способ армирования асфальтобетонной смеси

Классы МПК:C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Научно-исследовательский институт по нефтепромысловой химии" ОАО "НИИнефтепромхим" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-24
публикация патента:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к области армирования асфальтобетонных покрытий, и может быть использовано для строительства автодорог, аэродромов и др. Технический результат: создание способа армирования асфальтобетонной смеси с достаточно высокими свойствами с использованием доступного экологически чистого сырья, в достаточных количествах имеющегося в России. Предложен способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее состав предварительно подготовленного целлюлозосодержащего материала, заключающийся в том, что в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому. Причем предварительную подготовку льняной соломы ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают с битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в процессе смешения ее компонентов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее состав предварительно подготовленного целлюлозосодержащего материала, отличающийся тем, что в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому, причем предварительную подготовку ее ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают с битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум, как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в процессе смешения ее компонентов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в смесь полуцеллюлозы с битумом дополнительно вводят реагент Неозон Д при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Смесь полуцеллюлозы с битумом 95-99
Неозон Д остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к области армирования асфальтобетонных покрытий, и может быть использовано для строительства автодорог, аэродромов и др.

Известен способ армирования дорожного асфальтобетона с использованием хризотил-асбеста (Патент РФ №2135426, 1999 г.).

Недостатками такого метода является то, что увеличивается расход битума. Кроме того, асбест токсичен и загрязняет окружающую среду.

Известен способ армирования асфальтобетонной смеси путем введения в асфальтобетонную смесь во время ее перемешивания органических полимерных волокон в горячем виде сразу после их формирования из расплава (Армирование асфальтобетонных покрытий при строительстве и реконструкции дорожных одежд. Автомобильные дороги, ОИ ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, М., 1990, вып.5, стр.24-26).

Недостатками известного способа является то, что необходим нагрев органических полимерных волокон, что повышает энергозатраты и приводит также к испарению вредных веществ в окружающую среду.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ армирования асфальтобетонных смесей путем введения в ее состав древесных волокон, полученных из древесной крошки путем сушки ее в восходящем потоке воздуха с температурой 120°С и последующей распушки в мельнице с ситообразными лопастями, причем перед подачей в смеситель древесные волокна просасывают через фильеры вентилятором, при этом в смеситель сначала подают для их перемешивания минеральный порошок, битум и поверхностно-активное вещество, а затем в процессе перемешивания подают древесные волокна, щебень и песок (Патент РФ №2262491, МКЛ С04В 26/26, 2005 г.).

Недостатком данного способа является неоднородное распределение древесных волокон в смеси и высокая вероятность обгорания древесных волокон при свободном его попадании в смеситель на перегретый инертный материал, что отражается на физико-механических свойствах асфальтобетонной смеси.

Задачей настоящего изобретения является создание способа армирования асфальтобетонной смеси с достаточно высокими свойствами с использованием доступного экологически чистого сырья, в достаточных количествах имеющегося в России.

Поставленная задача решается так, что в способе армирования асфальтобетонной смеси путем введения в ее состав предварительно подготовленного целлюлозосодержащего материала в качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому, причем предварительную подготовку ее ведут до получения полуцеллюлозы и смешивают с битумом при соотношении полуцеллюлоза:битум как (1-3):(1-2) соответственно, затем гранулируют и вводят в разогретую асфальтобетонную смесь в процессе смешения ее компонентов.

В варианте выполнения способа в смесь полуцеллюлоза-битум дополнительно вводят Неозон Д при соотношении, мас.%:

Смесь полуцеллюлоза-битум 95-99
Неозон Д остальное

Асфальтобетонную смесь получают смешением битума, щебня, песка, минерального порошка и берут для армирования согласно ГОСТ 31015-2002.

В качестве целлюлозосодержащего материала берут льняную солому: лен-межеумок, лен-долгунец, лен-кудряш.

Полуцеллюлозу (ПЦ) получают путем замачивания льняной соломы в бучильном чане с рубашкой и мешалкой в водном растворе щелочи NaOH 1,5-3,0% концентрации с добавлением поверхностно-активного вещества (ПАВ) - 0,5-1%. Замочку ведут в течение 15-60 минут при Т=100°С, гидромодуль 1:20. Полученный продукт в виде водяной пульпы подают в термомеханохимический активатор, где обрабатывают в течение 5-12 минут при температуре 100°С. Затем полученную полуцеллюлозу промывают, сушат до влажности 6% и распушают.

В качестве ПАВ берут, например, синтанол АЛМ-10 по ТУ 6-14-864-88.

Битумы берут марок битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 90/130 по ГОСТ 22245-90, БДУ 70/100 по ТУ 38.1011356-91 и полимерно-битумное вяжущее ПБВ 60.

Полученную полуцеллюлозу смешивают с битумом в экструдере, совмещенном с гранулятором, при соотношении ПЦ:битум как (1-3):(1-2) соответственно (Таблица 1).

В варианте способа в смесь полуцеллюлозы и битума дополнительно вводят реагент Неозон Д при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Смесь полуцеллюлозы с битумом 95-99
Неозон Д остальное

Неозон Д - товарная форма химического реагента N-фенил-способ армирования асфальтобетонной смеси, патент № 2310622 -нафтиламина (О.Я.Нейланд. Органическая химия. М., «Высшая школа», 1990, стр.415).

Таблица 1
Полуцеллюлоза, % Битум, %Неозон Д,%
160БН 90/130 -
40
2 50БДУ 70/100 -
50
334ПБВ 60-
66
4 75БН 90/130 -
25
535БНД 90/1305
60
6 59БНД 60/90 1
40

Технология получения армированной асфальтобетонной смеси включает в себя смешение разогретой щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси или в процессе приготовления щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с гранулами смеси полуцеллюлоза-битум (Согласно примеров таблицы 1) в количестве 0,2-0,5% по массе (Таблица 2).

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяются на виды: ЩМА-20, ЩМА-15, ЩМА-10.

Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов по примерам 7-12 представлены в таблице 2.

Таблица 2
№ п/пВиды смесей ЩМА, % Гранулы смеси из табл.1, %Показатели физико-механических свойств
Остаточная пористость, %Водонасыщение по объему, % Предел прочности при сжатии при т-ре 20°С, МПа
7 ЩМА-10№1 2,21,3 3,3
99,80,2
8ЩМА-15 №21,6 1,33,2
99,750,25
9ЩМА-20№3 1,71,1 3,0
99,70,3
10ЩМА-10 №41,8 1,72,9
99,650,35
11ЩМА-15№5 1,71,6 2,6
99,55 0,45
12 ЩМА-20№6 1,51,6 2,3
99,50,5

Как видно из таблицы 2, асфальтобетоны, полученные заявляемым способом армирования щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, имеют показатели остаточной пористости 1,5-2,2%; показатели водонасыщения - 1,3-1,7%; предел прочности при сжатии при температуре 20°С - 2,3-3,3 МПа, величины, которые соответствуют требованиям ГОСТ 31015-2002, имеют большой срок эксплуатации и получаются с использованием при армировании щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей доступного экологического сырья, имеющегося в достаточном количестве в России.

Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек

высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2520256 (20.06.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2515840 (20.05.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2515652 (20.05.2014)
минеральный порошок для асфальтобетонной смеси -  патент 2515277 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515274 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515239 (10.05.2014)
Наверх