способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления

Классы МПК:F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный центр двойных технологий "Союз" (ФГУП "ФЦДТ "Союз") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-26
публикация патента:

Способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядом твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления заключается в создании дополнительного источника расхода продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления. Имитирующий заряд имеет температуру продуктов сгорания, равную температуре продуктов сгорания заряда твердого ракетного топлива, а также показатель степени в законе скорости горения, удовлетворяющий условию, защищаемому настоящим изобретением. Изобретение позволяет упростить способ стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядом твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, а также снизить стоимость оборудования, необходимого для стабилизации давления. 1 ил. способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052

Формула изобретения

Способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядом твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, заключающийся в создании дополнительного источника расхода продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления, отличающийся тем, что используют имитирующий заряд с температурой продуктов сгорания, равной температуре продуктов сгорания заряда твердого ракетного топлива, и показателем степени в законе скорости горения vи удовлетворяющим условию:

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052

где S - площадь поверхности горения заряда;

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и - плотность имитирующего заряда;

Uи - скорость горения имитирующего заряда;

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и - показатель степени в законе скорости горения имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления;

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 г - плотность заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления;

Uг - скорость горения заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления;

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 г - показатель степени в законе скорости горения заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способу стабилизации давления в камере твердотопливной регулируемой двигательной установке (ТРДУ) с зарядами твердого ракетного топлива (ТРТ) с высокой чувствительностью скорости горения от давления с показателем степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0.

Для зарядов ТРТ с высокой чувствительностью скорости горения от давления с показателем степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0 в законе скорости горения U=U 1рспособ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 нет способа стабилизации давления для обеспечения устойчивой работы двигателя при постоянном проходном сечении сопла. В начале работы двигателя давление в камере сгорания либо повышается до предельного значения, при котором двигатель разрывается, либо резко понижается, в результате чего горение заряда прекращается.

В твердотопливной регулируемой двигательной установке (ТРДУ) изменение давления в камере двигателя осуществляется с помощью сложной и дорогостоящей автоматической системы регулирования проходного сечения сопла, при котором соответственно регулируется величина давления в камере ТРДУ.

При разработке ТРДУ возникают трудности, связанные с обеспечением устойчивости (стабильности) рабочего процесса. Неустойчивость в ТРДУ сопровождается колебаниями давления в камере сгорания и вибрациями элементов конструкции, которые могут вызвать повреждения двигателя и ракеты, снижение ресурса двигателя, нарушение работы чувствительной к вибрациям аппаратуры системы управления и других систем / Артамонов К. И. Термогидроакустическая устойчивость. М.: Машиностроение, 1982; Нестационарные процессы горения в ракетных двигателях. Итоги науки и техники. Авиационные и ракетные двигатели. /Под ред. А.З.Чулкова. Т.2. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1977. 199 с./.

В настоящее время известны способ и устройство стабилизации давления РДТТ с помощью автоматической системы регулирования давления в камере типа пружинного клапана и модельного двигателя для определения скорости горения ТРТ /Д.Абугов и В.Бобылев. "Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива", "Машиностроение", М., 1987, с.164-165, 169, 171; Сало Н.В., Калашников В.И., Ключников А.Н., Меркулов В.М., Милехин Ю.М. "Модельный двигатель для определения скорости горения твердого ракетного топлива". RU №2215170 С1, МПК F02K 9/96, 2003/.

Этот способ и модельный двигатель могут быть использованы для автоматической стабилизации давления в камере РДТТ с зарядами ТРТ с высокой чувствительностью скорости горения от давления с показателем способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0 в законе скорости горения U=U 1рспособ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 . Однако способ /Д.Абугов и В.Бобылев. "Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива", "Машиностроение", М., 1987, с.169/ обладает инерционностью системы стабилизации давления в камере РДТТ, связанной со статической неравномерностью регулирования и невозможностью его использования для многоступенчатого или многорежимного РДТТ, где глубина регулирования тяги достигает более 8.

За прототип изобретения выбран способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядом твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, заключающийся в создании дополнительного источника расхода продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления /Сало Н.В., Калашников В.И., Ключников А.Н., Меркулов В.М., Милехин Ю.М. "Модельный двигатель для определения скорости горения твердого ракетного топлива". RU №2215170 С1, МПК F02K 9/96, 2003, л.3, кол.2, в документе 5 л./.

В настоящее время в ТРДУ используются заряды твердого ракетного топлива, имеющие в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0 (далее по тексту - заряд твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, имеющий в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0). В предлагаемом изобретении (см. чертеж) вводится имитирующий заряд 2 твердого ракетного топлива с низкой чувствительностью скорости горения от давления, имеющий в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 менее 0,3 и служащий как дополнительный источник расхода продуктов сгорания для реализации газодинамического способа стабилизации давления, который в двигателе выполняет функцию регулятора расхода продуктов сгорания смеси топлив через фиксированное проходное сечение сопла.

Заряды твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления с показателем степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0 в ракетном двигателе твердого топлива с постоянным критическим сечением сопла горят неустойчиво, что сопровождается аномальным подъемом давления и демонтажом двигателя или падением давления и гашением заряда. Поэтому создание дополнительного источника продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения является ключом обеспечения стабильной работы модельного двигателя.

Предметом изобретения является создание газодинамического способа стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления. Сущность его заключается в создании в камере модельного ракетного двигателя твердого топлива с постоянным критическим сечением сопла условий, одинаковых с натурной ТРДУ, газодинамических параметров (давления, температуры) смеси продуктов сгорания заряда твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления и имитирующего заряда твердого ракетного топлива с низкой чувствительностью скорости горения от давления. При этом заряд твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, имеющий в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0, должен работать стабильно в широком диапазоне давлений в камере ракетного двигателя твердого топлива без аномалий путем введения в камеру ракетного двигателя твердого топлива (см. чертеж) имитирующего заряда 2, при котором реализуется газодинамический способ стабилизации давления, поскольку имитирующий заряд в двигателе выполняет функцию регулятора расхода продуктов сгорания смеси топлив через фиксированное проходное сечение сопла. Для этого необходимо ограничиться пределом суммарных значений показателя степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 менее 1,0, при котором РДТТ работает стабильно в заданном диапазоне давлений.

Известно, что скорость химических реакций в камере двигателя, по мнению академика Я.Б.Зельдовича, является мгновенной, что устраняет в системе регулирования газодинамических процессов такие факторы как инерционность и запаздывание.

В этом аспекте ограничение предела суммарных значений показателя степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 менее 1,0 при газодинамической стабилизации давления в камере двигателя является определяющим и должно удовлетворять условию:

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052

где способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 , способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и - соответственно расход продуктов сгорания и показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 в законе скорости горения имитирующего заряда твердого ракетного топлива с низкой чувствительностью скорости горения от давления;

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 , способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 г - соответственно расход продуктов сгорания и показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 в законе скорости горения основного заряда твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления.

При создании способа газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя используется наиболее простая форма заряда в виде цилиндра с каналом и внутренним конусом (см. чертеж), обеспечивающая простоту ее изготовления и эксплуатации и, кроме того, позволяющая варьировать газодинамические параметры газового потока по каналу (путем изменения количества корпусов с вклеенными зарядами) при изучении влияния того или иного физико-химического или газодинамического фактора, имеющего место в камере сгорания ТРДУ.

Внутреннее горение заряда по каналу обеспечивает минимальные количественные характеристики теплообмена при течении продуктов сгорания топлива.

Поскольку заряды твердого ракетного топлива обладают высокой чувствительностью скорости горения от давления с показателем степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 в законе горения 1,0 и более, то для регулирования расходных характеристик ТРДУ в широких пределах необходимо программное автоматическое регулирование проходного критического сечения сопла с помощью сложной системы стабилизации давления. Она обеспечивает заданные уровни давления в камере сгорания по заданной циклограмме. Однако изготовление соответствующего устройства очень дорого, из-за чего нерентабельно использовать эту систему в модельном двигателе для исследования баллистических характеристик в камере ТРДУ. Поэтому вместо нее разработан газодинамический способ стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, заключающийся в создании дополнительного источника расхода продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления, имеющего такое же значение температуры продуктов сгорания твердого ракетного топлива и с показателем степени в законе скорости горения способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и, удовлетворяющим условию:

способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052

где S - площадь поверхности горения заряда; способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и - плотность имитирующего заряда; Uи - скорость горения имитирующего заряда; способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 и - показатель степени в законе скорости горения имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления; способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 г - плотность заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления; Uг - скорость горения заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления; способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 г - показатель степени в законе скорости горения заряда с высокой чувствительностью скорости горения от давления /Сало Н.В., Шишов Н.И., Матвеев А.А. Экспериментальное исследование баллистических характеристик ТРТ в модельном двигателе с целью прогнозирования внутрибаллистических характеристик ДГР. Труды МИТ. Научно-технический сборник том 7, часть 2, М., 2005, с.76-81/.

При этом имитирующий заряд 2 с низкой чувствительностью скорости горения от давления располагался у сопловой части камеры сгорания (см. чертеж), а заряд 1 с высокой чувствительностью скорости горения от давления - в передней части (см. чертеж). Представленная компоновочная схема расположения основного заряда 1 с высокой чувствительностью скорости горения от давления у донной части модельного двигателя и имитирующего заряда 2 с низкой чувствительностью скорости горения от давления у сопловой части исключает газодинамическое воздействие продуктов сгорания имитирующего заряда на процессы горения основного заряда 1, поскольку имитирующий заряд в двигателе выполняет функцию своего рода стабилизатора расхода продуктов сгорания смеси топлив через фиксированное проходное сечение сопла.

Способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя с зарядом твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления, заключающийся в создании дополнительного источника расхода продуктов сгорания путем введения в камеру модельного двигателя имитирующего заряда с низкой чувствительностью скорости горения от давления, реализован в модельном двигателе (см. чертеж), содержащем цилиндрический корпус, вклеенный в него имитирующий заряд 2 с низкой чувствительностью скорости горения от давления, торцевые крышки, датчик давления, сопло и воспламенитель. Имитирующий заряд 2 с низкой чувствительностью скорости горения от давления выполнен из ТРТ, имеющего в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 не более 0,3, а корпус состыкован с такими же по размерам дополнительными корпусом и зарядом 1, имеющим в степенной зависимости скорости горения от давления показатель степени способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного   двигателя с зарядами твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью   скорости горения от давления, патент № 2327052 более 1,0.

Разработанный способ газодинамической стабилизации давления в камере модельного двигателя позволяет прогнозировать баллистические характеристики зарядов твердого ракетного топлива с высокой чувствительностью скорости горения от давления в камере натурной ТРДУ и является уникальным способом при разработке и использовании модельного двигателя для определения удельного импульса тяги новых твердых ракетных топлив с высокой чувствительностью скорости горения от давления, значения которых вносятся в паспорт-карточку на указанное топливо.

Класс F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ установки геометрической оси камеры жрд и компенсирующее замыкающее устройство для его реализации -  патент 2526998 (27.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
установка для испытаний высотных ракетных двигателей на твердом топливе -  патент 2514326 (27.04.2014)
стенд для высотных испытаний ракетных двигателей с тонкостенными соплами -  патент 2513063 (20.04.2014)
экспериментальный ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2506445 (10.02.2014)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2505699 (27.01.2014)
способ измерения величины зазора между раструбом и арматурой -  патент 2500914 (10.12.2013)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2494275 (27.09.2013)
Наверх