антифрикционный сплав на основе алюминия

Классы МПК:C22C21/04 модифицированные алюминиево-кремниевые сплавы 
C22C21/14 с кремнием
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Новосибирский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-10
публикация патента:

Изобретение относится к области металлургии литейных сплавов, в частности антифрикционных сплавов на основе алюминия, преимущественно для деталей, работающих в условиях трения скольжения. Сплав содержит следующее соотношение компонентов, мас.%: кремний 4,0...7,0, медь 2,5...4,5, магний 1,9...3,0, цинк 0,3...2,5, олово 1,5...3,5, свинец 0,7...1,8, марганец 0,3...0,7, титан 0,15...0,25, цирконий 0,15...0,25, железо 0,3...0,7, алюминий остальное, при этом олово и свинец введены в сплав в виде лигатуры олово-свинец, в которой отношение свинца к олову составляет 0,47...0,51. Получен сплав, обладающий повышенными триботехническими параметрами, исключающими схватывание и задиры, и улучшенными показателями конструктивной прочности сплава. 2 табл.

Формула изобретения

Антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, цинк, олово, марганец, железо, титан и алюминий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит свинец и цирконий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Кремний4,0...7,0
Медь2,5...4,5
Магний1,9...3,0
Цинк0,3...2,5
Олово1,5...3,5
Свинец0,7...1,8
Марганец0,3... 0,7
Титан0,15...0,25
Цирконий0,15...0,25
Железо0,3...0,7
Алюминийостальное,

при этом олово и свинец введены в сплав в виде лигатуры олово-свинец, в которой соотношение свинца к олову составляет 0,47...0,51.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии литейных сплавов, в частности антифрикционных сплавов на основе алюминия, преимущественно для деталей, работающих в условиях трения скольжения.

Известен литейный сплав, например "Антифрикционный сплав" на основе алюминия по патенту РФ №2030475, содержащий олово, медь, марганец и алюминий.

Недостатком данного сплава является его высокая хрупкость, относительно высокий коэффициент трения, а также низкая стойкость к схватыванию и задирам при работе в условиях ограниченной смазки или кратковременного ее отсутствия.

Наиболее близким из аналогов по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является антифрикционный сплав для контактной вставки троллейбуса по патенту РФ №2045838. Сплав содержит медь 5,0...12,0 мас.%, магний 1,0...2,0 мас.%, марганец 0,2...2,0 мас.%, железо 0,3...1,7 мас.%, кремний 0,3...6,0 мас.%, цинк 0,1...2,0 мас.%, олово 3,0...20 мас.%, титан 0,1...0,5 мас.% и алюминий остальное. Сплав по прототипу обладает достаточно высокой износостойкостью и относительно низким коэффициентом трения.

Недостатком данного сплава являются его низкие характеристики конструктивной прочности. Сплав имеет низкие триботехнические параметры при работе в условиях ограниченной смазки или ее кратковременного отсутствия. Связано это с тем, что легкоплавкая фаза, ответственная за низкий коэффициент трения и износостойкость сплава, не образует развитой многокомпонентной эвтектики и располагается по границам зерен с образованием замкнутого контура.

Задачей предлагаемого изобретения является создание сплава, обладающего развитой многокомпонентной эвтектикой, в которой выделения легкоплавкой фазы не образуют замкнутого контура по границам зерен антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -твердого раствора, с получением технического результата в виде повышенных триботехнических параметров, исключающих схватывание и задиры, и улучшения показателей конструктивной прочности сплава.

Поставленная задача решается за счет того, что в известный сплав, содержащий медь, магний, марганец, железо, кремний, цинк, олово, титан и алюминий, дополнительно введен свинец и цирконий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь2,5...4,5
Свинец0,7...1,8
Олово1,5...3,5
Магний1,9...3,0
Кремний4,0...7,0
Цинк0,3...2,5
Марганец0,3...0,7
Титан0,15...0,25
Цирконий0,15...0,25
Железо0,3...0,7
АлюминийОстальное

Олово и свинец введены в сплав в виде двухкомпонентной композиции, в которой отношение свинца к олову составляет 0,47...0,51.

Предлагаемый сплав плавили в электропечи сопротивления САТ-01 с чугунным тиглем. В расплав алюминия вводили лигатуры алюминий-медь, алюминий-кремний, алюминий-титан, алюминий-магний и цинк. Для уменьшения отрицательного влияния железа на свойства сплава марганец вводили в виде Al-Mn-Cr лигатуры. Приготовленный расплав рафинировали гексахлорэтаном в количестве 0,1% от веса шихты. После очистки и удаления с поверхности расплава шлака вводили цирконий. Для этого сплав рафинировали гексафторцирконатом калия (К 2ZrF6) в количестве 0,25% от веса шихты при температуре Т=760...780°С.

При обработке расплава солями K2ZrF6 в микрообъемах протекают химические реакции, процессы адсорбции и флотации, вследствие чего в сплаве образуются дисперсные частицы Al3Zr и AlF3, которых при модифицировании солями многократно больше, чем содержится этих частиц при модифицировании сплава Al-Zr лигатурой.

Модифицирование цирконием носит избирательный характер с одновременным увеличением количества первичных центров кристаллизации, вследствие чего изменяется гранулометрический и стехиометрический состав выделяющихся фаз, содержащих железо и кремний. После тщательного перемешивания расплава и удаления с поверхности шлака вводили Sn-Pb лигатуру при температуре Т=710...730°С и проводили продувку сплава аргоном. После очистки поверхности сплава от шлака проводили разливку в металлический кокиль.

В прототипе легкоплавкая фаза образует замкнутый контур по границам зерен антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -твердого раствора, обладает не эффективной формой выделения, обусловленной недостаточным составом фаз. Это ведет к возникновению на границах зерен горячих кристаллизационных трещин и, следовательно, приводит к снижению характеристик конструктивной прочности и триботехнических параметров сплава.

Присутствие в предлагаемом сплаве титана и циркония, заявленные соотношения компонентов, а также введение в сплав свинца и олова в виде двухкомпонентной композиции позволили обеспечить условия, способствующие кристаллизации твердой фазы в виде многокомпонентной эвтектики, легкоплавкая составляющая которой образована Pb, Sn, Zn. Это дает возможность получить по границам антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -твердого раствора хорошо развитую, однородную по структуре эвтектику с благоприятной формой выделяющихся фаз.

Элементы, отрицательно влияющие на характеристики конструктивной прочности, трудно удаляются из сплава, а их форма и размеры в максимальной степени способствуют охрупчиванию сплава. Модифицирование предлагаемого сплава гексафторцирконатом калия (K2ZF 6) способствует изменению гранулометрической формы и стехиометрического состава выделяющихся железо-кремний содержащих фаз. Гексафторцирконат калия вводили в сплав в мелкодисперсном порошкообразном виде. Преимущество модифицирования солями K2ZF 6 заключается в том, что процесс ведут при низких температурах(Т=760...780°С), то есть перегрев сплава не требуется и позволяет получать стабильную модифицированную структуру. Легкоплавкая составляющая эвтектики за счет многокомпонентности состава не создает замкнутого контура по границам зерен и в сочетании с твердой фазой ограничивает развитие горячих кристаллизационных трещин. Все это в совокупности позволяет оптимизировать показатели конструктивной прочности сплава и его триботехнические параметры.

Наиболее эффективным легирующим элементом в составе многокомпонентной легкоплавкой фазы является свинец, но он не создает твердых растворов с алюминием и не смачивается им. В свою очередь, олово полностью смачивается жидким алюминием и хорошо взаимодействует со свинцом с образованием двухкомпонентной эвтектики. Эти свойства обеспечивают возможность введения свинца в сплав совместно с оловом, что в совокупности с вышеизложенным позволяет обеспечить достижение заданного технического результата.

Существенные признаки и заявленные соотношения, указанные в формуле изобретения, взаимосвязаны и изменение любого из них ведет к ухудшению характеристик сплава.

Содержание меди 2,5...4,5 мас.%

Медь с алюминием образует антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -фазу (CuAl2) и обеспечивает благоприятную морфологию многокомпонентной эвтектики, положительно влияет на триботехнические характеристики, способствует упрочнению и повышению несущей способности сплава, снижает температурный коэффициент линейного расширения.

Присутствие меди в количестве более 4,5 мас.% способствует возникновению горячих кристаллизационных трещин и снижает задиростойкость.

Содержание меди менее 2,5 мас.% недостаточно для эффективного легирования и снижает износостойкость.

Содержание олова 1,5...3,5 мас.% и свинца 0,7...1,8 мас.%

При обозначенном содержании олова и свинца при трении в триботехнической паре на поверхности трения образуется эффективная легкоплавкая фаза, обеспечивающая создание субмикроскопического соединения (пленки) "металлического мыла".

Содержание олова более 3,5 мас.% и свинца более 1,8 мас.% снижает предельную нагрузку и допустимое [PV], без заметного прироста задиростойкости.

Содержание олова менее 1,5 мас.% и свинца менее 0,7 мас.% значительно увеличивает возможность схватывания.

Содержание магния 1,9...3,0 мас.%

При данном содержании магния в сплаве образуется антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -твердый раствор, а также S-фазы (Al2 CuMg, Mg2Si, Mg2Al 3), что упрочняет антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 -твердый раствор, повышает коррозионную стойкость и улучшает литейные свойства сплава.

Содержание магния более 3,0 мас.% повышает температурный коэффициент линейного расширения, способствует образованию магнезиальной шпинели MgO*Al2 O3, что охрупчивает сплав.

При содержании магния менее 1,9 мас.% эффект легирования не проявляется.

Содержание кремния 4,0...7,0 мас.%

Кремний значительно снижает температурный коэффициент линейного расширения, повышает коррозионную стойкость, улучшает литейные свойства сплава.

При содержании кремния более 7,0 мас.% коэффициент упрочнения растет незначительно, при этом выделяется грубодисперсный первичный кремний, что снижает конструктивную прочность, ухудшаются триботехнические параметры и увеличивается склонность сплава к схватыванию.

Содержание менее 4,0 мас.% недостаточно для обеспечения необходимого коэффициента упрочнения, при этом снижается износостойкость, коррозионная стойкость, увеличивается температурный коэффициент линейного расширения, а это приводит к потере натяга и проворачиванию втулок в парах трения при работе с повышенными температурами.

Содержание цинка 0,3...2,5 мас.%

Цинк в заданных соотношениях не создает с алюминием интерметаллидных фаз, способствует образованию многокомпонентной легкоплавкой эвтектики, упрочняет сплав, не создавая при этом предпосылок для возникновения горячих кристаллизационных трещин.

При содержании цинка более 2,5 мас.% значительно повышается температурный коэффициент линейного расширения, а это приводит к потере натяга и проворачиванию втулок в парах трения при работе с повышенными температурами.

При содержании цинка менее 0,3 мас.% эффект легирования не проявляется.

Содержание марганца 0,3...0,7 мас.%

Марганец нейтрализует вредное влияние железа и кремния, изменяя их стехиометрический и гранулометрический состав, не влияет на температурный коэффициент линейного расширения.

При содержании марганца более 0,7 мас.% образуются крупные кристаллы железо-кремний содержащих фаз, что ухудшает триботехнические параметры и характеристики конструктивной прочности сплава.

Содержание менее 0,3 мас.% недостаточно для создания полноценных скоагулированных железосодержащих фаз.

Содержание титана и циркония 0,15...0,25 мас.%

Титан и цирконий значительно снижают температурный коэффициент линейного расширения, что способствует сохранению натяга в парах трения при работе с повышенными температурами. Введение в сплав титана и циркония в означенных соотношениях способствует измельчению структуры сплава, повышению его однородности, при этом в сплаве образуются Т-фазы F2Ti и Fe 2Zr, подавляется образование железосодержащей фазы в грубопластинчатой форме, и обеспечивает коагуляцию первичных кристаллов кремния. Эффект модифицирования сплава титаном и цирконием сохраняется при многократных переплавах.

Содержание титана и циркония свыше 0,25 мас.% влечет за собой эффект перемодифицирования, что инициирует образование грубодисперсных кристаллов железа и кремния, охрупчивает сплав, снижает триботехнические параметры.

Содержание титана и циркония менее 0,15 мас.% недостаточно для одновременного модифицирования сплава по кремнию и изменения гранулометрической формы железосодержащих фаз. Температурный коэффициент линейного расширения снижается незначительно, что уменьшает вероятность сохранения натяга в парах трения при повышенных температурах.

Содержание железа 0,3...0,7 мас.%

Железо снижает температурный коэффициент линейного расширения, связывает медь в нерастворимые интерметаллидные фазы, что снижает эффект от легирования сплава медью.

Содержание железа более 0,7 мас.% увеличивает количество грубодисперсных железосодержащих фаз, что способствует охрупчиванию сплава, увеличивает коэффициент трения, снижает показатели конструктивной прочности сплава.

Содержание железа менее 0,3 мас.% не оказывает влияние на триботехнические параметры и температурный коэффициент линейного расширения.

Для проверки заявленного технического решения были приготовлены несколько вариантов сплавов с различными соотношениями компонентов. В табл.1 представлены три варианта сплава, имеющие средние и граничные значения из предложенных соотношений. Предложенные варианты сплавов и сплав по прототипу были подвергнуты сравнительным испытаниям.

Испытания проводили на отлитых в металлический кокиль и механически обработанных образцах. Механические и триботехнические свойства предложенного сплава в сопоставлении с прототипом приведены в табл.2. Механические свойства (предел текучести, временное сопротивление разрушению, относительное удлинение) определяли на стандартной машине 2167Р-50 (ГОСТ 7855-84) в соответствии с требованиями ГОСТ 1497-84. Триботехнические испытания проводили на машине трения 2070 СМТ-1 на образцах "диск-колодка" (диск-сталь 45, закалка и низкий отпуск). Перед испытаниями проводилась приработка пар образцов в условиях картерной смазки до полной притирки поверхности колодки к диску.

Интенсивность изнашивания определяли при скорости скольжения 3,65 м/с, нагрузке 1000 Н, в условиях ограниченной (фитильной) смазки на базе 100 ч непрерывной работы. Испытания на задиростойкость проводили при скорости скольжения 0,1 м/с после однократного смазывания консистентной смазкой. В процессе испытания нагрузка на пару трения повышалась ступенчато. Выдержка под нагрузкой осуществлялась до стабилизации коэффициента трения.

Результаты испытаний, приведенные в табл.2, свидетельствуют, что предлагаемый сплав по сравнению с прототипом обладает лучшим комплексом характеристик конструктивной прочности в сочетании с триботехническими параметрами. Твердость больше на 25...225 МПа, временное сопротивление разрушению выше на 4...29 МПа, температурный коэффициент линейного расширения в 1,16...1,27 раза меньше по сравнению с прототипом. Интенсивность изнашивания предлагаемого сплава в 1,11 раза, а коэффициент трения в 1,5 раза меньше, чем у сплава-прототипа, что в совокупности позволяет считать данное техническое решение соответствующим критерию "промышленная применимость".

Таблица 1
Вариант состава сплаваСодержание компонентов (мас.%)
Cu MnMgFe SiZrZn PbSnTi Al
Прототип 8,50,60,7 0,62,5- 1,0-12 0,2Ост
Предлагаемый
1 2,50,31,9 0,34,00,15 0,30,71,5 0,15Ост
2 3,50,5 2,50,55,5 0,201,41,2 2,50,20Ост
34,5 0,73,00,7 7,00,252,5 1,83,50,25 Ост

Таблица 2
Основные показатели сплавов
Состав Сплава, №Твердость НВ, МПа Предел прочн. антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 в, МПаОтносит.удлинен. антифрикционный сплав на основе алюминия, патент № 2329321 , %Интенсивн. изнашиван мм 3/см2 за 1000 м пути трения Коэффициент трения при V=0,52 м/с со смазкой Температ. коэффиц. линейного расширения (10-6 °С-1
Предлагаемый
1 9802184,3 0,94·10-40,009 19,6
2 11022314,8 0,94·10-40,008 18,3
3 11802435,6 0,93·10-40,008 17,8
Прототип 955214 4,51,04·10-4 0,01222,9

Класс C22C21/04 модифицированные алюминиево-кремниевые сплавы 

антифрикционный сплав на основе алюминия -  патент 2504595 (20.01.2014)
комплексный модификатор для заэвтектических силуминов -  патент 2492259 (10.09.2013)
литейный сплав на основе алюминия -  патент 2490351 (20.08.2013)
способ внепечного модифицирования алюминиевых сплавов -  патент 2486269 (27.06.2013)
ультрамелкозернистые алюминиевые сплавы для электротехнических изделий и способы их получения (варианты) -  патент 2478136 (27.03.2013)
способ получения модификатора для доэвтектических алюминиево-кремниевых сплавов -  патент 2475334 (20.02.2013)
жаропрочный алюминиевый сплав -  патент 2458171 (10.08.2012)
припой для пайки алюминия и его сплавов -  патент 2441736 (10.02.2012)
литейный алюминиевый сплав-(экономнолегированный высокопрочный силумин) -  патент 2441091 (27.01.2012)
способ модифицирования доэвтектических алюминиево-кремниевых сплавов -  патент 2430176 (27.09.2011)

Класс C22C21/14 с кремнием

Наверх