осколочно-фугасная авиационная бомба

Классы МПК:F42B25/00 Авиационные бомбы
F42B12/20 осколочно-фугасного типа
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-11
публикация патента:

Изобретение относится к области боеприпасов. Авиабомба содержит головную часть, корпус, заряд взрывчатого вещества, стабилизатор и головной взрыватель, при этом она снабжена жестко соединенной с головной частью и корпусом центральной трубой, в полости которой во вкладыше из низкоплотного пористого материала размещен передаточный заряд, выполненный в виде двух шашек, разнесенных и подвижно соединенных детонирующим шнуром. Повышается эффективность действия авиабомбы как за счет повышения приведенной площади осколочного поражения, так и за счет повышения надежности центрального инициирования заряда взрывчатого вещества. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. осколочно-фугасная авиационная бомба, патент № 2314483

осколочно-фугасная авиационная бомба, патент № 2314483 осколочно-фугасная авиационная бомба, патент № 2314483

Формула изобретения

1. Осколочно-фугасная авиационная бомба, содержащая головную часть, корпус, заряд взрывчатого вещества, стабилизатор и головной взрыватель, отличающаяся тем, что она снабжена жестко соединенной с головной частью и корпусом центральной трубой, в полости которой во вкладыше из низкоплотного пористого материала размещен передаточный заряд, выполненный в виде двух шашек, разнесенных и подвижно соединенных детонирующим шнуром.

2. Бомба по п.1, отличающаяся тем, что во вкладыше выполнено отверстие под детонатор взрывателя, при этом цилиндрическая поверхность отверстия облицована металлической оболочкой.

3. Бомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что передняя шашка передаточного заряда примыкает к детонатору взрывателя, а задняя шашка размещена по центру масс авиабомбы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно к осколочно-фугасным авиабомбам.

Известен осколочно-фугасный снаряд по патенту РФ №2018779, который содержит корпус, основной заряд взрывчатого вещества, реакционный узел, донный взрыватель, головной колпак, заполненный низкоплотным материалом, блок готовых поражающих элементов с зарядом взрывчатого вещества и детонатором. Данная конструкция снаряда может быть использована в осколочно-фугасных боеприпасах, требующих одновременно как осевое, так и круговое поля поражения. Использование данного технического решения в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы приведет к резкому снижению ее удельной эффективности, так как осевое поле поражения не будет задействовано для поражения цели при срабатывании авиабомбы на «промахе».

Известен осколочный боеприпас (патент США №3970005 от 20.07.76), который содержит корпус, центральный заряд взрывчатого вещества, гибкое листовое бризантное вещество, размещенное на части периферии центрального заряда и упирающее в детонатор взрывателя. Данное техническое решение позволяет обеспечить направленное действие осколочного поля боеприпаса.

Использование данного технического решения в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы потребует для сохранения направленности осколочного поля существенного усложнения конструкции авиабомбы, а следовательно, и снижения ее удельной эффективности.

Известны осколочно-фугасные авиационные бомбы Мк 81, Мк 82, Мк-83 (Новости машиностроения, №10 (215) - 25 мая 1985 г. - 8 - прототип).

Авиационные бомбы содержат стальной корпус, головную часть, заряд взрывчатого вещества, хвостовое оперение низкого сопротивления для стабилизации в полете. Авиабомбы позволяют их комплектацию взрывателями, размещенными в головной части авиабомбы или в хвостовом оперении.

При размещении взрывателя в головной части авиабомба функционирует как осколочно-фугасный боеприпас, при этом при инициировании заряда взрывчатого вещества образуется скользящая детонационная волна, которая подходит к оболочке корпуса под некоторым углом, снижающим начальную скорость и меридиональный угол разлета осколков, что существенно снижает рост приведенной площади осколочного поражения.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия осколочно-фугасной авиационной бомбы.

Технический результат состоит в повышении приведенной площади осколочного поражения и надежности центрального инициирования заряда взрывчатого вещества.

Технический результат достигается тем, что осколочно-фугасная авиабомба содержит головную часть, корпус, заряд взрывчатого вещества, стабилизатор и головной взрыватель, при этом она снабжена жестко соединенной с головной частью и корпусом центральной трубой, в полости которой во вкладыше из низкоплотного пористого материала размещен передаточный заряд, выполненный в виде двух шашек, разнесенных и подвижно соединенных детонирующим шнуром.

Повышение приведенной площади осколочного поражения достигается за счет снабжения авиабомбы передаточным зарядом в виде двух шашек, разнесенных и подвижно соединенных детонирующим шнуром. Такое конструктивное исполнение передаточного заряда позволяет обеспечить инициирование заряда в любой точке вдоль центральной продольной оси, в том числе и по центру масс авиабомбы.

Центральная схема инициирования заряда взрывчатого вещества позволяет значительно увеличить меридиональный угол разлета и начальную скорость осколков из срединной части корпуса. В случае центрального инициирования заряда взрывчатого вещества после отражения расходящейся сферической детонационной волны от внутренней поверхности корпуса в продуктах детонации возникает сходящаяся к оси симметрии ударная волна, фронт которой представляет часть поверхности тора. Пик скорости в средней части корпуса является следствием нормального падения фронта детонационной волны на внутреннюю поверхность корпуса, при этом по разные стороны от сечения, проходящего через центр масс задней шашки передаточного заряда, углы склонения осколочного поля имеют разные знаки, это является причиной увеличения угла разлета осколков.

Увеличение меридионального угла разлета осколков приводит к существенному росту приведенной площади осколочного поражения.

Размещение передаточного заряда во вкладыше из низкоплотного пористого материала исключает инициирование заряда взрывчатого вещества при срабатывании передней шашки и детонирующего шнура передаточного заряда, так как при воздействии взрыва в пористом материале возникают ударные волны, что приводит к его необратимому уплотнению во фронте ударной волны и сопровождается переориентацией, пластической деформацией и разрушением отдельных частиц, трением их друг о друга, сваркой и упрочнением частиц.

Все эти процессы вызывают интенсивный разогрев материала и диссипацию энергии ударной волны, что ведет к интенсивному затуханию ударной волны и потере ее способности к инициированию заряда взрывчатого вещества.

В осколочно-фугасной авиационной бомбе вкладыш может быть выполнен с отверстием под детонатор взрывателя, цилиндрическая поверхность которого облицована металлической оболочкой, что исключает возможность инициирования заряда взрывчатого вещества при срабатывании детонатора взрывателя, тем самым повышается надежность инициирования заряда взрывчатого вещества от срабатывания задней шашки передаточного заряда.

В осколочно-фугасной авиационной бомбе передняя шашка передаточного заряда может примыкать к детонатору взрывателя, а задняя шашка передаточного заряда может быть размещена по центру масс авиабомбы, что позволяет обеспечить максимальный меридиональный угол разлета осколков, а следовательно, и повысить приведенную площадь осколочного поражения.

Возможность промышленного применения обусловлена конкретным выполнением изобретения, характеризующегося следующей конструктивной схемой.

На фиг.1 показан общий вид осколочно-фугасной авиационной бомбы.

На фиг.2 показан передаточный заряд во вкладыше.

Осколочно-фугасная авиационная бомба состоит из головной части 1, корпуса 2, головного взрывателя 3 с детонатором 4, центральной трубой 5, заряда взрывчатого вещества 6, стабилизатора 7, вкладыша 8, металлической оболочки 9, передаточного заряда, включающего переднюю шашку 10, детонирующий шнур 11, заднюю шашку 12.

Работа осколочно-фугасной авиационной бомбы происходит следующим образом.

При встрече авиабомбы с преградой срабатывает взрыватель 3 с детонатором 4, который инициирует переднюю шашку 10 передаточного заряда. Далее инициирующий импульс через детонирующий шнур 11 передается на заднюю шашку 12 передаточного заряда. При срабатывании шашки 12 происходит инициирование заряда взрывчатого вещества 6. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходит дробление корпуса 2 на осколки и их радиальный разлет.

Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных и летных условиях.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции осколочно-фугасной авиационной бомбы позволяет повысить ее эффективность действия как за счет повышения приведенной площади осколочного поражения, так и за счет повышения надежности центрального инициирования заряда взрывчатого вещества.

Класс F42B25/00 Авиационные бомбы

унифицированная система управляемых авиационных бомб малого калибра -  патент 2521140 (27.06.2014)
противотанковая авиационная бомба с тандемным кумулятивным зарядом и осколочным корпусом -  патент 2508521 (27.02.2014)
авиационная бомба комбинированного действия -  патент 2507470 (20.02.2014)
боеприпас системы воздушной разведки -  патент 2506532 (10.02.2014)
атомная бомба -  патент 2480706 (27.04.2013)
водородная бомба -  патент 2477449 (10.03.2013)
осколочный боеприпас староверова (варианты) и устройство для его применения (варианты) -  патент 2472098 (10.01.2013)
бомба -  патент 2447397 (10.04.2012)
противопожарная авиабомба -  патент 2439479 (10.01.2012)
хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода -  патент 2418261 (10.05.2011)

Класс F42B12/20 осколочно-фугасного типа

Наверх