способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя

Классы МПК:F02C9/26 управление топливоподачей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-06-13
публикация патента:

Изобретение относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. Техническая задача заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 , дозирование топлива для поддержания величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 соответствующей заданной зависимости способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд), согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Т пр порог по зависимости Т пр порог=f(Твх ), сравнивают Тпр с Тпр порог и при Тпр>T пр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 до значения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор=способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ×Ккор, где К кор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпрпр порог восстанавливают величину способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в соответствии с заданной зависимостью способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд). 2 ил. способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663

способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663

Формула изобретения

Способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора n вд, определение величины ускорения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 дозирование топлива для поддержания величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 соответствующей заданной зависимости способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Тпр порог по зависимости Тпр порог=f(Твх), сравнивают Т пр с Тпр порог , и при Тпрпр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 до значения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор=способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ·Ккор, где К кор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпрпр порог восстанавливают величину способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в соответствии с заданной зависимостью способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя.

Известен способ дозирования топлива в процессе разгона газотурбинного двигателя путем измерения давления воздуха за компрессором и частоты вращения ротора двигателя, формирования программы регулирования расхода топлива в соответствии с измеренными параметрами и перемещения дозирующего элемента пропорционально величине отклонения текущего расхода топлива от заданного по программе [Любомудров Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. М., Машиностроение, 1971, с.96].

Известный способ не обеспечивает приемлемую точность поддержания времени разгона. Кроме того, для двигателя с докритическим перепадом в реактивном сопле линия рабочих режимов в координатах программы разгона смещается в зависимости от высоты и скорости полета, что приводит к изменению дозируемых избытков топлива, поэтому в различных условиях эксплуатации возможны как «зависание» двигателя, так и перегрев, что снижает надежность двигателя.

Наиболее близким к заявляемому является способ дозирования топлива на запуске, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 , регулирование частоты вращения ротора газогенератора в соответствии с зависимостью способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 и ограничение расхода топлива в соответствии с зависимостью GT огр=f(n ВД, ТВХ). При достижении температурой продуктов сгорания предельного значения Тпрзащит производится кратковременная отсечка топлива, включение агрегата зажигания, изменение зависимости способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в сторону снижения на 50% и изменение зависимости G T огр=f(nВД , ТВХ) в сторону снижения на 10% и дальнейшее осуществление запуска с измененной зависимостью регулирования. При повторном превышении температурой продуктов сгорания порогового значения Tпр защ производится прекращение запуска [Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300,ТУ-204, ИЛ-114, Москва, 1993,стр.25].

Данный способ не учитывает температуру продуктов сгорания до достижения предельного значения Тпр защ. Выполнение кратковременной отсечки топлива при Тпрпр защ дает положительный эффект только в случае помпажных явлений в компрессоре. Для случая, когда причиной высокой температуры продуктов сгорания на запуске является снижение КПД узлов вследствие износа или загрязнения, а также температурное состояние двигателя, кратковременная отсечка топлива не приводит к снижению температуры. Используемое в прототипе изменение зависимостей =f(nВД) и GT огр=f(nВД, ТВХ ) в процессе всего запуска приводит к неоправданно затянутому времени запуска и «зависаниям» газотурбинного двигателя после отключения стартера.

Недостатком известного способа является снижение надежности запуска двигателя в результате повышения температуры продуктов сгорания топлива на запуске при снижении к.п.д. узлов вследствие износа или загрязнения.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора n ВД, определение величины ускорения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 дозирование топлива для поддержания величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 соответствующей заданной зависимости способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха ТВХ на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Tпр порог по зависимости Тпр порог=f(Твх), сравнивают Т пр с Tпр порог и при Тпрпр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 до значения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор=способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ×Ккор, где К кор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Tпр), a при Тпр<Tпр порог восстанавливают величину способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в соответствии с заданной зависимостью способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд).

Предлагаемый способ корректирует дозируемый избыток топлива на запуске по температуре продуктов сгорания топлива, снижая ускорение способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 только при высокой температуре Тпр , позволяя снизить максимальную температуру продуктов сгорания на запуске двигателя и выполнить запуск за минимально возможное время.

На фиг.1 представлена зависимость К кор от величины температуры продуктов сгорания Т пр для газотурбинных установок на базе двигателя ПС90А.

Величина порогового значения Тпр порог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания, запуск в которой производится с коррекцией ускорения способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ротора газогенератора на заданный коэффициент К кор:

Тпр порогпр защ-способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 Т,

где Тпр защ=f(Tвх) - предельное значение температуры продуктов сгорания для защиты двигателя от перегрева на запуске, зависящее от внешних условий, превышение которой приводит к прекращению запуска;

Твх - температура воздуха на входе в двигатель;

способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 T - постоянная величина, зависящая от типа двигателя («уставка»).

Зависимость коэффициента коррекции Ккор величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 от текущей температуры продуктов сгорания при превышении Тпр порог определяется параметрами двигателя.

Структурная схема осуществления предлагаемого способа для газотурбинных установок на базе ПС90А представлена на фиг.2.

Блок 1 - блок формирования задания на изменение величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в зависимости от nвд [способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд)].

Блок 2 - логический блок, осуществляющий сравнение текущей температуры продуктов сгорания с пороговой величиной Тпр порог. Величина Тпр порог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания при запуске газотурбинного двигателя, в которой требуется коррекция величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ротора генератора на коэффициент коррекции К кор. Блок формирует величину Kкор =f(Тпр) для текущей температуры Т вх и заданного значения «уставки» способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 T.

Блок 3 - арифметический, выполняет коррекцию задания величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 с учетом Ккор: способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор=способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 ×Ккор.

Блок 4 - блок, формирующий задание на дозатор топлива с учетом выходного сигнала с блока 3, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор.

Способ осуществляется следующим образом.

При запуске двигателя газотурбинной установки на базе двигателя ПС90А блок 1, на вход которого поступает сигнал о величине текущей частоты вращения ротора газогенератора nвд, формирует задание на величину способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 и подает выходной сигнал I1 на первый вход блока 3. На входы блока 2 поступает информация о величинах температуры воздуха на входе в двигатель Твх , температуры продуктов сгорания Тпр и «уставки» способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 T.

При Тпр пр порог блок 2 формирует сигнал I2<1, пропорциональный

коэффициенту коррекции Ккор, поступающий на вход блока 3. Изменение Ккор соответствует диапазону 0,4-1,0 (фиг.1).

При Тпрспособ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 Tпр порог на вход блока 3 поступает сигнал I2=1 о величине Kкор=1.

Блок 3 выполняет коррекцию задания способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 и формирует выходной сигнал I3, поступающий на вход блока 4, который задает режим работы дозатору топлива, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 кор. При этом уменьшаются дозируемые избытки топлива, что в конечном счете снижает максимальную температуру продуктов сгорания Тпр. При Т прспособ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 Tпр порог происходит восстановление величины способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 в соответствии с заданной зависимостью способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, патент № 2316663 =f(nвд).

Класс F02C9/26 управление топливоподачей

способ поэтапного изменения подачи топлива в устройстве с камерой сгорания -  патент 2526410 (20.08.2014)
устройство для управления положением дозирующего узла регулятора газа или жидкости (варианты) -  патент 2513545 (20.04.2014)
двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя -  патент 2504677 (20.01.2014)
способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания судовой газотурбинной установки -  патент 2500911 (10.12.2013)
устройство для управления раходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2500910 (10.12.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2497001 (27.10.2013)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2490493 (20.08.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2489592 (10.08.2013)
способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности -  патент 2476971 (27.02.2013)
Наверх