способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая конструкция из полимерных композиционных материалов

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
B29C33/14 у стенки формы
F16B11/00 Соединения конструктивных элементов склеиванием или прессованием, например холодной сваркой под давлением
B32B5/00 Слоистые изделия, отличающиеся неоднородностью или физической структурой слоя
B32B1/06 отличающиеся заполнителями или дополнительными элементами в полых участках изделия 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-08-01
публикация патента:

Изобретения относятся к области машиностроения. При изготовлении аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов в верхнюю и нижнюю полуформы (2, 3) укладывают слои материала аэродинамической обшивки (4). После полимеризации и извлечения из полуформ (2, 3), и мехобработки обшивку (4) склеивают, устанавливая внутрь обшивки (4) ячеистый наполнитель (5), в плоскости его разъема - мембрану, а снаружи - обтекатель. Формообразующая поверхность каждой полуформы (2, 3) снабжена выступом (17). Аэродинамическая конструкция содержит аэродинамическую обшивку (4), выполненную из двух обечаек (6), и ячеистый наполнитель (5), который выполнен из двух частей, склеенных через мембрану. Клеевой стык закрыт обтекателем. Изобретения направлены на создание высокотехнологичной аэродинамической конструкции с повышенной надежностью работы. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил. способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525

способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525 способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных   композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической   конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая   конструкция из полимерных композиционных материалов, патент № 2321525

Формула изобретения

1. Способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, при котором в верхнюю и нижнюю полуформы укладывают слои материала аэродинамической обшивки, затем, после полимеризации, извлечения из полуформ и мехобработки, обшивку склеивают, устанавливая внутрь обшивки ячеистый наполнитель, отличающийся тем, что ячеистый наполнитель вклеивают по отдельности в обечайки обшивки, мехобработкой ячеистого наполнителя формируют сопрягаемую плоскость, склеивают конструкцию, располагая в сопрягаемой плоскости мембрану, частично огибая ею элементы ячеистого наполнителя, а клеевой стык закрывают обтекателем из слоистого материала, укладывая его по кромке конструкции в заранее подготовленную выемку, глубиной, соответствующей количеству слоев материала обтекателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве ячеистого наполнителя используют сотовую конструкцию с расположением стенок сотов преимущественно перпендикулярно мембране.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что мембрану изготавливают из слоистого материала, например, стеклопластика и устанавливают свежепропитанную или частично отвержденную.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что выемку для обтекателя оформляют, укладывая в полуформы, по их кромкам слоистый материал, аналогичный материалу обтекателя.

5. Форма для изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов способом по любому из пп.1-3 и 4, выполненная из двух полуформ, отличающаяся тем, что формообразующая поверхность каждой полуформы снабжена выступом, расположенным по ее кромке и выполненным из слоистого материала, аналогичного материалу обтекателя, закрывающего клеевой стык аэродинамической конструкции.

6. Аэродинамическая конструкция из полимерных композиционных материалов, изготовленная способом по любому из пп.1-3 и 4, содержащая аэродинамическую обшивку, выполненную из двух обечаек, и ячеистый наполнитель, отличающаяся тем, что ячеистый наполнитель выполнен из двух частей, склеенных через мембрану с частичным внедрением элементов наполнителя в последнюю, а клеевой стык закрыт обтекателем из слоистого материала, вклеенным в выемки, выполненные по кромке каждой обечайки.

7. Аэродинамическая конструкция по п.6, отличающаяся тем, что ячеистый наполнитель выполнен из сотовых элементов.

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы при создании конструкций для летательных аппаратов, в частности для разработки и производства крыльев и оперения.

Известен способ изготовления аэродинамической конструкции, SU №1058199 А1 от 23.02.93 МКП6 В64С 3/26.

Известен способ изготовления аэродинамической конструкции, ЕР №0875452 A3 от 04.11.83 МКП6 В64С 3/26.

Известна лопасть поворотного крыла, RU №2009075 С1 от 09.10.91 МКП6 В64С 3/26, содержащая аэродинамическую обшивку и ячеистый наполнитель.

Известна лопасть поворотного крыла, RU №2085440 С1 от 11.05.95 МКП6 В64С 3/26, содержащая силовые элементы и ячеистый наполнитель.

Известен способ изготовления аэродинамической конструкции, а.с. СССР №431733, МКИ В64С 27/46.

Известны способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая конструкция из полимерных композиционных материалов (RU №2030336 С1 от 05.03.91 МПК 7 B64F 5/00).

Также известны способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, форма для изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов и аэродинамическая конструкция из полимерных композиционных материалов (RU №2266847 С1 от 27.05.2004 МПК 7 B64F 5/00).

При реализации известного способа в верхнюю и нижнюю полуформы укладывают слои стеклопластика аэродинамической обшивки, затем, после полимеризации, извлечения из полуформ и мехобработки, обшивку склеивают, устанавливая внутрь обшивки ячеистый наполнитель.

Известная форма выполнена из двух полуформ.

Известная конструкция содержит аэродинамическую обшивку, выполненную из двух обечаек, и ячеистый наполнитель.

Недостатками известного способа являются низкая технологичность и качество изготовления конструкции, так как в известном случае требуется трудоемкая операция по изготовлению ячеистого наполнителя заданного профиля, а отсутствие операций по защите клеевого стыка значительно снижает надежность работы конструкции в условиях интенсивного воздушного потока, то есть качество конструкции.

Недостатком известной формы является низкое качество изготовления конструкции из-за нарушения ее аэродинамического профиля.

Недостатком известной конструкции является низкая надежность ее работы из-за низкой надежности работы незащищенного клеевого стыка в условиях интенсивного воздушного потока, а также из-за низкой прочности клеевого соединения ячеистого наполнителя с аэродинамической обшивкой.

Известный способ, форма и конструкция как наиболее близкие по технической сущности и достигаемому результату выбраны в качестве прототипа.

Технической задачей, на решение которой направлены заявляемые изобретения, является создание высокотехнологичной аэродинамической конструкции с повышенной надежностью ее работы.

Технический результат для способа, который может быть достигнут при решении поставленной задачи, заключается в повышении технологичности и качества изготовления конструкции за счет повышения технологичности изготовления и установки ячеистого наполнителя и повышения надежности работы конструкции в условиях интенсивного воздушного потока.

Технический результат для формы, который может быть достигнут при решении поставленной задачи, заключается в повышении качества изготовления конструкции при повышении точности ее аэродинамического профиля.

Технический результат для конструкции, который может быть достигнут при решении поставленной задачи, заключается в повышении надежности ее работы за счет защищенности клеевого стыка в условиях воздействия интенсивного воздушного потока, а также за счет повышения прочности клеевого соединения ячеистого наполнителя с обшивкой.

Поставленная задача с достижением технического результата решается тем, что способ изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, при котором в верхнюю и нижнюю полуформы укладывают слои материала аэродинамической обшивки, затем, после полимеризации, извлечения из полуформ и мехобработки, обшивку склеивают, устанавливая внутрь обшивки ячеистый наполнитель. При этом ячеистый наполнитель вклеивают по отдельности в обечайки обшивки, мехобработкой ячеистого наполнителя формируют сопрягаемую плоскость, склеивают конструкцию, располагая в сопрягаемой плоскости мембрану, частично огибая ею элементы ячеистого наполнителя, а клеевой стык закрывают обтекателем из слоистого материала, укладывая его по кромке конструкции в заранее подготовленную выемку, глубиной, соответствующей количеству слоев материала обтекателя. В качестве ячеистого наполнителя используют сотовую конструкцию с расположением стенок сотов преимущественно перпендикулярно мембране. Мембрану изготавливают из слоистого материала, например стеклопластика, и устанавливают свежепропитанную или частично отвержденную. Выемку для обтекателя оформляют, укладывая в полуформы, по их кромкам слоистый материал, аналогичный материалу обтекателя.

Для формы поставленная задача с достижением технического результата решается тем, что форма для изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, способом изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, выполненная из двух полуформ, и, в соответствии с изобретением, формообразующая поверхность каждой полуформы снабжена выступом, расположенным по ее кромке и выполненным из слоистого материала, аналогичного материалу обтекателя, закрывающего клеевой стык аэродинамической конструкции.

Для конструкции поставленная задача с достижением технического результата решается тем, что аэродинамическая конструкция из полимерных композиционных материалов, изготовленная способом изготовления аэродинамической конструкции из полимерных композиционных материалов, содержащая аэродинамическую обшивку, выполненную из двух обечаек, и ячеистый наполнитель, и, в соответствии с изобретением, ячеистый наполнитель выполнен из двух частей, склеенных через мембрану с частичным внедрением элементов наполнителя в последнюю, а клеевой стык закрыт обтекателем из слоистого материала, вклеенным в выемки, выполненные по кромке каждой обечайки, при этом ячеистый наполнитель выполнен из сотовых элементов.

Отличительными признаками для способа являются следующие признаки:

- ячеистый наполнитель вклеивают по отдельности в обечайки обшивки - признак существенный, предусматривает новую последовательность операций, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет обеспечения оптимального контактного давления при склеивании обечаек и наполнителя при подвижности ячеек наполнителя;

- мехобработкой ячеистого наполнителя формируют сопрягаемую плоскость - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет обеспечения условий для склеивания в сопрягаемой плоскости;

- склеивают конструкцию, располагая в сопрягаемой плоскости мембрану, - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет обеспечения контакта при склеивании всех элементов наполнителя в сопрягаемой плоскости (без мембраны контакт может быть обеспечен только в точках);

- частично огибая ею элементы ячеистого наполнителя - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение качества изготовления конструкции за счет увеличения контактной поверхности склеивания;

- клеевой стык закрывают обтекателем из слоистого материала, укладывая его по кромке конструкции в заранее подготовленную выемку, глубиной, соответствующей количеству слоев материала обтекателя, - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет упрощения установки обтекателя и его мехобработки (удаления облоя), а также повышения надежности работы конструкции в условиях воздействия интенсивного воздушного потока и обеспечения заданного аэродинамического профиля;

- в качестве ячеистого наполнителя используют сотовую конструкцию с расположением стенок сотов преимущественно перпендикулярно мембране - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет упрощения склеивания элементов и более надежного контакта склеиваемых элементов при подвижности известных сотовых наполнителей;

- мембрану изготавливают из слоистого материала, например стеклопластика, и устанавливают свежепропитанную или частично отвержденную - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет возможности огибания мембраной каждого элемента сотового наполнителя при податливости последней;

- выемку для обтекателя оформляют, укладывая в полуформы, по их кромкам слоистый материал, аналогичный материалу обтекателя, - признак существенный, предусматривает наличие новых операций и новую последовательность их выполнения, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет упрощения установки обтекателя и его мехобработки (удаления облоя), а также повышения надежности работы конструкции в условиях воздействия интенсивного воздушного потока и обеспечения заданного аэродинамического профиля.

Отличительными признаками для формы являются следующие признаки:

- формообразующая поверхность каждой полуформы снабжена выступом, расположенным по ее кромке, - признак существенный, предусматривает наличие новых элементов и их новое расположение, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности и качества изготовления конструкции за счет упрощения установки обтекателя и его мехобработки (удаления облоя), а также повышения надежности работы конструкции в условиях воздействия интенсивного воздушного потока и обеспечения заданного аэродинамического профиля;

- выполненным из слоистого материала, аналогичного материалу обтекателя, закрывающего клеевой стык аэродинамической конструкции, - признак существенный, аналогичен предыдущему признаку.

Отличительными признаками для конструкции являются следующие признаки:

- ячеистый наполнитель выполнен из двух частей - признак существенный, предусматривает новое расположение элементов, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение технологичности изготовления конструкции и надежности ее работы за счет упрощения сборки и повышения прочности клеевого соединения;

- склеенных через мембрану - признак существенный, предусматривает наличие новых элементов и их новое расположение, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы конструкции за счет повышения прочности клеевого соединения;

- с частичным внедрением элементов наполнителя в мембрану - признак существенный, предусматривает новое расположение элементов, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы конструкции за счет повышения прочности клеевого соединения при увеличении площади контакта;

- клеевой стык закрыт обтекателем из слоистого материала, вклеенным в выемки, выполненные по кромке каждой обечайки, - признак существенный, предусматривает наличие новых элементов и их новое расположение, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы конструкции в условиях воздействия интенсивного воздушного потока и обеспечения заданного аэродинамического профиля;

- ячеистый наполнитель выполнен из сотовых элементов - признак существенный, предусматривает новую форму элементов, направлен на решение поставленной задачи с достижением технического результата, на повышение надежности работы конструкции.

Указанные отличительные признаки являются существенными, поскольку каждый в отдельности и все совместно направлены на решение поставленной задачи с достижением технических результатов. Использование единой совокупности существенных отличительных признаков в известных решениях не обнаружено, что характеризует соответствие технического решения критерию «новизна».

Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными обеспечивает решение поставленной задачи с достижением технических результатов и характеризует предложенные технические решения существенными отличиями по сравнению с известным уровнем техники и аналогами. Данные технические решения являются результатом научно-исследовательской и экспериментальной работы по повышению технологичности аэродинамической конструкции с повышением надежностью ее работы без использования известных проектировочных решений, рекомендаций, материалов и обладают неочевидностью, что свидетельствует об их соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид аэродинамической конструкции, на фиг.2 - поперечный разрез формы, на фиг.3 - поперечный разрез аэродинамической конструкции, на фиг.4 - поперечный разрез сотов, на фиг.5 - продольный разрез мембраны и сотов, на фиг.6 - поперечный разрез зоны обтекателя конструкции, на фиг.7 - поперечный разрез зоны выступов формы.

Способ изготовления аэродинамической конструкции 1 из полимерных композиционных материалов, при котором в верхнюю 2 и нижнюю полуформы 3 укладывают слои материала аэродинамической обшивки 4, затем, после полимеризации, извлечения из полуформ 2 и 3 и мехобработки, обшивку 4 склеивают, устанавливая внутрь обшивки 4 ячеистый наполнитель 5. При этом ячеистый наполнитель 5 вклеивают по отдельности в обечайки 6 обшивки, мехобработкой ячеистого наполнителя 5 формируют сопрягаемую плоскость 7, склеивают конструкцию, располагая в сопрягаемой плоскости мембрану 8, частично огибая ею элементы 9 ячеистого наполнителя 5, а клеевой стык 10 закрывают обтекателем 11 из слоистого материала, укладывая его по кромке конструкции в заранее подготовленную выемку 12, глубиной, соответствующей количеству слоев материала обтекателя 11. В качестве ячеистого наполнителя 5 используют сотовую конструкцию 13 с расположением стенок 9 сотов преимущественно перпендикулярно мембране 8. Мембрану 8 изготавливают из слоистого материала, например стеклопластика, и устанавливают свежепропитанную или частично отвержденную. Выемку для обтекателя оформляют, укладывая в полуформы 2 и 3, по их кромкам слоистый материал 14, аналогичный материалу обтекателя 11.

Форма 15 для изготовления аэродинамической конструкции 1 из полимерных композиционных материалов выполнена из двух полуформ 2 и 3, при этом формообразующая поверхность 16 каждой полуформы 2 и 3 снабжена выступом 17, расположенным по ее кромке и выполненным из слоистого материала, аналогичного материалу обтекателя 11, закрывающего клеевой стык 10 аэродинамической конструкции.

Аэродинамическая конструкция 1 из полимерных композиционных материалов, содержащая аэродинамическую обшивку 4, выполненную из двух обечаек 6, и ячеистый наполнитель 5, при этом ячеистый наполнитель 5 выполнен из двух частей, склеенных через мембрану 8 (при отсутствии мембраны 8 контакт сотовых элементов будет осуществлен только в точках 18) с частичным внедрением элементов 9 наполнителя 5 в последнюю, а клеевой стык 10 закрыт обтекателем 11 из слоистого материала, вклеенным в выемки 12, выполненные по кромке каждой обечайки 6, при этом ячеистый наполнитель выполнен из сотовых элементов 13.

Работает аэродинамическая конструкция следующим образом. При взаимодействии с интенсивным воздушным потоком передний обтекатель 11 подвержен значительным нагрузкам, в том числе тепловым. В этом случае для его изготовления применен жаропрочный материал, например слоистый базальтопластик, при этом для выступа 17 формы 15 применен аналогичный материал с тем же количеством слоев.

Таким образом, использование изобретений позволит создать высокотехнологичную аэродинамическую конструкцию с повышенной надежностью ее работы, что и подтверждает это использование по назначению. Осуществимость изобретений подтверждена положительными результатами испытаний образцов и фрагментов конструкций, разработка и изготовление которых полностью основаны на представленном описании. В связи с этим новое техническое решение соответствует и критерию «промышленная применимость», т.е. уровню изобретения.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс B29C33/14 у стенки формы

Класс F16B11/00 Соединения конструктивных элементов склеиванием или прессованием, например холодной сваркой под давлением

Класс B32B5/00 Слоистые изделия, отличающиеся неоднородностью или физической структурой слоя

Класс B32B1/06 отличающиеся заполнителями или дополнительными элементами в полых участках изделия 

сотовый заполнитель -  патент 2507113 (20.02.2014)
планшетный компьютер - мобильный персональный компьютер (варианты) -  патент 2489751 (10.08.2013)
способ послойного изготовления армированных объемных изделий -  патент 2468920 (10.12.2012)
способ изготовления среднего слоя трехслойной панели -  патент 2445228 (20.03.2012)
способ укрепления существующей металлической конструкции, способ укрепления труб и способ присоединения ответвлений к трубопроводам -  патент 2433936 (20.11.2011)
огнестойкий полимерный композиционный материал и способ его получения -  патент 2430138 (27.09.2011)
секционная биметаллическая тормозная колодка -  патент 2413643 (10.03.2011)
гребневая биметаллическая тормозная колодка с глубокой гребневой частью -  патент 2412842 (27.02.2011)
способ получения слоистого углеродного композиционного материала -  патент 2380232 (27.01.2010)
способ производства лопастей -  патент 2374072 (27.11.2009)
Наверх