авиационная бомба

Классы МПК:F42B25/00 Авиационные бомбы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к боеприпасам для поражения легкобронированной техники, складов горюче-смазочных материалов, фортификационных сооружений военно-промышленных объектов и коммуникаций и т.д. Бомба содержит боевую часть с донным взрывателем, парашютный контейнер и узел их стыковки в виде трубы, на которой размещен перьевой стабилизатор с фиксатором сложенного положения перьев, в промежутках между которыми размещены зажигательные боевые элементы. В полости трубы размещен пороховой заряд, газодинамически связанный с донным взрывателем и зажигательными боевыми элементами, а парашютный контейнер снабжен устройством его запуска. Повышается эффективность действия бомбы за счет расширения перечня поражаемых ей целей. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. авиационная бомба, патент № 2348896

авиационная бомба, патент № 2348896 авиационная бомба, патент № 2348896 авиационная бомба, патент № 2348896

Формула изобретения

1. Авиационная бомба, содержащая боевую часть с донным взрывателем, парашютный контейнер и узел их стыковки, отличающаяся тем, что узел стыковки выполнен в виде трубы, на которой размещен перьевой стабилизатор с фиксатором сложенного положения перьев, в промежутках между которыми размещены зажигательные боевые элементы, при этом в полости трубы размещен пороховой заряд, газодинамически связанный с донным взрывателем и зажигательными боевыми элементами, а парашютный контейнер снабжен устройством его запуска.

2. Бомба по п.1, отличающаяся тем, что перьевой стабилизатор содержит перфорированную трубу, жестко соединенную с кольцевым фланцем, в котором равномерно по окружности с выступанием за наружную цилиндрическую поверхность расположены проушины, при этом перья стабилизатора выполнены подпружиненными и шарнирно закреплены в упомянутых проушинах.

3. Бомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что фиксатор сложенного положения перьев выполнен в виде тонкостенной цилиндрической оболочки с ослабленными сечениями вдоль образующей.

4. Бомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что полость трубы между донным взрывателем и пороховым зарядом разделена втулкой с центральным и радиальным отверстиями, газодинамически связывающими полость с пороховым зарядом соответственно с донным взрывателем боевой части и со свободным объемом между зажигательными боевыми элементами.

5. Бомба по п.3, отличающаяся тем, что полость трубы между донным взрывателем и пороховым зарядом разделена втулкой с центральным и радиальным отверстиями, газодинамически связывающими полость с пороховым зарядом соответственно с донным взрывателем боевой части и со свободным объемом между зажигательными боевыми элементами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к военной технике, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно к авиационным бомбам (авиабомбам) с тормозной парашютной системой, предназначенным для поражения широкого круга целей с различными характеристиками уязвимости, таких как легкобронированная и легкоуязвимая техника, склады горюче-смазочных материалов, фортификационные сооружения военно-промышленных объектов и коммуникаций и т.д.

Различие в характеристиках уязвимости целей привело к необходимости создания боеприпасов, в том числе и авиабомб с многофакторным (осколочное, фугасное и зажигательное) воздействием на цель и универсальностью действия (поверхностное, надповерхностное и проникающее).

Известно конструктивное исполнение сбрасываемой с летательного аппарата бомбы (Патент США №2448254 от 31.08.48).

Авиабомба (парашютируемая система) содержит боевую часть (БЧ) и парашютный контейнер (ПК), один конец которого открыт, а другой - закрыт неподвижно установленной крышкой, к которой крепятся с одной стороны БЧ, а с другой - корды парашюта.

Крышка (узел соединения БЧ с ПК) содержит кольцеобразный диск с внешней отбортовкой, силовую крестовину с двумя парами диаметрально расположенных проушин, цилиндрическую втулку, жестко соединенную с крестовиной и размещенную в отверстии диска. Втулка при помощи муфты (гайки) и наружной резьбы соединяет крестовину с диском, а при помощи внутренней резьбы - с корпусом БЧ авиабомбы.

К недостаткам данной конструкции авиабомбы следует отнести:

- невозможность (без увеличения заданных габаритов и массы авиабомбы) в узле крепления БЧ к ПК размещение зажигательных элементов;

- невозможность размещения в дне корпуса БЧ донного взрывателя (исключается проникающее действие авиабомбы);

- пониженные значения удельных характеристик авиабомбы (отношение полезной нагрузки к массе авиабомбы) из-за комплектации ПК плоской крышкой, к которой практически по центру прикладываются усилия, возникающие при вводе парашютной системы в воздушный поток, при этом создаются значительные изгибающие моменты, действующие на крышку, что требует утолщения ее деталей с целью обеспечения прочностных характеристик.

Известно конструктивное исполнение авиационной бомбы по патенту РФ №2286532 от 28.04.05 (прототип).

Авиабомба содержит БЧ, парашютный контейнер и узел их стыковки с устройством подсоединения парашютной системы, состоящий из основания тарельчатой формы, проушин, размещенных в центральной части основания, и выполненных в виде набора параллельно расположенных пластин с отверстиями под силовые оси.

Указанное конструктивное исполнение авиабомбы позволяет обеспечить ей универсальность действия за счет возможности снабжения БЧ головным и донным взрывателями и упредителем цели, а приборы управления действием авиабомбы разместить в пространстве между корпусом ПК и устройством подсоединения парашютной системы.

Основным недостатком данного конструктивного решения является отсутствие зажигательного фактора при действии авиабомбы, что существенно снижает ее эффективность действия по целям, содержащим горюче-смазочные материалы.

Кроме того, отсутствие в конструкции авиабомбы дополнительного стабилизирующего устройства определяет необходимость ее автономного полета до встречи с целью на тормозной парашютной системе, что существенно снижает ее проникающую способность.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиабомбы.

Технический результат состоит в расширении перечня поражаемых авиабомбой целей.

Технический результат достигается тем, что авиабомба содержит боевую часть с донным взрывателем, парашютный контейнер и узел их стыковки, выполненный в виде трубы, на которой размещен перьевой стабилизатор с фиксатором сложенного положения перьев, в промежутках между которыми размещены зажигательные боевые элементы, при этом в полости трубы размещен пороховой заряд, газодинамически связанный с донным взрывателем и зажигательными боевыми элементами, а парашютный контейнер снабжен устройством его запуска.

Расширение перечня поражаемых авиабомбой целей достигается за счет:

- размещения в промежутках между перьями стабилизатора зажигательных боевых элементов (к осколочному и фугасному факторам добавляется зажигательный фактор при действии авиабомбы), что кроме расширения перечня поражаемых целей (открытые склады ГСМ, железнодорожные цистерны с ГСМ и т.п.) существенно повышает эффективность поражения целей, содержащих горюче-смазочные материалы (бронированная, легкобронированная и легкоуязвимая техника);

- размещения на трубе, соединяющей БЧ с ПК, перьевого стабилизатора, позволяющего после отделения парашютной системы (ПС) обеспечивать авиабомбе устойчивый полет до встречи с целью, при этом отделение ПС на траектории полета авиабомбы позволяет повысить скорость ее подхода к цели, тем самым повысить ее проникающую способность (поражение большего перечня заглубленных прочих целей).

В авиабомбе перьевой стабилизатор может быть выполнен, например, в виде перфорированной трубы, жестко соединенной с кольцевым фланцем, в котором равномерно по окружности с выступанием за наружную цилиндрическую поверхность расположены проушины, при этом перья стабилизатора выполнены подпружиненными и шарнирно закреплены в упомянутых проушинах.

Такое техническое решение позволяет развить аэродинамические поверхности стабилизатора, что в конечном итоге позволяет обеспечить устойчивое автономное движение авиабомбы после отделения ПС, тем самым повысить ее проникающую способность.

В авиабомбе фиксатор сложенного положения перьев может быть выполнен в виде тонкостенной цилиндрической оболочки с ослабленными сечениями вдоль образующей.

Такое техническое решение позволяет обеспечить поузловую сборку авиабомбы и тем самым снизить трудоемкость ее изготовления.

В авиабомбе полость трубы между донным взрывателем и пороховым зарядом может быть разделена втулкой с центральным и радиальными отверстиями, газодинамически связывающими полость с пороховым зарядом соответственно с донным взрывателем боевой части и со свободным объемом между зажигательными боевыми элементами.

Такое техническое решение позволяет существенно упростить конструкцию узла стыковки БЧ и ПК и повысить надежность действия авиабомбы.

На фиг.1 показана авиабомба.

На фиг.2 показано радиальное сечение авиабомбы по месту размещения зажигательных боевых элементов.

На фиг.3 показан фиксатор сложенного положения перьев стабилизатора.

Авиабомба содержит боевую часть 1, включающую донный взрыватель 2, парашютный контейнер 3 с устройствами запуска 4 и распаковки 5, узел стыковки БЧ с ПК, включающий трубу 6, втулку 7, пороховой заряд 8, зажигательные боевые элементы 9 и стабилизатор, состоящий из перфорированной трубы 10, фланца 11, проушин 12, перьев 13, фиксатора сложенного положения перьев 14.

Работа авиабомбы происходит следующим образом.

В момент ввода авиабомбы в воздушный поток на устройство распаковки 5 парашютного контейнера 3 подается тепловой импульс, который задействует пиротехнический замедлитель, за время горения которого авиабомба тормозится боковой поверхностью при неориентированном полете. По истечении времени замедления парашютная система вводится в воздушный поток, одновременно задействуется устройство запуска 4 парашютного контейнера 3. Парашютная система ориентирует ось авиабомбы по нормали к поверхности преграды.

По истечении времени, достаточного для ориентации продольной оси авиабомбы по нормали к поверхности преграды, срабатывает устройство запуска 4 парашютного контейнера 3, при этом происходит отделение от авиабомбы парашютной системы и задействуется пороховой заряд 8, при срабатывании которого через центральное отверстие во втулке 7 задействуется донный взрыватель 2 боевой части 1, а через радиальные отверстия втулки 7 продукты сгорания порохового заряда 8 поступают в свободный объем между зажигательными боевыми элементами 9, задействуя их. При достижении заданного давления разрушается фиксатор сложенного положения 14 перьев 13 и зажигательные боевые элементы 9 вводятся в воздушный поток. Авиабомба с раскрытым стабилизатором с ускорением продолжает движение к цели. При встрече с целью срабатывает боевая часть 1, создавая фугасное и осколочное действие на цель. Одновременно зажигательные боевые элементы достигают цели и располагаются по радиусу от точки подрыва боевой части, создавая дополнительное зажигательное действие.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиабомбы, подтвержденная результатами наземных и летных испытаний, позволяет повысить эффективность ее действия за счет расширения перечня поражаемых авиабомбой целей.

Класс F42B25/00 Авиационные бомбы

унифицированная система управляемых авиационных бомб малого калибра -  патент 2521140 (27.06.2014)
противотанковая авиационная бомба с тандемным кумулятивным зарядом и осколочным корпусом -  патент 2508521 (27.02.2014)
авиационная бомба комбинированного действия -  патент 2507470 (20.02.2014)
боеприпас системы воздушной разведки -  патент 2506532 (10.02.2014)
атомная бомба -  патент 2480706 (27.04.2013)
водородная бомба -  патент 2477449 (10.03.2013)
осколочный боеприпас староверова (варианты) и устройство для его применения (варианты) -  патент 2472098 (10.01.2013)
бомба -  патент 2447397 (10.04.2012)
противопожарная авиабомба -  патент 2439479 (10.01.2012)
хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода -  патент 2418261 (10.05.2011)
Наверх