коробка отбора мощности от двигателя

Классы МПК:B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности 
F16H37/00 Комбинации из механических передач, не отнесенные к предыдущим группам
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "КАМАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно для отбора мощности от двигателя на привод дополнительных агрегатов. Коробка отбора мощности состоит из картера, полого ведущего вала, ведущей шестерни, выполненной за одно целое с ведущим валом или закрепленной на нем, промежуточной шестерни, ведомого вала и ведомой шестерни, выполненной за одно целое с ведомым валом или закрепленной на нем, и механизма включения. Передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя. На заднем конце ведущего вала закреплен элемент механизма сцепления, который установлен в картере коробки отбора мощности. Технический результат заключается в создании надежной и простой конструкции коробки отбора мощности, обеспечивающей применение упрощенной конструкции коробки передач и сцепления. 1 ил. коробка отбора мощности от двигателя, патент № 2297336

коробка отбора мощности от двигателя, патент № 2297336

Формула изобретения

Коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, ведомый вал и механизм включения, отличающаяся тем, что передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Известен механизм отбора мощности от двигателя, имеющий фрикционный диск сцепления для привода трансмиссии и дополнительный фрикционный диск для привода отбора мощности, установленный на шлицах полого вала, а также специальную проставку, расположенную между фрикционными дисками и соединенную с маховиком двигателя (см. патент DE №10149700 А1, МПК 7 В 60 К 17/02, опубл. 10.04.2003).

Известен механизм отбора мощности от двигателя, расположенный между двигателем и коробкой переключения передач, содержащий картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомый вал, механизм управления с ведущим и ведомыми фрикционными элементами, причем ведомый элемент выполнен в виде отключаемого ведущего диска сухого трения и установлен подвижно в осевом направлении на шлицах полого ведущего вала, а ведущий фрикционный элемент прикреплен к маховику двигателя, кроме того, привод механизма управления выполнен в виде пневмокамеры, установленной коаксиально на ведущем валу механизма отбора мощности (см. свидетельство РФ №25466, МПК 7 В 60 К 17/28).

Недостатком известных технических решений является сложность их конструкции.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач транспортного средства и содержащая картер, полый ведущий вал, выполненный заодно с ведущей шестерней и соединенный с ведущим диском, снабженным демпфером. Ведущий диск прикреплен к кожуху сцепления, соединенного с маховиком коленчатого вала двигателя. Ведущий вал установлен на двух подшипниках, установленных в картере КОМ, а ведущая шестерня зацеплена с промежуточной шестерней, которая в свою очередь зацеплена с ведомой шестерней. Включение и выключение отбора мощности осуществляется при помощи управляемой зубчатой муфты с пневматическим приводом (см. свидетельство РФ №24974, МПК 7, В 60 К 17/28).

Недостатки известного технического решения обусловлены тем, что первичный вал коробки передач (КП), присоединяемой к КОМ, удлинен на величину осевых габаритов КОМ, вследствие чего требуется специальная модификация КП с применением ряда сложных деталей, приводящих к снижению надежности агрегата, кроме того, требуется специальная конструкция сцепления, так как момент для привода КОМ снимается с кожуха сцепления.

Задачей заявляемого технического решения является создание надежной и простой конструкции коробки отбора мощности, обеспечивающей возможность применения упрощенной конструкции коробки передач и сцепления.

Технический результат достигается тем, что в коробке отбора мощности от двигателя, расположенной между двигателем и коробкой передач, содержащей картер, полый ведущий вал с ведущей шестерней, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, ведомый вал и механизм включения, передний конец ведущего вала посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент механизма сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что передний конец ведущего вала коробки отбора мощности посредством шлицевой втулки и гибкого диска соединен с маховиком двигателя, а на другом конце ведущего вала закреплен ведущий элемент механизма сцепления, при этом механизм сцепления установлен в картере коробки отбора мощности, позволяют применить компактный вал коробки передач, в результате чего повышается надежность коробки отбора мощности, а также упрощается конструкция коробки передач и механизма сцепления.

Наличие гибкого диска снижает динамические нагрузки и устраняет вибрации от двигателя.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что заявляемое техническое решение имеет признаки, которые отсутствуют в аналогах, а их использование в заявляемой совокупности существенных признаков позволяет получить новый технический результат. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

На чертеже представлена коробка отбора мощности от двигателя, в разрезе.

Коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя содержит картер 1, полый ведущий вал 2, выполненный заодно или закрепленной на нем ведущей шестерней 3. Ведущий вал 2 установлен на двух подшипниках 4.

Передний конец ведущего вала 2 выполнен со шлицами и в нем установлена шлицевая втулка 5, шлицы которой соединены со шлицами вала 2. Втулка 5 имеет фланцы 6, к которым прикреплен гибкий диск 7. Гибкий диск 7 соединен с маховиком 8 двигателя. Другой конец ведущего вала 2 соединен с ведущими элементами сцепления 9, при этом механизм сцепления расположен в картере КОМ.

Ведущая шестерня 3 зацеплена с промежуточной шестерней 10, установленной на оси 11 на двух подшипниках 12.

Промежуточная шестерня 10 зацеплена с ведомой шестерней 13, выполненной заодно с ведомым валом 14, установленным на подшипниках 15 и 16. На шлицевом конце ведомого вала 14 неподвижно установлена шлицевая втулка 17, на которой подвижно в осевом направлении установлена муфта 18. Перемещение муфты 18 осуществляется пневматическим механизмом 19. Ведомая зубчатая втулка 20 закреплена на ведомом валу рабочего органа 21, на который производится отбор мощности. К картеру КОМ прикреплена коробка передач 22.

Коробка отбора мощности от двигателя работает следующим образом.

Крутящий момент с коленчатого вала двигателя постоянно передается на маховик 8, на прикрепленный к нему гибкий диск 7, далее на шлицевую втулку 5 и на ведущий вал 2 с закрепленной на нем шестерней 3, которая входит в зацепление с промежуточной шестерней 10, зацепленной с ведомой шестерней 13. Привод рабочего органа осуществляется от шлицевой втулки 17, которая соединяется с ведомой зубчатой втулкой 20 с помощью управляемой зубчатой муфты 18. Отбор мощности производится непосредственно от работающего двигателя независимо от трансмиссии.

Заявляемое техническое решение имеет надежную и простую конструкцию, обеспечивающую возможность применения упрощенной конструкции коробки передач и сцепления.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Класс B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности 

двухпоточный привод вала отбора мощности трактора -  патент 2506175 (10.02.2014)
система регулирования двигателя самоходной рабочей машины -  патент 2489274 (10.08.2013)
редуктор отбора мощности для силовой передачи -  патент 2486067 (27.06.2013)
самоходная сельскохозяйственная рабочая машина -  патент 2477038 (10.03.2013)
способ привода экструдера -  патент 2448890 (27.04.2012)
система полного привода -  патент 2446325 (27.03.2012)
электромеханическая трансмиссия транспортного средства -  патент 2412831 (27.02.2011)
устройство отбора мощности для транспортного средства -  патент 2411406 (10.02.2011)
способ и система для получения определенного передаточного отношения, а также держатель опоры -  патент 2381915 (20.02.2010)
трансмиссия полноприводного колесного транспортного средства -  патент 2333113 (10.09.2008)

Класс F16H37/00 Комбинации из механических передач, не отнесенные к предыдущим группам

способ перемещения подвижного элемента под нагрузкой (варианты) -  патент 2526734 (27.08.2014)
регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата -  патент 2525353 (10.08.2014)
широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор) -  патент 2523508 (20.07.2014)
раздаточная коробка колесной машины -  патент 2521855 (10.07.2014)
зубчато-цепная передача с внутренним цепным зацеплением -  патент 2520185 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
способ преобразования возвратно-поступательного движения поршней в цилиндрах поршневого ротора во вращательное движение ротора и передаточный механизм -  патент 2518136 (10.06.2014)
дифференциальный встраиваемый зубчатый механизм преобразования крутящего момента, преобразователь крутящего момента и передаточного отношения -  патент 2510696 (10.04.2014)
устройство управления бесступенчатой трансмиссии для транспортного средства -  патент 2508487 (27.02.2014)
автомобильная многоступенчатая коробка передач -  патент 2508486 (27.02.2014)
Наверх