способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи топлива на космический объект

Классы МПК:B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи)
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-02-28
публикация патента:

Изобретение относится к двигательным системам космических объектов. Согласно предлагаемому способу отсекают газовую магистраль подачи газа наддува и жидкостную магистраль подачи жидкого топлива на космический объект. Тем самым образуют с помощью разделителя два герметически замкнутых объема: газовый и жидкостный. Каждый объем включает в себя газовую (жидкостную) полость топливного бака и часть газовой (жидкостной) магистрали с нормально закрытым пускоотсечным клапаном. Создают предварительным наддувом заданное давление в газовой полости бака и однофазный состав топлива в жидкостной полости бака. Фиксируют начальные давление и температуру газа в газовой полости бака. Периодически измеряют давление и температуру в газовой полости бака и температуру в жидкостной его полости. Диагноз состояния разделителя устанавливают из анализа динамики изменения измеряемого давления в газовой полости бака. При нарушении целостности разделителя это давление будет стремиться к некоторому равновесному значению, вычисляемому по определенной зависимости. Технический результат изобретения состоит в возможности диагностировать, в том числе на ранней стадии и в автоматическом режиме, как быстро, так и медленно развивающиеся неисправности разделителя топливного бака, ведущие к нарушению его целостности. 3 ил. способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Формула изобретения

Способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи топлива на космический объект, заключающийся в том, что отсекают газовую магистраль подачи газа наддува и жидкостную магистраль подачи жидкого топлива потребителю на космический объект, образуя разделителем два герметически замкнутых объема: газовый (Vг), включающий газовую полость топливного бака и часть газовой магистрали с нормально закрытым пускоотсечным клапаном, и жидкостный (Vж ), включающий жидкостную полость топливного бака и часть жидкостной магистрали с нормально закрытым пускоотсечным клапаном, измеряют начальные давление (Рнг) и температуру (Тнг) газа в газовой полости бака после наддува бака при однофазном состоянии топлива в жидкостной полости бака, периодически и одновременно измеряют суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг) газа наддува и паров жидкого топлива и температуру (Ткг) в газовой полости бака, температуру (Ткж) в жидкостной полости бака и вычисляют равновесное суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк) газа наддува и насыщенных паров жидкого топлива по выражению

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где А=Vг+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 ·Vж·В·Т кг; способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 - коэффициент Генри, В - удельная газовая постоянная газа наддува, b1, b2, b3 - экспериментальные коэффициенты в зависимости давления насыщенных паров топлива от температуры, по измеренным значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и вычисленным для тех же моментов времени значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк строят кривые зависимости способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Pкг и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк от времени, а диагностику проводят по результатам сравнения этих зависимостей между собой в каждый момент времени и судят о нарушении целостности разделителя бака при выполнении условия

mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Pк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Pкг)способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y,

где способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y определяется с учетом предельных абсолютных погрешностей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг), способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг измерения давлений и погрешностей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Тнг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткж измерения температур, выражением

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, к области проектирования и эксплуатации вытеснительных систем (ВС) подачи топлива двигательной установки (ДУ) космических аппаратов (КА), а именно к системам контроля и диагностики неисправностей в ВС при эксплуатации в космосе.

Рассматриваются ВС, где вытесняющий газ воздействует на жидкие компоненты топлива через разделительный элемент (далее разделитель) бака [1, с.20], что позволяет снять вопросы совместимости топлива и вытесняющего газа, ориентации жидкого компонента топлива в состоянии невесомости и надежной подачи, например, в камеру жидкостного ракетного двигателя [2, с.145].

Выход из строя (повреждения в виде трещин, микронеплотностей сквозного характера или полное разрушение) разделителя бака приводит к попаданию вытесняющего газа в компоненты топлива, что приводит к выделению в системах подачи свободного газа из топлива, попаданию газа на входы в ДУ и нарушению режимов ее работы.

В процессе полета КА разделитель бака ВС подвергается механическим воздействиям (статическим, вибрационным и ударным нагрузкам, линейным ускорениям и акустическому шуму), которые могут приводить к неисправности разделителя. Причем неисправность может быть быстро и медленно развивающейся. Быстрая неисправность, приводящая к существенному нарушению целостности разделителя, при контроле, например за перепадом давления на разделителе, может достаточно ярко проявиться. Однако в ряде случаев (для разделителей с малой жесткостью, для разделителей с переменной жесткостью или когда абсолютная погрешность измерения перепада давления на разделителе сравнима с величиной его жесткости) изменение перепада давления в баке не столь заметно и выявить нарушение целостности разделителя по этому параметру затруднительно. Кроме того, медленные неисправности разделителя бака проявляются в показаниях контрольных параметров значительно слабее. Особенно слабо выражены медленные неисправности малой степени, такие как незначительные утечки компонента топлива в газовую полость бака или газа наддува в жидкостную полость бака при незначительных по величине повреждениях разделителя. В результате чего даже для достаточно отработанных или серийно изготовленных ВС, на которых устранены основные конструктивные недоработки и дефекты, могут проявиться (особенно для такого чувствительного элемента как разделитель бака) скрытые, редко проявляющиеся конструктивные дефекты или неисправности. Они связаны с новыми условиями работы ДУ в составе КА, или случайными производственными дефектами, присущими данному конкретному экземпляру ВС, или ухудшением характеристик надежности из-за изменения технологии изготовления, не улавливаемой используемыми системами контроля качества изготовления.

Так возникает задача диагностики состояния пневмогидравлической системы (ПГС), в частности разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи, возможного нарушения целостности разделителя на этапе предварительного наддува топливного бака и не выявленного, после механических воздействий на разделитель, на предыдущих этапах эксплуатации КА.

Таким образом, задачей нового технического решения является создание надежного способа диагностики состояния разделителя топливного бака после механических воздействий на него в процессе эксплуатации КА на этапе предварительного наддува топливного бака предшествующего режиму перелива топлива из жидкостной полости бака.

Техническим результатом, получаемым при использовании настоящего изобретения, является возможность:

- по динамике изменения давления в газовой полости бака диагностировать как быстро развивающуюся неисправность разделителя бака, так и медленно развивающуюся;

- установить факт потери герметичности разделителя бака на более ранней стадии (до режима перелива топлива из бака) и таким образом предотвратить попадание газа наддува на входы в ДУ и нарушение режимов работы ДУ;

- дать прогнозную оценку ожидаемого падения давления в топливном баке при нарушении именно целостности разделителя.

Поставленная задача достигается способом диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи топлива на космический объект, заключающаяся в том, что отсекают газовую магистраль подачи газа наддува и жидкостную магистраль подачи жидкого топлива потребителю на космический объект, образуя разделителем два герметически замкнутых объема - газовый: Vг, включающий газовую полость топливного бака и часть газовой магистрали с нормально закрытым пускоотсечным клапаном, и жидкостный: Vж , включающий жидкостную полость топливного бака и часть жидкостной магистрали с нормально закрытым пускоотсечным клапаном; измеряют начальные давление (Рнг) и температуру (Тнг) газа в газовой полости бака после наддува бака при однофазном составе топлива в жидкостной полости бака; периодически и одновременно измеряют суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг) газа наддува и давление паров жидкого топлива и температуру (Ткг) в газовой полости бака, температуру (Ткж) в жидкостной полости бака и вычисляют равновесное суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк) газа наддува и давление насыщенных паров жидкого топлива по выражению

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где А=Vг+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 ·Vж·В·Т кг; способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 - коэффициент Генри; В - удельная газовая постоянная газа наддува; b1, b2, b3 - коэффициенты зависимости давления насыщенных паров топлива от температуры; по измеренным значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и вычисленным для тех же моментов времени значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк строят кривые зависимости способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк от времени, а диагностику проводят по результатам сравнения этих зависимостей между собой в каждый момент времени и судят о нарушении целостности разделителя бака при выполнении условия mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y, где способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y определяется с учетом предельных абсолютных погрешностей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг), способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг измерения давлений и погрешностей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Тнг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткж измерения температур, по выражению

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

В качестве конкретного примера на фиг.1 изображен фрагмент пневмогидравлической схемы, реализующей предлагаемый способ; на фиг.2 приведен возможный вариант кривых для зависимостей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Pкг и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк от времени, поясняющих суть способа; в таблице на фиг.3 приведены результаты примера реализации предложенного способа.

Фрагмент на фиг.1 состоит из последовательно расположенных регулятора давления 1 рабочего газа наддува, регулятора расхода 2, пускоотсечного клапана 3 на газовой магистрали 4 с установленными на ней датчиками давления 5 и температуры 6; топливного бака 7, включающего газовую полость 8, отделенную разделителем 9 от жидкостной полости 10; датчиков температуры 11 и давления 12 на жидкостной магистрали 13 с установленным на ней пускоотсечным клапаном 14.

Ставится задача диагностики состояния разделителя 9 на этапе предварительного наддува топливного бака 7, т.е. на последнем этапе до начала перелива топлива из бака 7. Поставленная задача реализуется следующим образом.

Отсекают газовую магистраль 4 подачи газа наддува и жидкостную магистраль 13 подачи жидкого топлива потребителю на космический объект, образуя разделителем 9 два герметически замкнутых объема - газовый: V г, включающий газовую полость 8 топливного бака 7 и часть газовой магистрали 4 с нормально закрытым пускоотсечным клапаном 3, и жидкостный: Vж, включающий жидкостную полость 10 топливного бака 7 и часть жидкостной магистрали 13 с нормально закрытым пускоотсечным клапаном 14.

Эти замкнутые объемы еще на этапе наземной подготовки вакуумируют и жидкостную полость 10 топливного бака 7 заправляют топливом, предварительно освобожденным от посторонних газовых включений, так что давление в свободной газовой подушке [3, с.18] в жидкостной полости 10 будет соответствовать давлению насыщенных паров топлива.

На этапе предварительного наддува топливного бака 7 сжатый газ, имеющий на входе регулятора давления 1 газа наддува произвольное давление, но заведомо большее уставки регулятора давления 1, приобретает на выходе стабильное давление. Регулятор расхода 2 газа наддува при наличии на входе газ со стабильным давлением обеспечивает протекание газа через себя со стабильным расходом. После открытия нормально закрытого пускоотсечного клапана 3 давление в газовой полости 8 плавно нарастает благодаря стабильному расходу газа, задаваемому регулятором давления 1 и регулятором расхода 2. Газ наддува, попадающий через участок газовой магистрали 4 в газовую полость 8 топливного бака 7, при давлении, превышающем жесткость разделителя 9, перемещает его в сторону жидкостной полости 10. Давление наддува топливного бака 7 подобрано так, что в результате повышения давления в газовой подушке в жидкостной полости 10 пары топлива конденсируются до исчезновения газовой подушки, в результате чего создаем заданное давление в газовой полости бака и однофазный состав топлива в жидкостной полости 10 топливного бака 7. Когда давление в контролируемом газовом объеме достигает величины уставки регулятора давления 1, что фиксирует датчик давления 5, поступает команда на закрытие пускоотсечного клапана 3. Фиксируют для начального момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н начальное давление (Р нг) датчиком давления 5 и начальную температуру (Т нг) газа датчиком температуры 6 в газовой полости 8 топливного бака 7. Периодически и одновременно через временной интервал способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 , в зависимости от информативности информационно-телеметрической системы, для момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к=способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н+к·способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (к=0,1,2,...) измеряют суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг) газа наддува и паров жидкого топлива датчиком давления 5 и температуру (Ткг ) датчиком температуры 6 в газовой полости 8 топливного бака 7, а также температуру (Ткж) датчиком температуры 11 в жидкостной полости 10 топливного бака 7.

Вычисляют ожидаемое равновесное суммарное давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк) газа наддува и насыщенных паров жидкого топлива по выражению (1).

По измеренным значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и вычисленным для тех же моментов времени значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк строят кривые зависимостей способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк от времени, как показано на фиг.2, а диагностику проводят по результатам сравнения этих зависимостей между собой в каждый момент времени и судят о нарушении целостности разделителя бака при выполнении условия mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y, где способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y определяется с учетом предельных абсолютных погрешностей измерения давлений и температур по выражению (2).

При нарушении целостности разделителя на поверхности контакта газа наддува с топливом протекает процесс абсорбции газа. Скорость процесса массопереноса газа наддува из объема Vг в топливо (в объем Vж) определяется степенью отклонения системы топливо - газ от равновесия, физическими свойствами топлива и газа, способом соприкосновения фаз [3, с.57]. Также необходимо учитывать, что процесс растворения газа жидкостью сопровождается выделением или поглощением тепла (для жидкостей органического происхождения - поглощением тепла [3, с.56]).

Зависимости (1) и (2) в предположении нарушения целостности разделителя топливного бака получены следующим образом.

Очевидно, для анализируемой системы (Vг +Vж), по мере растворения топливом (массопереноса) газа наддува из объема Vг в объем V ж, давление в газовой полости бака будет падать, приближаясь к равновесному давлению. На фиг.2 приведена кинетика абсорбции, т.е. скорость процесса массопередачи, представленная в виде варианта зависимости от времени t суммарного давления газа наддува и паров жидкого топлива в газовой полости бака при стремлении к равновесному давлению. Определим суммарную массу (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Мг) газа наддува для способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н в объеме Vг , используя уравнение Менделеева - Клапейрона [4, с. 151] для идеального газа, по выражению

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Очевидно, при периодическом контроле за изменением давления и температуры в газовой и жидкостной частях топливного бака, для любого момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к при абсорбции должно соблюдаться соотношение

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где Мк и m к - масса газа наддува, оставшегося в объеме V г, и масса газа, растворенного в жидкости объемом V ж.

Массу газа наддува в объеме Vг для момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к, аналогично (3), можно определить из соотношения

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где Ркг - парциальное давление газа наддува в объеме Vг.

Статика процесса абсорбции газа определяет состояние, которое устанавливается при весьма продолжительном соприкосновении фаз (газа наддува и жидкого топлива) и для ракетного топлива подчиняется закону Генри, в соответствии с которым растворимость газа наддува прямо пропорциональна парциальному давлению газа наддува (р) над жидкостью

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где с - равновесная концентрация газа в жидкости.

Коэффициент растворимости Генри определяется физико-химическими свойствами жидкости и в диапазоне рассматриваемых давлений является функцией температуры [5, с. 13].

Откуда для равновесного состояния жидкости и газа определяем массу (m) растворенного в топливе газа наддува

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

а массу газа наддува (М), оставшуюся в объеме Vг, аналогично (5), определим из соотношения

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где Т - температура газа и жидкости для равновесного состояния.

Подставляя (3), (7), (8) в соотношение способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Мг=М+m, определим парциальное давление газа наддува (р) для равновесного состояния из выражения

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Откуда суммарное давление для равновесного состояния в газовой полости топливного бака определим из выражения

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где Ps(T) - давление насыщенных паров компонента топлива отвечает зависимости [3, с.18]

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

или в виде способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где b1, b 2, b3 - экспериментально полученные коэффициенты для данной топливной композиции зависимости давления насыщенных паров компонента топлива от температуры топлива.

В объеме Vг для каждого момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к, принимая в первом приближении температуру газа наддува Т=Ткг и температуру топлива Т=Ткж, используя (9) и (10), вычислим ожидаемое при равновесии суммарное давление способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк (складывается из суммы парциальных давлений: вычисленной с использованием закона Генри давления газа наддува (Рк) и давления насыщенных паров жидкого топлива (Ps)):

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Откуда с учетом (12) выражение (13) представляем в виде (1). Очевидно, с течением времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к=способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н+к·способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (к=0,1,2,...), жидкость и газ в объеме V г+Vж стремятся к равновесному состоянию, при этом параметры (в том числе и периодически контролируемые) способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк, Ркг, М к, mк, Ткг, Ткж будут соответственно стремиться: способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркгспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р, Ркгспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 р, Мкспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 М, mкспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 m, Ткгспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Т, Ткжспособ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Т.

Периодически измеряемое суммарное давление способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг (складывается из суммы парциальных давлений газа наддува и давления паров жидкого топлива) в объеме Vг для каждого момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к сравниваем с вычисленным (ожидаемым) суммарным давлением способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк, получаемым в результате прогнозной оценки при стремлении системы жидкость - газ, в контролируемом объеме Vг+Vж, к равновесному состоянию.

Вычисленное по (1) значение к-го параметра способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк сравниваем с измеренным способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг до тех пор (в пределах планируемой продолжительности данной проверки), пока не получим следующий результат:

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

где способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y - величина допустимого расхождения вычисленного и измеренного давлений для данного момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к.

Примем за величину допустимого расхождения в соответствии с теорией погрешностей [6, с.132] предельную абсолютную погрешность способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y функции f(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Рнг, Т кг, Тнг, Ткж )=способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг переменных способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Рнг, Т кг, Тнг, Ткж , считая, что для значений переменных способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Рнг, Т кг, Тнг, Ткж известны предельные абсолютные погрешности, равные способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг), способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Тнг, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткж, соответственно. В первом приближении при определении способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y в диапазоне рассматриваемых давлений будем считать способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 не зависящей от температуры.

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y равна сумме произведений модулей частных производных функции f(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Рнг, Т кг, Тнг, Ткж ) по переменным способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Рнг, Т кг, Тнг, Ткж на предельную абсолютную погрешность соответствующего значения переменной, откуда

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628

Исходя из физического смысла поставленной задачи в выражении (15) слагаемые под знаком модуля могут принимать только положительные значения. Учитывая это обстоятельство, из (15) получаем (2).

Необходимо отметить, что по динамике изменения способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг от времени и скорости сближения кривых зависимостей Ркг и Р к от времени можно судить о степени повреждения разделителя бака и дальнейшей корректировке планируемой продолжительности данной проверки.

Приведем конкретный пример реализации предложенного способа диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи.

При диагностике состояния разделителя топливного бака единицы измерения величин взяты в системе СИ.

В качестве примера ракетного топлива, заправленного в жидкостную полость 10 топливного бака 7, будем рассматривать компонент топлива, примерно соответствующий по своим свойствам четырехокиси азота (N2О 4) [5, с.14-16], а в качестве газа наддува рассматриваем азот (N2). Для азота удельная газовая постоянная В=R/способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =8,31·103/28=297 Дж/(кг·К), где R - универсальная газовая постоянная, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 - молекулярный вес газа.

На этапе предварительного наддува топливного бака 7 сжатый газ, имеющий на входе регулятора давления 1 газа наддува произвольное давление, но заведомо большее уставки регулятора давления 1, приобретает на выходе стабильное давление (положим 2·106 Па). Регулятор расхода 2 газа наддува при наличии на входе газа со стабильным давлением обеспечивает протекание газа через себя со стабильным расходом. После открытия нормально закрытого пускоотсечного клапана 3 давление в газовой полости 8 плавно нарастает благодаря стабильному расходу газа, задаваемому регулятором давления 1 и регулятором расхода 2. Газ наддува, попадающий через участок газовой магистрали 4 в газовую полость 8 топливного бака 7, при давлении, превышающем жесткость разделителя 9, перемещает его в сторону жидкостной полости 10. Давление наддува бака 7 подобрано так, что в результате повышения давления в газовой подушке в жидкостной полости 10 пары топлива в полости 10 конденсируются до исчезновения газовой подушки, в результате чего создаем заданное давление в газовой полости 8 бака 7 и однофазный состав топлива в жидкостной полости 10 бака 7. Когда давление в контролируемом газовом объеме V г достигает величины уставки регулятора давления 1 (2·10 6 Па), что фиксирует датчик давления 5, поступает команда на закрытие пускоотсечного клапана 3.

В результате разделителем 9 бака 7 и нормально закрытыми пускоотсечными клапанами 3 и 14 газовая и жидкостная части пневмогидравлической магистрали разделены на два герметически замкнутых объема Vг и Vж соответственно. Полагаем объем V г=10-2 м3, а Vж=2·10-1 м3.

Фиксируем для начального момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н начальное давление (Р нг) датчиком давления 5 (соответствующее уставке регулятора давления 1 Рнг=2·10 6 Па) и начальную температуру (Тнг ) газа датчиком температуры 6 (положим Tнг =293 К) в газовой полости 8 топливного бака 7.

Фиксируем также для способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н начальное давление (Р нж) датчиком давления 12 (положим Pнж =19,25·105 Па) и начальную температуру (Тнж) топлива датчиком температуры 11 (положим Тнж=293 К) в жидкостной полости 10 бака 7. Положим известной жесткость (J) разделителя бака J=0,75·10 5 Па. Как видно из результатов измерения в начальный момент времени перепад давления в баке способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р=Рнгнж=20,00·10 5-19,25·105=0,75·10 5 Па, что соответствует величине жесткости разделителя. Однако при всей полезности данной информации она может быть взята под сомнение, если абсолютная погрешность способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р) окажется одного порядка с искомой величиной способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р. Так, полагая абсолютные погрешности непосредственно измеряемых величин Рнг и Р нж, равными, соответственно способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг=0,8·105 Па и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнж=0,7·105 Па, определим среднеквадратичную погрешность измерения величины способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р [3, с. 229]

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р)способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 [(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг)2+(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнж)2] 1/2=[(0,8·105) 2+(0,7·105)2 ]1/2=1,06·105 Па,

т.е. величина погрешности способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р) оказалась даже выше величины способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Р.

Таким образом, для приведенного примера выявить нарушения в разделителе с помощью контроля за перепадом давления в баке по результатам измерения датчиками давления 5 и 12 не представляется возможным.

Периодически и одновременно с интервалом способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 , в зависимости от информативности информационно-телеметрической системы, для каждого момента времени способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 к=способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 н+к·способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (к=0,1,2,...), измеряем давление (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг) датчиком давления 5 и температуру (Ткг) датчиком температуры 6 в газовой полости 8 бака 7, а также температуру (Ткж ) датчиком температуры 11 в жидкостной полости 10 бака 7 и находим прогнозируемое по зависимости (1) в первом приближении равновесное давление способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк, корректируя его по (1) на каждом временном шаге. В выражении (1) принимаем коэффициенты b 1, b2, b3 для выбранной топливной композиции по данным [5, с.15-16] зависимости упругости пара от температуры, равными: b1 =56,6064; b2=-5405,09; b 3=-4,6977.

По измеренным значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и вычисленным для тех же моментов времени значениям способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк строим кривые зависимости способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг и способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк от времени, как показано на фиг.2, а диагностику проводим по результатам сравнения этих зависимостей между собой в каждый момент времени и судим о нарушении целостности разделителя бака при выполнении условия (14). способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y определяем с учетом предельных абсолютных погрешностей измерения давлений (полагаем способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)=0,8·105 Па, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг=0,8·105 Па) и температур (полагаем способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткг=2 К, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Тнг=2 К, способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткж=1,5 К) по выражению (2).

Предположим получили следующие результаты измерений контролируемых параметров (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг, Ркж, Т кг, Ткж), а также прогнозируемого по зависимости (1) равновесного давления способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк, которые сведены в таблицу на фиг.3.

Например, для к=1, измерили способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг=1,3·106 Па и Ткг и Ткж, равными 292 К и 294 К, соответственно. Коэффициент Генри будем принимать для температуры в первом приближении, равной средней арифметической Ткг и Ткж . Тогда коэффициент Генри с учетом [5, с.16] предположим принимает значение способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 =21,1·10-7 кг/м 3·Па). Откуда по зависимости (1)

А=V г+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 ·Vж·В·Т кг=10-2+21,1·10 -7·2·10-1·297·292=4,66·10 -2 м3 и

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркнг·V г·Ткгнг /А+exp(b1+b2 кж+b3·lnTкж )=2·106·10-2 ·292/292/4,66·10-2+ехр(56,6064-5405,09/294-4,6977·ln294)=4,28·10 5+1,01·105=5,29·10 5 Па.

Определим по зависимости (2)

способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y=способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 (способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рнг·Vг ·Ткгнг/А+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткг·(Рнг ·Vнгг/А-Р нг·Vг·Т кг·способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 ·Vж·В/Т нг2)+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Тнг·Рнг ·Vг·Ткгнг 2/А+способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ткж·exp(b1 +b2кж+b 3·lnTкж)·(-b 2кж 2+b 3кж)=0,8·10 5+0,8·105·10 -2·292/293/4,66·10-2+2·(2·10 6·10-2/293/4,66·10 -2-2·106·10 -2·292 21,1·10-7·2·10 -1·297/293/(4,66·10-2) 2)+22·106·10 -2·292/2932/4,66·10 -2+1,5ехр(56,6064-5405,09/294-4,6977·ln294)(5405,09/294 2-4,6977/294)=1,08·105 Па.

Откуда mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)=mod(5,3·10 5-1,3·106)=7,7·10 5 Па, что больше соответствующего способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y=1,08·105 Па.

Продолжаем диагностику состояния разделителя для к=2, 3 и т.д. до получения верности условия mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y. Как видно из результатов примера на фиг.3, для к=4 mod(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк-способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг)=mod(5,3·10 5-6,0·105)=0,7·10 5 Па, что меньше соответствующего способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Y=1,08·105 Па. Таким образом, условие (14), начиная с к=4, выполнено, т.е. система жидкость - газ в объеме Vг+Vж стремится к равновесному состоянию, а именно к ожидаемому равновесному давлению способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Рк согласно закону Генри, что позволяет утверждать о нарушении именно целостности разделителя бака.

По кинетике абсорбции, как это видно из фиг.2 и таблицы на фиг.3, возможны варианты различных скоростей падения давления способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 Ркг(способ диагностики состояния разделителя топливного бака вытеснительной   системы подачи топлива на космический объект, патент № 2324628 ), что позволяет судить о степени отклонения системы топливо - газ от равновесия, о влиянии физических свойств топлива и газа, о возможных способе и суммарной площади соприкосновения фаз, о скорости развития неисправности разделителя (быстрая или медленная неисправности).

Таким образом, предлагаемый способ диагноза состояния разделителя топливного бака вытеснительной системы подачи позволяет:

1) по динамике изменения давления в газовой полости бака диагностировать как быстро развивающуюся неисправность разделителя бака, так и медленно развивающуюся;

2) установить факт потери герметичности разделителя бака на более ранней стадии (до режима перелива топлива из бака) и таким образом предотвратить попадание газа наддува на входы в ДУ и нарушение их работы;

3) дать прогнозную оценку ожидаемого падения давления в топливном баке при нарушении именно целостности разделителя;

4) автоматизировать процесс диагноза состояния разделителя топливного бака с помощью системы управления, используя аналоговую информацию, поступающую с соответствующих датчиков давления и температуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями. /Под ред. академика В.Н.Челомея. - М.: Машиностроение, 1978, 240 с.

2. В.А.Володин, Ю.Н.Ткаченко. Конструкция и проектирование ракетных двигателей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1984. 272 с.

3. Отработка пневмогидросистем двигательных установок ракет-носителей и космических аппаратов с ЖРД. / Д.А.Полухин, В.М.Орещенко, В.А.Морозов. - М.: Машиностроение, 1987. - 248 с.

4. Б.М.Яворский и А.А.Детлаф. Справочник по физике. - изд. пятое, стереотипное. - М.: Наука, Гл. ред.физ.-мат. лит., 1971. - 940 с.

5. Гидродинамика двухфазных потоков в системах питания энергетических установок. / Э.В.Венгерский, В.А.Морозов, Г.Л.Усов. - М.: Машиностроение, 1982. - 128 с.

6. И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. Издание тринадцатое, исправленное. М.: Наука, 1986, 544 с.

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)

Класс F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи)

Наверх