способ диагностики базовых смысловых установок человека

Классы МПК:A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ишков Александр Дмитриевич (RU),
Милорадова Надежда Георгиевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики базовых смысловых установок человека. Выявляют с помощью опросной методики степени выраженности в баллах вербальной зависимости, эмоциональной зависимости, зависимости от достижений, требовательности к себе, требовательности к другим, ответственности за других и ответственности за себя. Баллы степени выраженности базовых смысловых установок человека переводятся в стандартные баллы (стены) по таблице 1. Стены 1 и 2 говорят об опасно низком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок. Стены 3 и 4 говорят о низком уровне выраженности установок. Стены 5 и 6 говорят об адекватном уровне. Стены 7 и 8 говорят о высоком уровне. Стены 9 и 10 говорят об опасно высоком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок. Предлагаемое изобретение позволяет повысить точность диагностики базовых смысловых установок человека. 1 табл.

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода. - М.: РГГУ, 2002, с.114-120.

Формула изобретения

Способ диагностики базовых смысловых установок человека, включающий выявление с помощью опросной методики степени выраженности в баллах вербальной зависимости, эмоциональной зависимости, зависимости от достижений, требовательности к себе, требовательности к другим, ответственности за других и ответственности за себя, отличающийся тем, что баллы степени выраженности базовых смысловых установок человека переводятся в стандартные баллы (стены), которые оцениваются по таблице 1, при этом стены 1 и 2 говорят об опасно низком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок, стены 3 и 4 - о низком уровне выраженности установок, стены 5 и 6 - об адекватном уровне, стены 7 и 8 - о высоком уровне, а стены 9 и 10 - об опасно высоком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и др.

Известен способ диагностики типа темперамента человека (патент РФ №2153286, МКИ А61В 5/16, 07.08.1997 г.), а также способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МКИ: А61В 5/16, 18.07.2001 г.) и способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека (патент РФ №2252700, МКИ А61В 5/16, 28.10.2003 г.). Однако данные способы не позволяют диагностировать смысловые установки человека.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики базовых смысловых установок человека Д.Бернса (Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: АСВ, 2003. С.45-51), включающий выявление степени вербальной зависимости, эмоциональной зависимости, зависимости от достижений, требовательности к себе, требовательности к другим, ответственности за других и ответственности за себя. Однако данный способ имеет низкую точность диагностики, так как выделяет по каждой из перечисленных установок всего лишь две зоны: эмоциональной уязвимости и эмоциональной неуязвимости человека.

Цель изобретения - повышение точности диагностики базовых смысловых установок человека.

Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики базовых смысловых установок человека, включающем выявление с помощью опросной методики степени выраженности в баллах вербальной зависимости, эмоциональной зависимости, зависимости от достижений, требовательности к себе, требовательности к другим, ответственности за других и ответственности за себя, согласно изобретению баллы степени выраженности базовых смысловых установок человека переводятся в стандартные баллы (стены), которые оцениваются по таблице 1, при этом стены 1 и 2 свидетельствуют об опасно низком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок, стены 3 и 4 - о низком уровне выраженности установок, стены 5 и 6 - об адекватном уровне, стены 7 и 8 - о высоком уровне, а стены 9 и 10 - об опасно высоком уровне выраженности соответствующих базовых смысловых установок.

Известный способ диагностики позволяет разделить базовые смысловые установки человека по степени выраженности всего лишь на две области (эмоциональной уязвимости и эмоциональной неуязвимости), что дает низкую точность диагностики. При этом в известном способе не учитывается тот факт, что поведение человека с очень высокой степенью эмоциональной неуязвимости, как правило, является асоциальным, и не может быть признано адекватным.

Предлагаемый способ позволяет проводить диагностику базовых смысловых установок человека с большей точностью, поскольку:

- баллы степени выраженности базовых смысловых установок человека переводятся в стены, задающие пять уровней адекватности базовых смысловых установок человека;

- очень высокая степень эмоциональной неуязвимости отнесена к неадекватной области.

Способ осуществляется следующим образом.

Испытуемый выражает свое отношение к каждому утверждению опросника «Смысловые базовые установки» (Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Методика диагностики психологических барьеров адаптации к изменениям бизнес-реальности. / Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГИУ, 2005. - 336 с., с.139-143) с помощью пятибалльной системы оценки:

-2 - не согласен полностью;

-1 - не согласен частично;

0 - нейтрален;

1 - согласен частично;

2 - согласен полностью.

Инструкция к опроснику «Смысловые базовые установки» (СБУ) А.Д.Ишкова и Н.Г.Милорадовой: «Опросник позволяет выявить Ваши базовые смысловые установки. Точность результатов будет зависеть от степени Вашей откровенности. Предлагаемые Вам утверждения не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в представлениях и поведении людей. Внимательно прочитайте каждое утверждение и, оценив степень своего согласия или несогласия с ним по приведенной пятибалльной шкале, впишите полученные баллы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения бланка ответов».

1. Я расстраиваюсь, когда меня критикуют.

2. Я не могу быть счастлив, когда меня не любят.

3. Достойный человек должен хоть в чем-нибудь быть выдающимся.

4. Не имеет смысла браться за работу, в которой ты не ас.

5. Если я что-то заслужил, то должен обязательно получить это.

6. Я ответственен за поведение близких мне людей.

7. Я не должен контролировать свои чувства, если случается что-то плохое.

8. Интересы других людей для меня важнее собственных.

9. Если меня не любят, то я обречен на несчастье.

10. Без продуктивной, творческой деятельности жизнь теряет смысл.

11. Не следует выказывать свои слабости.

12. Если на моем пути встречаются препятствия, то я расстраиваюсь.

13. Я чувствую себя виноватым, если моя критика кого-то расстроила.

14. Отрицательные переживания - это нормальная часть повседневной жизни и нет смысла от них избавляться.

15. Без поддержки окружающих я чувствую себя несчастным.

16. Если близкие люди отвернулись от меня, то со мной что-то не так.

17. Творческие люди полезнее людей, занятых обыденной работой.

18. Надо стараться делать все как можно лучше.

19. Если интересы других я ставлю выше, чем свои, то эти люди обязаны при необходимости помогать мне.

20. Высокоморальный человек обязан помогать всем нуждающимся.

21. Часто мое настроение зависит от вещей, которые находятся вне моего контроля:

прошлое, биоритмы, гормональные циклы, судьба...

22. Я следую советам людей, которых уважаю.

23. Если любимый не отвечает мне взаимностью, значит, меня невозможно любить.

24. Если я работаю хуже других, значит, я хуже, чем они.

25. Я расстраиваюсь, когда совершаю ошибки.

26. Если я хороший супруг, то моя половина обязана меня любить.

27. Если поведение ребенка не соответствует принятым нормам, то это вина родителей.

28. Мое счастье зависит от моей судьбы.

29. Мое чувство собственного достоинства зависит от мнения окружающих.

30. Одинокие люди несчастны.

31. Если я не справляюсь с работой, значит, я не сложился как личность.

32. Не ставя перед собой максимально возможных целей, я обязательно скачусь вниз.

33. Если я хорошо отношусь к кому-нибудь, то и он должен отвечать мне тем же.

34. Я должен уметь помочь каждому.

35. Люди, на которых лежит печать успеха: хороший внешний вид, социальный статус, благосостояние или слава, обычно более счастливы, чем те, у кого этого нет.

БЛАНК ОТВЕТОВ

№ вопросаБаллы № вопросаБалы № вопросаБаллы№ вопроса Баллы№ вопроса Баллы№ вопросаБаллы № вопросаБаллы
1  2 3  4  5 6  7 
8  9 10  11  12  13 14  
15  16  17 18  19  20  21 
22  23  24  25  26 27  28 
29  30 31  32  33  34 35  
способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467  
          
Шкала I Шкала IIШкала III Шкала IVШкала V Шкала VIШкала VII

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. В бланке ответов подсчитайте сумму баллов (с учетом их знака) в каждом столбце «Баллы» и запишите результат в свободную ячейку справа от ячейки со значком способ диагностики базовых смысловых установок человека, патент № 2303467 соответствующего столбца.

2. С помощью таблицы 1 перевода «сырых» баллов в стены пересчитайте полученные «сырые» баллы по каждой шкале в стандартные баллы (стены) и запишите результат в нижнюю свободную ячейку соответствующего столбца.

Таблица 1.

Перевод «сырых» баллов в стены
Стены «Сырые» баллы по шкалам опросника СБУ
Шкала I Шкала IIШкала III Шкала IVШкала VШкала VIШкала VII
1-10...-8-10...-9 -10...-7-10...-5 -10...-5-10...-9-10...-7
2-7 -8...-7-6...-5-4...-3 -4-8...-7 -6
3-6...-5 -6-4 -2...-1-3-6...-5 -5
4 -4...-3-5...-4-3...-2 0...1-2...-1 -4-4...-3
5-2...-1-3...-2 -12 0...1-3...-2-2...-1
60 -1...00...13 2...4-1...0 0...1
71...2 12 4...551...2 2...3
83 2...33 663...4 4
94 4...54 775...6 5...6
105...10 6...105...10 8...108...107...10 7...10

Опросник «Смысловые базовые установки» (СБУ) рассматривает семь базовых смысловых установок, которые в случае их неадекватности могут существенно осложнить жизнь человека. Уровень выраженности каждой установки диагностируют с помощью соответствующей шкалы опросника:

- Шкала I «Вербальная зависимость» оценивает тенденцию человека ставить свое самоуважение в зависимости от мнения окружающих.

- Шкала II «Эмоциональная зависимость» оценивает зависимость человека от эмоциональной поддержки окружающих его людей.

- Шкала III «Зависимость от достижений» оценивает зависимость самоценности человека от его успехов.

- Шкала IV «Требовательность к себе» оценивает склонность человека к «безупречности».

- Шкала V «Требовательность к другим».

- Шкала VI «Ответственность за других».

- Шкала VII «Ответственность за себя».

Стены 1 и 2 говорят об опасно низком уровне выраженности соответствующих смысловых установок и, следовательно, высокой вероятности асоциального поведения человека. Стены 3 и 4 являются показателями низкого уровня выраженности установок, 5 и 6, свидетельствуют об адекватном уровне, 7 и 8 указывают на высокий уровень, а 9 и 10 - на опасно высокий уровень выраженности соответствующих смысловых установок.

Пример осуществления способа.

Респондент Валерий Т. (19 лет) обратился в психолого-консультационную службу в связи с проблемами, возникающими в его личной жизни и учебной деятельности из-за неадекватных нынешней реальности представлений и убеждений.

Испытуемому выдали опросник СБУ, и, после того как респондент закончил работу с ним, консультант подсчитал сумму «сырых» баллов по каждой шкале, перевел их в стены и определил уровень адекватности. У испытуемого Валерия Т. результаты оказались следующими:

Шкала«Сырые» баллы СтеныУровень адекватности
I4 9опасно высокий
II17 высокий
III 38высокий
IV6 8высокий
V05 адекватный
VI 38высокий
VII2 7высокий

По результатам диагностики с респондентом была проведена коррекционная работа, направленная на переосмысление негативных смысловых установок и их замещение, что позволило устранить проблемы клиента и значительно повысить его самооценку.

Класс A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза

способ психоневрологической реабилитации -  патент 2529374 (27.09.2014)
способ профилактики употребления наркотиков подростками -  патент 2528852 (20.09.2014)
способ немедикаментозного воздействия с использованием прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации в лечении пациентов с артериальной гипертонией -  патент 2525736 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ комплексного воздействия на нервно-рефлекторные механизмы зуда у больных атопическим дерматитом -  патент 2523634 (20.07.2014)
способ лечения эпилепсии -  патент 2522990 (20.07.2014)
способ коррекции психофизиологического состояния спортсменов -  патент 2522377 (10.07.2014)
способ восстановительного лечения больных ишемической болезнью сердца после операции на сердце в условиях поликлиники -  патент 2518594 (10.06.2014)
способ нейрогормональной коррекции и омоложения с помощью музыкально-акустических воздействий -  патент 2518538 (10.06.2014)
способ активизации роста лейкоцитарной массы и комплексной коррекции состава крови в акустическом поле in vitro -  патент 2518534 (10.06.2014)
Наверх