бесшатунный механизм для поршневой машины

Классы МПК:F16H21/32 с дополнительными элементами, содержащими только поворотные кулисы или рычаги 
F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 
F01B9/02 с коленчатым валом 
Патентообладатель(и):Косарев Борис Гаврилович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-05-03
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Бесшатунный механизм содержит кинематически связанные между собой первый и второй кривошипы, штоки поршней и блок шестерен. Первый кривошип выполнен с тремя шейками, две крайние из которых соединены со штоками, а третья, средняя, шейка установлена в направляющей. Второй кривошип установлен на коренных шейках. Блок шестерен состоит из шестерен наружного зацепления с передаточным отношением 1:1, соединенных между собой тягой, связанной шарнирно с шатунной шейкой второго кривошипа и с коренной шейкой первого кривошипа. Изобретение направлено на уменьшение расхода энергии при работе механизма. Предложенная схема позволяет увеличить количество рабочих цилиндров и, следовательно, повысить выходную мощность бесшатунного механизма с уменьшением массы двигателя. 2 ил. бесшатунный механизм для поршневой машины, патент № 2348845

бесшатунный механизм для поршневой машины, патент № 2348845 бесшатунный механизм для поршневой машины, патент № 2348845

Формула изобретения

Бесшатунный механизм для поршневой машины, содержащий кинематически связанные между собой первый и второй кривошипы, шток поршня и блок шестерен, при этом блок шестерен выполнен в виде шестерен наружного зацепления с передаточным отношением 1:1, соединенных между собой тягой, один конец которой шарнирно связан с шатунной шейкой второго кривошипа, а другой - с коренной шейкой первого кривошипа, отличающийся тем, что бесшатунный механизм содержит дополнительно по меньшей мере один поршень со штоком, а первый кривошип выполнен с тремя шейками, две крайние из которых шарнирно связаны со штоками поршней, а третья средняя, не связанная со штоками поршней, установлена в направляющей, расположенной на одной оси, проходящей через центры вращения шестерен.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.

Известен двигатель внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение рабочего вала со звездообразно расположенными цилиндрами, поршни которых попарно жестко связаны между собой штоками, с перемещением поршневых систем и связывающих их штоков по оси противолежащих цилиндров, при этом рабочий вал двигателя выполнен из двух частей с кривошипами, несущими подшипники для закрепления в них, на радиусе одной четверти хода поршней, крайних шеек коленчатого вала, снабжен соединительным валом, фиксирующим с помощью шестерен положение кривошипов обеих частей рабочего вала относительно друг друга /см. авт. св. СССР №118471, публ. 10.12.73 г./.

В данном механизме встречное вращение кривошипа и коленчатого вала в два раза больше, чем вращение в остальном механизме, что приводит к ограничению оборотов двигателя. Кроме того, коленчатый вал имеет сборную конструкцию, что снижает надежность конструкции. Особенностью конструкции является также и то, что в ней мертвая точка наличествует не только у поршней, но и совпадает с мертвой точкой всего механизма, т.е. все точки, передающие момент вращения, находятся на одной линии и плечо рычага кривошипов отсутствует.

Известен бесшатунный механизм для поршневой машины /см. авт. св. СССР, публ. 07.04.87 г. №1302051/, выбранный как наиболее близкий по своей технической сущности в качестве прототипа, содержащий кинематически связанные между собой первый и второй кривошипы, шток поршня и блок шестерен, причем первый из кривошипов соединен шарнирно со штоком, размещенным в направляющей, и второй кривошип коренной шейкой установлен на продольной оси штока, при этом блок шестерен выполнен в виде шестерен наружного зацепления с передаточным отношением 1:1, соединенных между собой тягой, один конец которой шарнирно связан с шатунной шейкой второго кривошипа, а другой - с коренной шейкой первого кривошипа, причем одна из шестерен наружного зацепления размещена на шатунной шейке второго кривошипа.

Данная конструкция бесшатунного механизма работает только при одном поршне и не позволяет обеспечить сборку многоцилиндрового бесшатунного механизма из-за наличия второго кривошипа, препятствующего установке второго поршня. Кроме того, мертвая точка наличествует не только у поршня, но и у самого бесшатунного механизма /все точки, передающие момент вращения, находятся на одной линии, т.е. плечо рычага кривошипа отсутствует/, что требует дополнительного расхода энергии на преодоление мертвой точки бесшатунного механизма.

В основу настоящего изобретения положена задача создания бесшатунного механизма с такой кинематической схемой, чтобы обеспечить при нулевой скорости поршня исключение мертвой точки в самом бесшатунном механизме, что позволяет уменьшить расход энергии при работе бесшатунного механизма, а также обеспечить увеличение количества рабочих цилиндров в механизме с уменьшением массы двигателя.

Указанная задача решается тем, что в бесшатунном механизме для поршневой машины, содержащем кинематически связанные между собой первый и второй кривошипы, шток поршня и блок шестерен, при этом блок шестерен выполнен в виде шестерен наружного зацепления с передаточным отношением 1:1, соединенных между собой тягой, один конец которой шарнирно связан с шатунной шейкой второго кривошипа, а другой - с коренной шейкой первого кривошипа, согласно изобретению бесшатунный механизм содержит дополнительно по меньшей мере один поршень со штоком, а первый кривошип выполнен с тремя шейками, две крайние из которых шарнирно связаны со штоками поршней, а третья, средняя, не связанная со штоками поршней, установлена в направляющей, расположенной на одной оси, проходящей через центры вращения шестерен.

Такое выполнение бесшатунного механизма позволяет обеспечить при нулевой скорости каждого из поршней исключить мертвую точку в самом бесшатунном механизме за счет образования плеча в момент нахождения поршней в мертвых точках, что уменьшает расход энергии в момент прохождения поршнями мертвой точки.

Кроме того, такая кинематическая схема механизма не препятствует введению в бесшатунный механизм еще одного и более поршней, что, в свою очередь, позволяет увеличить его выходную мощность и уменьшить массу двигателя.

Указанные выше и другие преимущества, а также особенности настоящего изобретения будут более понятными после рассмотрения приведенного ниже подробного описания, сопровождаемого чертежами, на которых:

фиг.1 изображает кинематическую схему бесшатунного механизма поршневой машины, согласно изобретению;

фиг.2 - то же, что на фиг.1, вид сверху.

Бесшатунный механизм содержит кинематически связанные между собой первый кривошип 1 /фиг.1, 2/ и второй кривошип 2, штоки 3 четырех поршней 4 и блок 5 /по стрелке/ шестерен. Первый кривошип 1 шарнирно соединен со штоками 3, а второй кривошип 2 установлен на коренных шейках 6. Блок 5 /по стрелке/ шестерен состоит из шестерен 7 и 8 наружного зацепления с передаточным отношением 1:1, соединенных между собой тягой 9, один конец которой шарнирно связан с шатунной шейкой 10 второго кривошипа 2, а другой - с коренной шейкой 11 первого кривошипа 1. Первый кривошип 1 выполнен с тремя шейками, две крайние шейки 12 и 13 связаны со штоками 3 поршней 4, а третья, средняя, шейка 14 установлена в направляющей 15, расположенной на одной оси, проходящей через центры 16 и 17 вращения шестерен 7 и 8. Шестерня 7 имеет точку вращения 16, а шестерня 8 имеет точку вращения 17. Зубчатое зацепление шестерен 7 и 8 находится в точке 18.

Работа бесшатунного механизма осуществляется следующим образом (рассмотрена на примере работы одного из поршней 4).

Поршень 4 передает движение через шток 3 на штоковую шейку 12 кривошипа 1 и далее на шейку 14, расположенную в направляющей 15, т.е. в момент мертвой точки поршня 4 имеется плечо рычага кривошипа 1, равное расстоянию между точками 12 и 14. Второе плечо, передающее момент вращения, равно расстоянию от точки 12 до точки 18 зацепления шестерен 7 и 8.

При движении поршня 4 от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке шестерня 7 первого кривошипа 1 удерживается направляющей 15, тягой 9 и зубчатым зацеплением с шестерней 8 и вращается вокруг точки 16 по правильной окружности, передавая через точку 18 момент вращения на блок 5 через кривошип 2 на вал отбора мощности коренных шеек 6. Остальные поршни работают аналогичным образом.

Класс F16H21/32 с дополнительными элементами, содержащими только поворотные кулисы или рычаги 

Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 

бескривошипный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания -  патент 2528485 (20.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525995 (20.08.2014)
двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия -  патент 2525372 (10.08.2014)
оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа -  патент 2524154 (27.07.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2516040 (20.05.2014)
моторное судно -  патент 2510351 (27.03.2014)
способ наддува в цилиндр двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2509901 (20.03.2014)
генераторная установка -  патент 2509224 (10.03.2014)
двухтактный дизельный двигатель -  патент 2504674 (20.01.2014)
генератор энергии -  патент 2504673 (20.01.2014)

Класс F01B9/02 с коленчатым валом 

двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия -  патент 2525372 (10.08.2014)
оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа -  патент 2524154 (27.07.2014)
двигатель с кулисным механизмом -  патент 2489585 (10.08.2013)
поршневой двигатель -  патент 2474707 (10.02.2013)
поршневая машина с маятниковым рычагом -  патент 2472954 (20.01.2013)
система регулирования рабочего объема двигателя внутреннего сгорания -  патент 2454555 (27.06.2012)
бесшатунный двигатель -  патент 2433288 (10.11.2011)
бесшатунный планетарно-кривошипный преобразователь вращения с укороченным штоком (вариант 4-й) -  патент 2430249 (27.09.2011)
поршневая машина с маятниковым рычагом -  патент 2424433 (20.07.2011)
ромбический кривошипно-планетарный поршневой механизм -  патент 2405953 (10.12.2010)
Наверх