узел резьбового соединения

Классы МПК:F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ФГОУ ВПО Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-09
публикация патента:

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении и работающим в условиях сложного нагружения. Узел соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, шпильку с гайками. В первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки. Во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом. В результате повышается прочность соединения за счет существенного уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью, повышается равномерность распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении, увеличивается работоспособность узла на сдвиг. 1 ил. узел резьбового соединения, патент № 2342570

узел резьбового соединения, патент № 2342570

Формула изобретения

Узел соединения деталей машин, содержащий две соединяемые детали, шпильку с гайками, отличающийся тем, что в первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки, во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении и работающим в условиях сложного нагружения.

Известны узлы соединения деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазора [1] (стр.36 фиг.1.20).

В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстие без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых деталях калибрируют разверткой или растачивают совместно с большой точностью, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку.

Эти технологические операции весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей, изготавливаемых нередко в разных городах. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов, что существенно снижает точность регламентируемой посадки соединений и как результат снижает равномерность распределения поперечной нагрузки.

Известен еще узел соединения деталей машин, в котором в детали, к которой примыкает гайка, болт поставлен без зазора, а в другой детали болт поставлен с расчетным зазором [2].

Основным недостатком данного решения является необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, что также трудновыполнимо в узле с групповым резьбовым соединением.

Цель изобретения - повышение прочности соединения за счет существенного уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью, повышение равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом резьбовом соединении, следовательно, повышение работоспособности узла на сдвиг.

Поставленная цель достигается тем, что в первой соединяемой детали установлена без зазора разрезная коническая втулка под посадку без зазора шпильки, во второй соединяемой детали с зазором установлена цилиндрическая втулка с внутренним коническим отверстием для посадки конической части шпильки с натягом.

Изобретение поясняется чертежом.

Узел содержит детали 1 и 2, шпильку 3, коническую разрезную втулку 4, цилиндрическую втулку 5, гайки 6 и 7.

В детали 1 выполнено цилиндрическое отверстие с диаметром d1, в котором устанавливается с зазором цилиндрическая втулка диаметром d4 с внутренним коническим отверстием, диаметрами d 2 и d5 для посадки конической части шпильки 3 диаметрами d3 и d 5 с натягом.

В детали 2 выполнено коническое отверстие с диаметрами d6 и d8 , в котором установлена коническая разрезная втулка 4 с диаметрами d7 и d8 под посадку шпильки 3 с натягом на участке l7.

Со стороны гайки 7 при сборке соединения шпилька 3 свободно проходит через отверстие d6 детали 1 и входит с зазором в отверстие разрезной конической втулки 4. Затем устанавливается цилиндрическая втулка 5 и производится предварительный затяг гайкой 7, обеспечивающий натяг в соединении цилиндрическая втулка-шпилька. Далее производится затяг гайки 6 на заданное усилие, обеспечивающее натяг в соединении разрезная втулка-шпилька за счет выбора зазора разрезного конуса.

При работе группового резьбового соединения под действием поперечных нагрузок все крепежные детали деформируются как стержни с двумя защемленными краями. Защемление шпильки в сечении, совпадающее с опорной поверхностью гайки 7, обеспечивается за счет создания натяга в паре цилиндрическая втулка-шпилька, а в деталь 2 защемление болта обеспечивается за счет посадки без зазора в разрезной втулке 4, защемляемой в этой детали за счет затяга гайки. В результате образуется жесткий узел: деталь 2 - втулка 4 - деталь 1 - втулка 5, перемещающийся при нагружении соединения как одно твердое тело.

В результате всего этого существенно повышается равномерность загрузки всех болтов группового резьбового соединения, воспринимающего срезающее усилие, а также повышается общая несущая способность соединения.

Использование предлагаемого узла соединения особенно эффективно в дорогостоящих силовых машинах, передающих значительные нагрузки.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Иванов М.Н., Финагенов В.А. Детали машин. М.: «Высшая школа», 2002 г., с.407.

2. Патент №2169876. Москва, 27.06.2001 (прототип). Авторы: Бугов X.У., Егожев А.М., Семенов Л.Х. и др.

Класс F16B5/02 крепежными резьбовыми элементами

легкосъемное беззазорное крепежное соединение фланцев -  патент 2519996 (20.06.2014)
устройство для прикрепления первой детали ко второй детали, которая сама по себе прикреплена к третьей детали, узел из трех деталей, в частности, автомобиля -  патент 2508479 (27.02.2014)
способ выполнения болтовых соединений с радиальным натягом -  патент 2502896 (27.12.2013)
устройство для создания гарантированного натяга в разъемном резьбовом соединении деталей -  патент 2501988 (20.12.2013)
болтовое соединение тонкого листа с толстым -  патент 2501987 (20.12.2013)
семейство устройств крепления с переменной конусностью -  патент 2494290 (27.09.2013)
крепежная сборно-разборная стойка -  патент 2485361 (20.06.2013)
сборная конструкция строительной панели для улучшения сопротивления конструкции термическому расширению и способ ее изготовления -  патент 2478530 (10.04.2013)
способ затяжки высоконагруженного резьбового соединения -  патент 2475651 (20.02.2013)
болтовое соединение вращающихся деталей -  патент 2472981 (20.01.2013)
Наверх