система автоматической идентификации и складирования контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных и подвижных складах

Классы МПК:B65G65/00 Погрузочно-разгрузочные работы
B61L25/04 опознавание поезда 
G01S1/02 с использованием радиоволн (радиомаяки) 
G01S5/02 с использованием радиоволн 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Завод "Автоприбор" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-10-12
публикация патента:

Изобретение относится к системам организации и обеспечения грузоперевозок железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом, включая складирование грузов преимущественно с помощью стандартных крупногабаритных грузовых контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей системы и повышение оперативности складирования контейнеров, а также обеспечение достоверности их складского учета. Система автоматической идентификации и складирования контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками на стационарных и подвижных складах, содержит установленные в диспетчерских пунктах складов вычислительные устройства удаленного и локального доступа, подъемно-транспортные механизмы, оснащенные датчиками и захватами контейнеров и считывателями радиочастотных идентификационных меток. Каждое из локальных вычислительных устройств дополнено устройством беспроводной цифровой связи по радиоканалу с дальностью действия до 2 км и радиочастотой 2,4 ГГц. Каждый из подъемно-транспортных механизмов снабжен локальным вычислительным устройством и устройством регистрации уровня позиционирования контейнера по вертикали, а каждый из захватов подъемно-транспортных механизмов укомплектован датчиками позиционирования контейнера по горизонтали и вертикали, датчиком ускорения движения захвата и локальным вычислительным устройством. Все локальные вычислительные устройства диспетчерских пунктов стационарных и подвижных складов, подъемно-транспортных механизмов и захватов взаимосвязаны и синхронизированы по беспроводным радиоканалам, осуществляющим передачу в базу данных вычислительных устройств удаленного доступа диспетчерских пунктов передачу информации о координатах позиционирования контейнеров на складах по горизонтали и вертикали через устойчиво взаимодействующую в каждый текущий момент времени произвольную последовательность связанных по радиоканалу локальных вычислительных устройств. 2 ил. система автоматической идентификации и складирования контейнеров,   оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных   и подвижных складах, патент № 2343100

система автоматической идентификации и складирования контейнеров,   оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных   и подвижных складах, патент № 2343100 система автоматической идентификации и складирования контейнеров,   оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных   и подвижных складах, патент № 2343100

Формула изобретения

Система автоматической идентификации и складирования контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных и подвижных складах, включающая установленные в диспетчерских пунктах складов вычислительные устройства удаленного и локального доступа, оснащенные датчиками и захватами контейнеров подъемно-транспортные механизмы со считывателями радиочастотных идентификационных меток, отличающаяся тем, что каждое из локальных вычислительных устройств дополнено устройством беспроводной цифровой связи по радиоканалу с дальностью действия до 2 км и радиочастотой 2,4 ГГц, каждый из подъемно-транспортных механизмов снабжен локальным вычислительным устройством и устройством регистрации уровня позиционирования контейнера по вертикали, а каждый из захватов подъемно-транспортных механизмов укомплектован датчиками позиционирования контейнера по горизонтали и вертикали, датчиком ускорения движения захвата и локальным вычислительным устройством, при этом все локальные вычислительные устройства диспетчерских пунктов стационарных и подвижных складов, подъемно-транспортных механизмов и захватов взаимосвязаны и синхронизированы по беспроводным радиоканалам, осуществляющим передачу в базу данных вычислительных устройств удаленного доступа диспетчерских пунктов информации о координатах позиционирования контейнеров на складах по горизонтали и вертикали через устойчиво взаимодействующую в каждый текущий момент времени произвольную последовательность связанных по радиоканалу локальных вычислительных устройств.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к системам организации и обеспечения грузоперевозок железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом, включая складирование грузов преимущественно с помощью стандартных крупногабаритных грузовых контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками. Информация об идентификации контейнеров может собираться в базу данных компьютеров, входящих в состав вычислительной сети, охватывающей пункты маршрута транспортировки грузов, и сохраняющих информацию о пунктах отправления и назначения контейнеров и об их месторасположении на складах.

Известны традиционные технологии организации грузоперевозок, обеспечивающие регистрацию контейнеров на диспетчерских пунктах отправления и назначения и, при необходимости, на пунктах контроля вдоль маршрута их перемещения. При этом проработаны организационные и технические решения различного уровня для автоматической регистрации перемещения транспортных средств, отслеживания грузов и создания автоматизированных складов (http://www.pcweek.ru/?ID=53443&4Print=1).

Для оперативного получения информации в реальном масштабе времени о местонахождении контейнеров и всех его перемещениях используют системы, построенные на принципах радиочастотной идентификации меток контейнеров. Основу систем составляет метод дистанционного получения данных о контейнере посредством передачи радиосигнала от RFID-метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация), расположенной на поверхности контейнера, на устройства распознавания (считывания) меток с последующей записью полученной информации в базу данных компьютеров, образующих вычислительную сеть. Такие всемирно известные компании как Wal Mart, METRO Group, Gillette, Procter & Gamble, Tesco, Benetton и др. на своем практическом опыте применения демонстрируют выгоды от использования технологии RFID в организации автоматизированного складского учета и контроля грузоперевозок (http://www.ssi-schaefer.ru/index.php?id=153).

Радиочастотная метка RFID cargo tag имеет размеры 15×15×1,2 см и разработана для крепления на гладких металлических поверхностях, таких как стенки стандартных 40-футовых контейнеров. В сочетании с основой из алюминиевого листа это обеспечивает оптимальное отражение радиосигнала. Интегрированная микрополосковая антенна используется для приема и передачи поляризованных радиосигналов в диапазоне частот от 860 до 960 МГц в широком угле направленности. Метка является универсальной и допускает монтаж на различных других поверхностях: деревянных, пластмассовых и др. (http://www.tendo.ru/RFID_cargo_tag.htm).

Известна система автоматической идентификации (САИ) объектов подвижного состава железнодорожного транспорта (локомотивов, вагонов, а также крупнотоннажных контейнеров) «Пальма» (ЮНИСКАН/GS1 Russia, www.gs1ru.org), включающая корпоративную вычислительную сеть, кодовые бортовые датчики (КБД) и оборудованные в опорных точках пункты считывания, при прохождении которых с КБД (RFID-меток) автоматически снимается информация о местонахождении контролируемого объекта (http://css-rzd.ru/zdm/07-2003/03088-1.htm).

Недостатком данной САИ «Пальма» являются ограниченные функциональные возможности системы, заключающиеся в том, что информация с RFID-метки считывается только в момент прохождения объекта мимо специально оборудованного пункта считывания информации (считывателя). Дальнейшее месторасположение объекта, например на складе, автоматически не регистрируется, что снижает достоверность и оперативность использования САИ при решении задачи складирования грузов.

Наиболее близкой к предлагаемой системе автоматической идентификации и складирования контейнеров является радиочастотная система для отслеживания и погрузки грузовых многотонных контейнеров, которая применяется в азиатских морских портах (http://www.shtrihm.ru/production/produce_526.htm1). Метки устанавливаются на днища контейнеров для сканирования считывателями, установленными на подъемных кранах. Система автоматически обеспечивает регистрацию информации в реальном времени о факте нахождения конкретного контейнера в порту, а именно, в захвате подъемного крана, с необходимостью последующей дополнительной организации учета месторасположения контейнеров на грузовой складской площадке.

Недостатком данной САИ являются ограниченные функциональные возможности системы, заключающиеся в отсутствии одновременной автоматической регистрации информации о координатах месторасположения контейнера (при позиционировании контейнеров на складе) в горизонтальной плоскости грузовой складской площадки порта или транспортного средства (палубы или трюма судна-контейнеровоза), а также в отсутствии возможности одновременной автоматической регистрации координат месторасположения контейнера по вертикали (уровня местонахождения контейнера по высоте при установке стандартных контейнеров один на другой). Данный недостаток является исключительно существенным и повышающим трудозатраты погрузочно-разгрузочных работ при организации и выполнении работ по поиску, сортировке или перестановке контейнеров на складе, что также снижает достоверность и оперативность использования САИ при решении задачи складирования грузов.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является расширение функциональных возможностей системы и повышение оперативности складирования контейнеров, а именно, одновременное с идентификацией контейнера автоматическое определение и компьютерная регистрация в базе данных его горизонтальных и вертикальных координат позиционирования на грузовых площадках стационарных (наземных) и подвижных (на транспортных средствах) складов, а также увеличение надежности каналов передачи в базу данных компьютеров вычислительной сети информации о координатах месторасположения контейнера на складской площадке и, следовательно, обеспечение достоверности их складского учета.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемой системе автоматической идентификации и складирования контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных и подвижных складах, включающей установленные в диспетчерских пунктах складов вычислительные устройства удаленного и локального доступа, оснащенные датчиками и захватами контейнеров подъемно-транспортные механизмы со считывателями радиочастотных идентификационных меток, при этом каждое из локальных вычислительных устройств дополнено устройством беспроводной цифровой связи по радиоканалу с дальностью действия до 2 км и радиочастотой 2,4 ГГц, каждый из подъемно-транспортных механизмов снабжен локальным вычислительным устройством и устройством регистрации уровня позиционирования контейнера по вертикали, а каждый из захватов подъемно-транспортных механизмов укомплектован датчиками позиционирования контейнера по горизонтали и вертикали, датчиком ускорения движения захвата и локальным вычислительным устройством, при этом все локальные вычислительные устройства диспетчерских пунктов стационарных и подвижных складов, подъемно-транспортных механизмов и захватов взаимосвязаны и синхронизированы по беспроводным радиоканалам, осуществляющим передачу в базу данных вычислительных устройств удаленного доступа диспетчерских пунктов информации о координатах позиционирования контейнеров на складах по горизонтали и вертикали через устойчиво взаимодействующую в каждый текущий момент времени произвольную последовательность связанных по радиоканалу локальных вычислительных устройств.

Предлагаемое изобретение поясняется следующими чертежами:

фиг.1 - структурно-функциональная схема размещения элементов системы автоматической идентификации и складирования контейнеров, например, в порту;

фиг.2 - структурно-функциональная схема конструкции захвата подъемно-транспортного механизма, например, подвесного типа.

На чертежах обозначено:

1 - стандартные крупногабаритные грузовые контейнеры;

2 - подвижный склад, например судно-контейнеровоз;

3 - диспетчерский пункт подвижного склада, размещенный, например, в рубке управления судном-контейнеровозом 2;

4 - вычислительные устройства удаленного доступа, например компьютеры, подключенные к глобальной информационной сети Интернет или к корпоративной информационной сети предприятия, осуществляющего контейнерные грузоперевозки и складирование грузов;

5 - вычислительное устройство локального доступа, оснащенное микроконтроллером и дополненное устройством беспроводной цифровой связи по радиоканалу с дальностью действия до 2 км и радиочастотой 2,4 ГГц (разрешенный диапазон радиочастот для свободного выхода радиоустройств в эфир);

6 - стационарный склад, например грузовая складская площадка порта;

7 - диспетчерский пункт стационарного склада 6;

8 - подъемно-транспортные механизмы, например портовые грузоподъемные краны, автопогрузчики и др.;

9 - захваты контейнеров, например, подвесного типа в составе конструкционного оснащения подъемно-транспортных механизмов 8;

10 - кабина управления подъемно-транспортным механизмом 8;

11 - устройство регистрации уровня позиционирования контейнеров 1 по вертикали, установленное в кабине управления 10 подъемно-транспортного механизма 8, причем каждое из устройств регистрации уровня 11 совмещено по взаимодействию с локальным вычислительным устройством 5 соответствующего подъемно-транспортного механизма 8;

12 - кодовый бортовой датчик (радиочастотная идентификационная RFID-метка), установленный преимущественно на верхней поверхности контейнера 1;

13 - считыватели радиочастотных идентификационных RFID-меток, причем каждый из считывателей совмещен по взаимодействию с локальным вычислительным устройством 5 соответствующего захвата 9;

14 - датчик позиционирования контейнера 1 по горизонтали, например приемник глобальной навигационной системы ГЛОНАС, GPS или GALILEO, причем каждый из датчиков позиционирования 14 совмещен по взаимодействию с локальным вычислительным устройством 5 соответствующего захвата 9;

15 - датчик позиционирования контейнера 1 по вертикали (датчик регистрации уровня местонахождения контейнера 1 по высоте на грузовой складской площадке 2 или 6 при установке стандартных контейнеров один на другой), причем каждый из датчиков позиционирования 15 совмещен по взаимодействию с локальными вычислительными устройствами 5 соответствующего захвата 9 и подъемно-транспортного механизма 8;

16 - датчик ускорения движения захвата 9.

Датчик 16 ускорения движения взаимодействует с локальным вычислительным устройством 5 соответствующего захвата 9 и вырабатывает управляющий сигнал после успокоения (установки и прекращения движения) контейнера 1 в позиции складирования и выполнения операции считывания RFID-метки данного контейнера.

Синхронизация и алгоритм взаимодействия вычислительных устройств удаленного 4 и локального 5 доступа, устройств регистрации 11, датчиков 14 и 15 позиционирования контейнеров 1 по горизонтали и по вертикали, датчиков ускорения движения 16, считывателей 13 и КБД 12 осуществляется специализированным программным обеспечением компьютеров, входящих в состав предлагаемой системы автоматической идентификации и складирования (а именно, вычислительных устройств удаленного доступа 4), и микроконтроллеров в составе вычислительных устройств локального доступа 5.

Функционирует предлагаемая система автоматической идентификации и складирования контейнеров, оснащенных радиочастотными идентификационными метками, на стационарных и подвижных складах следующим образом.

В соответствии с разработанным алгоритмом управления (программным обеспечением) после активизации (включения) предлагаемой системы автоматической идентификации и складирования происходит синхронизация работы и устанавливается устойчивое взаимодействие всех локальных вычислительных устройств 5 системы, находящихся на взаимном расстоянии менее 2 км, по беспроводным каналам радиосвязи на частоте 2,4 ГГц.

Перед подъемом контейнера 1 подъемно-транспортным механизмом 8 считыватель 13 захвата 9 идентифицирует КБД 12 (RFID-метку) данного контейнера 1.

При установке контейнера 1 на грузовой площадке стационарного 6 или подвижного 2 складов датчик 16 ускорения движения после успокоения (прекращения движения) контейнера 1 в позиции складирования вырабатывает управляющий сигнал воздействия, поступающий на вход соответствующего локального вычислительного устройства 5 захвата 9, в результате чего происходит повторная идентификация контейнера 1 с помощью считывателя 13, управляющий сигнал с выхода которого, в свою очередь, позволяет локальному вычислительному устройству 5 захвата 9 осуществить:

- определение координат контейнера 1 по горизонтали с помощью датчика позиционирования 14 соответствующего захвата 9;

- определение координат контейнера 1 по вертикали с помощью датчика 15 позиционирования контейнера 1 по вертикали и устройства регистрации уровня позиционирования 11;

- передачу координат позиционирования данного контейнера на складской площадке по горизонтали и вертикали по беспроводному каналу радиосвязи устойчиво взаимодействующих локальных вычислительных устройств 5 (находящихся на взаимном расстоянии менее 2 км) в базу данных вычислительных устройств (компьютеров) удаленного доступа 4 диспетчерских пунктов 3 и 7.

Если в захвате 9 отсутствует контейнер 1, то в соответствии с алгоритмом взаимодействия (программным обеспечением) вычислительных устройств предлагаемой системы считыватель 13 (ввиду отсутствия вблизи RFID-метки) не вырабатывает управляющий сигнал для включения устройств определения координат захвата и передачи информации по каналам связи в базу данных компьютеров.

Учитывая величину реального перемещения подъемно-транспортных механизмов 8 (оснащенных локальными вычислительными устройствами 5) по территории грузовых складских площадок, а также равномерность их месторасположения по территории складов, дальность действия устройств радиосвязи до 2 км (в составе каждого из локальных вычислительных устройств 5) является достаточной для формирования в каждый текущий момент времени устойчиво взаимодействующей и функционирующей сети локальных вычислительных устройств, осуществляющих получение и передачу информации о координатах складируемых контейнеров в базу данных компьютеров (вычислительных устройств удаленного доступа 4) диспетчерских пунктов стационарных и подвижных складов.

Таким образом, реализация изобретения позволяет решить все поставленные задачи.

Класс B65G65/00 Погрузочно-разгрузочные работы

перегружатель модульный -  патент 2524807 (10.08.2014)
устройство для равномерного заполнения сыпучим материалом вертикальных емкостей -  патент 2520580 (27.06.2014)
механизм и способ определения интенсивности разгрузочной транспортировки транспортно-отвального моста -  патент 2518925 (10.06.2014)
способ заполнения больших транспортных контейнеров высокочистыми гранулятами пластмасс -  патент 2517058 (27.05.2014)
делитель потока сыпучего материала -  патент 2516873 (20.05.2014)
конвейерное устройство -  патент 2509704 (20.03.2014)
устройство для укладки и забора материала -  патент 2499757 (27.11.2013)
способ усреднения сыпучего материала -  патент 2497740 (10.11.2013)
передвижной спирально-винтовой питатель -  патент 2489340 (10.08.2013)
способ перегрузки и усреднения руды на складах при циклично-поточной технологии открытых горных работ -  патент 2489339 (10.08.2013)

Класс B61L25/04 опознавание поезда 

устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и локомотивным устройством безопасности -  патент 2521880 (10.07.2014)
централизованная система информирования пассажиров -  патент 2513876 (20.04.2014)
автоматический идентификатор номера вагона -  патент 2508216 (27.02.2014)
комплексное устройство контроля безопасности движения поезда -  патент 2475397 (20.02.2013)
безопасный локомотивный объединенный комплекс -  патент 2475396 (20.02.2013)
безопасный локомотивный объединенный комплекс -  патент 2474507 (10.02.2013)
блок связи аппаратуры системы безопасности с многофункциональной поездной шиной mvb (блок шлюз-can-mvb) -  патент 2467904 (27.11.2012)
система распознавания конфигурации железнодорожного состава и устройство распознавания конфигурации железнодорожного состава -  патент 2445223 (20.03.2012)
устройство контроля за управлением поезда и бдительностью машиниста -  патент 2423269 (10.07.2011)
система для управления рельсовым транспортным средством и определения его позиции на рельсовом пути -  патент 2409492 (20.01.2011)

Класс G01S1/02 с использованием радиоволн (радиомаяки) 

поляризационно-фазовый способ измерения угла крена подвижного объекта и радионавигационная система для его реализации -  патент 2521435 (27.06.2014)
способ измерения угла тангажа летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2521137 (27.06.2014)
способ идентификации нефтепромыслового оборудования -  патент 2514870 (10.05.2014)
система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы -  патент 2492525 (10.09.2013)
компьютерная система управления портовым контейнерным терминалом -  патент 2435228 (27.11.2011)
устройство обнаружения людей под завалами и поиска взрывчатых и наркотических веществ -  патент 2426141 (10.08.2011)
аварийно-сигнальный радиобуй -  патент 2393972 (10.07.2010)
способ и устройство для оптимизации определения местоположения на основе gps в присутствии изменяющейся во времени ошибки частоты -  патент 2351943 (10.04.2009)
система передачи и приема информационных сообщений по радионавигационному каналу импульсно-фазовой радионавигационной системы -  патент 2318220 (27.02.2008)
способ построения сотовой навигационной системы -  патент 2303793 (27.07.2007)

Класс G01S5/02 с использованием радиоволн 

оценка местоположения пользовательского устройства в беспроводной сети -  патент 2527483 (10.09.2014)
способ определения трех компонент вектора смещений земной поверхности при разработке нефтяных и газовых месторождений -  патент 2517964 (10.06.2014)
способ распознавания и определения параметров образа объекта на радиолокационном изображении -  патент 2516000 (20.05.2014)
способ навигации летательных аппаратов -  патент 2515469 (10.05.2014)
радиолокационный фиксатор дальности с комбинированной частотной модуляцией и предельной регрессионной обработкой -  патент 2508557 (27.02.2014)
способ обнаружения зон геодинамического риска на основе данных радиолокационного зондирования земной поверхности -  патент 2506606 (10.02.2014)
разностно-энергетический способ определения координат местоположения источников радиоизлучения -  патент 2505835 (27.01.2014)
способ обнаружения радиоизлучения в ближней зоне источника -  патент 2505834 (27.01.2014)
акустооптический интерферометр -  патент 2504731 (20.01.2014)
способ повышения помехоустойчивости интегрированной системы ориентации и навигации -  патент 2498335 (10.11.2013)
Наверх