генераторная установка автомобиля

Классы МПК:H02J7/14 схемы зарядки батарей от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, например на транспортных средствах 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):РЯЗАНСКИЙ ВОЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ имени генерала армии В.П. Дубынина (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-05-08
публикация патента:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и направлено на усовершенствование генераторной установки, используемой в качестве источника электрической энергии. Генераторная установка снабжена устройством контроля работоспособности, которое содержит два транзистора и резистор, причем база первого транзистора соединена с выводом одной фазы обмотки статора генератора, а коллектор соединен с базой второго транзистора и одним выводом резистора. Эмиттеры обоих транзисторов соединены с корпусом автомобиля, в коллекторную цепь второго транзистора включена сигнальная лампа, один из выводов которой вместе со вторым выводом резистора через выключатель подключен к аккумуляторной батарее. Технический результат заключается в повышении достоверности контроля работы генераторной установки и улучшении условий работы системы возбуждения генератора. 1 ил. генераторная установка автомобиля, патент № 2332769

генераторная установка автомобиля, патент № 2332769

Формула изобретения

Генераторная установка автомобиля, содержащая генератор переменного тока, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, включенный через выключатель между аккумуляторной батареей и обмоткой возбуждения генератора, и устройство контроля работоспособности генераторной установки, отличающаяся тем, что в схему устройства контроля работоспособности генераторной установки дополнительно введены два транзистора и резистор, причем база первого транзистора соединена с выводом одной фазы обмотки статора генератора, а коллектор соединен с базой второго транзистора и одним выводом резистора, эмиттеры обоих транзисторов соединены с корпусом автомобиля, в коллекторную цепь второго транзистора включена сигнальная лампа, один из выводов которой вместе со вторым выводом резистора через выключатель подключены к аккумуляторной батарее.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано в системе электрооборудования автомобилей в качестве источника электрической энергии.

Известна генераторная установка автомобиля (Электрооборудование автомобилей: Справочник А.В.Акимов и др. под редакцией Ю.П.Чижкова. - М.: Транспорт, 1995 г. стр.59, рис.3.19а), содержащая генератор переменного тока, регулятор напряжения и устройство контроля работоспособности генераторной установки, включающее в себя электромагнитное реле, являющееся чувствительным элементом напряжения генератора, и сигнальную лампу, служащую индикатором работоспособности генератора.

Недостатком данного устройства является то, что электромагнитное реле, обмотка которого подключается через выключатель между плюсовым выводом аккумуляторной батареи и нулевым выводом обмотки статора генератора, срабатывает при напряжении генератора порядка 7-8 вольт и гасит сигнальную лампу, что будет свидетельствовать о работоспособности генераторной установки. А на самом деле при напряжении генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи генератор в работу не вступает.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является генераторная установка (Электрооборудование автомобилей: Справочник А.В.Акимов и др. Под редакцией Ю.П.Чижкова. - М.: Транспорт, 1995 г. стр.59, рис.3.19д), в которой сигнальная лампа работоспособности генератора включена в цепь возбуждения генератора и подключается одним выводом через выключатель к плюсовому выводу аккумуляторной батареи, а другим выводом к обмотке возбуждения генератора и к катодам трех дополнительных диодов, аноды которых соединены с анодами диодов положительной шины выпрямителя генератора. В этом случае сигнальная лампа гаснет, когда напряжение генератора сравнивается с напряжением аккумуляторной батареи.

Недостатком данной генераторной установки является то, что при этом ток в обмотке возбуждения от аккумуляторной батареи уменьшается и генератор возбуждается при большей частоте вращения ротора, а перегорание лампы приводит к ухудшению условий возбуждения генератора.

Технический результат направлен на повышение объективности контроля работоспособности генераторной установки и улучшение условий возбуждения генератора.

Технический результат достигается тем, что в генераторную установку, содержащую генератор переменного тока, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, включенный через выключатель между аккумуляторной батареей и обмоткой возбуждения генератора, и устройство контроля работоспособности генераторной установки, дополнительно введены в схему устройства контроля работоспособности генераторной установки два транзистора и резистор, причем база первого транзистора соединена с выводом одной фазы обмотки статора генератора, а коллектор соединен с базой второго транзистора и одним выводом резистора, эмиттеры обоих транзисторов соединены с корпусом автомобиля, в коллекторную цепь второго транзистора включена сигнальная лампа, один из выводов которой вместе со вторым выводом резистора через выключатель подключены к аккумуляторной батарее.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемая генераторная установка отличается схемой построения устройства контроля работоспособности генераторной установки, в которую дополнительно введены два транзистора и резистор.

Введение указанных элементов позволяет исключить из схемы генераторной установки три дополнительных диода, что упрощает конструкцию генераторной установки, и исключить из цепи возбуждения сигнальную лампу, что улучшает условия возбуждения генератора. В предлагаемой схеме контроля работоспособности генераторной установки сигналом начала работы генератора является появление напряжения на диоде выпрямителя, а это возможно, когда генератор начинает отдавать ток в бортовую сеть автомобиля. Последнее обстоятельство повышает объективность контроля работоспособности генераторной установки.

На чертеже представлена схема предлагаемой генераторной установки.

Генераторная установка содержит генератор переменного тока 1, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее 2, регулятор напряжения 3, включенный через выключатель 4 между аккумуляторной батареей 2 и обмоткой возбуждения генератора 1, устройство контроля работоспособности генераторной установки 5, содержащее два транзистора 6 и 7, резистор 8 и сигнальную лампу 9. База транзистора 6 соединена с выводом одной фазы обмотки статора генератора 1, а коллектор соединен с базой транзистора 7 и одним выводом резистора 8, эмиттеры транзисторов 6 и 7 соединены с корпусом автомобиля, в коллекторную цепь транзистора 7 включена сигнальная лампа 9, один из выводов которой вместе со вторым выводом резистора 8 через выключатель 4 подключены к аккумуляторной батарее 2.

Генераторная установка работает следующим образом.

При включенном выключателе 4 подается напряжение от аккумуляторной батареи 2 на обмотку возбуждения генератора 1 через регулятор напряжения 3 и на устройство контроля работоспособности генераторной установки 5. При этом вокруг обмотки возбуждения генератора 1 создается магнитное поле, напряжение на диодах выпрямителя генератора 1 отсутствует, поэтому транзистор 6 будет закрыт, так как не будет на его базе, а транзистор 7 будет открыт, так как на его базу через резистор 8 и выключатель 4 подается напряжение от аккумуляторной батареи 2. При этом сигнальная лампа 9 будет гореть, так как по ней будет проходить ток от аккумуляторной батареи 2 через выключатель 4 и открытый транзистор 7.

При пуске двигателя начинает вращаться ротор генератора 1 и последний начинает вырабатывать напряжение. Когда напряжение генератора 1 достигает требуемого уровня, он вступает в работу, начинает заряжать аккумуляторную батарею 2 и питать приемники электрической энергии автомобиля. По диодам выпрямителя генератора 1 начинает протекать ток и на них создается напряжение. Напряжение одного из диодов отрицательной шины выпрямителя генератора 1 подается на базу транзистора 6, последний открывается, шунтируя переход база - эмиттер транзистора 7. Последний закрывается и сигнальная лампа 9 гаснет, что служит индикатором работы генераторной установки.

Таким образом, в данной генераторной установке сигнальная лампа исключена из цепи возбуждения, что улучшает условия возбуждения генератора, и гаснет, когда генератор начинает отдавать ток в бортовую сеть автомобиля, что повышает объективность контроля работоспособности генераторной установки.

Класс H02J7/14 схемы зарядки батарей от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, например на транспортных средствах 

устройство и способ компенсации мощности устройства энергопитания в транспортном средстве посредством конденсатора высокой емкости -  патент 2521589 (27.06.2014)
система зарядки -  патент 2505905 (27.01.2014)
определение продолжительности зарядки -  патент 2496207 (20.10.2013)
устройство для гашения магнитного поля при отключении обмотки возбуждения синхронной машины от источника питания -  патент 2488940 (27.07.2013)
экономичное рекуперативное зарядное устройство аккумуляторов автомобилей -  патент 2455744 (10.07.2012)
устройство управления зарядкой для транспортного средства и транспортное средство -  патент 2420849 (10.06.2011)
способ и устройство для зарядки энергоаккумулятора -  патент 2417502 (27.04.2011)
импульсный регулятор напряжения -  патент 2292628 (27.01.2007)
импульсный регулятор напряжения -  патент 2277748 (10.06.2006)
система электропитания подвижных объектов на два уровня напряжения -  патент 2261512 (27.09.2005)
Наверх