ветродвигатель

Классы МПК:F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-06-27
публикация патента:

Изобретение относится к области ветроэнергетики, в частности к ветродвигателям. Ветродвигатель содержит вертикальный вал, башню и лопасти, выполненные вогнутой формы. Лопасти установлены на шкворнях, каждая из которых с помощью шарниров соединена с шарнирно установленными на валу тягами с образованием параллелограммов. Шкворни снабжены аэродинамическими поверхностями, имеющими наклон, при этом нижние тяги дополнительно соединены с валом с помощью шарнирно установленных пружинно-демпфирующих элементов. Изобретение обеспечивает повышение эффективности ветродвигателя при минимизации его стоимости за счет упрощения конструкции, поскольку снабжение лопастей аэродинамическими поверхностями дает возможность уменьшить потери на продвижение лопасти во встречном потоке. 3 ил. ветродвигатель, патент № 2351796

ветродвигатель, патент № 2351796 ветродвигатель, патент № 2351796 ветродвигатель, патент № 2351796

Формула изобретения

Ветродвигатель, содержащий вертикальный вал, башню и лопасти, отличающийся тем, что лопасти выполнены вогнутой формы и установлены на шкворнях, каждая из которых с помощью шарниров соединена с шарнирно установленными на валу тягами с образованием параллелограммов, шкворни снабжены аэродинамическими поверхностями, имеющими наклон, при этом нижние тяги дополнительно соединены с валом с помощью шарнирно установленных пружинно-демпфирующих элементов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ветроэнергетики, в частности к ветроэлектрогенераторам.

Известен ветроэлектродвигатель [1], содержащий поворотные лопасти, основание, направляющее устройство (флюгер) и трубчатую мачту с внутренними направляющими и установленной на них возможностью перемещения полой кареткой, полый вал, соединенный со ступицей и установленный при помощи подшипников внутри каретки концентрично вертикальному валу, закрепленную на ступице полую стойку с направляющими, установленную на ней с возможностью перемещения по направляющей платформу и рамки по числу лопастей, шарнирно соединенных с одной стороны с платформой, при этом цапфа каждой лопасти снабжена цилиндрической поворотной муфтой.

Из всех известных аналогов наиболее близким к заявленному по совокупности существенных признаков является ветродвигатель [2], содержащий конусные роторы, корпус, размещенный в нем электрогенератор, кинематически связанный с установленным в корпусе ветроколесом с вертикальной осью вращения и поворотными лопастями, установленными с возможностью складывания к оси, при этом корпус снабжен шарнирно связанной с одной из его сторон крепежной площадкой с откидными болтовыми фиксаторами и подпружиненной защелкой, упором, расположенным с другой его стороны и взаимодействующим с защелкой, шарнирными опорами и крепежным узлом.

Недостатками данной конструкции являются сложность и низкая эффективность.

Изобретение направлено на повышение эффективности за счет уменьшения противодействующего момента лопастей.

Это достигается тем, что ветродвигатель, содержащий вертикальный вал, башню и лопасти, согласно изобретению выполнен таким образом, что лопасти выполнены вогнутой формы и установлены на шкворнях, каждая из которых с помощью шарниров соединена с шарнирно установленными на валу тягами с образованием параллелограммов, шкворни снабжены аэродинамическими поверхностями, имеющими наклон, при этом нижние тяги дополнительно соединены с валом с помощью шарнирно установленных пружинно-демпфирующих элементов. Достижение технического результата обусловлено тем, что лопасти ветродвигателя установлены таким образом, что расстояние от центра лопасти до центра вращения на сбегающем крае оказывается больше, чем на набегающем, что в итоге приводит к увеличению момента на валу.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показана конструкция ветродвигателя, вид спереди, на фиг.2 вид сверху, на фиг.3 - вид сбоку одной лопасти.

Ветродвигатель содержит: опорный подшипник 1, вала 2, ротора 3, башни 4 с верхним подшипником 5, лопасти 6 вогнутой формы, которые установлены на шкворнях 7, а сами шкворни с помощью шарниров 8 соединены с тягами 9 и 10, которые, в свою очередь, соединены с шарнирами 11, а последние установлены на валу 2, при этом нижние тяги 10 дополнительно соединены с валом с помощью пружинно-демпфирующего элемента 12, который так же как и тяги установлен в шарнирах 13. Шкворень имеет аэродинамическую поверхность 14, находящуюся в воздушном потоке вне лопасти. Ротор 3 вращается в кольцевом зазоре статора 15. Таким образом, аэродинамические поверхности, которыми снабжены шкворни, имеют наклон, что обеспечивает возникновение подъемной силы под действием воздушного потока.

Работа устройства: усилие ветра воспринимаемое лопастями 6, передается через шкворни 7 и тяги 9 и 10 на вал 2, соединенный с ротором. При этом одна из лопастей, например правая на фиг.1, движется от наблюдателя, а левая - на наблюдателя с последующим поворотом против часовой стрелки, как показано на фиг.2. Поскольку аэродинамические поверхности 14 находятся в этом же воздушном потоке и имеют наклон, показанный на фиг.3, то на правую поверхность (фиг.2) действует подъемная сила, направленная вверх, а на левую поверхность - направленная вниз. Это приводит к тому, что правая поверхность (фиг.1) поднимается, сжимая пружинно-демпфирующий элемент 12, увеличивая тем самым плечо, равное расстоянию от оси вала до оси шкворня, что при попутном потоке способствует увеличению потока. Левая же лопасть (фиг.1), наоборот, под действием аэродинамической силы опускается, растягивая свой пружинно-демпфирующий элемент, приближая ось шкворня к оси вала, снижая тем самым плечо приложения противодействующего момента лопасти, движущейся навстречу потоку, уменьшая при этом потери на сопротивление потоку.

Технико-экономическим преимуществом ветродвигателя является повышенная эффективность, поскольку снабжение лопастей аэродинамическими поверхностями дает возможность уменьшить потери на продвижение лопасти во встречном потоке.

Источники информации

1. А.с. СССР № 1270408. / В.Г.Федчишин. Ветродвигатель, опубл. Б.И. № 42, 1986 г., F03D 7/06

2. А.с. СССР № 1747745. / В.Г.Федчишин. Ветродвигатель, опубл. Б.И. № 26, 1992 г., F03D 7/06

Класс F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра 

способ управления лопастями ротора ветряка с вертикальной осью вращения -  патент 2525998 (20.08.2014)
способ размещения роторной ветроэнергетической установки на дымовой трубе -  патент 2510611 (10.04.2014)
ветродвигатель -  патент 2504688 (20.01.2014)
механизм регулирования частоты вращения ротора ветродвигателя с вертикальной осью -  патент 2488714 (27.07.2013)
макет ветродвигателя для настройки ветродвигателя на заданные ветровые условия -  патент 2488020 (20.07.2013)
ветроэнергетическая установка -  патент 2482329 (20.05.2013)
планетарный механизм парусной установки -  патент 2481497 (10.05.2013)
ветродвигатель - скользящий парус -  патент 2479750 (20.04.2013)
роторный ветродвигатель с ветронаправляющим экраном -  патент 2474725 (10.02.2013)
универсальная ветряная энергетическая установка -  патент 2462614 (27.09.2012)
Наверх