способ сжигания заряда твердого ракетного топлива

Классы МПК:F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике и используется при сжигании заряда твердого ракетного топлива. Способ сжигания заряда твердого ракетного топлива заключается в вертикальной установке ракетного двигателя на твердом топливе, креплении его к опорной плите и сжигании заряда. Ракетный двигатель устанавливают непосредственно в стволе пусковой шахты, где и производят сжигание заряда. Ракетный двигатель устанавливают соплом вверх и закрывают сопло герметичной заглушкой. Затем подключают ракетный двигатель к стационарному пульту управления пуском и системе регистрации параметров работы двигателя, заполняют ствол пусковой шахты до верхнего уровня инертной жидкостью и инициируют воспламенение заряда. Изобретение позволяет снизить затраты на подготовку и сжигание зарядов твердого топлива. 1 ил. способ сжигания заряда твердого ракетного топлива, патент № 2295051

способ сжигания заряда твердого ракетного топлива, патент № 2295051

Формула изобретения

Способ сжигания заряда твердого ракетного топлива, заключающийся в вертикальной установке ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ), креплении его к опорной плите и сжигании заряда, отличающийся тем, что РДТТ устанавливают и сжигают заряд непосредственно в стволе пусковой шахты, причем РДТТ устанавливают соплом вверх и закрывают сопло герметичной заглушкой, после этого подключают РДТТ к стационарному пульту управления пуском и системе регистрации параметров работы двигателя, заполняют ствол пусковой шахты до верхнего уровня инертной жидкостью и инициируют воспламенение заряда.

Описание изобретения к патенту

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к ракетной технике и используется при сжигании заряда твердого ракетного топлива (ТРТ). Заряд может иметь внутренние дефекты.

Уровень техники.

Известны способы ликвидации зарядов ТРТ путем взрыва на специальном полигоне, гидроразрушения, сжигания на специальном стенде на предприятии.

Недостатком известных способов является то, что они дороги, трудоемки и экологически небезопасны.

Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является способ сжигания на специальном стенде заряда твердого ракетного топлива, скрепленного с корпусом, заключающийся в заглушении крышкой одного из осевых отверстий корпуса, вертикальной установке заряда с каналом, заполненным флегматизатором горения, заглушенным отверстием вниз, и сжигании заряда. Заряд с помощью крышки крепят к опорной плите, расположенной в углублении в земле. На корпус надевают водонепроницаемый чехол со сливными отверстиями, расположенными в его нижней части, и сухарями, обеспечивающими зазор между корпусом и чехлом. Заряд с чехлом засыпают землей до уровня верхнего края чехла, подают воду в зазор и поджигают зазор (патент РФ №2215169, МПК F 02 K 9/24). Данный способ принят за прототип.

Признаки прототипа, являющиеся общими с существенными признаками заявляемого изобретения, - вертикальная установка ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ), крепление его к опорной плите и сжигание заряда.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, являются большие материальные затраты на строительство специального стенда и транспортировку ракетного двигателя железнодорожным или другим видами транспорта до стенда. Кроме этого, существует опасность взрыва ТРТ при возникновении нерасчетного режима сжигания, при погрузочно-разгрузочных работах, при транспортировке ракетного двигателя через населенные пункты к месту сжигания на стенде, что может привести к непредсказуемым последствиям для окружающей среды и населения. Также недостатком является вредное воздействие на население и окружающую среду выхлопных газов от сжигания ТРТ на стенде, находящемся вблизи или внутри крупного населенного пункта.

Раскрытие изобретения.

Задачей изобретения является снижение затрат на подготовку и сжигание зарядов ТРТ, обеспечение безопасного для населения и окружающей среды процесса сжигания зарядов ТРТ вдали от населенного пункта.

Поставленная задача была решена за счет того, что в известном способе сжигания заряда твердого ракетного топлива, заключающемся в вертикальной установке ракетного двигателя на твердом топливе, креплении его к опорной плите и сжигании заряда, РДТТ устанавливают и сжигают заряд непосредственно в стволе пусковой шахты, причем РДТТ устанавливают соплом вверх и закрывают сопло герметичной заглушкой, после этого подключают РДТТ к стационарному пульту управления пуском и системе регистрации параметров работы двигателя, заполняют ствол пусковой шахты до верхнего уровня инертной жидкостью и инициируют воспламенение заряда.

Признаки, отличительные от признаков прототипа: РДТТ устанавливают и сжигают заряд непосредственно в стволе пусковой шахты; РДТТ устанавливают соплом вверх и закрывают сопло герметичной заглушкой; подключают РДТТ к стационарному пульту управления пуском и системе регистрации параметров работы двигателя; заполняют ствол пусковой шахты до верхнего уровня инертной жидкостью; инициируют воспламенение заряда. Отличительные признаки позволяют снизить затраты на подготовку и сжигание зарядов ТРТ, обеспечить безопасный для населения и окружающей среды процесс сжигания зарядов ТРТ вдали от населенного пункта.

Краткое описание чертежей

Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором показана схема размещения объектов в пусковой шахте, где 1 - ствол пусковой шахты, 2 - инертная жидкость, 3 - заглушка сопла, 4 - РДТТ, 5 - опорная плита, 6 - система регистрации параметров работы двигателя, 7 - стационарный пульт управления пуском.

Осуществление изобретения.

Способ сжигания заряда твердого ракетного топлива осуществляют следующим образом.

После снятия ракеты с дежурства и изъятия ее из ствола пусковой шахты 1 отсоединяют РДТТ 4, сопловой блок закрывают герметичной заглушкой 3. Заглушка 3, кроме основного (классического) назначения, обеспечивает защиту внутреннего канала РДТТ 4 от попадания жидкости 2, которой заполняется пусковая шахта 1. После этого РДТТ 4 разворачивают соплом вверх и опускают в вертикальном положении обратно в ствол пусковой шахты 1, устанавливают и закрепляют его на опорной плите 5. Затем РДТТ 4 подключают к стационарному пульту управления пуском 7 и системе регистрации параметров работы двигателя 6. Ствол пусковой шахты 1 заполняют до верхнего уровня инертной жидкостью 2, например водой. При этом на заглушку 3 воздействует гидростатическое давление жидкости. По прочности заглушка 3 должна выдерживать гидростатическое давление жидкости. Далее производят зажигание заряда РДТТ 4 со стационарного пульта управления пуском 7. После воспламенения заряда твердого топлива и повышения давления в канале двигателя на заглушку 3 с внутренней стороны начинает воздействовать давление пороховых газов. После того, как давление пороховых газов превысит гидростатическое давление жидкости, заглушка 3 вылетает из сопла и горение заряда твердого топлива происходит по расчетному режиму. При этом гидростатическое давление жидкости при существующих глубинах пусковых шахт не превышает 0,3...0,5 МПа и не может повлиять на внутрикамерные процессы. Давление же в камере сгорания составляет 4...15 МПа.

Сжигание каждого отдельного РДТТ может производиться в своей (родной) пусковой шахте или нескольких РДТТ поочередно в одной и той же пусковой шахте, наиболее удаленной от населенных пунктов и гражданских сооружений. При необходимости на пусковую шахту сверху устанавливают глушитель.

Таким образом, предлагаемый способ, по сравнению с прототипом, позволяет:

- многократно снизить затраты на подготовку и сжигание зарядов ТРТ, исключив строительство стенда и транспортировку РДТТ от пусковой шахты до стенда;

- обеспечить безопасный для населения и окружающей среды процесс сжигания зарядов ТРТ путем сжигания непосредственно в стволе пусковой шахты вдали от населенного пункта.

Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами

способ изготовления зарядов стт и формообразующая оснастка для его осуществления -  патент 2508464 (27.02.2014)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления заряда смесевого твердого ракетного топлива -  патент 2451817 (27.05.2012)
способ бронирования заряда баллиститного твердого ракетного топлива торцевыми бронировками -  патент 2447309 (10.04.2012)
способ дожигания продуктов неполного сгорания при утилизации ракетных двигателей твердого топлива -  патент 2428578 (10.09.2011)
устройство для формования канального заряда из смесевого ракетного твердого топлива -  патент 2426000 (10.08.2011)
устройство для защиты секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397353 (20.08.2010)
устройство подачи воды в секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397352 (20.08.2010)
способ снижения воздействия параметров ударной волны и смешанного парогазового потока в камере локализации, охлаждения и нейтрализации и газоприемнике, включающем газоход, при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе и устройство для его осуществления -  патент 2383765 (10.03.2010)
способ изготовления сферической накладки резинотканевого чехла -  патент 2365778 (27.08.2009)
Наверх