способ получения высокооктановых моторных топлив

Классы МПК:C10G69/04 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга в отсутствие водорода
C01B39/24 типа Y
B01J29/40 типа пентасила, например ZSM-5, ZSM-8 или ZSM-11, приведенные в патентных документах USA 3702886; GBA 1334243 и USA 3709979 соответственно
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ООО "Компания КАТАХИМ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-20
публикация патента:

Предлагается способ получения высокооктановых моторных топлив путем крекинга тяжелого нефтяного сырья в присутствии цеолитсодержащих катализаторов при условии, что сырье подвергают гидроподготовке с получением трех фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С с направлением на крекинг фракции выше 360°С и получением после крекинга трех фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С, при этом фракции нк-180°С и 180-360°С, полученные после гидроподготовки и крекинга, объединяют с получением компонентов товарных продуктов, не менее 10% самой тяжелой фракции крекинга направляют в сырье для гидроподготовки, при крекинге используют катализатор, содержащий цеолит, выбранный из группы, типа цеолит Y, цеолит Y, модифицированный редкоземельными элементами (РЗЭ), либо цеолиты Y и ZSM-5 в соотношении от 2:1 до 10:1, либо систему катализаторов из содержащего цеолит типа Y и содержащего цеолит типа ZSM-5 в катион-декатионированной форме, в соотношении от 2:1 до 10:1 в пересчете на цеолиты, при условии различия катализаторов по прочности и насыпной плотности не более 10 отн.%. Данный способ позволяет повысить октановое число бензина при минимальном снижении выхода бензина и легкого газойля каталитического крекинга, а также снизить содержание серы в продуктах. 1 з.п. ф-лы, 5 табл.

Формула изобретения

1. Способ получения высокооктановых моторных топлив путем крекинга тяжелого нефтяного сырья в присутствии цеолитсодержащих катализаторов, отличающийся тем, что сырье подвергают гидроподготовке с получением трех фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С с направлением на крекинг фракции выше 360°С и получением после крекинга трех фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С, при этом фракции нк-180°С и 180-360°С, полученные после гидроподготовки и крекинга объединяют с получением компонентов товарных продуктов, не менее 10% самой тяжелой фракции крекинга направляют в сырье для гидроподготовки, при крекинге используют катализатор, содержащий цеолит, выбранный из группы, типа цеолит Y, цеолит Y, модифицированный редкоземельными элементами (РЗЭ), либо цеолиты Y и ZSM-5 в соотношении от 2:1 до 10:1, либо систему катализаторов из содержащего цеолит типа Y и содержащего цеолит типа ZSM-5 в катион-декатионированной форме, в соотношении от 2:1 до 10:1 в пересчете на цеолиты, при условии различия катализаторов по прочности и насыпной плотности не более 10% отн.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроподготовку сырья проводят в среде водорода при повышенных температуре и давлении на алюмоникель(кобальт) молибденовом катализаторе, приготовленном с использованием смеси порошков гидроксида и/или оксида алюминия с добавлением кислот до рН 1-5, при этом в качестве порошков гидроксида алюминия используют порошки псевдобемита и/или продукта термохимической активации гиббсита, а в качестве порошков оксида алюминия - порошки способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с размером частиц до 50 мкм предпочтительно не менее 75 мас.%, а к цеолитсодержащим катализаторам крекинга добавляют твердофазный модификатор, содержащий оксид цинка в количестве от 20 до 90%, введенный предпочтительно в носитель алюмооксидный или алюмосиликатный.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к получению моторных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения высокооктановых низкосернистых бензинов.

Известен способ получения моторных топлив путем крекинга нефтяных фракций в присутствии шарикового редкоземельного алюмосиликатного цеолитсодержащего катализатора (ЦСК), содержащего 5-20 мас.% цеолита Y с мольным отношением оксид кремния/оксид алюминия 4,5-9,5 и 80-95 мас.% алюмосиликатной основы, состоящей из аморфного алюмосиликата и глины [пат. РФ №2252242, кл. МПК С10G 11/05, 2004 г.]. По данному способу выход бензина из вакуумного газойля достигает 39-46 мас.%, а выход легкого газойля - компонент дизельного топлива. - 30,2-31,7 мас.%. Недостатком известного способа является низкое октановое число получаемого бензина - не более 80-86 единиц ИМ, а также повышенное содержание смол.

Известен способ каталитического крекинга углеводородов в присутствии шарикового ЦСК, в котором, кроме цеолита типа Y, присутствует 5-10 мас.% цеолита типа ZSM-5 [пат. США №3753403, кл. МПК С10G 13/02, 1973 г.]. По данному способу получают бензин с октановым числом до 91,5 единиц ИМ по сравнению с 87,5 ед. на катализаторе без второго цеолита. Получают повышенное количество пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракции жирного газа, которые направляются на последующую переработку путем алкилирования. Полученный алкилат смешивают с бензином кат. крекинга и получают товарный бензин с октановым числом 92,7 по сравнению с базовым вариантом 89,8 ИМ.

Однако, выход бензина каталитического крекинга на бицеолитном катализаторе получается ниже, чем на моноцеолитном катализаторе сравнения - 35-42 мас.% по сравнению с базовыми 38,5-48,3 мас.%, соответственно.

Известен способ повышения октанового числа бензина и улучшения выхода продуктов в процессе каталитического крекинга флюид (ККФ) [Пат. США №4309279 (1979 г.), №4368114 (1983 г.) и №4416765 (1983 г.) кл. МПК С10G 11/05], в котором использована механическая смесь катализатора с цеолитом типа Y и катализатора с цеолитами ZSM-5, 11, 22, 23, 35, 38 в соотношении от 1:400 до 1:15 в расчете на цеолиты. Аддитив содержит 25 мас.% высоко кремнеземного цеолита в матрице состава: 69,75 мас.% SiO2, 5,25 мас.% Al2О3, 25 мас.% каолиновой глины. Силикатный модуль цеолита ZSM-5 равен 63,4. Рост октанового числа бензина крекинга составляет 3 и более единицы ИМ. Недостатком способа является абсолютное снижение выхода бензина каталитического крекинга при всех возможных параметрах процесса, а также высокое содержание серы в продуктах.

Наиболее близок по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому техническому решению способ получения высокооктановых топлив путем каталитического крекинга тяжелых углеводородов на многокомпонентных каталитических системах в флюидизированном или движущемся слое [пат. США №5055437, кл. МПК B01J 29/06, 29/08, 1991 г.]. В процессе крекинга тяжелого сырья используют механическую смесь двух и более катализаторов; основного катализатора и катализаторов-модификаторов. Основной катализатор содержит по меньшей мере один компонент с эквивалентным размером пор способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 7А, а катализаторы-модификаторы - цеолит с крекинг-изомеризующей активностью по отношению к парафинам, а также цеолит с ароматизирующей активностью по отношению к парафинам и крупнопористые цеолиты: способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 , L, Y, деалюминированный Y, РЗЭ Y, ультрастабильный Y и ультрагидрофобный Y, а также алюмофосфаты и интеркалированные глины. Первый дополнительный катализатор содержит цеолит, выбранный из группы ZSM-5, 11, 22, 23, 35 и 57 в водородной форме. Второй дополнительный катализатор содержит 0,5-1,0 мас.% галлий замещенный цеолит ZSM-5. Октановое число бензина увеличивается с 92,6 до 94,0 ед. ИМ. Недостатками известного способа является снижение выхода бензина каталитического крекинга и высокое содержание серы в продуктах.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение октанового числа бензина при минимальном снижении выхода бензина и легкого газойля каталитического крекинга, а также снижение содержания серы в продуктах.

Поставленная задача решается предлагаемым способом получения высокооктановых низкосернистых моторных топлив путем крекинга тяжелого нефтяного сырья в присутствии цеолитсодержащих катализаторов, при условии, что сырье подвергают гидроподготовке с получением фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С с направлением на крекинг фракции выше 360°С и получением после крекинга фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С, при этом фракции нк-180°С и 180-360°С, полученные после гидроподготовки и крекинга объединяют с получением компонентов товарных продуктов, не менее 10% самой тяжелой фракции крекинга направляют в сырье для гидроподготовки, при крекинге используют катализатор, содержащий цеолит, выбранный из группы: типа цеолит Y, цеолит Y, модифицированный редкоземельными элементами (РЗЭ), либо цеолиты Y и ZSM-5 в соотношении от 2:1 до 10:1, либо систему катализаторов из содержащего цеолит типа Y и содержащего цеолит типа ZSM-5 в катион-декатионированной форме, в соотношении от 2:1 до 10:1 в пересчете на цеолиты, при условии различия катализаторов по прочности и насыпной плотности не более 10 отн.%, гидроподготовку сырья проводят в среде водорода при повышенных температуре и давлении на алюмоникель(кобальт) молибденовом катализаторе, приготовленном с использованием смеси порошков гидроксида и/или оксида алюминия с добавлением кислот до рН 1-5; при этом в качестве порошков гидроксида алюминия используют порошки псевдобемита и/или продукта термохимической активации гиббсита, а в качестве порошков оксида алюминия - порошки способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с размером частиц до 50 мкм предпочтительно не менее 75 мас.%, а к цеолитсодержащим катализаторам крекинга добавляют твердофазный модификатор, содержащий оксид цинка в количестве от 20 до 90%, введенный предпочтительно в носитель алюмооксидный или алюмосиликатный.

Предлагаемый способ получения высокооктановых моторных топлив путем крекинга тяжелого нефтяного сырья отличается тем, что процесс крекинга проводят на шариковом цеолитсодержащем катализаторе (ЦСК), содержащем цеолит типа Y, либо цеолиты типа Y и ZSM-5 в соотношении от 2:1 до 10:1, либо на системе катализаторов из содержащих цеолит типа Y и цеолит типа ZSM-5 в катион-декатионированной форме, в соотношении от 2:1 до 10:1 в пересчете на цеолиты, при условии различия катализаторов по фракционному составу, прочности, насыпной плотности не более 10% отн., при этом к катализатору или к системе катализаторов добавляют твердофазный модификатор, содержащий оксид цинка в количестве от 20 до 90 мас.%, введенный предпочтительно в носитель алюмооксидный или алюмосиликатный, а в сырье процесса вовлекают не менее 10 мас.% тяжелого остатка процесса.

Отличительной чертой предлагаемого способа крекинга тяжелого нефтяного сырья с целью получения высокооктановых низкосернистых моторных топлив без снижения их выхода является также гидроподготовка сырья с получением фракций: нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С, путем обработки в среде водорода при повышенных температуре и давлении на алюмоникель(кобальт)молибденовом катализаторе, приготовленном с использованием смеси порошков гидроксида и/или оксида алюминия с добавлением кислот до рН 1-5; при этом в качестве порошков гидроксида алюминия используют порошки псевдобемита и/или продукта термохимической активации гиббсита, а в качестве порошков оксида алюминия - порошки способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с размером частиц до 50 мкм предпочтительно не менее 75 мас.%.

Состав и способ подготовки сырья, в том числе способ приготовления катализатора гидропроцесса, выбор состава катализатора или каталитической системы с использованием различных цеолитов и цинксодержащих модификаторов для процесса крекинга позволяют получать бензины крекинга с октановым числом 88-94 ИМ и пониженным содержанием серы без снижения их выхода. Таким образом, предлагаемое техническое решение обладает признаком «существенные отличия».

Применение совокупности предлагаемых приемов для получения высокооктановых малосернистых моторных топлив не известно, т.е. предлагаемое техническое решение обладает признаком «новизна».

Предлагаемое техническое решение реализуется следующим образом.

На катализаторе, содержащем оксиды никеля и/или кобальта и оксид молибдена, приготовленном с использованием смеси порошков псевдобемита и/или продукта термохимической активации гиббсита и порошка способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с размером частиц до 50 мкм предпочтительно не менее 75 мас.%, с добавлением кислот до рН 1-5; проводят гидроподготовку вакуумного газойля (интервал выкипания 360-550°С, содержание общей серы 2,87 мас.%) при температуре 360-380°С под давлением 40-50 ати при соотношении водород: сырье 350-500 нм33, объемной скорости подачи сырья 1,2-1,8 ч-1. Получают продукт, выкипающий в пределах 150-527°С, с содержанием остаточной серы 0,3-0,5 мас.%. Продукт гидроподготовки вакуумного газойля разгоняют на фракции: нк- 180°С, 180-360°С, выше 360°С. Тяжелую фракцию (выше 360°С) этого продукта направляют на крекинг, который осуществляют

или а) на ЦСК, содержащем 8-12 мас.% цеолита типа Y с силикатным модулем 4,8-12;

или б) на ЦСК, содержащем 8-12 мас.% цеолита типа Y с силикатным модулем 4,8-12 и 1,0-6,0 мас.% цеолита типа ZSM-5 с силикатным модулем 27-70 с насыпной плотностью 0,7-0,9 кг/дм3, прочностью по методу Прокат 900-1000, диаметром шариков 3-6 мм при температуре 430-495°С, объемной скорости 1,2-1,8 ч-1 ;

или в) на смеси катализаторов, содержащих 8-12 мас.% цеолита типа Y с силикатным модулем 4,8-12 и 5-10 мас.% цеолита типа ZSM-5 с силикатным модулем 27-70 в пересчете на цеолиты в соотношении от 2:1 до 10:1, отличающихся по прочности и насыпной плотности на 5-10 отн.%;

или г) на катализаторе по п.а), или по п.б), или на смеси катализаторов по п.в) с добавлением цинксодержащего модификатора в количестве 1-10 мас.% в пересчете на оксид цинка.

Получают продукт, выкипающий в пределах 85-498°С, с содержанием серы 0,2-0,5 мас.% по вариантам «а», «б», «в» или 0,1-0,4 мас.% по варианту «г». Продукт крекинга разгоняют на фракции нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С. Часть тяжелого остатка процесса крекинга (выше 360°С) в количестве не менее 10 мас.% добавляют в сырье крекинга. Далее осуществляют процесс по вышеописанной схеме. Фракции нк-180°С, выделенные из продукта гидроподготовки и продукта крекинга, анализируют на содержание серы, определяют их октановое число ИМ.

Ниже приведены примеры реализации предлагаемого технического решения, которыми оно иллюстрируется, но не исчерпывается.

Пример I. Приготовление катализатора гидроподготовки вакуумного газойля.

Сырье:

- порошок псевдобемита способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -AlOOH (потери при прокаливании ППП=25 мас.%),

- порошок продукта термохимической активации гиббсита, ПТХА, (аморфизованный тригидрат оксида алюминия с ППП 29 мас.%),

- порошок оксида алюминия способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с регулируемым содержанием частиц размером менее 50 мкм,

- водорастворимые соли никеля или кобальта (азотнокислые) Ni(NO 3)2·6H2 O, Со(NO3)2·6Н 2O,

- аммоний молибденовокислый, АМК, [(NH 4)6 Мо7O 24·4Н2O],

- кислота азотная HNO3 (58%-ная),

- кислота ортофосфорная Н3PO4,

- перекись водорода Н2O2 (25%-ная).

Замес, формование.

На основе солей молибдена и никеля с использованием ортофосфорной кислоты и перекиси водорода готовят водорастворимый никель(кобальт)молибденфосфатный комплекс внесением в водный раствор пероксимолибдофосфата [Р2 Мо5O23-х(O 2)х], где х=1 или 2, нитрата кобальта или никеля Ni(Co):Mo:P=(0,8-1,8):(1,1-2,5):1.

В месильную машину загружают 82 кг порошка способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с размером частиц до 50 мкм 81 мас.%, 5 кг порошка способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -AlOOH, 3 кг порошка ПТХА, перемешивают с постепенным добавлением азотной кислоты до рН смеси 2,5, вводят 83,8 л никельмолибденфосфатного комплекса (НМФК) из расчета 4% NiO и 15% МоО3 в катализаторе, перемешивают до однородного состояния формовочной массы и при ППП=38,7 мас.% экструдируют через фильеру с отверстиями диаметром 4 мм, экструдаты подсушивают на воздухе до изменения цвета, сушат при температуре 120°С в течение 2-х часов и прокаливают при температуре 530°С в течение 8 часов.

Полученный катализатор анализируют на содержание NiO и МоО 3, определяют насыпную плотность, прочность и активность в процессе гидроподготовки вакуумного газойля.

В табл.1 приведены примеры приготовления катализаторов гидроподготовки вакуумного газойля по предлагаемому техническому решению.

Пример II. Испытания катализаторов по примеру I в процессе гидроподготовки вакуумного газойля.

Сырье - вакуумный газойль с пределами выкипания 360-550°С, содержащий 2,87 мас.% серы. Температура 360°С, давление водорода 40ати, соотношение водород: сырье 500нм3 3, объемная скорость подачи сырья 1,2 ч -1.

Показателями качества катализаторов гидроподготовки вакуумного газойля являются:

- остаточное содержание серы в продукте и во фракциях продукта нк-180°С, 180-360°С, выше 360°С,

- выход фракций нк-180°С и 180-3 60°С,

- октановое число ИМ фракции нк-180°С.

Результаты испытаний катализаторов приведены в табл.2.

Прочность катализаторов определяют по нагрузке на нож при раскалывании гранул и выражают величиной индекса прочности в кг/мм диаметра.

Результаты испытаний катализаторов показали, что на их основе в процессе гидроподготовки вакуумного газойля можно получить до 22 мас.% светлых фракций, в том числе до 3,8 мас.% бензиновой фракции с октановым числом ИМ до 78,3.

Легкие фракции могут отгоняться и направляться в парк товарных продуктов. Остаток (фр.>360°С) после отгона светлых с содержанием серы до 0,3816 мас.% является сырьем процесса крекинга.

Пример III. Катализаторы для процесса крекинга.

Катализатор крекинга, содержащий цеолит типа Y или цеолит типа ZSM-5, или цеолиты типа Y и ZSM-5 производят либо формованием шариков из смеси водных растворов и суспензий сульфата алюминия, силиката натрия, цеолитов, инертных наполнителей путем углеводородно-аммиачной формовки с последующими обработками в растворах сульфата натрия, сульфата алюминия и редкоземельных элементов и термохимической обработки, либо замешиванием порошков цеолитов с носителем и связующим типа глины, формования путем экструзии и последующим скатыванием в порошке глины. В табл.3 приведены данные по составу катализаторов крекинга в соответствии с предлагаемым техническим решением.

Пример IV. Цинксодержащий твердофазный модификатор производят пропиткой водным раствором цинковой соли (нитрат, сульфат) носителей шариковой формы (оксид алюминия, алюмосиликат аморфный с добавлением цеолита) или смешением порошка оксида или гидроксида цинка с носителем и/или связующим и формованием путем экструзии и последующего окатывания в шарики.

Пример V. Процесс крекинга и каталитические системы.

Сырье крекинга: фр>360°С процесса гидроподготовки вакуумного газойля в условиях предлагаемого технического решения и 10 мас.% и более от фр>360°С продукта крекинга (рецикл).

Условия процесса крекинга: температура 460-480°С, объемная скорость 1,4 ч-1.

Результаты испытаний катализаторов и каталитических систем по заявляемому способу крекинга приведены в табл.5.

Анализ материалов табл.1-5 показывает, что применение цеолитсодержащих катализаторов и каталитических систем, содержащих цеолиты типа Y и ZSM-5 в соотношении от 10:1 до 2:1 в пересчете на цеолиты, с добавлением твердофазного цинксодержащего модификатора, при крекинге фр>360°С, полученной при гидроподготовке вакуумного газойля на катализаторе, приготовленном с применением порошков гидроксида алюминия типа псевдобемита и/или продукта термохимической активации гиббсита и оксида алюминия способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 -Al2О3 с частицами размером не более 50 мкм предпочтительно не менее 75 мас.%, с добавлением в сырье способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 10 мас.% фракции, выкипающей выше 360°С, продукта крекинга позволяет получать низкосернистый бензин (фр. нк-180°С) с октановым числом ИМ от 88 до 94 против 86,1 на промышленном моноцеолитном катализаторе Ц-100 при увеличении выхода бензина и суммы светлых.

способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423

Пример II. Результаты испытаний катализаторов гидроподготовки вакуумного газойля, приготовленных по примеру I.

Таблица 2.
Пример №№Пример приготовления катализаторовИндекс прочности, кг/ммВыход фракции, мас.% Содержание серы, мас.% Октановое число ИМ фр. нк-180°С
нк-180°С180-360°С нк-180°С180-360°С выше 360°Спродукт
II.1I.I2,2 3.815,20,0306 0,18960,2917 0,327276,8
II.2I.22,1 3,113,90.0413 0,20790,3702 0,403377,1
II.3I.32,0 2,314,60,0384 0,19680,3541 0,330977,2
II.4I.41,7 0,215,30,0511 0,27440,5299 0,526775,4
II.5I.52,1 1,820,00,0497 0,25370,3816 0,376378,3
II.6I.61,8 0,215,10,0674 0,27010,5183 0,514874,7
II.7I.72,0 1,916,40,0385 0,18250,2818 0,266176,5
II.8промышленный катализатор РК-442 2,00,2 17,90,09100,2883 0,5100,5096 75,6

Пример III. Условия приготовления катализаторов крекинга.

Таблица 3
№№ ппЦеолит типа Y Цеолит типа ZSM-5Соотношение цеолитов в катализаторе
Исходная формасиликатный модуль мас.%Исходная форма силикатный модуль мас.%
123 456 79
Углеводородно-аммиачная формовка шариков
III. 1NaY5,2 11.5- -- 
III.2HP33Y 5,112,0- -- 
III.3NaY 5,010,0NaZSM-5 381,0 10:1
III.4 NaY4,812,0 NaZSM-5276,0 2:1
III.5 НРЗЭУ10,3 8,0HZSM-527 2,04:1
III.6 НРЗЭУ5,1 10,9HZSM-527 3,63,03:1
III.7NaY 5.010,8NaZSM-5 290,95 11,3:1
III.8 --- HZSM-53010,0 -
III.9 --- HZSM-5702,0 -
Формование путем скатывания экструдатов
III.10 НРЗЭУ5,112,0 -- - 
III.11 HY9,8 10,6-- - 

продолжение таблицы 3
12 345 678
III.12НРЗЭУ 5,110,0HZSM-5 276,6 1,5:1
III.13 HY10,310,5 HZSM-5582,1 5:1
III.14 НРЗЭУ8,89,9 HZSM-5651,3 7,5:1
III.15 HY5,69,5 HZSM-5271,0 9,5:1
III.16 НРЗЭУ12,012,8 HZSM-558 6,42:1
III.17 -- -HZSM-530 10,0-
III.18 -- -HZSM-530 5,0-

Пример IV. Приготовление цинксодержащего твердофазного модификатора.

Таблица 4
№№ п.п.НосительИсточник Zn, способ введенияСодержание ZnO, мас.% Индекс прочности, кг/мм диаметра
IV. 1Оксид Al, способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 2-5 ммнитрат, пропитка 202,5
IV.2 Алюмосиликат аморфный, способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 3-6 ммСульфат, пропитка 222,8
IV.3 Алюмосиликат, содержащий 10% цеолита Y, способ получения высокооктановых моторных топлив, патент № 2342423 3-6 ммСульфат, пропитка 282,6
IV.4 ГлинаГидроксид, смешение 703,0
IV.5ГлинаОксид, смешение 903,1

Пример V. Результаты испытаний катализаторов и каталитических систем в процессе крекинга вакуумного газойля.

Таблица 5
№№ ппКатализаторы по примеру III, (кг каждого) и соотношение цеолитов Модификатор по примеру IV, (вес, кг) фракция нк -180°СВыход фр-ии 180-360°С, мас.%
выход, мас.%содержание серы, мас.% октановое число ИМ
1 234 567
V.IIII.1 -40,90,034 86,732,1
V.2III.9- 17,00,03696,8 18,3
V.3 III.2-41,3 0,03589,432,6
V.4III.3

10:1
-41,1 0,03392,032,2
V.5III.4

2:1
-41,8 0,033795,432.7
V.6III.5

4:1
-41,7 0,03592,333,8
V.7III.6

3,03:1
-40,5 0,03893,132,6

продолжение табл.5
12 345 67
V.8 III.7IV.1 (0,05) 41.00,01686,4 32,2
  11,3:1       
V.9 III.14IV.2 (0,05) 41,60,01791,9 32,8
  7.5:1       
V.10 III.12

1,5:1
IV.3 (0,03)38,80,017 95,031,7
V.11III.13 IV.440,90,015 91,833,9
 5:1       
V.12III.15 IV.440,90,012 92,633,6
 9,5:1       
V.13III.16 IV.542,70,009 94,631,6
 2:1       
V.14III.2:III.8 IV.541,00,009 94,032,8
 2:1       

продолжение табл.5
12 345 67
V.15 III.10:III.17IV.4 41,80,014 90,132,6
  10:1       
V.16 III.1:III.8- 41.10.034692,3 32.6
  5:1       
V.17 III.11:III.9IV.3 40,00.01687,1 31,4
  10,6:1       
V.18 Промышленный Ц-100- 40,30,035 86,031,7
V.19»»»IV.4 40,50,01586,1 31,5

Класс C10G69/04 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга в отсутствие водорода

объединенный способ каталитичеcкого крекинга в псевдоожиженном слое катализатора для получения высококачественных углеводородных смесей в качестве топлива -  патент 2518119 (10.06.2014)
способ комплексной утилизации нефтесодержащих отходов случайного состава и установка для его осуществления -  патент 2505581 (27.01.2014)
способ преобразования низкосортного исходного сырья в нефтяное топливо высокого качества -  патент 2497933 (10.11.2013)
комплексный способ крекинга с псевдоожиженным катализатором для получения смесей углеводородов, обладающих высоким топливным качеством -  патент 2481388 (10.05.2013)
способ получения автомобильного бензина -  патент 2418844 (20.05.2011)
состав топлива -  патент 2414502 (20.03.2011)
способ мягкого гидрокрекинга, включающий разбавление сырья -  патент 2412976 (27.02.2011)
производство пропилена при парофазном крекинге углеводородов, в частности этана -  патент 2383522 (10.03.2010)
способ переработки нефтяного сырья -  патент 2312887 (20.12.2007)
способ получения моторных топлив -  патент 2232183 (10.07.2004)

Класс C01B39/24 типа Y

модифицированные цеолиты y с тримодальной внутрикристаллической структурой, способ их получения и их применение -  патент 2510293 (27.03.2014)
цеолит y -  патент 2487756 (20.07.2013)
способ получения олигомеров высших линейных альфа-олефинов -  патент 2483052 (27.05.2013)
способ получения гидрофобного цеолита -  патент 2481268 (10.05.2013)
катализатор, способ его получения и способ трансалкилирования бензола диэтилбензолами с его использованием -  патент 2478429 (10.04.2013)
способ получения цеолита nay -  патент 2476378 (27.02.2013)
способ получения высокомодульного фожазита без связующих веществ -  патент 2456238 (20.07.2012)
способ получения гранулированного без связующего цеолита типа nay высокой фазовой чистоты -  патент 2412903 (27.02.2011)
способ получения высококремнистого цеолита типа y -  патент 2374178 (27.11.2009)
катализатор, содержащий y-цеолит с ионами редкоземельных элементов, для крекинга углеводородов и способ его получения -  патент 2317143 (20.02.2008)

Класс B01J29/40 типа пентасила, например ZSM-5, ZSM-8 или ZSM-11, приведенные в патентных документах USA 3702886; GBA 1334243 и USA 3709979 соответственно

катализатор и способ синтеза олефинов из диметилового эфира в его присутствии -  патент 2518091 (10.06.2014)
каталитическая добавка для повышения октанового числа бензина каталитического крекинга и способ ее приготовления -  патент 2516847 (20.05.2014)
получение ароматических соединений из метана -  патент 2514915 (10.05.2014)
способ одновременного получения ароматических углеводородов и дивинила в присутствии инициатора пероксида водорода -  патент 2509759 (20.03.2014)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ переработки прямогонного бензина в высокооктановый компонент бензина с пониженным содержанием бензола -  патент 2498853 (20.11.2013)
способ одновременного получения ароматических углеводородов и дивинила -  патент 2495017 (10.10.2013)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ превращения прямогонной бензиновой фракции в высокооктановый компонент бензина с низким содержанием бензола -  патент 2493910 (27.09.2013)
гетерогенные катализаторы для получения ароматических углеводородов ряда бензола из метанола и способ переработки метанола -  патент 2477656 (20.03.2013)
способ получения синтетических авиационных топлив из углеводородов, полученных по методу фишера-тропша, и катализатор для его осуществления -  патент 2473664 (27.01.2013)
микросферический бицеолитный катализатор для повышения октанового числа бензина крекинга вакуумного газойля и способ его приготовления -  патент 2473384 (27.01.2013)
Наверх