протектор пневматической шины
Классы МПК: | B60C11/113 в котором зона возвышения протектора содержит только поперечные выступы от одного края до другого |
Автор(ы): | Стеновский Вячеслав Сергеевич (RU), Асманкин Евгений Михайлович (RU), Маловский Николай Анатольевич (RU), Медведев Валерий Евгеньевич (RU), Реймер Вадим Валерьевич (RU), Черкасов Андрей Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФГОУ ВПО "Оренбургский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-05 публикация патента:
10.08.2008 |
Изобретение относится к пневматическим шинам преимущественно для пневмоколесных транспортных средств, работающих в условиях бездорожья, на деформируемых, вязких и/или слабонесущих грунтах, обеспечивающих сцепление шин ведущих колес сельскохозяйственных тракторов с несущим основанием. Протектор пневматической шины содержит грунтозацепы, которые выполнены по форме тангенсоиды, причем расстояние между ними равно ширине самого грунтозацепа. Технический результат - обеспечение достаточной курсовой устойчивости транспортного средства на наклонной поверхности, повышение производительности, безопасности. 2 ил.
Формула изобретения
Протектор пневматической шины, содержащий грунтозацепы, отличающийся тем, что грунтозацепы выполнены по форме тангенсоиды, причем расстояние между ними равно ширине самого грунтозацепа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к пневматическим шинам преимущественно для пневмоколесных транспортных средств, работающих в условиях бездорожья, на деформируемых, вязких и/или слабонесущих грунтах, обеспечивающих сцепление шин ведущих колес сельскохозяйственных тракторов с несущим основанием.
Известна конструкция протектора пневматической шины, рисунок которой выполнен с грунтозацепами S-образной формы, отделенных друг от друга канавками [1].
Недостатками известного устройства являются недостаточное боковое сцепление с опорной поверхностью и недостаточная курсовая устойчивость транспортного средства на наклонной поверхности.
Известен протектор пневматической шины, рисунок которого выполнен с широкими грунтозацепами S-образной формы с поперечными канавками, причем грунтозацепы разделены между собой узкими канавками [2].
К причинам, препятствующим достижению указанной ниже цели при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве присутствуют ранее приведенные недостатки. Кроме того, при движении транспортного средства по грунтам со слабой несущей способностью происходит залипание канавок.
Наиболее близким по конструкции к предлагаемому изобретению является протектор, содержащий широкие S-образные грунтозацепы с поперечными канавками, которые расположены в шахматном порядке на расстоянии 0,2-0,3 ширины беговой дорожки от оси симметрии рисунка протектора и выполнены глубиной 100-80% от глубины рисунка протектора, причем грунтозацепы выполнены расширяющимися к основанию и отделены друг от друга узкими канавками [3] (прототип).
Недостатком известной конструкции является также недостаточное боковое сцепление с опорной поверхностью, при движении транспортного средства по грунтам со слабой несущей способностью происходит залипание канавок и не обеспечивается достаточная курсовая устойчивость транспортного средства на наклонной поверхности.
Задачей изобретения является обеспечение достаточной курсовой устойчивости транспортного средства на наклонной поверхности.
Технический результат достигается тем, что в известном протекторе пневматической шины, включающем широкие S-образные грунтозацепы с поперечными канавками, которые расположены в шахматном порядке на расстоянии 0,2-0,3 ширины беговой дорожки от оси симметрии рисунка протектора и выполнены глубиной 100-80% от глубины рисунка протектора, причем грунтозацепы выполнены расширяющимися к основанию и отделены друг от друга узкими канавками, согласно изобретению грунтозацепы выполнены без поперечных канавок и имеют форму тангенсоиды.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 изображен протектор пневматической шины; на фиг.2 - силы, возникающие при движении транспортного средства поперек склона при использовании заявляемого изобретения.
Протектор представляет собой чередующиеся в окружном направлении грунтозацепы 1 с канавками 2 (фиг.1). Грунтозацепы 1 выполнены без поперечных канавок и имеют форму тангенсоиды. Расстояние между грунтозацепами 1 равно ширине самого грунтозацепа. Конструкция рисунка отрабатывалась экспериментально. При этом было установлено, что значения некоторых конструктивных параметров имеют оптимум, при котором достигается наибольший эффект. Эти оптимальные и близкие им значения параметров и являются вводимыми в данную конструкцию признаками. Протектор пневматической шины работает следующим образом. При работе транспортного средства на опорной поверхности, находящейся под углом , для поддержания прямолинейной траектории движения трактористу необходимо постоянно подруливать. В месте контакта шины и опорной поверхности возникают следующие силы (фиг.2):
G - эксплуатационный вес трактора;
- угол поперечного наклона пути;
M jм - момент вращающихся частей двигателя и деталей передачи;
- составляющая центробежной силы, перпендикулярная продольной плоскости трактора;
- сила тяги на крюке направленная перпендикулярно продольной плоскости трактора;
- сила тяги на крюке направленная нормально к поверхности почвы;
Y1, Y2 - реакции почвы на ходовую часть трактора, направленные по нормали к почве;
Z1, Z2 - реакции почвы на ходовую часть трактора, направленные
параллельно почве;
D1, D 2 - реакция грунтозацепов на перемещение почвы между ними;
hкр - условная высота прицепа;
b - ширина обода колеса;
h - высота расположения центра тяжести.
За счет реакций D1, D2 трактор будет смещаться вверх по склону, что приведет к выравниванию траектории движения.
Заявляемое изобретение позволяет работать на склонах с различными углами наклона, так как грунтозацепы 1 выполнены по тангенсоиде, что позволит изменять реакции D1, D2 на необходимую величину в зависимости от угла наклона . При этом тракторист будет больше внимания уделять правильности выполнения технологического процесса, что снизит его утомляемость. Это позволит повысить производительность, безопасность, устойчивость.
Источники информации
1. Автомобильные шины. / В.Л.Бидерман, Р.Л.Гуслицер, С.П.Захаров и др. М.: Госхимиздат, 1963. - 189 с.
2. Пневматические шины. / С.М.Цекерберг, Р.К.Гордон, Ю.П.Нейенкирхгн, В.Н.Пращиктн. - М.: Химия, 1976, 33 с.
3. Пат. России RU №2219069, В60С 11/04, В60С 11/11, В60В 15/08, 2002 /прототип/.