способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных изотермических средств

Классы МПК:G01N25/18 путем определения коэффициента теплопроводности
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бартош Юрий Евгеньевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-27
публикация патента:

Использование: для определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных изотермических средств. Сущность: заключается в том, что производят последовательный нагрев воздуха внутри транспортного средства посредством источника тепла, охлаждение в течение 10-12 часов с почасовым измерением внутренней и наружной температуры, замер мощности источника тепла в процессе нагрева и охлаждения, определение разности температур с последующим расчетом искомой характеристики, после чего осуществляют исследование четырехчасовых интервалов процессов нагрева и охлаждения на отклонение регулярных кривых экспоненциальной функции lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -f(способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) в полулогарифмических координатах от прямых lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 в этих же координатах, где способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 =tв-tн - разность температур внутри (tв) и снаружи (t н) транспортного средства; способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - отсчет времени в час, затем выбирают два участка на линии нагрева и охлаждения, в наибольшей мере приближенных к прямой регулярного процесса, дифференциальные уравнения теплового баланса на этих участках линеаризуют и в интегральной форме используют для определения искомого коэффициента теплопередачи по определенной математической формуле. Технический результат: повышение точности определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных изотермических средств, а также уменьшение трудоемкости аппроксимации опытных кривых. 1 ил. способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

Формула изобретения

Способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных изотермических средств, включающий последовательный нагрев воздуха внутри транспортного средства посредством источника тепла, охлаждение в течение 10-12 ч с почасовым измерением внутренней и наружной температуры, замер мощности источника тепла в процессе нагрева и охлаждения, определение разности температур с последующим расчетом искомой характеристики, отличающийся тем, что в нем осуществляют исследование четырехчасовых интервалов процессов нагрева и охлаждения на отклонение регулярных кривых экспоненциальной функции lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -f(способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) в полулогарифмических координатах от прямых lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 в этих же координатах,

где способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 =tв-tн - разность температур внутри (tв) и снаружи (t н) транспортного средства;

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - отсчет времени в часах,

затем выбирают два участка на линии нагрева и охлаждения, в наибольшей мере приближенных к прямой регулярного процесса, дифференциальные уравнения теплового баланса на этих участках линеаризуют и в интегральной форме используют для определения искомого коэффициента теплопередачи по формуле

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

где К - коэффициент теплопередачи;

f(lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) - отношение разности натуральных логарифмов значений температурных напоров способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 на границах выбранного участка нагрева к аналогичной разности для участка охлаждения;

Рн, Р o (Вт) - мощности источника тепла в процессе нагрева (Р н) и охлаждения (Ро);

Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность ограждения (м2 );

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - среднегеометрические температурные напоры в границах выбранных участков нагрева способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 и охлаждения способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 (°С).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов железнодорожных вагонов, автомобилей, фюзеляжей самолетов, грузовых помещений рефрижераторных судов, строительных конструкций и т.д.

Фундаментальным способом определения коэффициента теплопередачи является равновесный, когда размещенными в кузове транспортного изотермического средства источниками тепла температура поднимается до уровня стационарного режима. Этот способ требует продолжительности процесса в несколько суток, большого расхода энергии, и доступен только при опытах в специальных термокамерах. Известные способы нестационарных режимов, как правило, сложны и не дают достаточно точных результатов, сравнительно с равновесным.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения коэффициента теплопередачи транспортного изотермического средства без достижения в нем установившегося режима температур, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова в нерегулярном режиме источником тепла известной постоянной мощности и одновременном измерении температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе нагревания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции, снижении мощности источника до известной величины, измерении температур воздуха снаружи и внутри кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе остывания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции и последующем расчете среднего коэффициента теплопередачи по найденным константам уравнений, аппроксимирующих процессы нагрева и остывания воздуха в кузове транспортного средства (А.с. №1730572, G01N 25/18, публ. 30.04.92, Бюл. №16).

По существу известный способ предусматривает последовательный нагрев и охлаждение (остывание) воздуха, определение коэффициента теплопередачи при средних температурах этих процессов, использование уравнения теплового баланса в форме регулярного режима, как касательной в расчетных точках.

Этот способ позволяет сократить продолжительность общего процесса до 20-24 часов, но не дает достаточной точности результатов из-за разобщенности нерегулярных и регулярных процессов.

Недостатком способа является необходимость последовательной реализации примерно равных по длительности процессов нагрева и остывания воздуха в кузове вагона.

Техническая задача - повышение точности результатов и уменьшения трудоемкости аппроксимации опытных кривых.

Техническая задача достигается тем, что в способе определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных изотермических средств, включающем последовательный нагрев воздуха внутри транспортного средства посредством источника тепла и охлаждение в течение 10-12 часов с почасовым измерением внутренней и наружной температуры, замер мощности источника тепла в процессе нагрева и охлаждения, определение разности температур с последующим расчетом искомой характеристики, осуществляют исследование четырех часовых интервалов процессов нагрева и охлаждения на отклонение регулярных кривых экспоненциальной функции в полулогарифмических координатах lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -f(способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) от прямых в этих же координатах lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ,

где

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 =tв-tн - разность температур внутри (tв) и снаружи (t н) транспортного средства;

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - отсчет времени в час,

затем выбирают два участка на линии нагрева и охлаждения, в наибольшей мере приближенных к прямой регулярного процесса, дифференциальные уравнения теплового баланса на этих участках линеаризуют и в интегральной форме используют для определения искомого коэффициента теплопередачи по формуле

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

где К - коэффициент теплопередачи;

f(lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) - отношение разности натуральных логарифмов значений температурных напоров способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 на границах выбранного участка нагрева к аналогичной разности для участка охлаждения;

Рн, Р о (Вт) - мощности источника тепла в процессе нагрева (Р н) и охлаждения (Ро);

Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность ограждения (м2 );

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - среднегеометрические температурные напоры в границах выбранных участков нагрева (способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ) и охлаждения способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 (°С). Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором представлены графики процесса нагрева и охлаждения регулярных кривых экспоненциальной функции и прямых в полулогарифмических координатах lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 -способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 ,

где

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - характеристика отклонения реального процесса от регулярного;

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 =tв-tн - разность температур внутри (tв) и снаружи (t н) транспортного средства;

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - отсчет времени в час.

Регулярным режимом процесса теплопроводности называют точное соответствие изменения температурного перепада экспоненциальной функции от температуры. Этот процесс характеризуется линейной зависимостью натурального логарифма разности температур от времени. Как показали специальные исследования, реальные процессы нагрева и охлаждения не содержат крупномасштабных участков регулярных режимов. Поэтому сущность предлагаемого метода состоит в том, чтобы на опытных данных последовательного нагрева и охлаждения выбрать участки, наиболее близкие к регулярному режиму и совместно их использовать для определения искомого коэффициента теплопередачи. Это позволяет, сохранив продолжительность опытов на уровне 20-24 часов, исключить весьма трудоемкую работу по аппроксимации кривых описывающих нестационарные процессы и получить высокую точность результатов.

Процесс нагрева следует осуществлять мощностью 5 и 7 кВт (с учетом мощности вентиляторов), в зависимости от величины поверхности нагрева ограждения, в течение 10-12 часов. Далее мощность снижается до 2-3 кВт и продолжительность охлаждения системы длится также 10-12 часов. Каждый час производятся измерения не менее 12 точек температуры внутри и снаружи транспортной системы и вычисляется разность температур способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 =tв-tн.

Пояснение к предлагаемому способу обработки опытных данных произведем, используя результаты испытания рефрижераторного вагона.

Интервалы исследуемых процессов целесообразно брать 4 часа с тем, чтобы располагать опытным значением lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 в среднем времени интервала. Для выбора расчетных участков воспользуемся значениями среднего значения lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 как полусуммы при регулярном режиме:

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

и опытного значения lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 при среднем времени интервала lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 /2 (где способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - отсчет времени в час).

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

нагревание охлаждение
способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 Ln-способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 /2способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 Ln-способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 lnспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 /2способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951
3-7 2,95653,02-0,0635 3-73,305 3,30,005
4-83,09953,14 -0,04054-8 3,28753,288-0,0005
5-93,215 3,243-0,028 5-93.273,26 0,01
6-10 3,32253,33-0,0075 6-103.257 3,250,007

Появление знака минус при величине способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 в интервале 4-8 часов охлаждения указывает на возможные колебания наружной температуры.

Как видно из таблицы с опытными данными, наиболее близким к регулярному режиму при нагревании участок - 6-10 часов и при охлаждении - 4-8 часов.

Для формирования уравнений регулярного режима на выбранных участках используем дифференциальное уравнение теплового баланса, принимая неизменными величину коэффициента теплопередачи К и водяного эквивалента системы W (кузов, внутренний воздух и оборудование).

В процессе нагрева тепловой баланс характеризуется тем, что подведенная мощность - Рн (н - индекс нагрева) расходуется на повышение энтальпии системы и на передачу тепла окружающей среде:

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

и условие линейности регулярного режима

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

где способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 - средняя геометрическая температура интервала (i - индекс времени начала интервала нагрева).

Заменяя способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 и интегрируя, получим:

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

Процесс охлаждения характеризуется тем, что значительно уменьшенная мощность нагрева и возврат тепла системой расходуются на теплопередачу окружающей среде:

P0 dспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 0+Wdспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 0=KHспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 dспособ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 0

Преобразуя, как и ранее, и интегрируя, имеем (j - индекс, относящийся к интервалу охлаждения):

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

где

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

Решая совместно интегральные уравнения регулярных режимов, получаем искомое выражение для определения коэффициента теплопередачи (способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 н,i=способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 0j)

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

где

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

В качестве иллюстрации определим значение К по данным уже использованных опытов:

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951

По данным равновесных испытаний этого же вагона получено значение способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортных   изотермических средств, патент № 2319951 . Как видно, результаты практически одинаковы.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет существенно сократить время опытов, потребляемую мощность, позволяет исключить трудоемкую аппроксимацию опытных кривых и повысить точность измерения коэффициента теплопередачи.

Класс G01N25/18 путем определения коэффициента теплопроводности

способ определения теплозащитных свойств материалов и пакетов одежды -  патент 2527314 (27.08.2014)
способ измерения теплопроводности и теплового сопротивления строительной конструкции -  патент 2527128 (27.08.2014)
способ определения удельной теплоемкости материалов -  патент 2523090 (20.07.2014)
способ определения коэффициента теплопроводности наноструктурированного поверхностного слоя конструкционных материалов -  патент 2521139 (27.06.2014)
способ исследования нестационарного теплового режима твердого тела -  патент 2518224 (10.06.2014)
способ интеллектуального энергосбережения на основе инструментального многопараметрового мониторингового энергетического аудита и устройство для его осуществления -  патент 2516203 (20.05.2014)
устройство определения сопротивления теплопередачи многослойной конструкции в реальных условиях эксплуатации -  патент 2512663 (10.04.2014)
способ определения теплопроводности керна -  патент 2503956 (10.01.2014)
способ определения температуропроводности твердого тела при нестационарном тепловом режиме -  патент 2502989 (27.12.2013)
способ определения теплопроводности сыпучих материалов при нестационарном тепловом режиме -  патент 2502988 (27.12.2013)
Наверх