мобильная башня обслуживания (варианты)

Классы МПК:B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Гнездилов Владимир Алексеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-31
публикация патента:

Изобретения относятся к космической промышленности. Технический результат: снижение металлоемкости конструкции башни. Мобильная башня обслуживания содержит подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания. Металлоконструкция выполнена в виде единой пространственной фермы с аркой, опоры которой по крайней мере со стороны малых ворот соединены силовыми связями и имеют по крайней мере на части длины уменьшающуюся по высоте толщину. Также описан вариант башни обслуживания. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил. мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335

мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335 мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335 мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335 мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335 мобильная башня обслуживания (варианты), патент № 2332335

Формула изобретения

1. Мобильная башня обслуживания, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания, отличающаяся тем, что металлоконструкция выполнена в виде единой пространственной фермы с аркой, опоры которой по крайней мере со стороны малых ворот, соединены силовыми связями и имеют по крайней мере на части длины уменьшающуюся по высоте толщину.

2. Башня по п.1, отличающаяся тем, что подвижные площадки обслуживания попарно соединены между собой с возможностью поворота.

3. Башня по п.2, отличающаяся тем, что механизм поворота площадок состоит из силового цилиндра и рычажной передачи, образованной связанным шарнирно с силовым цилиндром рычагом, шарнирно соединенным с фермой и с передаточным звеном, которое шарнирно соединено с площадками обслуживания, при этом величина хода штока силового цилиндра выбрана из условия образования при нахождении площадок в рабочем положении ломанной линии, проходящей через шарнир, соединяющий рычаг и передаточное звено, и через шарниры, соединяющие их с фермой и площадками, с изломом, направленным вниз.

4. Мобильная башня обслуживания, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания, отличающаяся тем, что подвижные площадки обслуживания попарно соединены между собой с возможностью поворота.

5. Башня по п.4, отличающаяся тем, что механизм поворота площадок состоит из силового цилиндра и рычажной передачи, образованной связанным шарнирно с силовым цилиндром рычагом, шарнирно соединенным с фермой и с передаточным звеном, которое шарнирно соединено с площадками обслуживания, при этом величина хода штока силового цилиндра выбрана из условия образования при нахождении площадок в рабочем положении ломанной линии, проходящей через шарнир, соединяющий рычаг и передаточное звено, и через шарниры, соединяющие их с фермой и площадками, с изломом, направленным вниз.

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к космической промышленности.

Известна мобильная башня обслуживания, установленная на космодроме «Байконур», представляющая собой металлоконструкцию, образованную отдельными фермами.

Указанная башня не обеспечивает должный уровень технического обслуживания ракет перед стартом, т.к. имеет открытые площадки обслуживания.

Наиболее близкой к предлагаемым изобретениям является мобильная башня обслуживания, установленная на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Мобильная башня обслуживания содержит подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания.

Недостатком известной конструкции является ее большая масса и повышенное действие ветровой нагрузки в связи с прямоугольной формой ее элементов, и, кроме того, она является не универсальной, т.к. для сборки ракет используется дополнительная башня. Каждая из подвижных площадок имеет прямолинейное перемещение от собственного привода. Прямолинейное перемещение площадок обслуживания увеличивает габариты опоры башни.

Технический результат, на достижение которого направлены изобретения, заключается в снижении металлоемкости конструкции башни.

Указанный результат в первом изобретении достигается тем, что в мобильной башне обслуживания, содержащей подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания, металлоконструкция выполнена в виде единой пространственной фермы с аркой, опоры которой по крайней мере со стороны малых ворот соединены силовыми связями и имеют по крайней мере на части длины уменьшающуюся по высоте толщину.

Подвижные площадки обслуживания для дополнительного снижения веса попарно соединены между собой с возможностью поворота. Механизм поворота площадок состоит из силового цилиндра и рычажной передачи, образованной связанным шарнирно с силовым цилиндром рычагом, шарнирно соединенным с фермой и с передаточным звеном, который шарнирно соединен с площадками обслуживания, при этом величина хода штока силового цилиндра выбрана из условия образования при нахождении площадок в рабочем положении ломаной линии, проходящей через шарнир, соединяющий рычаг и передаточное звено, и через шарниры, соединяющие их с фермой и площадками, с изломом, направленным вниз.

Во втором изобретении технический результат достигается тем, что в мобильной башне обслуживания, содержащей подвижные опоры, несущие металлоконструкцию с подвижными и неподвижными площадками обслуживания, последние попарно соединены между собой с возможностью поворота. Механизм поворота площадок может состоять из силового цилиндра и рычажной передачи, образованной связанным шарнирно с силовым цилиндром рычагом, шарнирно соединенным с фермой и с передаточным звеном, который шарнирно соединен с площадками обслуживания, при этом величина хода штока силового цилиндра выбрана из условия образования при нахождении площадок в рабочем положении ломаной линии, проходящей через шарнир, соединяющий рычаг и передаточное звено, и через шарниры, соединяющие их с фермой и площадками, с изломом, направленным вниз.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 показан общий вид мобильной башни обслуживания; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг.3 - башня, вид сверху; 4 - башня, вид со стороны малых ворот с площадками обслуживания, находящимися в нерабочем положении; на фиг.5 - часть башни с площадками обслуживания, находящимися в рабочем положении.

В любом из вариантов мобильная башня содержит металлоконструкцию 1 в виде единой пространственной фермы с аркой 2, отражающейся на подвижные опоры 3. Ферма имеет опоры 4, которые на части 5 своей длины по высоте выполнены переменной толщины.

Подвижные площадки 6 обслуживания с каждой стороны попарно объединены в единую конструкцию, закрепленную с возможностью поворота на пространственной ферме.

Механизм поворота площадок состоит из силового цилиндра 7, шарнирно соединенного с рычагом 8, шарнирно закрепленным на ферме и шарнирно связанным с передаточным звеном 9, шарнирно соединенным с площадками обслуживания.

Особенности функционирования мобильных башен заключаются в следующем.

Металлоконструкция в виде единой пространственной фермы позволяет более рационально распределить усилия, возникающие в ее элементах, а также упростить монтаж профнастила на ее внешних сторонах.

Усиление конструкции со стороны малых ворот 10 позволяет разместить подъемное устройство верхней части ракеты в самой металлоконструкции.

Изменяемая геометрия опор позволяет уменьшить действие ветровой нагрузки на все несущие элементы башни.

Попарное объединение подвижных площадок обслуживания в одну конструкцию позволяет сделать ее поворотной от одного привода. Таким образом, обеспечивается снижение массы башни за счет исключения двух приводов. Использование поворотных площадок также позволяет снизить затраты на эксплуатацию башни, т.к. исключаются операции по снятию ограждений с площадок.

Для запирания площадок в рабочем положении и исключения их поворота при поломке системы подачи текучей среды в силовой цилиндр 7 или самого цилиндра величина хода штока силового цилиндра выбирается из условия создания мнимой ломаной линии, соединяющей шарниры 11, 12, 13 и имеющей излом, направленный вниз.

Подобное расположение элементов привода при нахождении площадок в рабочем положении исключит возможность их самопроизвольного поворота. В то же время для поворота площадок не потребуется дополнительных усилий при выведении их из рабочего положения, т.к. для поворота площадок достаточно изменить направление излома мнимой ломаной линии за счет силового цилиндра или другого аварийного силового привода, и поворот площадок произойдет автоматически за счет шарнирного закрепления площадок на ферме в зоне, максимально удаленной от центральной оси башни.

Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом

устройство для заправки топливом двигателя ракеты-носителя -  патент 2527584 (10.09.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2522669 (20.07.2014)
устройство для проверки пульта космонавта -  патент 2522632 (20.07.2014)
центр обеспечения управления системы астероидной безопасности -  патент 2518504 (10.06.2014)
способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления -  патент 2516880 (20.05.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2513322 (20.04.2014)
способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль -  патент 2509689 (20.03.2014)
грузовой макет ракетоносителя -  патент 2491211 (27.08.2013)
мобильная башня обслуживания летательных аппаратов -  патент 2483990 (10.06.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску ракеты-носителя с космической головной частью, содержащей разгонный блок и космический аппарат -  патент 2480389 (27.04.2013)
Наверх