способ для предотвращения столкновения летательного аппарата с препятствием и устройство для его осуществления

Классы МПК:G08G5/04 устройства для предотвращения столкновений 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бондарев Виталий Валерьевич (RU),
Бондарев Валерий Георгиевич (RU),
Бондарев Михаил Валерьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-23
публикация патента:

Изобретение относится к прогнозированию возможности столкновения (облета) летательного аппарата (ЛА) с препятствием. Достигаемый технический результат изобретения - повышение достоверности и оперативности прогнозирования столкновения ЛА с препятствием. Сущность изобретения заключается в том, что по координатам препятствия определяют вид траектории движения препятствия (прямая, либо окружность), вычисляют кратчайшее расстояние от ЛА до аппроксимирующей траектории препятствия, что позволяет прогнозировать возможность облета или столкновения с препятствием. Устройство для осуществления способа содержит блок приемников изображений, содержащий два разнесенных идентичных объектива с приемниками изображений, вычислитель, включающий модуль анализа изображений препятствия и модуль определения вида траектории и контроля сближения, модули анализа условия столкновения в случаях движения препятствия по прямой и окружности соответственно, схему ИЛИ, которая формирует сигнал о столкновении, коммутатор сигналов формирующий сигнал tст - время до столкновения с препятствием. 2 н.п. ф-лы, 3 ил. способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Формула изобретения

1. Способ для предотвращения столкновения летательного аппарата с препятствием, заключающийся в том, что используют оптические средства для определения относительного положения препятствия, установленные на летательном аппарате, отличающийся тем, что с помощью оптических средств осуществляют обработку изображений препятствия путем определения характерного радиуса препятствия, определения координаты идентичной точки препятствия на фотоматрицах оптических средств, определения расстояния до препятствия и его координат, по которым определяют вид траектории движения препятствия в виде прямой, с проверкой критерия изогнутости, или в виде окружности, определяют кратчайшее расстояние от летательного аппарата до аппроксимирующей траектории препятствия - прямой или окружности, и проверяют условие достаточной удаленности этой траектории от летательного аппарата, при этом критерием достоверности прогнозирования возможности столкновения или облета летательного аппарата с препятствием при движении препятствия по прямой являются условия соответственно -Ro<Rо ла+R o пр или Ro>Ro ла+Ro пр и при движении препятствия по окружности соответственно - RH>R o ла+Rо пр или RH <Ro ла+Ro пр, где Ro, RH - кратчайшие расстояния от летательного аппарата до аппроксимирующей траектории препятствия соответственно при движении препятствия по прямой и при движении препятствия по окружности, Ro ла - радиус сферы, в которую вписан летательный аппарат, Ro пр - радиус сферы, в которую вписано препятствие, являющийся характерным радиусом препятствия.

2. Устройство для предотвращения столкновения летательного аппарата с препятствием, содержащее два разнесенных объектива с фотоматрицами, размещенными в фокальных плоскостях объективов, соединенные с вычислителем, включающем модуль обработки изображения препятствия, отличающееся тем, что в вычислитель дополнительно введены модуль определения вида траектории препятствия и контроля сближения, модуль анализа условий столкновения в случае движения по прямой, модуль анализа условий столкновения в случае движения по окружности, схема ИЛИ и коммутатор сигналов, при этом модуль обработки изображений препятствия своим выходом связан с входом модуля определения вида траектории препятствия и контроля сближения, модуль анализа условий столкновения в случае движения по прямой, где вычисляют значения координат местоположения препятствия относительно летательного аппарата и расстояния между ними в два момента времени, определяют расстояние от летательного аппарата до прямой, задаваемой вектором относительной скорости препятствия, и непрерывно проверяют выполнение условия столкновения или облета препятствия, своим входом связан с первым выходом модуля определения вида траектории и контроля сближения с ним, модуль анализа условий столкновения в случае движения по окружности, где вычисляют значения координат местоположения препятствия относительно летательного аппарата и расстояния между ними в три момента времени, определяют расстояние от летательного аппарата до аппроксимирующей окружности и непрерывно проверяют выполнение условия столкновения или облета препятствия, своим входом связан с вторым выходом модуля определения вида траектории и контроля сближения, схема ИЛИ, формирующая сигнал приближения столкновения, своими входами связана с логическими выходами модулей анализа условий столкновения в случаях движений по прямой и окружности L1 и L 2 соответственно, коммутатор сигналов, формирующий на своем выходе сигнал tст - время до столкновения, своими информационными входами связан с выходами модулей анализа условий столкновения в случаях движения по прямой и окружности, а своим управляющим входом связан с логическим выходом L 2 модуля анализа условий столкновения в случае движения по окружности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения расстояния от летательного аппарата до аппроксимирующей траектории препятствия в полете, служит для предотвращения столкновения с другими ЛА и птицами.

Известен способ определения расстояния между воздушными судами, реализованный в устройстве, описанном в патенте на изобретение РФ №2256195, которое служит для предотвращения столкновения воздушных судов и повышения безопасности полетов за счет определения истинного расстояния между воздушными судами с учетом высот их полета, которое определяется по формуле

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где a1, h 1, d1 - азимут, высота и наклонная дальность первого ЛА;

а2, h 2, d2 - азимут, высота и наклонная дальность второго ЛА.

Недостатком этого способа определения расстояния между воздушными судами является значительное количество оборудования, используемого для определения расстояния, что снижает надежность системы в целом при ее технической реализации, невысокая точность, обусловленная применением радиолокационных измерительных средств, а также использование расстояния между самолетами в качестве параметра, определяющего возможность столкновения. Уменьшение относительного расстояния не является однозначным признаком приближающегося столкновения, поскольку траектории ЛА и препятствия могут лежать в различных плоскостях, быть даже пересекающимися, но столкновения при этом может и не быть.

Известны устройства локации источников излучения, размещаемых на подвижных объектах, например патенты RU 2275652 С2, US 4193689, №4209254; GB 2002986 A, №1520154. Эти устройства содержат размещенные на подвижном объекте реперные источники (РИ) излучения, а на неподвижном объекте - два или более фотоприемных оптико-локационных блоков, определяющих углы-пеленги реперных источников, и блоки определения координат РИ излучения и ориентации подвижного объекта.

В указанных устройствах реализуется следующая последовательность действий:

- определяют сигналы, соответствующие положению изображения РИ в плоскости матричного фотодетектора;

- по полученным сигналам с учетом фокусного расстояния оптической схемы формирователя изображения РИ определяют углы-пеленги каждого РИ подвижного объекта;

- на основании данных углов-пеленгов с учетом известного расстояния между точками определения углов-пеленгов определяют координаты РИ.

Наиболее близким к изобретению является устройство, описанное в книге «Техническое зрение роботов» под общей редакцией д.т.н. Ю.Г.Якушенкова, - М.: Машиностроение, 1990 г., стр.168., содержащее разнесенные объективы с фотоматрицами в их фокальных плоскостях и вычислитель, содержащий модуль программной обработки изображений, обеспечивающий нахождение идентичных точек, по координатам которых находят дальность до объекта.

Недостаток этого устройства состоит в том, что измеряемая с его помощью дальность до объекта не может быть использована для решения задачи достоверного прогнозирования столкновения с препятствием.

Задачей предлагаемых способа и устройства является повышение оперативности и достоверности прогнозирования столкновения с препятствием за счет использования в качестве критерия пересечение аппроксимирующей траектории препятствия с сферой радиуса Rо ла+R о пр, где Ro ла - радиус сферы, в которую вписан ЛА, Ro пр - радиус сферы, в которую вписано препятствие, - характерный радиус препятствия.

Решение технической задачи состоит в том, что в способе для предотвращения столкновения летательного аппарата с препятствием, основанном на определении координат обоих объектов, используют оптические средства для измерения относительного положения препятствия, осуществляют обработку изображений подвижного объекта, а именно определяют характерный радиус препятствия, определяют координаты его идентичной точки на фотоматрицах, установленных на подвижном объекте, и определяют координаты и расстояние до препятствия, а затем определяют расстояние от ЛА до аппроксимирующей траектории препятствия (прямой или окружности) и проверяют условие достаточной удаленности этой траектории от ЛА, которое служит критерием для принятия решения о возможности столкновения с препятствием.

В устройстве для предотвращения столкновения летательного аппарата с препятствием, содержащем два разнесенных объектива с фотоматрицами, размещенными в фокальных плоскостях объективов, соединенные с вычислителем, включающим модуль обработки изображения препятствия, в вычислитель дополнительно введены модуль определения вида траектории препятствия и контроля сближения, два модуля анализа условий столкновения в случае движения по прямой или окружности, схема ИЛИ и коммутатор сигналов, при этом модуль обработки изображений препятствия своим выходом связан с входом модуля анализа траектории препятствия и контроля сближения, при этом модуль обработки изображения препятствия своим выходом связан с входом модуля определения вида траектории препятствия и контроля сближения, модуль анализа условий столкновения в случае движения по прямой, где вычисляют значения координат местоположения препятствия относительно летательного аппарата и расстояния между ними в два момента времени, определяют расстояние от летательного аппарата до прямой, задаваемой вектором относительной скорости препятствия и непрерывно проверяют выполнение условия столкновения (облета) препятствия, своим входом связан с первым выходом модуля определения вида траектории и контроля сближения, модуль анализа условий столкновения в случае движения по окружности, где вычисляют значения координат местоположения препятствия относительно летательного аппарата и расстояния между ними в три момента времени, определяют расстояние от летательного аппарата до аппроксимирующей окружности и непрерывно проверяют выполнение условия столкновения (облета) препятствия, своим входом связан с вторым выходом модуля определения вида траектории и контроля сближения, схема ИЛИ, формирующая сигнал ПС - приближение столкновения, своими входами связана с логическими выходами модулей анализа условий столкновения в случаях движений по прямой и окружности L1 и L2 соответственно, коммутатор сигналов, формирующий на своем выходе сигнал tст - время до столкновения, своими информационными входами связан с выходами модулей анализа условий столкновения в случаях движения по прямой и окружности, а своим управляющим входом связан с логическим выходом L2 модуля анализа условий столкновения в случае движения по окружности.

На фиг.1 показана схема размещения фотоматриц в процессе определения местоположения препятствия относительно ЛА, на фиг.2 - система координат, связанная с ЛА и аппроксимирующая окружность, на фиг.3 - структурная схема устройства для определения расстояния от летательного аппарата до аппроксимирующей траектории препятствия.

Способ реализуется следующим образом. Прямоугольная система координат OXYZ (фиг.1) связана с подвижным объектом. Начало системы координат O1Y 1Z1 совпадает с геометрическим центром фотоматрицы ФМ1 и фокусом объектива, оптический центр которого находится в точке L1. Начало системы координат O2Y2Z 2 совпадает с геометрическим центром фотоматрицы ФМ2 и фокусом объектива, оптический центр которого находится в точке L2. Идентичная точка препятствия находится в точке Р. Центры фотоматриц расположены на оси OZ и равноудалены от начала координат О.

Для определения координат точки Р выражаются векторы S1P и S 2Р, для этого используется подобие пар треугольников F 1S1O1, PS 1N и F2S2O 2, PS2N:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где Px - проекция вектора S1P либо S2P на ось OX, равная PN; F=O1F1 =O2F2 - фокусное расстояние объектива телекамеры; i, j, k - единичные орты.

Находится вектор RP

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Из треугольника PS1S 2 выражается известное расстояние между фотоматрицами В, равное модулю вектора S1S 2

SлР-Sп P=SлSп.

Подставляя выражения для векторов S1P и S 2Р в последнее равенство, определяется

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Отсюда выражается квадрат модуля вектора S 1S2

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

и вычисляется координата х вектора RP

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Остальные координаты вектора RP выражаются из соотношения (1)

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Расстояние S до препятствия вычисляется по известной формуле

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Прогнозирование возможного столкновения основано на определении уравнения аппроксимирующей траектории движения, которая может быть прямой (неуправляемое движение ЛА и препятствия) либо кривой второго порядка (управляемое движение ЛА и препятствия).

В случае управляемого движения ЛА и препятствия гипотеза о их прямолинейном относительном движении может привести к значительным ошибкам в прогнозировании координат точки столкновения. Поэтому рассматривается задача о прогнозировании столкновения в предположении, что относительное движение препятствия осуществляется по пространственной кривой второго порядка - окружности. Основой для такого выбора служит:

- при управляемом движении ЛА и препятствия гипотеза о прямолинейном относительном движении может обеспечивать удовлетворительную аппроксимацию траектории на коротком отрезке времени;

- аппроксимирующие кривые более высокого порядка требуют существенных вычислений и большего времени наблюдения, поэтому в пределах одного простейшего маневра типа пространственный разворот (с изменением высоты и курса), выполняемого с постоянной перегрузкой, наиболее целесообразной аппроксимирующей кривой является окружность.

В качестве критерия изогнутости траектории примем условие способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 >способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 0, где способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 - угол между отрезками O1O 2 и О2О3, а способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 0 - малое пороговое значение угла способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 .

Угол способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 найдем из известного выражения для скалярного произведения векторов способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 и способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 а также примем, что способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

тогда

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

При выполнении условия (5) принимаем гипотезу о движении препятствия по окружности, в противном случае - движение по прямой.

Для определения параметров относительного движения препятствия по прямой производится два измерения его координат, тогда относительная скорость находится как отношение приращений координат и времени между моментами измерений:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где Vотн - относительная скорость препятствия, tст - время до столкновения с препятствием в предположении, что скорость постоянна.

Записывается уравнение прямой, проходящей через две точки Р i и Рi+1, в которых препятствие находилось в моменты времени ti и t i+1,

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где x0, y0 , z0 - координаты точки Р i, x1, y1, z1 - координаты точки P i+1.

Записывают уравнение плоскости, перпендикулярной этой прямой, как условие перпендикулярности вектора (x 1-x0, y1 0, z1-z0), лежащего на прямой, и произвольного вектора (x, y, z), лежащего в плоскости,

х(х1-x 0)+y(y1-y0)+z(z 1-z0)=0.

Путем решения двух последних уравнений относительно x, y, z находят координаты точки пересечения прямой и плоскости, длина радиус-вектора этой точки и есть наименьшее расстояние S0 от начала координат до прямой.

Приводят уравнения к следующему виду:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Систему линейных алгебраических уравнений решают методом Крамера. Для этого записывают главный и вспомогательные определители:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Искомые координаты точки пересечения прямой и плоскости вычисляют по соотношениям:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Расстояние до прямой вычисляют по известной формуле:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Условие столкновения (облета) препятствия при прямолинейном равномерном его движении выражают в виде неравенства

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Для определения параметров относительного движения препятствия по окружности производится три измерения его координат в последовательные моменты времени (фиг.2), обозначим их (х 1, y1, z1), (x2, y2, z 2) и (х3, y3 , z3).

Система координат OXYZ связана с ЛА, его продольная ось совпадает с осью ОХ, поперечная ось - с осью OZ.

Найдем вектор rспособ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 , перпендикулярный плоскости, проходящей через эти точки, для этого запишем векторное произведение векторов, соединяющих две пары точек.

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Запишем уравнение плоскости, проходящей через известные точки, выразив для этого условие перпендикулярности произвольного вектора, лежащего в плоскости, и вектора r способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 .

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Определим координаты центра аппроксимирующей окружности. Эту задачу будем решать в предположении постоянства относительной скорости ЛА и препятствия и равных промежутков времени между моментами измерений координат точек O 1O2, О2О 3 и проходящих через их середины.

Уравнение плоскости П1

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Уравнение плоскости П2

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Совместное решение уравнений (10), (11), (12) как системы позволяет определить координаты центра окружности О0, для этого упростим эти уравнения путем введения соответствующих обозначений.

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где [(y2-y 1)(z2-z3)-(y 2-y3)(z2-z 1)]=A1, (x2 -x3)(z2-z 1)-(x2-x1)(z 2-z3)=A2, [(х 21)(y2-y 3)-(х2-x3)(y 2-y1)]=А3, А1х1 2y13z 11,

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Численное решение системы уравнений (13) может оказаться невозможным, если препятствие движется по прямой, уравнения в этом случае будут линейно независимы. Чтобы решение системы уравнений (13) было возможным, целесообразно проверять кривизну траектории. В качестве критерия изогнутости траектории примем условие способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 >способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 0, где способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 - угол между отрезками O1O 2 и O2O3, а способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 0 - малое пороговое значение угла способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 .

Угол способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 найдем из известного выражения для скалярного произведения векторов способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 и способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 а также примем, что способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

тогда способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

При выполнении условия (14) принимаем гипотезу о движении препятствия по окружности, в противном случае - движение по прямой.

С учетом введенных обозначений выразим искомые координаты точки О0, используя для этого формулы Крамера

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

где

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Уравнение окружности, аппроксимирующей траекторию движения препятствия, получим, считая, что окружность есть результат пересечения сферической поверхности и плоскости, в которой совершается маневр.

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Для нахождения расстояния от ЛА (точка О) до траектории препятствия запишем уравнение плоскости, образованной перпендикуляром к плоскости окружности O'O 0 и началом координат. Нормаль к этой плоскости найдем как векторное произведение

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 где вектор O'O0 с координатами (xg yg z g) имеет вид

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Тогда

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Уравнение плоскости, образованной прямыми O'О 0 и ОО0 запишем в виде условия перпендикулярности произвольного вектора этой плоскости с координатами (x, y, z) и вектора способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Координаты точек пересечения этой плоскости с окружностью найдем, решая совместно систему уравнений (15) с уравнением (16)

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Чтобы получить аналитическое решение этой системы уравнений, введем следующие обозначения для постоянных коэффициентов, что позволяет упростить вид уравнений:

R 2=(x1-x0) 2+(y1-y0) 2+(z1-z0) 2;

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

С учетом введенных обозначений система уравнений (17) имеет следующий вид:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Выразим переменную х из третьего уравнения и подставим во второе уравнение, а затем из второго уравнения выразим переменную y и подставим в первое уравнение, получим

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

x+B2y+C2 z=0.

Найдем решение первого уравнения, предварительно упростим его, введя следующие обозначения и раскрыв скобки:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Остальные координаты найдем, подставляя полученное выражение во второе и третье уравнения системы (18):

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Из двух полученных точек с координатами (х П1, yП1, zП1 ) и (хП2, yП2, z П2) необходимо выбрать точку, ближе расположенную к ЛА (точка О).

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705 наименьший из радиусов RП1 и R П2 обозначим Rн:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Кроме этого, должно выполняться условие сближения препятствия с ЛА, что проверяется сравнением расстояний до препятствия в двух последовательных точках, например O2 и O1:

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Если последнее условие выполняется, то точка, удаленная на расстояние RПmin, является точкой возможного столкновения. Окончательно вопрос о столкновении (облете) препятствия решается путем проверки следующего условия

способ для предотвращения столкновения летательного аппарата   с препятствием и устройство для его осуществления, патент № 2325705

Таким образом, решение задачи о прогнозировании положения точки возможного столкновения с препятствием основано на двух гипотезах: первая - предположение о прямолинейном относительном движении препятствия; вторая - предположение о криволинейном (по окружности) относительном движении препятствия. Соответственно алгоритм должен иметь две ветви, в которых проверяется свое условие об облете (столкновении).

Устройство (фиг.3) содержит блок приемников изображений препятствия 1, включающий первый объектив 3 и первую фотоматрицу 4, второй объектив 5 и вторую фотоматрицу 6, вычислитель 2, включающий в себя модуль анализа изображений препятствия 7, модуль 8 определения вида траектории препятствия и контроля сближения, модуль 9 анализа условий столкновения в случае движения по прямой, модуль 10 анализа условий столкновения в случае движения по окружности, схема ИЛИ 11 и коммутатор сигналов 12.

Устройство работает следующим образом.

Изображения препятствия проецируются первым и вторым объективами 3, 5 на первой и второй фотоматрицах 4, 6 соответственно. Модуль обработки изображений препятствия 7 определяет координаты идентичных точек изображений препятствия и характерный радиус препятствия, которые поступают в модуль 8 определения вида траектории препятствия и контроля сближения, где производится вычисление местоположения препятствия относительно подвижного объекта - координат Р х, Рy, Pz и дальности S согласно выражениям (2), (3) и (4).

В модуле 9 анализа условий столкновения в случае движения по прямой вычисляется расстояние от летательного аппарата до прямой, определяемой вектором относительной скорости препятствия R0 согласно выражению (8), и проверяется условие столкновения (облета) препятствия (9).

В модуле 10 анализа условий столкновения в случае движения по кривой вычисляется расстояние от летательного аппарата до аппроксимирующей окружности Rн согласно выражению (19) и проверяется условие столкновения (облета) препятствия (20).

Схема ИЛИ 11 формирует сигнал ПС - приближение столкновения.

Коммутатор сигналов 12 формирует на своем выходе сигнал t ст - время до столкновения.

Для повышения достоверности и оперативности прогнозирования столкновения используются прецизионные датчики информации, а также критерий приближающегося столкновения - пересечение аппроксимирующей траектории препятствия (прямой или окружности) с сферой радиуса Ro ла+R o пр.

Источники информации

1. Патент РФ на изобретение №2256195, кл. G01S 13/93, опубл. 10.07.2005, бюл.19 (прототип на способ).

2. Техническое зрение роботов. Под общ. ред. Ю.Г.Якушенкова. - М.: Машиностроение, 1990. - c.168.

Класс G08G5/04 устройства для предотвращения столкновений 

способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
способ контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами при полете по маршруту с эшелонированием по высоте -  патент 2510082 (20.03.2014)
система комплексной обработки информации радионавигационных и автономных средств навигации для определения действительных значений параметров самолетовождения -  патент 2487419 (10.07.2013)
система и способ для распознавания маневров для транспортного средства в конфликтных ситуациях -  патент 2461889 (20.09.2012)
способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач -  патент 2410720 (27.01.2011)
способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач -  патент 2403591 (10.11.2010)
способ предупреждения угрозы столкновения вертолета с наземными препятствиями -  патент 2397549 (20.08.2010)
способ оценки близости траекторий летательных аппаратов к земной поверхности -  патент 2388059 (27.04.2010)
способ и система для содействия пилотированию воздушного судна, летящего на малой высоте -  патент 2388058 (27.04.2010)
способ индикации земной поверхности для обеспечения маловысотных полетов самолетов (вертолетов) -  патент 2386570 (20.04.2010)
Наверх