способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Классы МПК:G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-21
публикация патента:

Изобретение относится к области надежности газотурбинной техники, а именно для повышения эффективности и оперативности диагностики технического состояния и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей в процессе их испытаний и эксплуатации. Технический результат достигается тем, что за срезом сопла вне двигателя и вне его газодинамической струи устанавливают электростатическую антенну для бесконтактной регистрации электростатического поля, генерируемого заряженными частицами (электронами, ионами, микрочастицами), присутствующими в двигательной струе. Диагностирование и прогнозирование неисправностей двигателя осуществляют проведением статистического анализа зарегистрированных пульсаций электростатического излучения ионов, электронов, заряженных микрочастиц, определяют величину дисперсии зарегистрированного электростатического сигнала с антенны о по выборке из N точек на заданном интервале времени способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 , производную дисперсии зарегистрированного сигнала с антенны (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt), дополнительно регистрируют текущую частоту вращения nвд ротора двигателя, которая определяет режим работы двигателя, вычисляют производную по времени частоты вращения ротора двигателя (dnВД/dt) и сравнивают вычисленную дисперсию способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 с заданной эталонной величиной способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *, вычисленную производную (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt) с заданной величиной (dnВД/dt)*, вычисленную производную (dnВД/dt) с заданной величиной (dnВД/dt)*. При выходе величины способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 из заданного диапазона производят контроль режима работы двигателя (dnВД/dt) и на установившимся режиме работы выдается сигнал "Неисправность". При выходе величины (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt) из заданного диапазона производят контроль режима работы двигателя (dnВД/dt) и в случае установившегося режима работы выдается сигнал "Прогнозируемая неисправность". При неустановившемся режиме работы двигателя в обоих случаях выдается сигнал "Неустановившийся режим". Анализ электростатического сигнала с антенны позволяет выявлять и проводить диагностику и прогнозирование возникновения неисправностей, связанных с эрозией, разрушением элементов конструкции двигателя, ухудшением горения в основной камере сгорания. Предлагаемый способ электростатической диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы позволяет при его использовании уменьшить эксплуатационные расходы и время для проведения диагностики, как в ходе предполетной так и межполетной подготовки двигателя, обеспечивает высокую точность регистрации заряженных частиц в авиационных двигательных реактивных струях, а также повысить безопасность летной эксплуатации двигателя за счет прогнозирования его надежности. 3 ил. способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180

способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180

Формула изобретения

Способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, заключающийся в том, что бесконтактно регистрируют электрический сигнал от реактивной газодинамической струи двигателя с помощью электростатической антенны, установленной за срезом сопла двигателя вне его реактивной газодинамической струи, регистрируют пульсации электрического поля, создаваемого электронами, ионами и заряженными микрочастицами, присутствующими в двигательной струе, определяют величину дисперсии зарегистрированного сигнала, отличающийся тем, что дополнительно регистрируют частоту вращения ротора двигателя, характеризующую режим работы двигателя, определяют производную по времени дисперсии зарегистрированного сигнала dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt, определяют производную по времени частоты вращения ротора двигателя dnВД/dt, сравнивают величину dnВД/dt с заданной эталонной величиной (dnВД/dt)* и определяют режим работы двигателя, сравнивают вычисленную дисперсию способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 с заданной эталонной величиной способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 * и при превышении вычисленной дисперсии своего эталонного значения в зависимости от установившегося или неустановившегося режима работы двигателя судят о неисправности двигателя, сравнивают величину производной дисперсии dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt с заданной эталонной величиной (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)* и при превышении dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt своего заданного эталонного значения в зависимости от установившегося или неустановившегося режима работы двигателя прогнозируют развитие неисправности в нем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области надежности газотурбинной техники, а именно для повышения эффективности и оперативности диагностики технического состояния и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей в процессе их испытаний и эксплуатации.

В последние годы широкое развитие получили нетрадиционные способы диагностики газотурбинных двигателей. К таким способам относится метод бесконтактной электростатической диагностики состояния газотурбинных двигателей. В основе способа лежит регистрация заряженных частиц (электронов, ионов, микрочастиц) в авиационных двигательных струях. Эти частицы образуются в камере сгорания в процессе горения топливовоздушной смеси, при эрозии и разрушении элементов двигателя или при попадании их в двигатель извне. Заряженные частицы создают в окружающем газодинамическую двигательную струю пространстве нестационарное электростатическое поле, которое регистрируется специальными зондами-антеннами. На основе полученных сигналов можно получить информацию о процессах, происходящих в двигателе, выявить и спрогнозировать неисправности, имеющиеся в нем. Это повышает безопасность эксплуатации авиационной техники, снижает затраты при ее обслуживании и обеспечивает оперативность принятия решений.

Известен способ контроля технического состояния турбореактивного двигателя, патент RU 2025707 от 30.12.1994 г., который заключается в сравнении текущего количества продуктов износа в масле с допустимым количеством продуктов износа в зависимости от наработки двигателя.

Недостатком данного технического решения является то, что в двигатель необходимо устанавливать датчики для анализа количества продуктов износа в масле, т.е. метод является контактным, необходимо каждый раз рассчитывать эталонную величину содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке. Кроме того, данным методом только диагностируют механические неисправности в двигателе, но не прогнозируют их возникновение.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип, является способ электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах, описанный в патенте RU 2258923 от 21.01.2004 г., в котором описывается способ установки электростатической антенны для регистрации заряженных частиц в реактивной струе двигателя и алгоритм обработки полученной информации. В процессе работы регистрируется сигнал от антенны, установленной рядом с реактивной струей двигателя, и на основе анализа сигнала делается заключение о текущей работоспособности диагностируемого двигателя.

Недостатком данного способа является невозможность на основе описанного алгоритма провести прогнозирование надежности, т.е. предсказать появление неисправности в работе двигателя. Решение о наличии неисправности в работе двигателя принимается, когда процесс эрозии или разрушения уже начался и контрольный параметр (дисперсия сигнала) уже превысил допустимый порог. Кроме того, в патенте нет четкого выделения неустановившихся режимов работы, связанных с увеличенной дисперсией сигнала, но не являющихся источником неисправностей. Тем не менее их надо учитывать при анализе сигнала с антенны.

Задачей заявляемого способа является повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей вплоть до прогнозирования процессов эрозии и разрушения при их испытаниях и в эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что в заявляемом способе диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, заключающемся в том, что бесконтактно регистрируют электрический сигнал от реактивной газодинамической струи двигателя с помощью электростатической антенны, установленной за срезом сопла двигателя вне его реактивной газодинамической струи, регистрируют пульсации электрического поля, создаваемого электронами, ионами и заряженными микрочастицами, присутствующими в двигательной струе, определяют величину дисперсии зарегистрированного сигнала, и согласно изобретению дополнительно регистрируют частоту вращения ротора двигателя, характеризующего режим работы двигателя, определяют производную по времени дисперсии зарегистрированного сигнала dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt, определяют производную по времени частоты вращения ротора двигателя dnВД/dt, сравнивают величину dnВД/dt с заданной эталонной величиной (dnВД/dt)* и определяют режим работы двигателя, сравнивают вычисленную дисперсию способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 с заданной эталонной величиной способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 * и при превышении вычисленной дисперсии своего эталонного значения в зависимости от установившегося или неустановившегося режима работы двигателя судят о неисправности двигателя, сравнивают величину производной дисперсии dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt с заданной эталонной величиной (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)* и при превышении dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt своего заданного эталонного значения в зависимости от установившегося или неустановившегося режима работы двигателя прогнозируют развитие неисправности в нем. При выходе величины dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt из заданного диапазона производят контроль режима работы двигателя dnВД/dt и в случае установившегося режима работы выдается сигнал "Прогнозируемая неисправность". При неустановившемся режиме работы двигателя в обоих случаях выдается сигнал "Неустановившийся режим".

На фиг.1 представлена схема установки электростатической антенны.

На фиг.2 представлена временная развертка регистрируемого электростатического сигнала (а) и вычисленная дисперсия данного сигнала (б).

На фиг.3 представлены алгоритмы диагностики технического состояния газотурбинного двигателя на установившихся и неустановившихся режимах работы и прогнозирования его надежности.

На фиг.1 показана схема установки электростатических антенн на самолете. Антенны 1 и 2 устанавливаются в районе среза сопла для бесконтактной регистрации заряженных частиц в реактивных струях 3 и 4 двигателей 5 и 6 соответственно. Каждая антенна экранируется для исключения взаимного влияния электростатических полей двигателя на антенны,

На фиг.2 представлена временная развертка (а) сигнала, зарегистрированного с помощью электростатической антенны, и его дисперсия (б). Двигатель находился на установившемся режиме работы. На чертеже имеется область нормальной работы двигателя (область до границы I, tспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 17 с), величины способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 и (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt) около нуля, затем в течение порядка 17 с происходит зарождение неисправности (область между границами I и II, 17способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 tспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 34 с) и рост величины способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 , которая остается меньше эталонной величины способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *, но одновременное увеличение величины (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt) сигнализирует о рекомендуемой остановке двигателя и его осмотре. Далее наступает момент развитой неисправности (область за границей II, tспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 34 с), при этом величина (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt) резко вырастает почти в 7 раз. При этом необходима быстрая остановка двигателя, так как далее следует его разрушение на t=43 c. Таким образом возможно прогнозирование разрушения за 9 с до его проявления.

Анализ электростатического сигнала осуществляют по алгоритму, схема которого представлена на фиг.3.

Реализацию заявляемого способа опережающей электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы осуществляют следующим образом.

1. Выбирают время способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 , в течение которого производят сбор данных.

2. Вводят эталонную характеристику предельного значения дисперсии регистрируемого сигнала способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *=f(nВД), значения предельного изменения производных (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)* и (dnВД/dt)*. Характеристики способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *=f(nВД), (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)* и (dnВД/dt)* вводятся на основе предварительных испытаний двигателя данного типа.

3. Обрабатывают N точек электростатического сигнала для вычисления текущего значения дисперсии на участке длительностью способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 по формуле

способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180

где Фi - уровень сигнала, i=1...N.

4. Вычисляют значение производной (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)j на данном временном участке по измеренным на данном и предыдущем временных участках.

5. Измеряют частоту вращения двигателя nВД , которая характеризует режим работы двигателя на данном временном участке, и с помощью значения nВД на предыдущем временном участке вычисляют значение (dnВД /dt)j.

6. Сравнивают полученное значение параметров способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 jспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *.

7. Если условие по п.6 не выполняется, то вычисляют дополнительно два контрольных значения дисперсии и проверяют выполнение условий способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 j+1способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *; способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 j+2способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 *.

8. Если два контрольных условия по п.7 выполняются, то выводят сигнал "Нормальный режим".

9. Если два контрольных условия по п.7 не выполняются, то производят контроль измерения режима работы двигателя по условию (dn ВД/dt)jспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 (dnВД/dt)*.

10. Если условие по п.9 выполняется, то выводят сигнал "Неисправность".

11. Если условие по п.9 не выполняется, то выводят сигнал "Неустановившийся режим" и алгоритм возвращается в п.3.

12. Если условие по п.6 выполняется, то проверяют условие критического нарастания сигнала (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)jспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)*.

13. Если условие по п.12 выполняется, то выводят сигнал "Нормальный режим" и алгоритм возвращается в п.3.

14. Если условие по п.12 не выполняется, то вычисляют дополнительно два контрольных значения производной дисперсии и проверяется выполнение условий (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)j+1способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)*; (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)j+2способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 (dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)*.

15. Если два контрольных условия по п.14 выполняются, то выводят сигнал "Нормальный режим" и алгоритм возвращается в п.3.

16. Если два контрольных условия по п.14 не выполняются, то производят контроль измерения режима работы двигателя по условию (dnВД/dt)jспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 (dnВД/dt)*.

17. Если условие по п.16 выполняется, то выводят сигнал "Прогнозируемая неисправность".

18. Если условие по п.16 не выполняется, то выводится сигнал "Неустановившийся режим" и алгоритм возвращается в п.3;

где nВД - частота вращения ротора (высокого давления),

способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 - время регистрации сигнала,

N - количество точек, по которым производится расчет дисперсии,

Ф i - уровень сигнала в i-й точке,

способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 j - текущее значение дисперсии сигнала,

(dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)j - текущее значение производной дисперсии электростатического сигнала,

(dn ВД/dt)j - текущее значение производной изменения оборотов по времени,

способ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 * - эталонное, предельное допустимое значение дисперсии сигнала,

(dспособ диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных   двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы, патент № 2310180 /dt)* - предельное значение производной дисперсии электростатического сигнала,

(dnВД/dt)* - предельное значение производной изменения оборотов по времени.

Анализ электростатического сигнала с антенны позволяет выявлять и проводить диагностику и прогнозирование возникновения неисправностей, связанных с эрозией, разрушением элементов конструкции двигателя, ухудшением горения в основной камере сгорания.

Предлагаемый способ электростатической диагностики и прогнозирования надежности газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы позволяет при его использовании уменьшить эксплуатационные расходы и время для проведения диагностики, как в ходе предполетной, так и межполетной подготовки двигателя, обеспечивает высокую точность регистрации заряженных частиц в авиационных двигательных реактивных струях, а также повысить безопасность летной эксплуатации двигателя за счет прогнозирования его надежности.

Класс G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ определения технического состояния энергетического объекта -  патент 2522275 (10.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
способ диагностики технического состояния авиационных газотурбинных двигателей -  патент 2517264 (27.05.2014)
индикатор эрозии крыльчатки турбокомпрессора -  патент 2516755 (20.05.2014)
способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двитателя -  патент 2514461 (27.04.2014)
способ диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора -  патент 2514460 (27.04.2014)
Наверх