подшипник тяжело нагруженного узла трения

Классы МПК:F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники 
B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Ахвердиев Камил Самедович (RU),
Козубенко Владимир Григорьевич (RU),
Колобов Игорь Анатольевич (RU),
Муленко Ольга Вениаминовна (RU),
Дубров Юрий Семенович (RU),
Николаева Галина Семеновна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-30
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник тяжелонагруженного узла трения содержит внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики. На внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью. Доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 * принадлежит интервалу подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 . Технический результат: повышение безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников. 1 ил. подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Формула изобретения

Подшипник тяжело нагруженного узла трения, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, отличающийся тем, что для предупреждения излома шейки оси колесной пары, перегрева и последующего заклинивания роликового буксового подшипника в случае его смазочного голодания на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 * принадлежит интервалу подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 .

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения.

Широкое распространение подшипники качения получили в буксах и других тяжелонагруженных узлах трения подвижного состава.

Известные роликовые подшипники [1], состоящие из внутреннего и наружного колец, между которыми расположены тела качения, воспринимают в основном радиальную нагрузку и частично осевую (при движении в кривой).

В случае смазочного голодания (в зимних условиях, после длительных стоянок или недостатка смазки) происходит нагрев рабочих поверхностей вплоть до заклинивания тел качения.

В качестве прототипа принят задний роликовый подшипник буксового узла колесной пары [2] железнодорожного подвижного состава, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики.

При работе подшипника в точке рабочего контакта деталей при смазочном голодании происходит повышение температуры и рост температурных деформаций, ведущих к заклиниванию роликов, провороту внутреннего кольца, а с ним - и отвалу шейки оси колесной пары.

Изобретением решается задача повышения безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников.

Для этого в заявляемом подшипнике тяжелонагруженного узла трения, содержащем внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, согласно изобретению на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 * принадлежит интервалу подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 .

Для определения доли охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента воспользуемся уравнением, описывающим охлаждение тела с неоднородной поверхностью.

Пусть Т - температура, T=T(t);

Тср - температура окружающей среды;

Тн - температура в начальный момент времени.

Известно, что

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

где подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 - коэффициент, определяемый экспериментально.

Тогда, для тела с неоднородной поверхностью имеем

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

где подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 * - доля охлаждающей поверхности;

при подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 *=0, подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 *=1 мы имеем однородную поверхность

Отсюда подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Интегрируя данное уравнение и используя начальное условие, будем иметь

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Перейдем к безразмерным переменным по формулам подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Тогда для безразмерной температуры подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 будем иметь

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Для реально существующих узлов основным материалов является сталь, а теплоотводящий элемент состоит из меди, то принимаем, подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 Тср=20°С, T н=200°С, получим следующую зависимость доли охлаждающей поверхности от температуры:

подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Анализ графика показывает, что подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620 *, обозначающее долю охлаждающей поверхности, принадлежит интервалу подшипник тяжело нагруженного узла трения, патент № 2322620

Сущность изобретения поясняется графически.

На чертеже показано применение теплоотводящего элемента для внутреннего роликового подшипника буксового узла, где приняты следующие обозначения:

1 - колесо; 2 - шейка оси; 3 - наружное кольцо внутреннего роликового подшипника; 4 - корпус буксы; 5 - теплоотводящий элемент.

Для снижения температуры наружного кольца роликового подшипника 3 при смазочном голодании теплоотводящий элемент 5 устанавливается в пазу корпуса буксы 4 снаружи наиболее нагруженной и нагреваемой поверхности наружного кольца. Последнее или предотвращает заклинивание роликов или увеличивает время заклинивания, что позволяет своевременно диагностировать неисправность и предотвратить чрезвычайное происшествие.

Используемая литература

1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1968. - 632 с.

2. Трестман Е.Е., Лозинский С.Н., Образцов В.Л. Автоматизация контроля буксовых узлов в поездах. М.: Транспорт, 1983. - 352 с.

Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники 

Класс B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками 

Наверх