рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники

Классы МПК:C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости
C10M105/04 алифатические
C10M107/50 содержащие кремний
C10M129/42 поликарбоновые
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Современные химические технологии" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-16
публикация патента:

Использование: в гидравлических системах авиационной техники с диапазоном рабочих температур от минус 60°С до плюс 175°С. Сущность: жидкость содержит в мас.%: 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол 0,3-0,5; фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 -нафтиламин 0,2-0,5; трикрезилфосфат 1-3; диоктилсебацинат термостабильный 9,6-19,5; полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 34-44,3; полиалкилсилоксановую жидкость с вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С 9,4-48,1. Технический результат - улучшение термоокислительной стабильности, вязкостных характеристик в области минусовых температур, повышение максимальной рабочей температуры эксплуатации. 2 табл.

Формула изобретения

Рабочая жидкость для гидросистем авиационной техники, содержащая 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол, фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 -нафтиламин, трикрезилфосфат, отличающаяся тем, что в качестве компонентов основы содержит диоктилсебацинат термостабильный, фракцию полиальфаолефинов с вязкостью 1,7-2,0 мм 2/с при 100°С и полиалкилсилоксановую жидкость с вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

2,6-ди-трет-бутилпаракрезол 0,3-0,5
фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 -нафтиламин0,2-0,5
трикрезилфосфат1,0-3,0
диоктилсебацинат термостабильный9,6-19,5
полиальфаолефины с  
вязкостью 1,7-2,0 мм 2/с при 100°С34,0-44,3
полиалкилсилоксановая жидкость  
с вязкостью 14-16 мм 2/с при 100°С39,4-48,1

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники с диапазоном рабочих температур жидкости в гидравлической системе от минус 60 до +175°С.

Современные рабочие жидкости для гидравлических систем должны обладать следующими характеристиками:

- хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур;

- высокая термоокислительная стабильность при максимальной рабочей температуре;

- стабильность вязкости при механо-динамических нагрузках в процессе эксплуатации;

- пожаробезопасность в случае разгерметизации гидравлической системы в аварийных ситуациях (температура вспышки паров жидкости должна быть не ниже 160°С).

В гидравлических системах отечественных самолетов и вертолетов в качестве рабочей жидкости применяется гидравлическое масло АМГ-10 (ГОСТ 6794) на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей и состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов. Содержит загущающую и антиокислительую присадки. Рекомендуемый диапазон рабочих температур от минус 60 до +125°С.

Указанное гидравлическое масло АМГ-10 имеет ряд недостатков:

- уменьшение вязкости при эксплуатации в гидравлических системах (до 42%) вследствие механо-химической деструкции молекул вязкостной полимерной присадки, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов;

- низкая температура вспышки.

Наиболее близкой по составу и назначению является рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники (патент RU 2275418 С1), где в качестве основы применяются, мас.%: диоктилсебацинат 9,9-10,1, полиэтилсилоксановая жидкость с вязкостью 44-49 мм2/с при 20°С 17-23, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм 2/с при 100°С 25-32, полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100. Характеристики масла: кинематическая вязкость при минус 50°С 1540-3712 мм2/с, исследование термоокислительной стабильности проводили при 135°С.

Использование заявленного состава обеспечивает улучшение вязкостных характеристик в области минусовых температур, повышение максимальной рабочей температуры эксплуатации и термоокислительной стабильности.

Указанный технический результат достигается тем, что рабочая жидкость, содержащая 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол, фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 -нафтиламин, трикрезил-фосфат, в качестве основы содержит диоктилсебацинат термостабильный, фракцию полиальфаолефинов с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С и полиалкилсилоксановую жидкость с вязкостью 14-16 мм 2/с при 100°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

2,6-ди-трет-бутилпаракрезол 0,3÷0,5
фенил-а-нафтиламин 0,2÷0,5
трикрезилфосфат 1,0÷3,0
диоктилсебацинат термостабильный9,6÷19,5
полиальфаолефины с вязкостью  
1,7-2,0 мм 2/с при 100°С34,0÷44,3
полиалкилсилоксановая жидкость  
с вязкостью 14-16 мм 2/с при 100°С39,4÷48,1.

Технология приготовления жидкости включает следующие этапы:

- приготовление основы путем смешения диоктилсебацината, полиальфаолефинов и полиалкилсилоксановой жидкости в указанных соотношениях и смешение их при 50-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в основу антиокислительных присадок и перемешивание при 60-80°С в течение не менее 0,5 часа до полного растворения присадок;

- добавление в приготовленную смесь противоизносной присадки и перемешивание при 60-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- охлаждение и фильтрация полученной жидкости.

В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы жидкости, рецептуры которых представлены в таблице 1.

Для приготовления образцов использовались: 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол (Агидол-1) ТУ 38.5901237-90; фенил-а-нафтиламин (Неозон «А») ТУ 6-14-202-74; трикрезилфосфат (ТКФ) ГОСТ 5728; синтолюкс L-132 (диоктилсебацинат термостабильный) СТО 57175009-004-2007; полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С; полиалкилсилоксановая жидкость с вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С.

Таблица 1
Составы образцов рабочей жидкости
№ п/пНаименование компонента Содержание компонента, мас.%
     
Обр.1Обр.2Обр.3 Обр.4
1 234 56
1 Фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 -нафтиламин0,2 0,30,40,5
22,6-дитрет.бутилпаракрезол 0,30,4 0,50,4
3 Трикрезилфосфат1,0 2,03,02,0
4Диоктилсебацинат термостабильный 14,819,5 9,69,7
5 Полиальфаолефины      
  с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 44,334,0 38,443,7
6Полиалкилсилоксановая жидкость      
  с вязкостью 14-16 мм2/с при 100°С39,4 43,848,143,7

Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной при квалификационных испытаниях рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники (Комплекс методов квалификационной оценки рабочих жидкостей для гидравлических систем самолетов и вертолетов, утвержден Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России 21 ноября 1996 г., протокол №4). Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемой жидкости и жидкости по прототипу, приведены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, использование заявленного состава позволяет улучшить вязкостные характеристики в области минусовых температур, повысить максимальную рабочую температуру эксплуатации и термоокислительную стабильность.

Из результатов испытаний видно, что состав по изобретению по характеристикам вязкости при температуре минус 50°С (п.1, табл.2) не превышает значения 1470 мм2/с, кислотное число при испытании на термоокислительную стабильность при 135°С не превышает значения 0,014 мг КОН/г, при 175°С - значения 0,14 мг КОН/г, кинематическая вязкость при минус 50°С после окисления при 135°С не превышает 1660 мм 2/с (п.5, табл.2), после окисления при 175°С не превышает 1834 мм2/с (п.6, табл.2). Благодаря отсутствию в составе загущающей присадки уменьшение кинематической вязкости после озвучивания не превышает 2,0% (п.9, табл.2).

рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803 рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2347803

Класс C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости

применение композиции смазочного масла -  патент 2486233 (27.06.2013)
смазочное масло для бесступенчатой трансмиссии -  патент 2479626 (20.04.2013)
смазочная композиция синтетического гидравлического масла с повышенной пожаробезопасностью для авиационной техники -  патент 2452768 (10.06.2012)
композиция трансформаторного масла -  патент 2447137 (10.04.2012)
способы получения эмульсий углеводородов, воды и органофильных глин и их композиций -  патент 2426758 (20.08.2011)
рабочая жидкость для гидравлических систем -  патент 2399651 (20.09.2010)
масло для подшипников жидкостного трения и редукторов прокатных станов -  патент 2394070 (10.07.2010)
гидравлическое масло -  патент 2378327 (10.01.2010)
рабочая жидкость для гидравлических систем -  патент 2355742 (20.05.2009)
композиции смазочных масел -  патент 2352621 (20.04.2009)

Класс C10M105/04 алифатические

Класс C10M107/50 содержащие кремний

Класс C10M129/42 поликарбоновые

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)
Наверх