способ посадки самолетов

Классы МПК:G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных
Патентообладатель(и):Винокуров Леонид Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-22
публикация патента:

Способ посадки самолетов включает излучение радиоимпульсов из двух точек, размещенных в начале и в конце взлетно-посадочной полосы(ВПП) на ее оси. Излучение радиоимпульсов в точках выполняют поочередно по принципу ведущая-ведомая. На самолете в вершинах равностороннего треугольника (нос, концы крыльев) устанавливают по одной антенне. Полет самолета переводят в горизонтальную плоскость, принимают радиоимпульсы, измеряют временные задержки прихода сигнала к антеннам, определяют пеленги, углы места и горизонтальную дальность до ближней точки излучения. Аналогичные действия с временными задержками выполняют для дальней точки излучения, сравнивают пеленги до ближней и до дальней точек излучения, равенство значений пеленгов свидетельствует о нахождении оси самолета и оси ВПП в одной вертикальной плоскости. Сравнение пеленгов и все вычисления выполняются в реальном времени по разработанному алгоритму, при этом угол места и горизонтальную дальность до ближней точки излучения используют для определения области касания колес самолета с ВПП. 5 ил. способ посадки самолетов, патент № 2296372

способ посадки самолетов, патент № 2296372 способ посадки самолетов, патент № 2296372 способ посадки самолетов, патент № 2296372 способ посадки самолетов, патент № 2296372 способ посадки самолетов, патент № 2296372

Формула изобретения

Способ посадки самолетов, включающий создание и излучение радиоимпульсов из двух точек РМ1 и РМ2 с известными координатами, расположенных в плоскости взлетно-посадочной полосы (ВПП), причем частоты, длительности, амплитуды и фазы излучаемых радиоимпульсов равны, определение азимута способ посадки самолетов, патент № 2296372 самолета на каждую точку излучения, отличающийся тем, что точки излучения радиоимпульсов РМ1, РМ2 размещают на оси ВПП на расстоянии не более 500 м от начала и конца ВВП, радиоимпульсы в точках излучают поочередно по принципу «ведущая-ведомая», устанавливают на самолете по одной антенне в вершинах равностороннего треугольника со стороной 1, соответствующих носу и концам крыльев левого и правого бортов самолета, определяют Т-время прохождения радиосигналом расстояния 1 по формуле Т=1/с, где с - скорость распространения радиоимпульса, переводят полет самолета в горизонтальную плоскость, принимают радиоимпульсы, измеряют временные задержки способ посадки самолетов, патент № 2296372 1, способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, способ посадки самолетов, патент № 2296372 3 прихода радиоимпульса к антеннам, которые соответствуют соотношениям

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=T·Sin(60°+способ посадки самолетов, патент № 2296372 ); способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=T·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 ; способ посадки самолетов, патент № 2296372 3=T·Sin(60°-способ посадки самолетов, патент № 2296372 ),

при подлете самолета к оси ВПП левым бортом ЛА, при этом способ посадки самолетов, патент № 2296372 3=0, определяют «грубо» азимуты способ посадки самолетов, патент № 2296372 1' и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2" до ближней точки излучения радиоимпульса и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2' и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2" до дальней точки излучения по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372

способ посадки самолетов, патент № 2296372

определяют точные значения азимутов на точки излучения РМ1 и РМ2 по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 1'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 1")/2; способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 2'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 2")/2,

сравнивают способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 с способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 и при способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 ось ВВП и курсовая линия самолета лежат в одной вертикальной плоскости, определяют малую временную задержку T21 для горизонтальной плоскости, в которой находится самолет, по формуле

T 21=T·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1,

определяют угол места до ближней точки излучения радиоимпульса по формуле

способ посадки самолетов, патент № 2296372

определяют с учетом высоты полета h горизонтальную дальность Дг1 до ближайшей точки излучения по формуле

Дг1=h/tgспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1,

контролируют непрерывно при полете самолета по глиссаде равенство способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, величины способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 и Дг1 до момента касания колес самолета ВПП и движения по ВПП до полной остановки;

при подлете самолета к оси ВПП правым бортом ЛА, при этом способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=0, определяют «грубо» азимут способ посадки самолетов, патент № 2296372 1' и способ посадки самолетов, патент № 2296372 1" до ближней точки излучения радиоимпульса и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2', способ посадки самолетов, патент № 2296372 2" до дальней точки излучения по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372

способ посадки самолетов, патент № 2296372 ,

определяют точные значения азимутов на точки излучения РМ1 и РМ2 по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 1'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 1")/2; способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 2'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 2")/2,

сравнивают способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 с способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 и при способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 ось ВВП и курсовая линия самолета лежат в одной вертикальной плоскости, определяют малую временную задержку Т31 по формуле

T 31=T·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1,

определяют угол места до ближней точки излучения радиоимпульса по формуле способ посадки самолетов, патент № 2296372 определяют с учетом высоты полета h горизонтальную дальность Дг1 до ближайшей точки излучения по формуле Дг1=h/tgспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радионавигации, а именно к системам посадки летательных аппаратов (ЛА) по приборам, позволяет расширить функциональные возможности за счет определения координат ЛА относительно аэродрома посадки - оси его взлетно-посадочной полосы (ВПП) и повысить точность приземления. Точки излучения (РМ- радиомаяки) радиоимпульсов размещают на оси ВПП на расстоянии не более 500 м от ее начала и конца. Задают на ЛА длину стороны измерительного треугольника (Тр), которой определяют частоту тактовых импульсов для измерения временной задержки (ВЗ). В вершинах равностороннего Тр устанавливают приемные антенны (нос, концы крыльев). Переводят полет ЛА в горизонтальную плоскость, измеряют временные задержки прихода от РМ радиоимпульса к антеннам. По ВЗ определяют азимуты до ближайшего РМ1 и дальнего радиомаяка РМ2. При равенстве азимутов, с учетом высоты полета, производят посадку самолета на аэродром.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по а.с. СССР 1251003, основанный на излучении электромагнитных волн из двух точек, расположенных друг против друга в конце ВПП. Длины, амплитуды и фазы электромагнитных волн, которые излучаются одновременно при ортогональных поляризациях, равны. Точность определения момента совпадения оси ЛА и оси ВПП за счет неточности разделения поступающей суммарной электромагнитной волны на две ортогональные будет низка. Второй недостаток - неспособность контролировать дальность и угол места на область касания ВПП шасси ЛА, что также снижает точность посадки ЛА.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет контроля и удержания оси ЛА и оси ВПП в одной вертикальной плоскости и повышения точности посадки ЛА за счет контроля координат области касания ВПП шасси ЛА.

В предложенном способе используется теорема (Фиг.1). Если некоторая прямая UV, совпадающая первоначально с одной из биссектрис AD равностороннего треугольника АВС со стороной 1, вращается против часовой стрелки в плоскости треугольника вокруг его центра О, то проекции сторон треугольника на эту прямую изменяются по законам:

S1=1·Sin(60°+способ посадки самолетов, патент № 2296372 ), S2=1·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 , S3=1·Sin(60°-способ посадки самолетов, патент № 2296372 ).

При измеренных проекциях углы поворота прямой AD определяются по формулам обратных тригонометрических функций

способ посадки самолетов, патент № 2296372 .

В соответствии с теоремой в зависимости от направления N прихода плоской радиоволны (Фиг.2) законы измерения временных задержек записываются в виде:

t 1=способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=T·Sin(60°+способ посадки самолетов, патент № 2296372 ), t2=способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=T·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 , t3=способ посадки самолетов, патент № 2296372 3=T·Sin(60°-способ посадки самолетов, патент № 2296372 ), способ посадки самолетов, патент № 2296372 3=способ посадки самолетов, патент № 2296372 1-способ посадки самолетов, патент № 2296372 2,

где Т=1/С - время прохождения радиоволной расстояния, равного стороне треугольника;

N - нормаль к фронту волны (направление на радиомаяк); С - скорость распространения радиоволн.

На Фиг.3 представлена схема размещения элементов посадки.

На ЛА установлено трехканальное устройство измерения временных задержек прихода радиосигналов от радиомаяков и вычисления координат. Если временные задержки t1, t2, t 3 известны, то линии направления (азимуты) на радиомаяки определяются однозначно по временным задержкам

способ посадки самолетов, патент № 2296372

На Фиг.4 представлен алгоритм определения азимутов способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, угла места способ посадки самолетов, патент № 2296372 и горизонтальной дальности Дг1 до радиомаяка РМ1 (при заходе на посадку со стороны РМ1), где

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1', способ посадки самолетов, патент № 2296372 1" - азимуты ближней точки излучения, приближенные значения;

способ посадки самолетов, патент № 2296372 2', способ посадки самолетов, патент № 2296372 2" - азимуты дальней точки излучения, приближенные значения;

способ посадки самолетов, патент № 2296372 21, способ посадки самолетов, патент № 2296372 31 - временные задержки поступления радиосигнала от ближней точки излучения;

способ посадки самолетов, патент № 2296372 22, способ посадки самолетов, патент № 2296372 32 - временные задержки поступления радиосигнала от дальней точки излучения;

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 - азимут ближней точки излучения - точный;

способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 - азимут дальней точки излучения - точный.

На Фиг.5 дана блок-схема трехканального устройства, реализующего способ, содержащего:

1, 2, 3 - ненаправленные антенны;

4 - блок измерения временных задержек;

5 - ЭВМ непрерывного вычисления параметров способ посадки самолетов, патент № 2296372 1, способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, способ посадки самолетов, патент № 2296372 , Дг1;

6 - радиоимпульс.

Способ реализуется следующими операциями. Устанавливают точки (радиомаяки) излучения радиоимпульсов вблизи начала и конца ВПП на продолжении ее оси. Радиоимпульсы в точках излучают поочередно по принципу ведущая-ведомая. Размечают на самолете (нос, концы крыльев) равносторонний треугольник со стороной 1. Устанавливают по одной антенне в вершинах треугольника. Переводят самолет в горизонтальную плоскость. Принимают радиоимпульсы, усиливают их и детектируют, измеряют временные задержки способ посадки самолетов, патент № 2296372 1, способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, способ посадки самолетов, патент № 2296372 3 прихода радиоимпульса к антеннам, анализируют посредством ЭВМ временные задержки по алгоритму (Фиг.4) и определяют «грубо» азимуты способ посадки самолетов, патент № 2296372 1', способ посадки самолетов, патент № 2296372 1" до ближней точки (РМ1) излучения радиоимпульса и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2', способ посадки самолетов, патент № 2296372 2" до дальней точки (РМ2) по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372

способ посадки самолетов, патент № 2296372

определяют «точно» азимут способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 по формулам

способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 1'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 1")/2; способ посадки самолетов, патент № 2296372 2=(способ посадки самолетов, патент № 2296372 2'+способ посадки самолетов, патент № 2296372 2")/2,

сравнивают способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 с способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, если способ посадки самолетов, патент № 2296372 1=способ посадки самолетов, патент № 2296372 2, то глиссада (курсовая линия ЛА) и ось ВПП лежат в вертикальной плоскости - «НОРМА». Определяют малую временную задержку T21 для горизонтальной плоскости с ЛА по формуле Т21=T·Sinспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1, определяют угол места до ближайшей точки излучения по формуле способ посадки самолетов, патент № 2296372 вводят в ЭВМ высоту полета h от радиовысотомера и определяют горизонтальную дальность Дг1 до ближайшей точки излучения по формуле Дг1=h/tgспособ посадки самолетов, патент № 2296372 1, принимают радиоимпульсы и вычисляют указанные параметры непрерывно до момента касания колес ЛА с ВПП и его полной остановки.

На Фиг.5 представлена схема устройства, реализующего способ. Устройство работает следующим образом. Радиоимпульсы 6 принимаются антеннами 1, 2, 3 и по фидерам одинаковой длины поступают в блок 4. Сигнал сначала достигает ближней к источнику антенны, например 1. При этом блок 4 фиксирует момент прихода сигнала к антенне 1 и ведет отсчет времени. Через некоторое время сигнал от источника достигает следующей антенны 2, при этом, как и в предыдущем случае, блок 4 фиксирует момент прихода сигнала к антенне 2 и ведет отсчет времени. С приходом сигнала от источника к дальней антенне 3 блок 4 прекращает ведение отсчета времени прихода сигнала к антеннам 1 и 2. Затем из блока 4 временные задержки способ посадки самолетов, патент № 2296372 1 и способ посадки самолетов, патент № 2296372 2 поступают на ЭВМ 5 для обработки по алгоритму, а блок 4 возвращается в исходное положение.

Класс G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных

способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы -  патент 2492525 (10.09.2013)
способ сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии -  патент 2492121 (10.09.2013)
способ обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата -  патент 2477893 (20.03.2013)
способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2475863 (20.02.2013)
способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2475862 (20.02.2013)
способ информационного обеспечения вихревой безопасности полета летательных аппаратов -  патент 2469411 (10.12.2012)
способ определения дальности видимости огней взлетно-посадочной полосы и устройство для его осуществления -  патент 2448371 (20.04.2012)
система ориентации движущегося объекта относительно оси взлетно-посадочной полосы (впп) -  патент 2434791 (27.11.2011)
Наверх