устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего сгорания

Классы МПК:F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам
Патентообладатель(и):Капишников Александр Петрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-24
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для выработки электрической энергии и получения тепловой энергии за счет утилизации теплоты продуктов сгорания, воды первого контура, масла и сжатого воздуха. Устройство, состоящее из охладителя воды первого контура, охладителя воздуха, связанных соответственно водяным и воздушным трубопроводами, насосом и нагнетателем воздуха с дизель-генератором и конвективной ступени, при этом трубопровод теплоносителя с температурой замерзания -20...-30°С циркуляционно связан в теплоотдающем контуре через бак холодного теплоносителя, размещенного перед насосом холодного теплоносителя, с конденсационной ступенью, охладителями воздуха, воды первого контура, маслоохладителем и конвективной ступенью, а в тепловоспринимающем контуре с системой отопления и через подогреватель водопроводной воды с разомкнутой системой горячего водоснабжения, причем незамкнутый трубопровод выхлопных газов последовательно подключен к конвективной ступени, контактной камере с трубопроводом для отвода конденсата и конденсационной ступени конденсационного теплоутилизатора. Изобретение обеспечивает повышение тепловой эффективности двигателя внутреннего сгорания. 1 ил. устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

Формула изобретения

Устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов двигателя внутреннего сгорания, состоящее из охладителя воды первого контура, охладителя воздуха, связанных соответственно водяным и воздушным трубопроводами, насосом и нагнетателем воздуха с дизель-генератором и конвективной ступени, отличающееся тем, что трубопровод теплоносителя с температурой замерзания -20...-30°С циркуляционно связан в теплоотдающем контуре через бак холодного теплоносителя, размещенного перед насосом холодного теплоносителя, с конденсационной ступенью, охладителями воздуха, воды первого контура, маслоохладителем и конвективной ступенью, а в тепловоспринимающем контуре с системой отопления и через подогреватель водопроводной воды с разомкнутой системой горячего водоснабжения, причем незамкнутый трубопровод выхлопных газов последовательно подключен к конвективной ступени, контактной камере с трубопроводом для отвода конденсата и конденсационной ступени конденсационного теплоутилизатора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для выработки электрической энергии и получения тепловой энергии за счет утилизации теплоты продуктов сгорания, воды первого контура, масла и сжатого воздуха.

В изобретении [1], принятом за аналог, с целью повышения коэффициента полезного действия, охладитель отработанных газов выполнен с нисходящим потоком газов и с возможностью их охлаждения до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров и установлен по ходу потока воздуха перед двигателем и генератором.

Подачу холодного воздуха следовало бы сначала выполнить на охлаждение генератора, а затем отправлять на подогрев за счет тепловых выбросов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) так, как в действительности никакого охлаждения генератора не происходит в виду того, что его омывает уже подогретый воздух. Другим недостатком является то, что при повышении температуры продуктов сгорания на участках конденсационных теплообменников прекратится конденсация водяных паров в выхлопных газах. Это приведет к снижению тепловой эффективности утилизации теплоты продуктов сгорания. Третий недостаток связан с тем, что воздушное охлаждение из-за малой теплоемкости воздуха приводит к большим расходам. В этом случае резко возрастет электрическая мощность на привод вентилятора (доля электрической мощности на собственные нужды) и снизится доля электрической мощности, которая идет внешнему потребителю.

Устройство для комплексной утилизации тепла ДВС [2] осуществляет охлаждение воды первого контура в водо-водяном теплообменнике промежуточному теплоносителю замкнутого контура, который затем дополнительно подогревается в первом газоводяном теплообменнике теплотой выхлопных газов двигателя до температуры 95°С и направляется к радиаторам отопления, расход через который регулируется запорным органом. Из радиатора промежуточный теплоноситель с температурой 70°С циркуляционным насосом подается во второй водо-водяной теплообменник, где он охлаждается до температуры порядка 50°С и затем снова поступает в первый водо-водяной теплообменник. Сырая вода сначала подогревается в газоводяном теплообменнике с 5 до 25°С, а затем во втором водо-водяном теплообменнике до 45°С. Температура продуктов сгорания на выходе из выхлопной трубы ниже температуры точки росы.

Охлаждение выхлопных газов связано с конденсацией из них водяных паров. Выхлопная труба расположена вертикально. Через некоторое время конденсат наполнит выхлопную трубу и двигатель заглохнет. Другой недостаток связан с тем, что нагрев сырой воды осуществляется в рамках тепловой схемы ДВС и на нужды горячего водоснабжения отводится дополнительная третья труба. Температура воды в обратной магистрали перед циркуляционным насосом лишь теоретически равна 70°С. Из-за потерь, которые присутствуют в тепловых сетях, эта температура существенно ниже, а поэтому нагреть до 45°С воду на нужды горячего водоснабжения не представляется возможным. Кроме того, представленное устройство не охватывает теплоту, которую отводят при охлаждении масла и охлаждении воздуха после турбонаддува.

Целью изобретения является повышение тепловой эффективности двигателя внутреннего сгорания.

Указанная цель достигается тем, что трубопровод теплоносителя с температурой замерзания -20...-30°С циркуляционно связан в теплоотдающем контуре через бак холодного теплоносителя, размещенного перед насосом холодного теплоносителя, с конденсационной ступенью, охладителями воздуха, воды первого контура, маслоохладителем и конвективной ступенью, а в тепловоспринимающем контуре с системой отопления и через подогреватель водопроводной воды с разомкнутой системой горячего водоснабжения, причем незамкнутый трубопровод выхлопных газов последовательно подключен к конвективной ступени, контактной камере с трубопроводом для отвода конденсата и конденсационной ступени конденсационного теплоутилизатора.

Схема устройства для комплексной утилизации тепловых выбросов ДВС включает: 1 - генератор; 2 - дизель; 3 и 4 - конденсационная и конвективная ступень; 5, 11 - насосы; 6 - маслоохладитель; 7 - масляный насос; 8 - насос воды первого контура; 9 - охладитель воды первого контура; 10 - бак-аккумулятор; 12 - нагнетатель воздуха; 13 - охладитель воздуха; 14 - бак охлажденного теплоносителя; 15 - маслопровод; 16 и 17 - обратный и прямой трубопровод; 18 - контактная камера; 19 - трубопровод отвода конденсата; 20 - конденсационный теплоутилизатор; 21 - подогреватель воды горячего водоснабжения; 22 - система отопления; 23 - трубопровод воды первого контура.

Дизель 2 совместно с генератором 1 являются стационарной постоянно действующей энергетической установкой. В ее состав входят: система охлаждения воды первого контура 9, система охлаждения масла 6, являющейся частью системы смазки, система охлаждения нагнетателя воздуха 13 и конденсационный теплоутилизатор 20. Этими системами в виде теплоты отводится примерно 50-60% от подводимой энергии.

Наибольшая часть приходится на тепловые выбросы с продуктами сгорания. Они с помощью конденсационного теплоутилизатора 20 охлаждаются до 20°С. Он состоит из конвективной 4 и конденсационной 3 ступени и размещенной между ними контактной камерой 18.

В конвективной ступени теплота продуктов сгорания передается конвекцией теплоносителю, которым в данном случае является вода. Считается, что продукты сгорания в своем составе не имеют сажи, масла и остатков топлива. Это достигается при добавлении к топливу антинагарной присадки, например "Экальва". Тепловой расчет позволяет определить конструкцию ступени.

Особенностью конденсационной ступени заключается в том, что наряду с конвекцией здесь происходит конденсация водяных паров из продуктов сгорания. В состав продуктов сгорания конденсационной ступени входят азот, кислород, углекислый газ, водяной пар и капельки конденсата. Движение потока осуществляется снизу вверх, а конденсат под действием силы тяжести падает вниз. Диффузионный поток массы направлен из газового потока к внутренней стенке трубы. Он по всей длине теплообменного элемента изменяет количество водяных паров и, как следствие, переменными становятся удельные объемы, теплофизические свойства газового потока для i-го сечения. Это влечет за собой значительное усложнение математической модели теплового расчета конденсационной ступени.

Контактная камера (устройство не рассматривается) предназначена для того, чтобы при изменении нагрузки двигателя в конденсационной ступени имели место оба вида тепломассоообмена. В этом случае обобщенный коэффициент тепломассоотдачи по величине на порядок больше, чем только один конвективный коэффициент теплоотдачи. Обобщенный коэффициент тепломассоотдачи определяется по следующей формуле

устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

где устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 Гi - коэффициент теплоотдачи, Вт/(м 2·K); устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - скрытая теплота парообразования водяных паров, Дж/кг; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 Гi - коэффициент массоотдачи, определяемый на поле парциальных давлений, м/с; PГi, PWi - парциальное давление водяных паров при температуре мокрого термометра смеси газов и температуре стенки, мм рт.ст.

Коэффициент массоотдачи устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 Pi, определяемый по формуле

устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

связан через коэффициент массоотдачи на поле парциальных концентраций устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 Ci с Нуссельтом диффузионным выражением

устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

Нуссельт диффузионный определяется из следующего скорректированного критериального уравнения

устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429

где C2 - опытный коэффициент; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - число Рейнольдса; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - число Прандтля диффузионного; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - параметр, учитывающий влияние поперечного потока вещества на поле парциальных давлений пара; Рni, РWi, Р0i - парциальные давления водяных паров над каплей при температуре мокрого термометра в потоке, на стенке оребренной трубы при температуре стенки и смеси при температуре сухого термометра, мм рт.ст.; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - объемная доля инертного газа в смеси; Р in - парциальное давление инертной составляющей смеси, мм рт.ст.; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - симплекс, учитывающий влияние переноса тепла паром на поле температур; устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов внутреннего   сгорания, патент № 2314429 - симплекс, учитывающий влияние отношения газовых постоянных водяного пара и смеси на поле парциальных давлений; d ЭКВ, S, h - геометрические параметры оребренной трубы, м.

Подбор маслоохладителя 6, охладителя воды первого контура 9, охладителя воздуха 13, подогревателя воды горячего водоснабжения 21 осуществляется в результате их тепловых расчетов.

В качестве низкотемпературного теплоносителя, температура замерзания которого составляет в диапазоне -20...-30°С, можно использовать водные растворы хлористого кальция или этиленгликоля, концентрации которых соответственно составляют 26 и 44%.

Предлагаемое устройство для комплексной утилизации тепловых выбросов двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом. Охлажденный теплоноситель по обратному трубопроводу 16 с температурой примерно не ниже 0°С сливается в бак охлажденного теплоносителя 14 и насосом 5 последовательно прокачивается для нагрева в конденсационной ступени 3, охладителе нагнетателя воздуха 13, маслоохладителе 6, охладителе воды первого контура 9 и конвективной ступени 4. Подогретый до 95°С теплоноситель сливается в бак-аккумулятор 10 и насос 11 направляет его по прямому трубопроводу 17 в систему отопления 22 и для подогрева воды в теплообменнике 21, которая поступает в систему горячего водоснабжения. При этом теплоноситель может охлаждаться до температуры, близкой к 0°С, и по обратному трубопроводу поступать вновь в устройство. Тепловые потери в окружающую среду через тепловую изоляцию обратного трубопровода 17 резко снизятся, так как разность температур между окружающей средой и теплоносителем в рассматриваемом и нормативном вариантах отличаются в 4...5 раз. Бак-аккумулятор 10 и бак охлажденного теплоносителя 14 предназначены для сглаживания неравномерности теплопотребления.

Выхлопные газы сначала передают конвекцией теплоту теплоносителю и охлаждаются примерно до 100°С. В контактной камере 18 они дополнительно насыщаются водяными парами, которые образуются в результате испарения части капелек конденсата в слое колец Рашига (не показано), выпадающего из размещенной выше конденсационной ступени 3. Продукты сгорания с увеличенным абсолютным влагосодержанием водяных паров поступают в конденсационную ступень 3, а оставшийся конденсат удаляется из контактной камеры по трубопроводу 19.

Отходящие газы на выходе из конденсационной ступени 3 охлаждаются примерно до температуры 20°С. Абсолютная влажность продуктов сгорания при этом существенно ниже, чем абсолютная влажность после ДВС. Изменение фазового состояния водяных паров резко интенсифицирует процесс теплообмена между двухфазным многокомпонентным газовым потоком и стенкой теплообменного элемента (не показан) конденсационной ступени 3.

После конденсационной ступени 3 продукты сгорания удаляются в атмосферу.

Предлагаемое устройство обладает следующими преимуществами:

1. Повышается тепловая эффективность ДВС на 50...60%.

2. Снижаются тепловые потери в тепловых сетях в 4...5 раз.

3. Интенсифицируется теплоотдача в конденсационной ступени примерно в 10 раз.

4. Отсутствует трубопровод горячей воды между ДВС и теплопотребителем.

Источники информации

1. Авторское свидетельство № 1575948. Система принудительной подачи и нагрева воздуха.

2. Авторское свидетельство № 1687834. Устройство для комплексной утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания.

Класс F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам

двигатель внутреннего сгорания с регенерацией тепла -  патент 2527230 (27.08.2014)
двигатель внутреннего сгорания с регенерацией тепла -  патент 2527229 (27.08.2014)
охлаждающее устройство для транспортного средства, приводимого в движение двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом -  патент 2524479 (27.07.2014)
устройство для выработки электрической энергии с использованием тепла отработавших газов -  патент 2521533 (27.06.2014)
когенерационная установка -  патент 2520796 (27.06.2014)
устройство для выработки электрической энергии с использованием тепла отработавших газов -  патент 2519529 (10.06.2014)
энергетическая установка -  патент 2518777 (10.06.2014)
способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2516046 (20.05.2014)
силовая установка транспортного средства -  патент 2511929 (10.04.2014)
двигатель внутреннего сгорания со взаимосоединенными поршнями -  патент 2506443 (10.02.2014)
Наверх