воздуха в набегающем потоке.

3. По измеренной матрице В пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления. В отличие от известного способа для определения интенсивности пульсаций выбирают диапазон частот пульсаций от fmin до fmax, характерный для исследуемого двигателя, что является существенным признаком предлагаемого способа. Выполняют прямое преобразование Фурье измеренной матрицы В пульсаций полного давления, используя время в качестве переменной для этого преобразования (преобразования Фурье описаны, например, в 6. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. М.: Наука, 1980, с.755-757; 7. Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 1989, с.364-365). Затем выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций от f min до fmax, т.е. отбрасывают гармоники частот, находящихся вне этого диапазона. Выполняют обратное преобразование Фурье. Для матрицы В* пульсаций полного давления, полученной в результате обратного преобразования Фурье, находят дисперсию D этой матрицы (см. 5, с.788-789) и по дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ф:

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913

4. По окружной неравномерности способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0 и интенсивности пульсаций полного давления способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ф вычисляют уточненный параметр неоднородности потока Wф

Wф=способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 0+способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 ф.

5. Определяют запас газодинамической устойчивости двигателя как разность между предельным Wпред и уточненным Wф значениями коэффициента неоднородности протока

способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного   двигателя, патент № 2352913 Kу.ф=Wпред-Wф.

Для реализации вычислительной части предлагаемого способа разработана программа в среде математической системы «Mathcad». Результаты применения предлагаемого способа показаны на фиг.2.

Класс G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ определения технического состояния энергетического объекта -  патент 2522275 (10.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
способ диагностики технического состояния авиационных газотурбинных двигателей -  патент 2517264 (27.05.2014)
индикатор эрозии крыльчатки турбокомпрессора -  патент 2516755 (20.05.2014)
способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двитателя -  патент 2514461 (27.04.2014)
способ диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора -  патент 2514460 (27.04.2014)
Наверх