колесная сталь

Классы МПК:C22C38/46 с ванадием
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, медь, хром, никель, кальций, азот, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,60-0,73, кремний 0,27-0,35, марганец 0,80-1,05, ванадий 0,07-0,12, хром 0,60-0,90, никель 0,03-0,30, медь 0,03-0,30, азот 0,012-0,020, кальций от более 0,005 до 0,008, в качестве примесей серу - не более 0,020, фосфор - не более 0,020, алюминий - не более 0,005, кислород - не более 0,0025, водород - не более 0,0002, железо остальное. Повышаются механические свойства и твердость стали, а также увеличивается эксплуатационная стойкость железнодорожных колес. 2 табл.

Формула изобретения

Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличающаяся тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:

углерод0,60-0,73
кремний0,27-0,35
марганец0,80-1,05
ванадий0,07-0,12
хром0,60-0,90
никель0,03-0,30
медь0,03-0,30
азот0,012-0,020
кальцийот более 0,005 до 0,008
сера не более 0,020
фосфор не более 0,020
алюминий не более 0,005
кислород не более 0,0025
водород не более 0,0002
железо остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных колес. Известна колесная сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод0,25-0,40
кремний0,25-0,45
марганец1,5-2,0
хром2,2-3,0
ванадий0,1-0,25
серадо 0,035
фосфордо 0,035
железо- остальное

Существенными недостатками данной колесной стали являются неоднородность структуры по сечению обода колеса за счет образования игольчатых закалочных структур (бейнит и мартенсит), а также низкие эксплуатационная стойкость железнодорожных колес.

Известна выбранная в качестве прототипа колесная сталь [2], содержащая (в мас.%):

углерод0,4-0,77
кремний0,25-0,60
марганец0,4-1,2
ванадийколесная сталь, патент № 2349675 0,1
хром колесная сталь, патент № 2349675 0,35
никель колесная сталь, патент № 2349675 0,35
медь колесная сталь, патент № 2349675 0,35
азот 0,0015-0,015
кальций колесная сталь, патент № 2349675 0,005
сера колесная сталь, патент № 2349675 0,030
фосфор колесная сталь, патент № 2349675 0,030
алюминий 0,003-0,06
кислород 0,0005-0,003
водород колесная сталь, патент № 2349675 0,00025
железо - остальное

Недостатком данной стали является то, что для достижения требуемого уровня механических характеристик требуется проведение термической обработки колес.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение механических свойств и твердости стали за счет образования однородной структуры пластинчатого перлита без применения термической обработки, а также увеличение эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Для достижения этого колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличается тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении (в мас.%)

углерод0,60-0,73
кремний0,27-0,35
марганец0,80-1,05
ванадий0,07-0,12
хром0,60-0,90
никель0,03-0,30
медь0,03-0,30
азот0,012-0,020
кальцийот более 0,005 до 0,008
сера не более 0,020
фосфор не более 0,020
алюминий не более 0,005
кислород не более 0,0025
водород не более 0,0002
железо - остальное

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Содержание углерода выбрано исходя из обеспечения повышения твердости и контактной прочности стали. При концентрации его в стали менее 0,60% в структуре уменьшается количество высокодисперсной карбидной фазы пластинчатой формы и увеличивается доля зернограничного феррита, что приводит к снижению контактной прочности железнодорожных колес, а при увеличении концентрации углерода более 0,73% повышается склонность их к хрупким разрушениям и образованию термомеханических повреждений.

Соотношение марганца выбрано исходя из того, что при содержании марганца до 1,05% увеличивается прокаливаемость стали, что не требует закалочного водяного охлаждения для обеспечения требуемых механических свойств. Нижний предел выбран исходя из того, что марганец при содержании менее 0,80% слабо оказывает влияние на прокаливаемость стали и соответственно не обеспечивает повышение комплекса механических свойств железнодорожных колес.

Кремний в заявляемых пределах обеспечивает повышение ударной вязкости и хладостойкости стали. При концентрации кремния менее 0,27% не достигается повышения указанных характеристик. При содержании кремния более 0,35% значительно снижается пластичность и вязкость феррита, что увеличивает склонность стали к трещинообразованию.

При содержании хрома от 0,60 до 0,90% достигается повышение твердости, прочности, пластичности, ударной вязкости стали без закалочного водяного охлаждения за счет распада аустенита в области низких температур перлитного превращения. При содержании хрома менее 0,60% наблюдается уменьшение прокаливаемости стали, и как следствие снижение всего комплекса механических свойств.

Установленный предел концентрации никеля (0,03-0,30%) придает стали высокую пластичность и ударную вязкость. Содержание никеля более 0,30% нецелесообразно из экономических соображений.

Содержание меди в заявляемых пределах обеспечивает повышение предела временного сопротивления разрыву и относительного удлинения без снижения ударной вязкости, при увеличении концентрации меди более 0,30% резко уменьшаются значения ударной вязкости стали.

Содержание алюминия (менее 0,005%) выбрано исходя из исключения образования недопустимых строчечных включений глинозема, увеличивающих склонность железнодорожных колес к образованию контактно-усталостных трещин и выщерблин при эксплуатации.

Совместное введение в сталь карбонитридообразующих элементов - ванадия и азота - предусмотрено для стабилизации зерна аустенита при нагреве под нормализацию (или прерывистую закалку воздухом). Исходя из этого установлено оптимальное содержание ванадия 0,07-0,12% и азота 0,012-0,020%. При меньших концентрациях ванадия и азота не обеспечивается требуемое измельчение аустенитного зерна. Верхний предел концентрации ванадия выбран исходя из экономических соображений. При повышении азота более 0,020% возможны случаи возникновения пятнистой ликвации и образования пузырей в стали в результате «азотного кипения».

Содержание кальция выбрано исходя из обеспечения требуемой концентрации кислорода в стали, при концентрации до 0,005% не обеспечивается требуемая концентрация кислорода, а при увеличении более 0,008 возрастает загрязненность стали неметаллическими включениями.

Ограничение содержания серы, фосфора, кислорода и водорода выбрано исходя из обеспечения качества поверхности и эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в 160-тонных кислородных конвертерах. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку и термообработку железнодорожных колес. Термическая обработка включала нагрев колес в кольцевой печи до температуры 820-850°С, прерывистое охлаждение воздухом поверхности ободьев колес и последующий самоотпуск при температуре 450°С. Результаты испытаний приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств, твердости и износостойкости железнодорожных колес.

Список источников

1. А.с СССР №336336, С22С 39/00.

2. US 6663727 В2, С22С 38/40.

Таблица 1.
Химический состав стали, мас.%
СоставСSi MnVCr NiCuСа NAIS РOН Fe
10,60 0,270,80 0,070,600,03 0,030,0003 0,0120,0050,020 0,0200,0025 0,0002ост
20,630,29 0,820,120,76 0,180,09 0,0050,0180,005 0,0090,018 0,00200,0001ост
30,66 0,330,880,09 0,750,25 0,080,00130,019 0,0030,008 0,0100,00200,0002 ост
4 0,690,320,90 0,110,65 0,290,230,0021 0,0180,004 0,0120,0120,0020 0,0001ост
50,71 0,290,930,10 0,880,20 0,290,00060,016 0,0030,012 0,0120,00120,0002 ост
6 0,730,351,05 0,120,90 0,300,300,008 0,0200,005 0,0180,0180,0015 0,0001 
прототип0,25-0,40 0,25-0,451,5-2,0 0,1-0,252,2-3,0  0,3-0,5  - <0,035 <0,035   ост

Таблица 2
Механические свойства стали
Состав колесная сталь, патент № 2349675 в, кгс/мм2 колесная сталь, патент № 2349675 , %колесная сталь, патент № 2349675 , %KCU+20C KCU-20C KCU-60CHB Структура
1 1121426 531 320перлит
211516 3064 0,5330перлит
3116 18325 31335 перлит
4119 1630 452 345перлит
512012 3464 3357перлит
6128 15356 53360 перлит
прототип 1301530 74- --

Класс C22C38/46 с ванадием

высокопрочная среднеуглеродистая комплекснолегированная сталь -  патент 2510424 (27.03.2014)
способ производства штрипсов -  патент 2499843 (27.11.2013)
низкоуглеродистая низколегированная сталь для изготовления крупного горячекатаного сортового и фасонного проката -  патент 2495148 (10.10.2013)
двухслойный стальной прокат -  патент 2487959 (20.07.2013)
способ производства штрипсов из низколегированной стали -  патент 2484147 (10.06.2013)
супербейнитная сталь и способ ее получения -  патент 2479662 (20.04.2013)
рельсовая сталь -  патент 2457272 (27.07.2012)
рельсовая сталь -  патент 2449045 (27.04.2012)
литейная сталь -  патент 2448193 (20.04.2012)
теплостойкая сталь -  патент 2441092 (27.01.2012)
Наверх