ракетный двигатель на твердом топливе

Классы МПК:F02K9/97 ракетные сопла
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-30
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при разработке твердотопливных двигателей с малым временем работы. Ракетный двигатель на твердом топливе содержит намотанный на оправке корпус, закладные фланцы из композиционного материала и сопло из композиционного материала. Задний закладной фланец выполнен в виде единой детали с соплом. Силовые волокна композиционного материала в указанной единой детали направлены вдоль поверхности ее контакта с силовой оболочкой корпуса. Изобретение позволяет повысить надежность соединения сопла с задним днищем за счет повышения прочности заднего закладного фланца на изгиб и на срез. 2 ил. ракетный двигатель на твердом топливе, патент № 2320886

ракетный двигатель на твердом топливе, патент № 2320886 ракетный двигатель на твердом топливе, патент № 2320886

Формула изобретения

Ракетный двигатель на твердом топливе, содержащий намотанный на оправке корпус, закладные фланцы из композиционного материала и сопло, отличающийся тем, что задний закладной фланец выполнен в виде единой детали с соплом из композиционного материала (КМ), при этом деталь выполнена таким образом, что силовые волокна КМ направлены вдоль поверхности контакта ее с силовой оболочкой корпуса (СОК).

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при разработке твердотопливных двигателей с малым временем работы.

Известен ракетный двигатель на твердом топливе (РДТТ), содержащий наматываемый на оправке корпус, металлический задний закладной фланец, сопло, изготавливаемое из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ) (Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе. / Под общ. ред. д-ра техн. наук Лаврова Л.Н. - М.: Машиностроение, 1993, с.68-69, 135).

Для конструкции, где сопло изготавливается из УУКМ, характерно наличие стыка между ним и задним днищем. Для соединения этих деталей используется, обычно, фланцевое соединение, загерметизированное резиновыми кольцами.

Недостатки конструкции заключаются в следующем. При работе двигателя при увеличении внутреннего давления происходит деформация элементов стыка, что, в случае их различной деформативности, может привести к разрушению двигателя.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение надежности соединения сопла с задним днищем.

Технический результат достигается тем, что в РДТТ, содержащем намотанный на оправке корпус, закладные фланцы из композиционного материала и сопло, задний закладной фланец выполнен в виде единой детали с соплом из композиционного материала (КМ), при этом деталь выполнена таким образом, что силовые волокна КМ направлены вдоль поверхности контакта ее с силовой оболочкой корпуса (СОК).

На фиг.1 представлено сопло и закладной фланец в виде единой детали:

1 - задний закладной фланец, 2 - раструб сопла, 3 - силовая оболочка корпуса (СОК), 4 - теплозащитное покрытие (ТЗП).

На фиг.2 представлена схема нагружения рассматриваемой детали внутренним давлением.

В процессе горения топлива в камере сгорания создается внутреннее давление. При этом на задний закладной элемент действует сила, создаваемая внутренним давлением и передающаяся на заднее днище СОК по площади S1-F кр, а воспринимается им по площади S1 -Sк. В результате этого в корневом (самом нагруженном) сечении закладного элемента возникает перерезывающая сила и изгибающий момент, которые стремятся раскрыть стык. Расположение силовых волокон вдоль образующей поверхности контакта между фланцем и СОК повышает прочностные характеристики (силу сопротивления перерезывающей силе) заднего закладного фланца в этом сечении, а выполнение его в виде единой детали с соплом увеличивает сопротивление изгибающему моменту.

Выполнение заднего закладного фланца в виде единой детали с соплом из УУКМ таким образом, что силовые волокна КМ направлены вдоль поверхности контакта ее с СОК, позволяет повысить надежность соединения сопла с задним днищем двигателя, а также снизить конструктивную сложность, трудоемкость изготовления, уменьшить число деталей, снизить массу стыковочного узла.

Класс F02K9/97 ракетные сопла

сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива -  патент 2527228 (27.08.2014)
герметизирующее-пусковое устройство ракетного двигателя -  патент 2524785 (10.08.2014)
способ изготовления сопла камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2519003 (10.06.2014)
способ повышения среднетраекторного удельного импульса тяги жидкостного ракетного двигателя и жидкостный ракетный двигатель для реализации указанного способа -  патент 2517958 (10.06.2014)
сопло камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2515576 (10.05.2014)
устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514570 (27.04.2014)
управляющий ракетный двигатель -  патент 2514327 (27.04.2014)
заглушка сопла ракетного двигателя -  патент 2513862 (20.04.2014)
сопло переменной степени расширения -  патент 2513064 (20.04.2014)
способ создания аэродинамического сопла многокамерной двигательной установки и составной сопловой блок для осуществления способа -  патент 2511800 (10.04.2014)
Наверх