способ восстановительного ремонта деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных никелевых сплавов

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "КОМПОЗИТ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к области технологии восстановительного ремонта деталей из жаропрочных никелевых сплавов после определенного срока их эксплуатации, а именно к применению горячего изостатического прессования при этом ремонте. Способ включает удаление старого защитного покрытия деталей, обработку последних горячим изостатическим прессованием, их термическую обработку и нанесение на них нового защитного покрытия. Горячее изостатическое прессование деталей осуществляют по двухступенчатому режиму. На первой ступени производят нагрев деталей в газостате в среде аргона от комнатной температуры до 1110-1150°С и выдержку деталей при данной температуре и давлении аргона 130-140 МПа в течение 1-2 часов. На второй ступени производят дальнейший нагрев деталей до температуры их закалки, увеличение давления аргона до 150-160 МПа и выдержку деталей в течение 1,5-3 часов с последующим их охлаждением в газостате. В результате чего обеспечивается уменьшение размера остаточных пор деталей или полное их устранение без существенного увеличения времени выдержки и давления аргона. 2 табл.

Формула изобретения

Способ восстановительного ремонта деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных никелевых сплавов, включающий удаление старого защитного покрытия деталей, обработку последних горячим изостатическим прессованием, их термическую обработку и нанесение на них нового защитного покрытия, отличающийся тем, что горячее изостатическое прессование деталей осуществляют по двухступенчатому режиму, на первой ступени производят нагрев деталей в газостате в среде аргона от комнатной температуры до 1110-1150°С и выдержку деталей при данной температуре и давлении аргона 130-140 МПа в течение 1-2 ч, на второй ступени производят дальнейший нагрев деталей до температуры их закалки, увеличение давления аргона до 150-160 МПа и выдержку деталей в течение 1,5-3 ч с последующим их охлаждением в газостате.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области технологии восстановительного ремонта деталей из жаропрочных никелевых сплавов после определенного срока их эксплуатации, а именно к применению горячего изостатического прессования (ТИП) при этом ремонте.

В лопатках, дисках турбин и других деталях из жаропрочных никелевых сплавов газотурбинных авиационных двигателей и двигателей энергетических установок при эксплуатации образуются под воздействием высоких температур и напряжений нежелательные изменения структуры и повреждения их целостности.

Структурные изменения сплавов заключаются в укрупнении частиц упрочняющей способ восстановительного ремонта деталей газотурбинных двигателей   из жаропрочных никелевых сплавов, патент № 2346799 '-фазы, видоизменении и укрупнении карбидов, появлении строчечных и ячеистых карбидных выделений, обеднении твердого раствора легирующими компонентами, образовании хрупких ТПУ-фаз и т.п.

Повреждениями целостности деталей являются как наружные трещины, так и внутренние несплошности типа микропор и микронадрывов в виде клиновидных трещин, зарождение и рост которых происходит по мере развития деформации ползучести (Суперсплавы-II: Жаропрочные материалы для аэрокосмических и промышленных энергетических установок. / Под ред. Симса Ч.Т. -М. Металлургия. 1995).

Подобные изменения структуры и повреждения целостности неизбежно приведут к преждевременному разрушению деталей при дальнейшей их эксплуатации. Во избежание аварийной ситуации по истечении определенного срока эксплуатации (наработки) детали подвергают восстановительному ремонту.

Восстановление структуры деталей заключается в стандартной термической обработке, которая приводит структуру материала деталей практически к первоначальному состоянию.

Ремонт наружных повреждений деталей состоит в механической зачистке таких мест и заварке с последующей механической обработкой до требуемых размеров детали (патент US 6532656 ВА, 7 В23Р 15/00, 10.10.2001). Другим способом ликвидации наружных повреждений деталей является заполнение трещин расплавленным припоем (патент ЕР 1312437 А1, 7 В23Р 6/00, 19.11.2001).

Известны способы устранения внутренних несплошностей, образовавшихся при эксплуатации, применением механико-термической или электроимпульсной обработки деталей (Баранов Ю.П., Троицкий О.А., Авраамов Ю.С., Шляпин А.Д. Физические основы электроимпульсной и электропластической обработок и новые материалы. - М.: Институт машиноведения РАН. 2001). Механическое или электроимпульсное воздействие в сочетании с постоянным или циклическим нагревом детали ускоряет диффузионные процессы в материале, что в итоге способствует исчезновению микропор и микротрещин. Недостатком данных способов является большая длительность процесса (десятки часов), а также то, что устраняются лишь мелкие несплошности (порядка 1 мкм и менее). Кроме того, в случае возникновения в месте расположения несплошностей растягивающих напряжений возможно образование пор крупных размеров за счет передвижения и слияния мелких.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ восстановительного ремонта лопаток с наработкой из сплава ЖС6У-ВИ, принятый за прототип и состоящий из удаления старого защитного покрытия, проведения ГИП при температуре 1210°С, давлении аргона 160 МПа и выдержки на рабочем режиме 3 часа, последующей термической обработки по стандартному режиму и нанесении нового защитного покрытия (В.Булатов, Ю.Быков, А.Душкин и др. ГИП-эффективная технология восстановления турбинных лопаток. - г.Рыбинск: Газотурбинные технологии. №2. 2004. с.16-18).

Однако после применения этого режима ГИП в лопатках остаются поры со средним размером 2,7 мкм, хотя до обработки средний размер пор составлял 21,2 мкм. Одной их причин присутствия в лопатках после ГИП остаточных пор является пониженная пластичность сплава вследствие структурных изменений, происшедших в процессе длительной эксплуатации. Очевидно, что для устранения пор необходимо или значительно увеличить время выдержки и давление аргона на рабочем режиме газостатирования, или предварительно улучшить пластичность материала лопаток.

Значительное увеличение времени выдержки при газостатировании (до 10 и более часов) и давления аргона (более 200 МПа) может сделать такую обработку экономически не выгодной.

Пластичность материала лопаток возможно повысить путем предварительного нагрева перед осуществлением рабочего режима ГИП. При этом нагреве произойдет «исправление» нежелательных изменений структуры, приобретенных при эксплуатации: растворение хрупких частиц ТПУ-фаз, исчезновение строчечных и ячеистых карбидных выделений, коагуляция и уменьшение размеров способ восстановительного ремонта деталей газотурбинных двигателей   из жаропрочных никелевых сплавов, патент № 2346799 '-фазы и карбидов.

Решаемой технической задачей предлагаемого изобретения является создание способа ГИП, который обеспечивает уменьшение размера остаточных пор или полное их устранение без существенного увеличения времени выдержки и давления аргона на рабочем режиме газостатирования при восстановительном ремонте деталей с наработкой.

Для решения поставленной задачи лопатки или другие детали после длительной эксплуатации и удаления старого защитного покрытия обрабатывают ГИП по двухступенчатому режиму:

- первая ступень - нагрев деталей в газостате в среде аргона от комнатной температуры до температуры 1110-1150°С, выдержка деталей при данной температуре и давлении аргона 130-140 МПа в течение 1-2 часов,

- вторая ступень - дальнейший нагрев деталей до температуры их закалки и увеличение давления аргона до 150-160 МПа, выдержка деталей при этих значениях температуры и давления в течение 1,5-3 часов с последующим их охлаждением в газостате.

После ГИП лопатки или детали подвергают стандартной термической обработке и нанесению нового защитного покрытия.

Пример конкретного выполнения

Практическая проверка предлагаемого изобретения осуществлялась на партии лопаток из сплава ЖС6У-ВИ с наработкой 2369 часов (50 шт.) и с наработкой 4951 час (40 шт.) в процессе их эксплуатации в составе авиационных двигателей.

Одна часть этих лопаток исследовалась в исходном состоянии (без ГИП), вторая часть лопаток подвергалась обработке ГИП по режиму прототипа, а третья часть лопаток обрабатывалась ГИП по предлагаемому режиму:

- первая ступень - нагрев в газостате от комнатной температуры до температуры 1140±5°С, подъем давления аргона до 135±5 МПа, выдержка 1,5 часа;

- вторая ступень - подъем температуры до 1210±10°С и давления аргона до 160±5 МПа, выдержка 2,5 часа;

- охлаждение в газостате.

Газостатическая обработка лопаток осуществлялась в газостате марки HIRP 70/150-200-1300.

Лопатки из партии с наработкой 4951 час в исходном состоянии (без ГИП), после обработки ГИП по режиму прототипа и после обработки ГИП по предлагаемому режиму подвергались металлографическому анализу пористости. Исследования проводились под оптическим микроскопом при увеличении 200 крат на шлифах, выполненных поперек пера лопатки на одинаковом расстоянии (20 мм) от замка лопаток.

Результаты анализа пористости лопаток представлены в табл.1.

Таблица 1
Результаты металлографического анализа пористости лопаток из сплава ЖС6У-ВИ с наработкой 4953 ч
Состояние лопатокСуммарная доля пор, % Средний размер пор, мкм
Исходный (без ГИП)0,84 11,10
ГИП по режиму прототипа 0,271,68
ГИП по предлагаемому режиму 0,130.68

Лопатки с наработкой 2369 ч и 4951 ч трех состояний (исходное, после ГИП по режиму прототипа и после ГИП по предлагаемому режиму) были термически обработаны по стандартному режиму (температура 1210±10°С, выдержка 4 часа, охлаждение на воздухе) и испытаны на усталостную прочность. Испытания проводились при комнатной температуре на пьезокерамическом вибростенде по изгибной форме колебаний до появления первой трещины. База испытаний составляла 20 миллионов циклов.

Результаты усталостных испытаний лопаток приведены в табл.2.

Таблица 2
Результаты усталостных испытаний лопаток из сплава ЖС6У-ВИ с наработкой 2369 и 4951 часов
Продолжительность наработки, часСостояние лопаток Количество испытанных лопаток, штНапряжение, (способ восстановительного ремонта деталей газотурбинных двигателей   из жаропрочных никелевых сплавов, патент № 2346799 а, кгс/мм2 Число циклов N×106 Результат испытания
2369Исходное (без ГИП) 61620 Без разрушения
  518 10,1-14,3Разрушение
ГИП по418 20Без разрушения
режиму520 20Без разрушения
прототипа320 14,1-16,9Разрушение
 4 227,6-10,2Разрушение
ГИП по5 1820Без разрушения
предлагаемому7 2020 Без разрушения
режиму 52220 Без разрушения
  22215,4-17,8 Разрушение
  424 12,4-14,6Разрушение
4951Исходное6 1620Без разрушения
 (без ГИП)518 5,9-6,5Разрушение
ГИП по618 20Без разрушения
 режиму прототипа 4208,5-9,4 Разрушение
ГИП по 51820 Без разрушения
предлагаемому 620 20Без разрушения
режиму122 20Без разрушения
 422 6,4-8,1Разрушение

Данные таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что применение предлагаемого режима ГИП без увеличения времени обработки, как элемента технологии восстановительного ремонта, эксплуатировавшихся лопаток из сплава ЖС6У-ВИ по сравнению с известным режимом ГИП способствует уменьшению количества и размера остаточных пор в лопатках и увеличению усталостной прочности лопаток.

Суммарная доля пор в лопатках с наработкой 4951 ч снизилась с 0,27 до 0,13% при уменьшении среднего размера пор с 1,68 до 0,68 мкм.

Предел выносливости лопаток с наработкой 4951 ч увеличился с 18 до 20 кгс/мм. Предел выносливости лопаток в исходном состоянии (без ГИП) составляет 16 кгс/мм 2.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)

Класс C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов 

способ термической обработки монокристаллов ферромагнитного сплава fe-ni-co-al-ti с эффектом памяти формы и сверхэластичностью, ориентированных вдоль [001] направления при деформации растяжением -  патент 2524888 (10.08.2014)
способ термической обработки заготовок дисков газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля -  патент 2506340 (10.02.2014)
сверхпрочный сплав на основе никеля и детали, изготовленные из этого суперсплава -  патент 2499068 (20.11.2013)
способ получения нанокомпозита с двойным эффектом памяти формы на основе монокристаллов ферромагнитного сплава co35ni35al30 -  патент 2495947 (20.10.2013)
способ комплексной обработки высокопрочных аморфно-нанокристаллических сплавов -  патент 2492249 (10.09.2013)
способ термической обработки отливок из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов для монокристаллического литья -  патент 2485204 (20.06.2013)
способ изготовления композитного материала из сплавов на основе никелида титана -  патент 2465016 (27.10.2012)
способ получения листовых изделий из никелевых жаропрочных сплавов -  патент 2460824 (10.09.2012)
способ восстановительной термической обработки изделий из жаропрочных никелевых сплавов -  патент 2459885 (27.08.2012)
способ получения изделий из сложнолегированных жаропрочных никелевых сплавов -  патент 2457924 (10.08.2012)
Наверх