статор многоступенчатой газовой турбины

Классы МПК:F01D9/02 сопла; впускные патрубки; направляющие лопатки; направляющие каналы 
F01D25/24 кожухи; конструктивные элементы кожухов, например диафрагмы, детали крепления
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-10-26
публикация патента:

Статор многоступенчатой газовой турбины содержит наружный корпус, на радиальных ребрах которого размещены наружные полки сопловых лопаток. Наружные полки зафиксированы в корпусе в окружном направлении соединениями типа «шип-паз», а в осевом направлении - размещенными ниже по потоку секторами разрезного кольца. Сектора разрезного кольца зафиксированы относительно корпуса в осевом направлении байонетными соединениями с корпусом. Сектора с байонетными соединениями зафиксированы в окружном направлении промежуточными секторами того же разрезного кольца. Промежуточные сектора выполнены без кольцевой канавки под байонетное соединение и размещены своей передней частью в выемках корпуса. Число секторов с байонетным соединением равно числу полок сопловых лопаток. Изобретение позволяет повысить надежность и ремонтопригодность статора многоступенчатой газовой турбины. 3 ил. статор многоступенчатой газовой турбины, патент № 2352790

статор многоступенчатой газовой турбины, патент № 2352790 статор многоступенчатой газовой турбины, патент № 2352790 статор многоступенчатой газовой турбины, патент № 2352790

Формула изобретения

Статор многоступенчатой газовой турбины, на радиальных ребрах наружного корпуса которого размещены наружные полки сопловых лопаток, зафиксированные в корпусе в окружном направлении соединениями типа «шип-паз», а в осевом направлении - размещенными ниже по потоку секторами разрезного кольца, отличающийся тем, что сектора разрезного кольца зафиксированы относительно корпуса в осевом направлении байонетными с корпусом соединениями, при этом сектора с байонетными соединениями зафиксированы в окружном направлении промежуточными секторами того же разрезного кольца, выполненными без кольцевой канавки под байонетное соединение и размещенными своей передней частью в выемках корпуса, а число секторов с байонетным соединением равно числу полок сопловых лопаток.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к статорам многоступенчатых газовых турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен статор многоступенчатой газовой турбины, в котором сопловые лопатки и расположенные между ними сектора разрезных колец зафиксированы в корпусе статора радиальными штифтами (патент RU № 2151884, F01D 11/24, 25/14).

Недостатком известной конструкции является ее низкая ремонтопригодность из-за необходимости высверливания радиальных штифтов при замене сопловых лопаток и разрезных колец.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является статор многоступенчатой газовой турбины, полки сопловых лопаток в котором относительно корпуса фиксируются в окружном направлении осевыми штифтами и соединениями типа «шип-паз», а в осевом направлении - размещенными ниже по потоку секторами разрезного кольца (патент RU № 2151886, F01D 11/24, 25/14).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкие надежность и ремонтопригодность из-за низкого ресурса осевых штифтов, которые воспринимают нагрузки окружных сил, действующих на сопловые лопатки.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и ремонтопригодности статора многоступенчатой газовой турбины путем безштифтовой фиксации сопловых лопаток и секторов разрезного кольца относительно наружного корпуса статора.

Сущность технического решения заключается в том, что в статоре многоступенчатой газовой турбины, на радиальных ребрах наружного корпуса которого размещены наружные полки сопловых лопаток, зафиксированные в корпусе в окружном направлении соединениями типа «шип-паз», а в осевом направлении - размещенными ниже по потоку секторами разрезного кольца, согласно изобретению, сектора разрезного кольца зафиксированы относительно корпуса в осевом направлении байонетными с корпусом соединениями, при этом сектора с байонетными соединениями зафиксированы в окружном направлении промежуточными секторами того же разрезного кольца, выполненными без кольцевой канавки под байонетное соединение и размещенными своей передней частью в выемках корпуса, а число секторов с байонетным соединением равно числу полок сопловых лопаток.

Фиксация секторов разрезного кольца относительно корпуса в осевом направлении байонетными с корпусом соединениями позволяет передавать значительные осевые газовые силы, действующие на сопловые лопатки, через байонетные соединения секторов на корпус статора, что обеспечивает высокий ресурс статора и высокую его ремонтопригодность, так как его разборка производится путем сдвижки сектора с байнетным соединением до выемки в корпусе, т.е. до рассоединения байонетного соединения с последующей выемкой секторов разрезного кольца и сопловых лопаток.

Фиксация секторов с байонетным соединением в окружном направлении промежуточными секторами того же разрезного кольца, выполненными без кольцевой канавки под байонетное соединение и размещенными своей передней частью в выемках корпуса, позволяет зафиксировать в окружном направлении все сектора разрезного кольца, что повышает надежность конструкции, особенно в случае касания ротора турбины (не показан) о сектора, т.е. промежуточные сектора выполняют кроме основных своих функций роль «запирающего звена».

Выполнение числа секторов с байонетным соединением равным числу полок сопловых лопаток позволяет надежно зафиксировать все сопловые лопатки данной ступени в осевом направлении, причем сопловые лопатки могут быть выполнены блочными, т.е. по несколько лопаток на одной верхней полке.

На фиг.1 изображен продольный разрез статора многоступенчатой газовой турбины.

На фиг.2 - вид А на фиг.1.

На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

Статор многоступенчатой газовой турбины 1 состоит из наружного корпуса 2, на направленных к центру радиальных ребрах 3 которого установлены сопловые лопатки 4 и 5 с размещенными между ними секторами 6 и 7 разрезного кольца 8. Для повышения надежности верхние полки 9 и 10 сопловых лопаток 4 и 5, соответственно, зафиксированы в окружном направлении в корпусе 2 соединениями типа «шип-паз» 11 и 12, а в осевом направлении полка 9 лопатки 4 - размещенным ниже по потоку газа 13 сектором 6, зафиксированным в свою очередь в осевом направлении относительно корпуса 2 байонетным соединением 14, состоящим из кольцевого радиального ребра 15 на корпусе 2 и кольцевой канавки 16 в секторе 6. Для обеспечения постановки секторов в корпусе 2 выполнены осевые выемки 17, разрезающие ребро 15 на отдельные сектора 18. Сектора 7 разрезного кольца 8, размещенные между секторами 6, выполненные без канавок 16 под байонетное соединение 14, размещены своей передней частью в выемках 17 и фиксируются в окружном направлении за счет упора угловой поверхностью 19 в боковую поверхность 20 выемки 17, фиксируя при этом боковыми поверхностями 21 и 22 сектора 6 в окружном направлении.

Устройство работает следующим образом.

При работе газовой турбины на сопловые лопатки 4 действуют значительные газовые силы, которые через верхнюю полку 9 передаются на сектора 6 разрезного кольца 8 и через байонетное соединение 14 - на наружный корпус 3 статора 1. Большие контактные поверхности и высокая прочность байонетного соединения 14 обеспечивают высокую надежность статора многоступенчатой газовой турбины 1.

Класс F01D9/02 сопла; впускные патрубки; направляющие лопатки; направляющие каналы 

выходное устройство турбины -  патент 2525375 (10.08.2014)
устройство для ремонта фланца картера авиационного двигателя, модуль авиационного двигателя, авиационный двигатель и способ ремонта фланца картера авиационного двигателя -  патент 2520807 (27.06.2014)
турбинный узел турбонасосного агрегата -  патент 2511964 (10.04.2014)
турбонасосный агрегат и способ перекачивания холодной, горячей и промышленной воды -  патент 2511963 (10.04.2014)
лопатка с изменяемым углом установки и способ ее изготовления, узел секции статора, секция статора, модуль турбомашины и турбомашина -  патент 2511811 (10.04.2014)
направляющий сопловый аппарат турбины для газотурбинного двигателя, турбина газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2506431 (10.02.2014)
усовершенствование кольца управления углом установки неподвижных лопаток турбомашины -  патент 2503823 (10.01.2014)
герметичность между камерой сгорания и направляющим сопловым аппаратом турбины в газотурбинном двигателе -  патент 2503821 (10.01.2014)
переходный отсек газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2496990 (27.10.2013)
направляющая ступень компрессора газотурбинного двигателя с лопатками с изменяемым углом установки и газотурбинный двигатель -  патент 2490476 (20.08.2013)

Класс F01D25/24 кожухи; конструктивные элементы кожухов, например диафрагмы, детали крепления

корпус компрессора, обладающий стойкостью к титановым пожарам, компрессор высокого давления, содержащий такой корпус, и двигатель летательного аппарата, оборудованный таким компрессором -  патент 2524782 (10.08.2014)
сборка обоймы турбины -  патент 2522264 (10.07.2014)
статор турбомашины -  патент 2519677 (20.06.2014)
турбомашина (варианты) -  патент 2516992 (27.05.2014)
радиальный кольцевой фланец, турбина низкого давления для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2514462 (27.04.2014)
корпус ротора турбокомпрессора, содержащий периферийный бандаж -  патент 2511960 (10.04.2014)
орган блокировки для устройства крепления секторов кольца на корпусе турбомашины летательного аппарата, устройство крепления секторов кольца, турбина турбомашины и турбомашина летательного аппарата -  патент 2511821 (10.04.2014)
кольцевой узел лопаток газотурбинного двигателя -  патент 2511770 (10.04.2014)
поворотная регулирующая диафрагма теплофикационной паровой турбины -  патент 2510464 (27.03.2014)
установочное устройство -  патент 2509898 (20.03.2014)
Наверх